Причины исчезновения интереса к чтению. Пути их устранения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Причины исчезновения интереса к чтению. Пути их устранения.

Причины исчезновения интереса к чтению. Пути их устранения.


Л.И.Янкунова

учитель русского языка и

литературы ГБОО школы № 457

Выборгского района

Санкт - Петербурга


В 20011 году на съезде Российского книжного союза премьер-министр России В. В. Путин говорил: «Интеллектуальный потенциал и культура нации зависят не только от того, сколько мы читаем, но и какие нравственные, духовные ценности, морально-этические ориентиры формируют книги, заставляют ли они думать, размышлять, анализировать».

Результаты Программы международной оценки образовательных достижений учащихся (PISA) показали, что средний балл российских 15-летних учащихся по читательской грамотности в 2012-м году составил 475 баллов, что статистически ниже, чем по странам ОСЭР (493балла). В исследовании PISA установлено 6 уровней читательской грамотности, среди которых 2-й уровень является пороговым. Процент российских учащихся, не готовых адекватно использовать более или менее сложные тексты для ориентации в повседневных ситуациях, уменьшился с 28% в 2000-м году до 22% в 2012-м году, а число учащихся, продемонстрировавших самые высокие результаты, соответствующие 5-6-му уровням читательской грамотности, повысилось с 3% до 5%.

Число 15-летних учащихся России, достижения которых выше порогового уровня, составляет 78% ( в среднем в странах ОЭСР- 82%); из них готовых к самостоятельному обучению с помощью текстов даже в знакомых житейских ситуациях в России 22%. Эти учащиеся не достигли порогового уровня читательской грамотности ( 2-го уровня по международной шкале).

Встает вопрос, что нужно сделать для того, чтобы повысить читательскую грамотность среди подростков? Ведь известно, что если ребенок систематически не читает, он упускает около 14% всей доступной ему информации (из 20% возможных). Хорошо читающий ребенок быстро улавливает смысл прочитанного, выделяет главное в тексте. Тот, кто читает свободно, лучше отвечает на вопросы по прочитанному, имеет большую орфографическую зоркость. Чтение способствует эмоциональной выразительности, повышению степени восприятия и глубины понимания текста. Читающий ребенок обладает большим объемом информации и ориентируется в предметах, имеет навыки поиска и обобщения информации. Дети, которые часто читают в свободное время и при этом заняты разнообразными видами читательской деятельности, гораздо более успешны в школе. У много читающего ребенка развита речь, мышление его продуктивное, а формирование продуктивного мышления обеспечивается технологией интеллектуального образования. Ребенок, который много читает, гораздо развитие своего нечитающего одноклассника, он более активен на уроках, его монологическая речь богата синтаксическими конструкциями, он может изложить материал, обращаясь к примерам из разных текстов. Актуально-читающему подростку легко сдавать экзамены по русскому языку и литературе, так как он легче приводит примеры из литературных произведений, подтверждая свои мысли, размышляя над проблемами исходного текста, аргументируя свои точки зрения.

Кроме этого, чтение оказывает влияние на память; в детском возрасте чем больше информации запоминается, тем больше ее сохраняется. С.Н.Плотников в статье "Чтение и экология культуры» пишет, что «...чтение является одним из древнейших средств приобщения к знаниям, к культуре и по мере движения общества по пути научно-технического и культурного прогресса роль его возрастает». С этим спорить бессмысленно. Но почему тогда мы говорим об исчезновении интереса к книге? Как повысить интерес подростка к ней? Чтобы ответить на эти вопросы, надо обратиться к проблемам, относящимся к данной теме.

  1. Если ребенок не имеет близкого человека, увлеченного чтением, вряд ли он возьмет книгу сам. В его жизнь войдут книги тогда, когда он увидит, что жизнь родителей немыслима без них. Ведь давно известно, что дети делают то, что их родители.А в беседе с ребенком, обращаясь к книжным примерам, родители способствуют тому, чтобы стимулировать процесс чтения своего ребенка. Ведь для становления компетентного читателя решающее значение имеет среда, в которой люди, окружающие читающего подростка, относятся к чтению как к ценности.

  2. Отсутствие книг в семье говорит о том, что ребенок останется и в этой ситуации равнодушным к чтению. Часто на уроке можно услышать от таких детей : «Я эту книгу не нашел». Книги, передающиеся из поколения в поколение, семейные библиотеки, собирающиеся дедушками и бабушками, - большая редкость в наше время. Родитель, радующийся книге, научит этой радости и ребенка.

  3. Утрата традиционных семейных вечерних чтений. Современные родители заняты больше, чем прежде,- это загруженность на работе, стремительный темп жизни, занятия домашним хозяйством, быт. И времени нет на то, чтоб самому почитать, а не то, чтобы, собравшись вечером всей семьей, почитать вместе. Вспоминаю свое детство: вечерами мама садилась на край моей постели и начинала выразительное чтение в лицах захватывающих книг. Процесс чтения останавливался на самом интересном месте, и я вспоминаю, с каким нетерпением я ожидала следующего вечера, чтоб услышать, чем закончится история героев. Так продолжалось, пока я не поняла, что нужно быстрей учиться читать самой. Это были мамины уроки чтения, на которые она не экономила времени, которые запомнились мне на всю жизнь и помогли в выборе профессии.

