План открытого урока Встать! Суд идет! А. Н. Остовский

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План открытого урока Встать! Суд идет! А.Н.Остовский

Преподаватель русского языка и литературы

ГБПОУ «Эльхотовский аграрный техникум» РСО-Алания

Биографическая справка:

Саралиева Зарина Петровна, 1961 года рождения.

Выпускница филологического факультета СОГУ 1986 года.

Учитель высшей категории, зам директора по научно-методической работе, «Почетный работник НПО РФ». Имеет сертификаты ФГУ ФИРО разработчика, преподавателя, эксперта программ профессиональных модулей ФГОС - 3 поколения. Стаж педагогической работы -28 лет.


Мастер-класс по драме А.Н.Островского «Гроза».


«Встать! Суд идет!»


Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Сегодняшний наш урок необычный. Он будет проходить в форме суда над виновниками гибели Катерины Кабановой. Мы не случайно выбрали драму А.Н. Островского «Гроза». Именно Островский круто повернул драматургию и театр к жизни, к ее правде, к тому, что истинно трогало и волновало людей. Он ярко и сочувственно изображал жертвы деспотизма, тружеников, правдолюбцев. Его герои являлись в темном царстве самодержавия светлыми лучами, возвещавшими будущую победу справедливости. Карая грозным судом власть имущих, капиталистических хищников, самодуров, сочувствуя обездоленным, Островский превращал драматургию и театр в школу общественных нравов. Он пережил свое время и вошел в нашу эпоху как ее современник, как наш учитель, писатель, помогающий нам увидеть ошибки прошлого, чтоб не допускать их в современной жизни.

Мы проведем судебный процесс по материалам драмы «Гроза, написанной почти 150 лет назад.

- А что такое драма? Дайте определение драме!

(Драма от греч. - drama - действие - один из трех литературных родов, рассчитанный на сценическое воплощение).

Во времена писателя, вплоть до XX века считалось, что пьеса написана по следам одного реального нашумевшего дела в Костроме. Сюжет пьесы был очень похож на этот случай: в Волге был найден труп молодой женщины, которая покончила собой, не выдержав издевательств свекрови и безразличия мужа. Однако потом выяснилось, что пьеса была написана раньше этого происшествия.

- Как вы думаете, о чем это говорит?

(Это говорит о том, что пьесы А.Н. Островского жизненны и их не напрасно Н.А. Добролюбов называл «пьесами жизни».)

Итак, мы сегодня должны выяснить в каких условиях пришлось жить Катерине, что толкнуло ее совершить самоубийство.

Я думаю, что эпиграф является подсказкой к выяснению причин гибели героини.

III. В ходе судебного слушания вам встретятся данные слова, запишите значение их в тетради, предварительно записав число, тему урока, эпиграф.

IV. Домашнее задание:

Вы должны были провести небольшую творческую работу. Вам нужно было выяснить, что фразеологизмы шито-крыто и поедом едят, а также посмотреть в толковом словаре значение слова конструировать, домострой

V. Итак, мы начинаем наше судебное заседание и прошу пройти в зал суда.

Судья. Встать! Суд идет! Заседание посвящено расследованию причин гибели Екатерины Кабановой. В заседании участвуют: присяжные заседатели, следователь, свидетели, родственники покойной, приглашенные. Для оглашения основной сути слово предоставляется присяжному заседателю.

Присяжный заседатель: Излагаю суть дела. В Волге найден труп молодой женщины. Как установлено следствием, тело принадлежит Екатерине Кабановой, проживающей в городе Калинове совместно с мужем и свекровью. Следствие констатировало самоубийство.

Судья: Что привело молодую женщину к такому решению - броситься с обрыва в Волгу? На этот вопрос мы должны сегодня ответить. Для дачи показаний вызывается свидетель Тихон Иванович Кабанов, муж покойной. Допрос ведет следователь.

Допрос Тихона. /Продемонстрировать иллюстрацию к произведению./

Следователь: Фамилия, имя, отчество?

Тихон: Кабанов Тихон Иванович.

Следователь: Место рождения и проживания?

Тихон: Город Калинов.

Следователь: Социальное положение?

Тихон: Из купцов.

Следователь: Семейное положение?

Тихон: Вдовец.

Следователь: Род занятий?

Тихон: Помогаю в делах маменьке.

Следователь: Судимость.

Тихон: Не судим.

Следователь: Пытались ли вы защищать от нападок своей матери жену?

Тихон: Да засудили они меня совсем, не чаял вырваться. До защиты ли мне?

Следователь: Значит, нет. Что вы ответили жене, когда она умоляла взять ее в поездку?

Тихон: «Ты еще навязываешься».

Следователь: Чем вы занимались в отъезде?

Тихон: всю дорогу гулял и в Москве гулял, «так чтобы уж на целый год отгуляться! Ни разу про дом-то не вспомнил».

Следователь: Что такое «гулял»?

Тихон: Да пил, конечно.

Следователь: Что вы ответили Кулигину, когда он советовал вам простить жену?

Тихон: «Да пойми ты, Кулигин, я-то бы ничего, а маменька-то… разве с ней сговоришься? Где мне уж своей волей жить?»

Следователь: Били ли вы свою жену?

Тихон: По приезде побил немного, да и то маменька приказала.

Следователь: Итак, Тихон Кабанов не был опорой для жены. Это бесхарактерный человек, пьяница, во всем слушался маменьку. Могла ли Катерина любить такого человека? Она старалась изо всех сил, но сам Тихон отталкивал ее. И это послужило одной из причин гибели молодой женщины.

Судья: Для очной ставки вызывается свидетель Марфа Игнатьевна Кабанова. Очную ставку проводит следователь. /Иллюстрация!/

Следователь: Знаете ли вы этого человека?

Кабанова: Да, это мой сын Тиша.

Следователь: Знаете ли вы эту женщину?

Тихон: Да, это моя маменька.

Следователь: Воспроизведите сцену наставлений Тихона Катерине.

Тихон: По приезде побил немного, да и то маменька приказала.

Кабанова: Я ему говорила: «Что же ты стоишь, разве порядку не знаешь? Приказывай жене-то, как жить без тебя».

Тихон: Да она, чай, сама знает.

Кабанова: Разговаривай еще! Ну, ну приказывай! Чтобы я слышала, что ты ей приказываешь. А потом приедешь, спросишь, так ли все исполнила.

Тихон: Слушайся маменьку, Катя!

Кабанова: Скажи, чтобы не грубила свекрови.

Тихон: Не груби!

Кабанова: Чтоб почитала свекровь, как родную мать!

Тихон: Почитай, Катя, маменьку как родную мать!

Кабанова: Чтоб сложа ручки не сидела, как барыня.

Тихон: Работай, выполняй дела по дому.

Кабанова: Чтоб в окна глаз не пялила.

Тихон: Да маменька, когда же она…

Кабанова: Ну, ну!

Тихон: В окна не гляди.

Кабанова: Чтоб на молодых парней не заглядывалась без тебя.

Тихон: Да что же это, маменька, ей богу!

Кабанова: Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что говорит мать. