Исследование в действии по теме Влияние групповой работы на взаимоотношения в классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Портфолио учителя 2 уровня

Жумабековой Анар Досымбековны

Исследование в действии по теме:

«Влияние групповой работы на взаимоотношения в классе»

На современном этапе государство поставило перед педагогами Казахстана задачу «воспитывать человека, умеющего использовать полученные знания, критически мыслить, анализировать и принимать решения, работать как индивидуально, так и в команде, мыслить творчески…» (Государственная программа развития образования на 2011-2020 гг.). Реализация данной задачи требует от учителя умения организовать учебный процесс, используя новые подходы в преподавании и обучении, а также введения новых систем оценки знаний.

На первом этапе «Лицом к лицу» мы ознакомились с ключевыми идеями Программы курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан второго (основного) уровня, которые способствуют процессу обновления образования. Основу этой Программы составляют модули: «Новые подходы в преподавании и обучении», «Обучение критическому мышлению», «Оценивание для обучения и оценивание обучения», «Использование ИКТ в преподавании и обучении», «Обучение талантливых и одаренных учеников», «Преподавание в соответствии с возрастными особенностями учеников», «Управление и лидерство в обучении». По определению «Руководства для учителя второго (основного) уровня» ожидаемым результатами Программы второго уровня являются «готовность учителей к обучению учеников тому, как учиться и сформированность их как независимых, самомотивированных, увлеченных, уверенных личностей с развитым критическим мышлением, проявляющих компетентность в цифровых технологиях». И так как «наибольшее воздействие на результативность процесса обучения учеников имеет не столько деятельность администрации школ и органов управления системой образования по обеспечению учителей соответствующими ресурсами, сколько повседневная работа учителя в классе, направленная на воспитание и развитие учащихся (Barber and Moushad, 2007) меня как учителя и классного руководителя заинтересовала идея аction research по актуальным проблемам повседневной практики, а особый интерес вызвало у меня коллаборативное обучение, так как самым актуальным на момент обучения для меня явился сплочение класса и установка доброжелательной атмосферы. И это не случайно. Наша школа была построена по Программе «100 школ, 100 больниц» 2009 году, так как нужно было разгружать городские школы, которые учились в 3 смены. В то время 8Б класс, где я являюсь классным руководителем, учился в 4 классе. Сборный по структуре, и не организованный по причине смен классных руководителей (классные руководители менялись не только ежегодно, но и ежечетвертно и даже ежемесячно) класс требовал от меня большого внимания в плане воспитания и развития. Недовольные новой сменой классного руководителя в очередной раз, родители на первое собрание в большинстве не явились. А те немногие, кто пришел ради знакомства со мной, заявили, что уже в 17 раз меняется классный руководитель, что от родителей большего внимания и участия лучше не ожидать, а делать все для того, чтобы сплотить и объединить класс в единый коллектив. Так и вышло. Со стороны родителей никакой помощи не было, так как работы с родителями никто не проводил и ввиду социально - бытовых проблем родители не уделяли должного внимания школьной жизни своих детей. Можно объяснить этот момент и тем, что в классе 18 учащихся, из них 12 мальчиков и 6 девочек. Много детей из многодетных (8) и малообеспеченных семей (5), есть дети из неполных семей (5) и из семей второго брака. Хотя учащиеся одного возраста, дети не находят общего языка и относятся друг другу предвзято. Качество знаний в классе на допустимом уровне. Есть 2 отличника и 8 хорошистов. Неуспевающих в классе нет, но есть ребята с низкой мотивацией. Из-за отсутствия системной воспитательной работы, в классе не было дисциплины и четкой организации.

В традиционном обучении учащиеся за несколько лет не смогли найти себя в коллективе, не смогли раскрыться, у них не было создано доброжелательной рабочей и творческой обстановки. Учась в 8 классе, они чувствовали себя зажатыми, скованными, стеснялись и боялись высказывать свои мысли. В классе есть ученики с неадекватным поведением, которые третировали своими насмешками и замечаниями. Перед ними выступать девочки не желали и не хотели. И в период прохождения практики передо мной стояла задача - создание коллаборативной среды, так как ученики чувствуют себя безопасно в доброжелательной атмосфере, вопросом для исследования я выбрала «Как групповая работа влияет на создание коллаборативной среды?» и ставила цель перед собой сплотить класс при помощи групповой работы. Так как при групповом обучении по-моему устанавливается сотрудничество друг с другом, при котором берется на учет умения и вклад, ответственность каждого члена группы, и основополагающий принцип коллаборативного обучения - соглашение, который формируется посредством сотрудничества членов группы, я предположила, что именно групповая работа внесет изменения в отношениях детей и мне легче будет формировать классный коллектив, внедряя новые подходы в обучении и инструментом для решения этой проблемы мной было избраны игровые формы и приемы.

Словом, Action research, который позволяет учителю изучить и исследовать проблемы при сопровождении учеников в мире познания и развития, я хотела исследовать влияние групповой работы на взаимоотношении в классе, при помощи новых подходов в обучении и инструментом для решения этой проблемы мной было избраны игровые формы и приемы, а также стратегии критического мышления. В «Руководстве для учителя 2 уровня» отмечено то, что учащиеся обучаются эффективнее при активном участии в процессе обучения. И для меня это определение было основополагающим. В то же время групповая деятельность школьников является одним их эффективных способов реализации, поскольку учебная деятельность является коллективной по свой природе и представляет собой систему организованных взаимодействий, отношений, общения. Поэтому она наиболее приближена к повседневным условиям общения.

Во время проведения исследования мною были внесены следующие изменения:

1. Применение инструментов критического мышления с целью развития у учащихся навыков сотрудничества.

2. Внедрение коллаборативного подхода в обучении учащихся.

3. Внедрение инструментов диалогического обучения способствующего развитию коммуникативных навыков обучающихся.

Все задания выбраны с учетом возрастных особенностей и были направлены на развитие памяти, речи и мышления.

Для проверки действенности инструментов и приемов критического мышления была собрана доказательная база: видеоматериал, фотографии, интервью учащихся, анкетирование, а также результаты творческих работ (кластеры, таблицы, постеры, презентации учащихся) и листы самооценки и взаимооценки групп.

Аргументом в пользу использованных методов сбора данных может послужить разнообразие форм и более объективное оценивание происходящих процессов в ходе урока и в классе в целом. Это позволило фиксировать события, происходящие в данный момент, и дало возможность собрать различную информацию.

Через наблюдение на протяжении 4 уроков я хотела проследить, изменится ли отношение друг другу у учеников, как они будут взаимодействовать при выполнении учебных заданий и как инструменты критического мышления будут способствовать развитию сотрудничества учащихся и созданию коллаборативной среды.

После первого урока по исследованию проводилось анкетирование с целью изучить психологического состояния учеников. Заданные вопросы касались взаимоотношениий в группе и насколько комфортоно чувствал себя ученик, работая в сотрудничестве.

Также одним из методов сбора, применяемым мною в период исследования, явились творческие работы учащихся. При просмотре выполненных работ можно сделать выводы об интеллектуальном росте учащихся, степени усвоения учебного материала. Например, выполненные постеры на первом уроке были низкого качества, а на четвертом уроке при заполнении таблиц они были лаконичными и оформленными более эстетично.

Использование листов самооценки как средство обратной связи выступило источником информации об уровне развития учащегося. Они позволили мне определить зону ближайшего развития ученика, проанализировать, что у него получается лучше, а над чем еще следует работать.

Учащиеся заполняли в конце каждого урока стикеры. Как источник информации об отношении учащегося к уроку, своей работе были важны, потому что в них отражались ощущения каждого учащегося. Формативное оценивание также проводилось при помощи стикеров.

На всех уроках я проводила видеосъемку интересных моментов урока, где учащиеся выполняли задания, выступали с результатами своих работ. Одним из положительных моментов видеосъемки является возможность учителю оценить свою деятельность на уроке и внести корректировки в свой стиль преподавания, посмотреть со стороны на урок и увидеть, реализация какого этапа урока была удачной, а какой требует доработки. К сожалению, не на всех уроках есть возможность использовать данный метод сбора информации, и не все учащиеся чувствуют себя комфортно во время съемок.

Фотосъемка для меня была источником дополнительной информации о работе каждого ученика на определенном этапе урока или этапе выполнения задания.

Думаю, что интервью учащихся как метод сбора информации один из эффективных, так как показывает отношение ученика к изучаемому предмету.

Собранные данные являются доказательной базой влияния проведенного исследования на изменение в моей практике.

Для эффективной работы мне было необходимо создать командной работы коллег и психолога. Подключение психолога школы было продиктовано возрастными особенностями учащихся и подбором инструментов для сбора данных. Команду учителей я подключала для анализа воздействия тех или иных видов работ на учащихся при достижении конечной цели. В команду входили учителя казахского и английского языка, учитель математики и биологии. Причем учителя математики и биологии были из числа сертифицированных учителей. В ходе исследования мы пересмотрели литературу, подбирали диагностические инструменты и методы и приемы работы, для обеспечения комфортных условий для работы в группе и в то же время раскрытия индивидуальных качеств личности. Ожидаемыми результатами к концу исследования я предварительно определила, что учащиеся приобретут умение слушать, принимать и уважать мнение каждого члена группы, стремиться понять, перефразируя или уточняя, высказывать свое мнение по существу вопроса, получат удовольствие от общения.

Следующим шагом начального этапа своего исследования явилось проведение сбора данных по изучению реальной картины процесса обучения.

Наблюдения и обработка анкетных данных 8 «Б» класса показывают, что в классе хороший уровень мотивации (80%), но вызывает тревогу то, что у 15% учащихся слабая, а у 5% учащихся низкий уровень мотивации. О данных учащихся хочется сказать, что они не понимают для чего и зачем они ходят в школу, если бы отменили занятия, они бы радовались и то, что они ходят ради внешкольных мероприятий и физкультуры. Это говорит о том, что им не внушили важность и необходимость получения знаний, они не поняли еще в начальной школе для чего и почему они учатся. Разбалованные вниманием или невниманием родителей они вносят в процесс урока дисгармонию. Диагностика, проведенная совместно со школьным психологом в начале практики, выявила, что в классе нет абсолютных лидеров, но большим авторитетом обладают три мальчика, которые имеют влияние на остальных ребят. Нужно отметить и то, что есть в классе независимые личности. Они ориентируются только на себя, для них нет авторитета среди сверстников, а существует авторитет учителя. При определении препятствий в учебе, дети отметили, что теорию усвоить легче в школе, нежели дома. Дома они ее не читают, а приступают сразу к практической части (63% респондентов) и объяснение учителя воспринимается легко только для «сильных» (56%), а 28% учащихся вникают в суть нового материала через диалог, 10% учащихся - при помощи родителей или одноклассников, 6% не понимают вообще учителя. Особую сложность вызывают предметы естественно-гуманитарного цикла у 48% учащихся, гуманитарного цикла у 36%, и 16% - испытывают затруднения в предметах эстетического цикла. Для определения уровня взаимоотношений в классе мной была проведена наблюдение и анкетирование. По результатам можно сказать, что в классе есть небольшие группы, которые создают неблагоприятный климат. Это выражается в повышении тревожности, низкой самооценке, в чувстве неуверенности и незащищенности. При посещении уроков было замечено, что учащиеся на традиционных уроках менее активны, нет живого общения, преобладают вопросы низкого порядка. Учащиеся демонстрировали заученные знания, могли применить, а аргументировать свой ответ не всегда удавалось. Все данные полученные в ходе исследования были обработаны и использованы для реализации темы и достижения цели исследования: как и в чем помощь учащемуся по преодолению барьера.

Исходя из темы исследования, я запланировала серию 4 последовательных уроков групповой работы. На первых двух уроках я использовала игровую технологию, так как именно игровая технология помогает создать командный дух и чувство сопереживания и сопричастности. Для активизации деятельности учащихся и создания коллаборативной среды мной были использованы физминутки, разминки, опережающие задания. В начале этапа организация и проведение таких видов работ занимало много времени и внимания с моей стороны. Но на последующих уроках дети сами предлагали форму проведения. Такая деятельность нравится детям, начала урока проходит позитивно, они чувствуют себя свободней, в классе создается атмосфера доверия и сотрудничества. Учитывая то, что каждый из нас индивидуален, я перед собой ставила задачу создания комфортных условий образовательной среды.

Как известно, все дети любят делится впечатлениями. Они хотят рассказать обо всем на свете, поделится своими переживаниями. Я зачастую закрывала на это глаза, ссылаясь на нехватку времени и не давала им раскрыть свой внутренний мир. Традиционно строила свой урок на монологической речи, где большую часть урока говорила я, объясняла новый материал, а ученики просто слушали. Сейчас же стараюсь планировать урок так, чтобы удивить их, заинтриговать, дать возможность вступить в дискуссию. Ведь дискуссия является основной формой общения. В процессе диалога учащиеся обмениваются знаниями, получают новую информацию, а также дискуссия помогает узнать, на каком уровне они находятся мои восмиклассники, насколько усвоили пройденный материал. Диалог «учитель-ученик», «ученик-ученик» теперь будут часто встречаться на моих уроках, потому что такие формы диалога позволяют детям высказывать свои суждения и аргументы. Проходя практику, я убедилась, что дети активно включаются в данный вид деятельности, и в его процессе могут поделиться различной информацией, используя свой жизненный опыт.

При проведении исследования я руководствовалась, прежде всего, принципом целесообразности: групповая работа была только на тех уроках и при изучении таких тем, где бы она была уместна, достигала конкретной цели. Групповая работа ради групповой работы, я считаю, бессмысленной и нерациональной, так как ученики тоже должны понимать, почему и для чего именно сегодня они работают в группе.

Характер взаимодействия учителя с детьми во время работы в группе качественно отличается от традиционных форм работы тем, что здесь возможно вовлечение всех в активную учебную деятельность. Компетентность учителя предполагает не только высокий уровень теоретической профессиональной подготовки, но и опыт участия и организации дискуссионных форм работы, как равноправного партнера, так и опытного ведущего.

На первом уроке я провела игру «Пожелания из шляпы». Это помогло мне научить учащихся говорить друг другу дружеские теплые слова, которые они стеснялись произнести вслух. Конечно, было и то, что дети отказывались читать и смеялись над чужими высказываниями. Но главное то, что они почувствовали важность приятных слов. Рефлексируя этот момент, дети говорили о том, что, читая пожелания, почувствовали себя позитивно, что они получили положительный заряд энергии для дальнейшей работы. Позже на последующих уроках они сами уже без шляпы говорили друг другу теплые слова-пожелания для создания доброжелательной атмосферы. Игру «Кто быстрее?» для определения темы урока и «Тяни - толкай» я выбрала для мотивации на результат и создать коллаборативную среду. Также в ходе уроков создавая атмосферу доброжелательности и сотрудничества, мной были использованы разминки, задания по созданию постеров, приемы, которые в полной мере давали возможность проявить себя и чувствовать себя свободно и комфортно. Так, например, стратегия «Посланник» давала мне возможность увидеть те изменения, которые происходили среди учащихся. Работая над созданием постера, который нужно было не только создать, но и донести свои мысли другой группе, вызывало у учащихся чувство ответственности. Каждый старался вникнуть в суть работы, добавить свою идею. А при защите рассказать так, как было задумано. Ребята в работах друг друга старались найти не только ошибки, но и отметить удачные моменты. К этому мы пришли не сразу. На первых 2-х уроках, когда составляли кластер, ребята еще не владели навыком составления концепкарты, поэтому я выбрала кластер. Во время защиты кластера, учащиеся смогли отметить сразу недочеты и ошибки, но не смогли найти положительные моменты. Для этого нами были разработаны критерий оценивания. По ним учащиеся учились оценивать и анализировать работы.

Для меня такая форма работы, как работа в группе, стала новой формой работы, потому что в своей прошлой практике я очень редко использовала такой вид работы. В настоящее время, я увидела, что работа в группе позволяет ученикам сблизиться, учит терпимее относиться друг к другу, учит умению слышать и слушать собеседника, что в ходе групповой работы, обсуждая ту или иную проблему, ученики могут прийти к единому мнению. Пока мы еще не научились работать в группе, потому что это очень трудоемкий процесс, который требует от учеников полной самоотдачи. И для того, чтобы работа в группе была слаженной, мы с ребятами прописали правила, благодаря которым они могут прийти к единому мнению.

В ходе использования навыков в практической работе при изучении темы «Междометие» я выбрала вид работы восстановление деформированных предложений, определение значения междометий. Я обратила внимание на то, что этот вид работы показал мне не только степень усвоения материала, но и умение работать в паре. А использование стратегии «Карусель» дал возможность оценить работу каждой пары, качество работы, обоснованность и аргументированность изменений. В применений приёма «Корзина идей», при котором учащиеся отвечали на вопросы « Что непонятно вам по теме? Что было трудно? Что было легко? Как себя чувствовали во время урока? я хотела увидеть не только рефлексию, но и умение выражать свою мысль, свои ощущения, свои эмоции. Если в начале исследования я использовала прием «Светофор», где у учеников есть красные, желтые и зеленые карточки, которые они кладут на свою парту, либо поднимают в воздухе (красная - не понимаю, зеленая - все предельно понятно, желтое есть вопросы), так как открыто сами не высказывали свои переживания, то к концу исследования они смогли письменно выразить свои ощущения. Надеюсь, в будущем они смогут сами самостоятельно вслух выражать свои переживания, свои эмоции.

На втором уроке при использовании приема «Круг радости», при котором учащиеся должны были продолжить предложение: «Я дарю тебе этот цветок, потому что ты …» я заметила, что учащиеся не умеют выражать свои чувства, подобрать комплимент, что данный вид работы вызвал затруднения. Ребята еще не были готовы к нему. Это было с моей стороны важным ходом, который позволил показать важную составляющую часть работы группы - создание правил работы группы. Поэтому, когда поняла, что дети смеются над подобранными комплиментами друг друга, я вмешалась в процесс, и став в середину круга, сама помогала ребятам преодолеть свою робость, а тех, кто смеялся, оштрафовала на балл. Этот инцидент подтолкнул ребят на серьезный и ответственный подход к подбору пунктов правил, которые сами разрабатывали в группе. Защита своих правил прошло в большой активности, так как ребята должны были не только демонстрировать свою работу, но и аргументировать каждый пункт. Была дискуссия, где, не перебивая друг друга, размышляя о важности и необходимости принимаемых правил, ребята составили общие правила поведения в группе и на уроке. Разработав правила поведения, учащиеся договорились и о наказаниях за невыполнение пунктов. Так были разработаны «золотые» правила поведения в классе и в группе. По ходу занятия нами были разработаны и критерий оценивания работы группы, где дети договорились оценивать не только доступность и точность, но и эстетичность, и глубину работы. Эта ситуация стала для восьмиклассников хорошим уроком: теперь, когда они, работают в группе, то стараются быть мобильными, собранными и работать на конечный результат. Можно было наблюдать серьезность своих намерений при последующем задании при составлении концепткарты на тему «Обращение». Если на первом уроке я применила стратегию кластер для сбора и активизации прежних знаний, то на втором уроке я объяснила, что такое концепткарта и как ее составляют. Ребята заметили разницу и, работая над новой темой, смогли составить свой вариант концептуальной карты. На третьем уроке я использовала частично-поисковый метод при определении темы урока «Чем эти предложения отличаются?». Проблемный вопрос подтолкнул ребят анализировать рассуждать и аргументировать. За минуту в группе они обсудили и выдали верный ответ. С первой минуты работы учащиеся были готовы к активной работе и были видны перемены произошедшие в них. Класс, который до исследования долго настраивался, терял драгоценное время урока, старался уложиться во времени, подгоняя друг друга работал в сотрудничестве.

Также после проведении серии уроков в классе выяснилось, что нельзя делить учащихся на «способных» и «неспособных». Раньше в классе в ходе урока я опиралась на учащихся с высокой мотивацией, а те, у которых была слабая мотивация к обучению, просто отсиживались. Теперь я знаю, что каждый ребенок интересен по-своему, только нужно правильно найти к нему подход, чтобы он смог раскрыть себя и показать свои возможности. Сейчас, я в полную силу использую задания, которые помогают развивать их познавательные способности. Также я использую знания учащихся с высокой мотивацией, их умения и навыки в работе со слабоуспевающими детьми. Вступая с ними в диалог, они наводящими вопросами пытаются пробудить у них желание говорить, высказывать свою точку зрения.

На уроках я много использовала «оценивание для обучения». Техники формативного оценивания позволяют мне узнать, насколько мои ученики поняли пройденный материал, на какой стадии они находятся в своем обучении. А также позволяет определить возможности улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей. Я увидела, что у многих детей хорошо развита мыслительная деятельность. Раньше я над этим не задумывалась, так как считала, что если ребенок дал правильный ответ - это уже хорошо. Я не развивала его ход мыслей дальше, ограничивалась только «буквальными» вопросами, соответственно получала на них короткие и односложные ответы. Изучив модуль «развитие критического мышления», я поняла, для того, чтобы ученик смог научиться говорить, грамотно излагать свои мысли, научился анализировать, аргументировать свои ответы, приводить доказательства, надо планировать вопросы «высокого порядка», которые приведут к пробуждению всех мыслительных процессов у ребенка.

Также я научилась терпимее относится к тем детям, которые испытывают некоторые затруднения в обучении, потому что я считаю, основная цель обучения - помочь учащимся ощутить в себе источник творчества, стимулировать его самореализацию в учебной деятельности как уникальной личности. Ее успешная реализация эффективно осуществляется при использовании различных форм групповой работы

Конечно, речь еще не идет о полном создании классного коллектива, коллаборативной среды, но наметилась тенденция к улучшению микроклимата класса. За столь короткое время исследования уже можно заметить перемены, а если продолжить работу в этом направлении и в той же командой учителей можно добиться поставленной цели. Для этого много предпосылок. Родители тоже заметили изменения в поведениях ребят. На очередном собрании родителей присутствовала большая часть, каждый интересовался с нововведениями и впечатлениями детей. Радовались достижениями своих детей и установлению взаимоотношений в классе. Они подчеркивали то, что многое зависит и от личности учителя по организации обучения в различных формах групповой работы и это подтверждает моя исследовательская работа. Во многих учебных ситуациях мое невмешательство помогало больше, чем доминирование над ситуацией. Мне было важно определить, где и как вмешаться, а где этого делать не следует. Порой именно это вызывало у меня затруднения. В ходе данного исследования я поняла, что именно благодаря лидерской позиции учителя устанавливается общая атмосфера в процессе проведения групповых занятий.

Речь идет о функциональной роли учителя, при которой он:

  • ставит ученика в позицию активного субъекта в групповой работе;

  • развивает способность ребенка к самоорганизации, саморегуляции и самоконтролю собственной деятельности;

  • организует процесс изучения ключевых идей на основе творческого взаимодействия с учениками.

В своем поведении я изменила установку категоричных суждений и неаргументированных высказываний. Думаю, что ее можно сопоставить с формами педагогического воздействия, направленного на создание коллектива, а это очень важно в классе, где это актуально. По-моему такая позиция учителя способствует пониманию того, что обучение в группе может быть полезным только при условии, когда каждый будет интересоваться не только собой, но и другими членами группы, будет проявлять заботу о других, доброжелательно, с готовностью помочь, будет вникать в проблемы и переживания других

Анализируя практику, я выявила следующие проблемные моменты при работе в группах:

  • Сложно дозировать время для групповых заданий. Мне в этом помогали электронные часы с таймером: группам дается время для работы, через некоторое время я говорю учащимся «Ваше время истекает», ставлю таймер, этот прием позволяет детям увидеть в буквальном смысле, как «бежит» время.

  • Требуется много дополнительного времени и ресурсов для подготовки и распечатки раздаточного материала для каждой группы. Так как мне хочется, чтобы задания были интересными, дифференцированными, а раздаточный материал был выполнен эстетично и аккуратно.

  • Для меня было сложно оценивать групповую работу, увидеть вклад каждого ученика в конечный результат. Этому мне предстоит научиться в дальнейшем.

  • Учащиеся с отличной успеваемостью стараются доминировать в групповой работе, своим авторитетом стараются подавить остальных участников группы, но в результате наблюдений за детьми, мы заметили, что после нескольких групповых работ, другие учащиеся пытаются сопротивляться этому давлению, стараются, чтобы и их голос был услышан. Этот факт радует.

В ходе исследования и постоянно рефлексируя свою деятельность я пришла к следующим предположениям и умозаключениям, которые позволят вносить коррективы в дальнейшую работу:

- Создание коллаборативной среды через групповую работу возможно, так как общение в группе превышает общение (речевые процессы) в общеклассной работе. Этому способствуют соблюдение правил групповой работы, стратегии развития критического мышления через чтение и письмо, «толстые» и «тонкие» вопросы по Таксономии Блума и многие другие методические находки, которые я узнала на курсах повышения квалификации нового формата.

- Групповая работа не только способствует взаимному обучению, но еще больше - для сплочения коллектива, формирования «чувства локтя», взаимной ответственности за итоговый результат.

- Работа в группе помогает раскрыться пассивным, «зажатым» ребятам, позволяет им быть смелее, раскованнее, а поддержка членов группы вселяет в них уверенность.

- Характер взаимодействия учителя с детьми во время работы в группе качественно отличается от традиционных форм работы тем, что здесь возможно вовлечение всех в активную учебную деятельность.

Многое мной еще не испробовано, а значит, мне есть над чем поработать, и мои ученики узнают еще массу нового и интересного, еще лучше научатся взаимодействовать друг с другом, так как, на мой взгляд, дети в первую очередь приходят в школу, чтобы общаться друг с другом, чтобы найти источник радости и творчества.

Навыки сотрудничества - одни из ведущих учебных компетенций, они имеют значение не только в учебном процессе. Ведь во взрослой жизни успешным тот человек, который умеет взаимодействовать с разными людьми, может быть мобильным, гибким, востребованным на рынке труда, умеет выслушать оппонента, умеет аргументировано изложить свою точку зрения, то есть обладает навыками ученика XXI века.

Используемая литература:

1. Программа курсов повышения квалификации педагогических работников республики Казахстан, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 г.
2. Руководство для учителя, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 г.

3.Государственная программа развития образования на 2011-2020 гг.




11


© 2010-2022