  4. Увлеченность современных детей гаджитами, компьютером, Интернетом - еще одна проблема снижения интереса к чтению. Все это влечет за собой иллюзию управления, включенности во взаимодействие с миром. Чтение - это пассивный процесс восприятия событий, в ход которых ребенку вмешаться не удается. Работа за компьютером дает ощущение легкости исполнения замысла. Компьютер по сравнению с книгой дает более серьезный бонус - ребенок получает возможность играть. Компьютер помогает найти интересующую, увлекательную информацию, над которой размышлять не надо, которая не заставляет активизировать мыслительную деятельность. Читая, ребенок получает чаще всего только моральное поощрение взрослых. Читая, ребенок эмоционально вживается в роль; играя на компьютере, он технически исполняет последовательность только ему интересных операций.

  5. Влияние «экранной культуры» на подростка является также проблемой «нечтения» ими. Ученики говорят о том, что экранизированное произведение посмотреть проще в целях экономии времени, чем прочитать его, да и «размышлять не надо, все представлено на экране». Дети говорят, что иногда после просмотра фильма хочется прочитать произведение, но не всегда представление о книге после фильма складывается в ее пользу. Поэтому не хочется портить впечатление о произведении.

  6. Неправильность и неумение выбора книги подростком снижает тоже интерес к чтению. Помочь в выборе книг обязаны взрослые: родители, учителя, которые подскажут, посоветуют ту или иную книгу, но для этого они должны сами обладать читательским вкусом, знанием особенностей и интересов ребенка,чтоб окончательно не отбить желание прочитать книгу. Именно поэтому чаще нужно обсуждать то, что прочитано вместе.

  7. Нехватка времени современного школьника сказывается тоже на отсутствии увлеченности чтением. Лучше провести время в Интернете, чем за книгой. А вот чтобы правильно распределить время на то и на другое, нужна тоже помощь взрослых.

Коснувшись проблем, связанных с исчезновением интереса к чтению, хочется поделиться теми рекомендациями, которые я использую в своей работе как для родителей, так и для детей.

Родителям рекомендую вспомнить семейные чтения, которые помогают привить любовь к чтению. Предлагаю делиться впечатлениями о прочитанных ими книгах, советовать читать их своим детям, а потом совместно обсуждать. Причем не только те произведения, которые раньше были прочитаны мамой или папой, но и те, которые читает их ребенок, чтобы понимать проблемы, интересующие его. Предлагаю родителям детей младшего школьного возраста развивать воображение ребенка , побуждая угадывать последовательность событий, освещенных в книге, представлять мыслительно героев, предполагать содержание, не зная окончания произведения. Воображению ребенка способствует и такой прием, как придумывание рассказов во время прогулки по парку, поездки в машине и т.д. А после придуманного рассказа следует предложить прочитать произведение, написанное писателем на эту же тему. Советов для родителей как привлечь детей к чтению, много, вопрос в другом, все ли хотят внять им.

В работе с детьми пользуюсь разными приемами, чтоб заинтересовать их чтением того или другого произведения. Один из главных приемов - это выразительное чтение произведения в лицах самого учителя. Дети, как младшие, так и старшие, слушают завороженно тогда, когда им интересно. А когда интересно, тогда заставлять читать не надо. Часто в классе вывешиваю цитаты из произведений, изучаемых на уроках. Цитаты, которые заставляют задуматься, найти ответ на вопросы, возникающие во время чтения, а найти их можно, прочитав данное произведение. На уроках литературы часто задаю проблемные вопросы и в качестве домашнего задания тоже, чтоб дети «покопались» в тексте, находя ответ на вопрос. Внимание, обращенное на детали в тексте, тоже заставляет задуматься над ними, развивает мыслительную активность. В 5-6-х классах предлагаю завести читательские дневники, где в произвольной форме дети дают отзывы о прочитанных произведениях, характеристики героев. В начале урока время от времени отвожу минут 5 на анонсы понравившихся прочитанных произведений детьми, что привлекает интерес к данным произведениям. Кроме учащихся, предлагаю сама книги современных авторов, пользующихся спросом среди ребят.

Считаю, что интерес к чтению может появиться и после посещения экскурсий в музеи- квартиры писателей и поэтов, в Санкт - Петербурге их огромное множество. Впечатления от посещения их побуждают детей ближе познакомиться с творчеством писателя, соединить его произведения с увиденным и услышанным во время экскурсии.

Общешкольные проекты, связанные с чтением, играют тоже важную роль в привлечении к чтению подростков. Так, проект «К книге и чтению через досуг и общение», приуроченный к Году литературы в 2015 году, показал, что дети не просто читали книги, но и исследовали их по определенным темам. Темы в каждом классе были свои, например: «В поисках сокровищ ( по страницам произведений о пиратах, их тайнах и кладах)», « Адреса литературных героев в произведениях поэзии и прозы 19 века», "Фразеологизмы в баснях И.А.Крылова», « Мифы и легенды Санкт - Петербурга в произведениях 19 века», « Салоны и произведения их авторов в начале 20-го века» и другие. Такие проекты сближают ребят, раскрывают творческий потенциал через совместную читательскую деятельность, показывают, что общение и досуг можно провести с пользой, если рядом книга.

Когда-то В.Сухомлинский сказал: «Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения - невоспитанный человек, нравственный невежда!» Хочется верить, что интерес к чтению у современных подростков не пропадет, если правильно подойти к данной проблеме, и помочь в этом можем мы - взрослые.


© 2010-2022