- Преподавателю
- Русский язык и литература
- А. П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире
А. П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Веленская Н.В. |
Дата | 13.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема урока: А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире.
Тип урока: урок чтения и изучения произведения
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая
Цели урока:
1. Продолжить знакомство учащихся с творчеством А.П.Чехова.
2. Продолжить формировать умение анализировать художественный текст, ориентироваться в тексте, быстро находить нужные фрагменты, зачитывать.
Развивать творческое воображение и способность смело высказывать собственное мнение.
3. Воспитывать у ребят чувство сострадания, сочувствия, желание помочь ближнему в трудную минуту.
Оборудование урока: 1. Книга «А.П.Чехов в портретах, иллюстрациях, документах».
2. Цитаты А.П.Чехова из произведений, изученных в 8 классе.
3. Картина Эдварда Мунка «Крик».
3. Демонстрационный материал.
ХОД УРОКА.
I. Актуализация опорных знаний.
Учитель: наш урок об А.П.Чехове мне хотелось бы начать с цитаты : « Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья…» ( из записной книжки А.П. Чехова). Она, конечно же, наглядно демонстрирует жизненную позицию самого автора, но не только. Сегодня мы будем анализировать рассказ Чехова «Тоска», и вы в течение урока должны будете подумать над тем, как эта цитата перекликается с проблемой, которую автор поднимает в своём произведении. А сейчас давайте уделим несколько минут автору.
А) Жизненный путь поэта в датах.
На доске расположена таблица с датами. Ученики должны по ним восстановить события из жизни писателя. Учитель дополняет ответы учеников интересной информацией о писателе.
Б) Игра «Узнай произведение А.П.Чехова по цитате» ( цитаты взяты из рассказов «Крыжовник», «О любви», « Человек в футляре»)
Б) Целеполагание : Ребята, а что за картина висит на доске? А почему я выбрала именно эту картину?
Ответы учащихся и итог: и А.П.Чехов, и Эдвард Мунк поднимают тему одиночества человека, живущего среди людей, но безумно одинокого.
II. Работа с текстом, который учащиеся прочитали дома, в форме беседы и подбора ключевых слов.
Учитель:
-
Какое страшное событие произошло в жизни главного героя?
Умер сын
неделю назад
-
Как зовут главного героя произведения?
Иона Потапов
( дети подбирают слова, рассказывающие об этом человеке)
Извозчик Петербург нет почина ждёт
-
Какие чувства переживает отец ? Что помогает нам ощутить горе отца?
Природа
сумерки , зима , мокрый снег, пласты снега, вечерняя мгла, бледность фонарных огней.
-
Внутреннее состояние Ионы передаётся и через его действия, поведение, внешность. Какие они?
Поведение, внешность
Бел,как мел; согнулся, вздрагивает, кривит улыбкой рот, сгибается; что рубль, что пятак…-всё равно; изгибается, отдаётся тоске.
-
Кого встречает в этот вечер Иона? Как они ведут себя?
Военный Трое молодых людей Молодой извозчик
Все умирают… Змей Горыныч, насмехаются, бьют Укрылся с головой и спит…
Поезжай…эдак
и до завтра не доедем…
Лопни грудь Ионы…..(страница 23 учебника)
-
Кто всё-таки выслушал нашего горемыку?
-
Почему, когда Иона стал говорить с лошадью, вдруг мы впервые видим другого человека? Какого? Почему?
III. Итог. Так какую же цель преследовал автор, создавая рассказ?
А вот многое ли изменилось в мире, где живёте вы?
А как часто вы помогаете плачущему ребёнку? Замечаете ли вы , что кому-то плохо?
А как вы относитесь к домашним животным?
Задумывались ли вообще, что кому-то ближнему нужна помощь?
Ну и последнее: так почему же я выбрала именно это высказывание для эпиграфа?
ВЫВОД.
IV. Рефлексия. Сегодня на уроке мы…
Мы знали, что…
К уже знакомым фактам добавилась ещё и такая информация….
Художественные произведения не только учат, но и….
V. Оценивание.
VI. Домашнее задание: стр. 25 -30, ответить на вопросы. Перечитать рассказы. Уметь пересказать и проанализировать.
Приложение: