Глагол. Категория глагола

Ресурс предназначен для проведения урока с использованием интерактивной доски. Тема: Глагол. Категория глаголаЦель урока: образовательная: дать понятие о глаголе, о неопределенной форме глагола, выработать умение отличать глаголы от других частей речи, познакомить с историей тряпичных кукол   развивающая: развитие аналитических способностей, развитие умений находить  глаголы в тексте, задавать к ним вопросы, определять их значения, находить определять неопределенную форму, умения рассуждать, дел...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Глагол.Категория глаголаГлагол.Категория глаголаГлагол.Категория глаголаГлагол.Категория глаголаГлагол.Категория глаголаГлагол.Категория глаголаФИО автора: Калиева Айгуль Бектасовна Глагол.Категория глагола

Должность: учитель русского языка и литературы

Учебное заведение: КГУ «СОШ № 82»

Домашний адрес: 110200, Республика Казахстан, Карагандинская область,

г.Караганда, ул. Р. Люксембург 172

№ домашнего телефона - 8 (7212) 325807,

№ рабочего телефона - 8 (7212) 325807

№ сот. телефона - 87785986058

Тема: Глагол. Категория глагола

Цель урока: образовательная: дать понятие о глаголе, о неопределенной форме глагола, выработать умение отличать глаголы от других частей речи, познакомить с историей тряпичных кукол;

развивающая: развитие аналитических способностей, развитие умений находить глаголы в тексте, задавать к ним вопросы, определять их значения, находить определять неопределенную форму, умения рассуждать, делать выводы, добывать нужную информацию; выделять существенную, развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

воспитательная: воспитывать в детях бережное отношение к игрушкам.

Оборудование: интерактивная доска, электронный учебник, флипчарты, электронные цифровые ресурсы

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие учителя.

Отметка отсутствующих.

Проверка готовности класса к уроку

  1. Психологический настрой

Улыбнитесь друг другу, получите заряд положительных эмоций, которые пригодятся вам в дальнейшей работе.

Какой рисунок вам больше всего по душе и почему?

  1. Актуализация знаний учащихся

(повторение)Глагол.Категория глагола

Разноуровневые задания

1 группа

Кластер

Имя прилагательное

Глагол.Категория глагола

Глагол.Категория глагола

Глагол.Категория глагола

2 группа

Измените, указанные прилагательные по числам и родам и заполните в таблице пустые клетки

ОН

ОНА

ОНО

ОНИ

известный







лучшие


народная





музыкальное




3 группа

  1. Открытый тест

Имя прилагательное - это…

Имена прилагательные изменяются…

Чтобы определить род и число имени прилагательного, надо: …

2. Просклоняйте прилагательное народная сказка

Запись в тетради числа.

У.: Посмотрите, скорее, ребята. Кто сегодня к нам пришел?

4. Активизация знаний учащихся

У.: Что за герой? Что о нём вы можете сказать?

3. Формулирование темы урока

У.: Этот гость - он добрый, славный, а зовут его …

-Составьте из букв его имя а л а г г о

-Запишем имя нашего героя - Глагол.

-Назовите тему нашего урока. Как думаете, чем будем заниматься?

(Мы продолжим знакомство с частями речи и уточним представления о глаголе).

5. Открытие нового знания

У.: Этот дядюшка Глагол ужасный шутник и проказник. Очень любит он петь и играть…

-Что странного в его облике? Почему он так выглядит? (совершает множество действий)

-Рассмотрите иллюстрацию и скажите, какие действия совершает дядюшка Глагол? (Читает, листает, пишет, рисует, забивает, бегает, танцует, катается, скользит, играет,

покупает, носит, отбивает, развлекается).

-А ещё он умеет, ребята, кто, что делает замечать.

-Постарайтесь работать на уроке так, чтобы дядюшка Глагол остался доволен.

У.: Дядюшка Глагол такой деятельный, что даже в нашем учебнике оставил для вас задание.

Работа по учебнику - упражнение 339 на странице 147

Чтение текста заполнение таблицы ЗУХ

Знаю

Узнал (а)

Хочу узнать






Дневник двойной записи ( словарная работа)

Ключевые слова

Понятия

Приданое

Имущество, дававшееся родителями дочери при ее выходе замуж (қалыңдықтың дүниесі).

Кудель

Волокнистая часть льна (зығыр талшығының бөлігі).

Вопросно-ответная беседа по тексту

Какая игрушка была самой популярной в деревне?

До какого возраста дети играли с такими куклами?

Что училась делать девочка, играя с тряпичной куклой?

6. Объяснение учителем новой темы

- В своем ответе на последний вопрос вы использовали слова шить, кроить, готовить, одевать. Это ребята, глаголы

Глагол - самая важная, самая живая часть речи, которое обозначает действие предмета или состояние предмета отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать?

- В русской речи очень много глаголов. Они играют в языке важную роль. Без глаголов мы ничего не можем сделать: ни встать, ни прийти в школу, ни помириться, ни учиться.

Прослушать объяснение по электронному учебнику

Глагол.Категория глагола

Глагол.Категория глагола





Глагол.Категория глагола

Глагол.Категория глагола

Вид глагола - категория, которая выражает различия в протекании действия. Эта категория различает глаголы несовершенного вида (отвечают на вопрос Что делать?: летать) и глаголы совершенного вида (отвечают на вопрос Что сделать?: полететь).

Время - категория, которая выражает отношение действия к моменту речи. Выделяется три времени: настоящее, прошедшее и будущее. Время глагола тесно связано с категорией вида: НСВ - продавать - продавал - буду продавать; СВ - продал - продам.

7. Работа в группах.

У.: Ребята, у дядюшки Глагола есть подруга - кукла Барби, которая приготовила для вас разные задания

  1. Группа

Объясни значение и замени одним глаголом.

Сидеть сложа руки - бездельничать

Зарубить на носу - запомнить

Клевать носом - дремать

Повесить голову - загрустить

Водить за нос - обманывать

Задать перцу - наказать

Витать в облаках - мечтать

Покрываться цветами - цвести

2 группа

Вставьте пропущенные слова. Прочитайте.

Одеяло ________,

_________ простыня.

И подушка,

Как лягушка,

__________ от меня.

Ответ

Одеяло убежало,

Улетела простыня,

И подушка,

Как лягушка,

Ускакала от меня. ( К.И. Чуковский «Мойдодыр»)

3 группа: Допиши подходящие по смыслу слова.

Дети всегда... . Для игрушек можно … любой материал - веточки и камешки, ленточки и тряпочки. Сейчас большая часть игрушек … на фабриках

Какие молодцы! Вы справились!

Индивидуальная карточка №1

  1. Вставь пропущенные буквы.

Т__кут руч__и. Л__тят шумные стайки скв__рцов. Гр__чи в__ют гнезда на д__рев__ях. Л__тают и п__ют птицы. Появилась з__леная тра__ка. В с__ду много работы.

Индивидуальная карточка №2

Спиши. Подчеркни слова, которые отвечают на вопросы: что делает? что делают?

Дом, нарядный, лежит, капуста, жует, рисует, белый, вершины, пишет, ползут, бодрый, год, играет, поет, машина, собрал.

8. Игра "Ремонт"

Я читаю список слов. Когда называется глагол, вам нужно хлопнуть в ладоши. Итак, приготовились!

Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, летел, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вылепил, зажёг, флажок, дружок.

9. Закрепление

Задание по электронному учебнику

Выполнение тренировочных упражнений

Глагол.Категория глагола

Глагол.Категория глагола

10. Итог урока

Молодцы, ребята! Ваши знания, полученные сегодня могут пригодиться вам в жизни.

А.Югов говорил: Глагол - самая огнепышущая, самая живая часть речи.

В глаголе струится самая алая, самая артериальная кровь языка.

Да ведь и назначение глагола - выражать само действие.


Оценивание

Глагол.Категория глагола

Рефлексия

  • Справились с заданиями?

  • В чём испытывали затруднения?

- Как оцениваете свою работу?

- Где могут пригодиться знания, полученные сегодня на уроке?

Домашнее задание

Выполнить упражнение № 345,353,354 и выучить правило.










© 2010-2022