А. П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире.А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире.А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире.А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире.А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире.А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире.А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире.А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире.А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире.А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире.А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире.А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире.А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире.А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире.А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире.А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире.А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире.А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире.А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире.А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире.А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире.А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире.А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире.Тема урока: А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире.

Тип урока: урок чтения и изучения произведения

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая

Цели урока:

1.​ Продолжить знакомство учащихся с творчеством А.П.Чехова.

2.​ Продолжить формировать умение анализировать художественный текст, ориентироваться в тексте, быстро находить нужные фрагменты, зачитывать.

Развивать творческое воображение и способность смело высказывать собственное мнение.

3. Воспитывать у ребят чувство сострадания, сочувствия, желание помочь ближнему в трудную минуту.

Оборудование урока: 1.​ Книга «А.П.Чехов в портретах, иллюстрациях, документах».

2. Цитаты А.П.Чехова из произведений, изученных в 8 классе.

3. Картина Эдварда Мунка «Крик».

​ 3. Демонстрационный материал.

ХОД УРОКА.

I. Актуализация опорных знаний.

Учитель: наш урок об А.П.Чехове мне хотелось бы начать с цитаты : « Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья…» ( из записной книжки А.П. Чехова). Она, конечно же, наглядно демонстрирует жизненную позицию самого автора, но не только. Сегодня мы будем анализировать рассказ Чехова «Тоска», и вы в течение урока должны будете подумать над тем, как эта цитата перекликается с проблемой, которую автор поднимает в своём произведении. А сейчас давайте уделим несколько минут автору.

А) Жизненный путь поэта в датах.

На доске расположена таблица с датами. Ученики должны по ним восстановить события из жизни писателя. Учитель дополняет ответы учеников интересной информацией о писателе.

Б) Игра «Узнай произведение А.П.Чехова по цитате» ( цитаты взяты из рассказов «Крыжовник», «О любви», « Человек в футляре»)

Б) Целеполагание : Ребята, а что за картина висит на доске? А почему я выбрала именно эту картину?

Ответы учащихся и итог: и А.П.Чехов, и Эдвард Мунк поднимают тему одиночества человека, живущего среди людей, но безумно одинокого.

II. Работа с текстом, который учащиеся прочитали дома, в форме беседы и подбора ключевых слов.

Учитель:

  • Какое страшное событие произошло в жизни главного героя?

Умер сын

неделю назад

  • Как зовут главного героя произведения?

Иона Потапов

( дети подбирают слова, рассказывающие об этом человеке)

Извозчик Петербург нет почина ждёт

  • Какие чувства переживает отец ? Что помогает нам ощутить горе отца?

Природа

сумерки , зима , мокрый снег, пласты снега, вечерняя мгла, бледность фонарных огней.

  • Внутреннее состояние Ионы передаётся и через его действия, поведение, внешность. Какие они?

Поведение, внешность

Бел,как мел; согнулся, вздрагивает, кривит улыбкой рот, сгибается; что рубль, что пятак…-всё равно; изгибается, отдаётся тоске.

  • Кого встречает в этот вечер Иона? Как они ведут себя?


Военный Трое молодых людей Молодой извозчик


Все умирают… Змей Горыныч, насмехаются, бьют Укрылся с головой и спит…

Поезжай…эдак

и до завтра не доедем…

Лопни грудь Ионы…..(страница 23 учебника)


  • Кто всё-таки выслушал нашего горемыку?

А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире.


  • Почему, когда Иона стал говорить с лошадью, вдруг мы впервые видим другого человека? Какого? Почему?

III. Итог. Так какую же цель преследовал автор, создавая рассказ?

А вот многое ли изменилось в мире, где живёте вы?

А как часто вы помогаете плачущему ребёнку? Замечаете ли вы , что кому-то плохо?

А как вы относитесь к домашним животным?

Задумывались ли вообще, что кому-то ближнему нужна помощь?

Ну и последнее: так почему же я выбрала именно это высказывание для эпиграфа?

ВЫВОД.

IV. Рефлексия. Сегодня на уроке мы…

Мы знали, что…

К уже знакомым фактам добавилась ещё и такая информация….

Художественные произведения не только учат, но и….

V. Оценивание.

VI. Домашнее задание: стр. 25 -30, ответить на вопросы. Перечитать рассказы. Уметь пересказать и проанализировать.




Приложение: А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире.

© 2010-2022