Конспект урока

Тема: «Подготовка к ЕГЭ. Основные группы сложноподчинённых предложений»   Цели: повторить сведения о СПП, научиться представлять структуру СПП в виде   схем,                              совершенствовать пунктуационные навыки, научиться различать союзы и союзные                                          слова, продолжить формировать понятие о видах придаточных с учётом подготовки  к ЕГЭ; развивать общее представление о группах СПП по их значению, речь, мышление; прививать учащимся лучшие человеческие качества: любовь к жизни, доброту, любовь к Родине, милосердие, мужество.    Оборудование: компьютер, «Толковый словарь русского языка» И.С. Ожегова, распечатки  таблицы «Придаточные обстоятельственные», распечатки таблицы «Алгоритм  определения вида придаточного», демонстрационный материал
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Подготовка к ЕГЭ. Основные группы сложноподчинённых предложений»

Цели: повторить сведения о СПП, научиться представлять структуру СПП в виде схем,

совершенствовать пунктуационные навыки, научиться различать союзы и союзные слова, продолжить формировать понятие о видах придаточных с учётом подготовки к ЕГЭ;

развивать общее представление о группах СПП по их значению, речь, мышление;

прививать учащимся лучшие человеческие качества: любовь к жизни, доброту, любовь к Родине, милосердие, мужество.

Оборудование: компьютер, «Толковый словарь русского языка» И.С. Ожегова, распечатки таблицы «Придаточные обстоятельственные», распечатки таблицы «Алгоритм определения вида придаточного», демонстрационный материал

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Повторение. Подготовка к ЕГЭ.

1. Вступительное слово учителя. (1 мин.)

2 слайд

- Ребята, на уроке мы продолжим подготовку к ЕГЭ. Повторим сведения о СПП: структуру предложений в виде схем, научимся различать союзы и союзные слова, группы СПП по из значению, будем совершенствовать пунктуационные навыки. К уроку я подобрала такой эпиграф: «Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека» (М.Горький). Запишите в тетрадях число, тему. Записи ведите быстро и аккуратно. Помните слова Л.Толстого: «Если ты что - нибудь делаешь, то делай это хорошо».

2. Словарно - орфоэпическая разминка (5 мин.)

3 слайд

Благовест, договор, знамение, красивее, сосредоточение, мытарство, факсимиле, принудить, облегчить, осведомить, предрекший, неправедный, благоволить, пристыдить, договорный, духовник, ломота, намерение, улучшенный, нравственный.

Слайд 4 3. Заполнение «слепой» таблицы»

- Какие бывают сложные предложения?


Сложное предложение

союзное

? бессоюзное

? СПП

ССП

4. Цифровой диктант ( 2 мин.)

Слайд 5 - Вы видите три предложения. Выпишите в тетрадь через запятую номер сложносочинённого предложения,

номер бессоюзного предложения,

1. Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца. (Пауст.)

2. Мелких чувств не бывает - мелкими бывают только души. (М. Алигер)

3. Жизнь каждого принадлежит отечеству, и не удальство, а только истинная храбрость приносит пользу. (П.Нахимов)номер сложноподчинённого предложения.

- Определите смысл предложений.




Ответ: 3,2,1.

4. Беседа с заполнением таблиц (10 мин)

- Какие предложения называются сложноподчинёнными?

- Как может быть построено такое предложение?

Строение сложноподчинённого предложения. СПП включает в себя главное и придаточное (ые) предложения. Придаточные подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения

Придаточное предложение стоит после главного:

Стыдно мне, что я в Бога верил.

Горько мне, что не верю теперь.

(С.Есенин)

Придаточное предложение стоит середине главного:

Дерзать надо смолоду, пока есть силы, и не надо бояться трудностей и ошибок. (П. Прос-курин)

Придаточное предложение стоит перед главным:

Пока вы молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. (А. Чехов))

Придаточные предложения отделяются от главного запятымиСлайд 6

Определительные

?

(Изъяснительные)

Обстоятельственные

?

(на вопросы определения)

Падежные вопросы

?

(на вопросы обстоятельства)-Давайте восстановим схему. Назовите группы СПП

Слайд 7




-Расскажите о структурных особенностях СПП

с придаточным изъяснительным,

с придаточным определительным, обстоятельственным

Слайд 8

Вид прида-точного

Значение

Вопросы

Средства связи

Примеры

Союз

Союз-ное слово

1. Изъяс-нитель-ное

Изъясняют, дополняют, поясняют слово со значением речи, мысли, чувства, восприятия, находящееся в главной части предложения

(сказуемое)

На вопросы косвен-ных падежей

Что, чтобы,

как будто

Что, когда, как, куда

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом

(С.Есенин)

2.Опре-дели-тельное

Определяют существитель-ное или местоимение в главной части предложения

Какой? Который? Чей?

Кото-рый, что, где, какой, чей

Уменье жить с людьми должно стать наукой, которой надо обучаться с детства.

(В. Тендряков))

3.Об-стоя-тель-ственное

Значения места, времени, цели, причины, условия, уступки, , сравнения, следствия, образа действия или степени

На вопросы обстоя-тельства

Когда, пока,

если,

словно,

так что,

так как,

как ни,

где ни, будто

и др.

Где, куда, откуда

Пока вы молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. (А. Чехов))

- У вас на парте лежит таблица «Обстоятельственные придаточные». Ею вы можете пользоваться в течение урока.

Слайд 9

Подчинительные союзы

Союзные слова

простые

составные

что

чтобы

ибо

пока

как

словно

если

потому что

оттого что

так как

лишь только

как будто

с тех пор как

в связи с тем что

и др.

который

какой

кто

что

как

где

куда

когда и др.

- не являются членами предложения,

- заменяется синонимичным союзом,

- можно опустить

- являются членами предложения,

- заменяется знаменательной частью речи

- нельзя убрать

- падает логическое ударениеСоюзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении

5. Тест «Союзы и союзные слова» (Приложение) (5 мин)


Тест

1. Подчинительные союзы бывают:

1)изъяснительные;

2) определительные;

3) обстоятельственные места

2. Всегда присоединяют союзными словами придаточные предложения:

1) изъяснительные;

2) определительные;

3) обстоятельственные

3. Укажите союз, не употребляющийся в придаточных уступительных:

1) пусть, пускай;

2) хотя;

3) несмотря на то, что

4) с тем чтобы

4. Укажите союзы, употребляющиеся в придаточных условия:

1) в то время как;

2) потому что, ввиду того что;

3) если, раз, если - то;

4) чем - тем

5. Укажите союзы, употребляющиеся в придаточных причины:

1) так что;

2) для того чтобы, чтобы;

3) вследствие того что, потому что, так как

№ задания

1

2

3

4

5

Ответ

1

2

4

3

34) пока, с тех пор как



6. Распределительный диктант

- Распределите группами союзы и союзные слова. Выпишите номер предложения и союз или союзное слово

Слайд 10

1.Я читала, что бессмертны души. (А. Ахматова)

2. Плох тот народ, который не помнит, не ценит, не любит своей истории. (В.Васнецов)

3. Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать. (А. Пушкин)

4. Нет величия там, где нет простоты, добра и правды. (Л. Толстой)

5. Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (А. Пушкин)

Ответы: Союзы: 1. Что 3. Чтоб 5. Пока

Союзные слова: 2. Который 4. Где

- Как вы понимаете эти высказывания?

6. Выборочное письмо

Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения

1. Найти грамматические основы.

2. Установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения.

3. Поставить вопрос от главного к придаточному.

4. Найти союз или союзное слово в придаточном предложении.

5. По вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.

-У вас на партах лежат алгоритмы рассуждения при определении вида придаточного предложения. Пользуясь этим алгоритмом, 1 ряд выпишите предложение с придаточным изъяснительным, расставьте знаки препинания, начертите схему

2 ряд - с придаточным условия

3 ряд - с придаточным определительным

Слайд 11

1.Человек может стать другом, товарищем и братом другого человека, когда горе другого человека становится его личным горем. (В. Сухомлинский)

(Придаточное условия)

2. Жизненная мудрость заключается в том, что надо учиться радоваться всему…(Е. Пермитин) (Придаточное изъяснительное)

3. Есть люди, которые через всю жизнь проносят чувства, приобретённые ими в детстве или в юности. (Г Марков) (Придаточное определительное)

- Какова основная мысль предложений?

Цените слух, цените зренье,

Любите зелень, синеву -

Всё, что дано нам во владенье

Двумя словами: «Я живу»

Любите жизнь, покуда живы.

(С. Маршак)

Слайд 12

7. Синквейн

Вариант1 - «предложение»

Вариант 2 - «душа»

Итог урока

1. Рефлексия

- Чем обогатил вас урок?

( Повторили строение СПП, группы придаточных, научились отличать союз от союзного слова. Все предложения учат доброте, любви к жизни, к родине, милосердию, патриотизму).

Слайд 13

2. Заключительное слово учителя

- Давайте ещё раз обратимся к эпиграфу урока. Пусть он станет одной из заповедей вашей жизни.

Домашнее задание

Теория (Н.А.Сенина),упр. 251 (А.И.Власенков),

упр. 389- 391 (Н.А.Сенина)

© 2010-2022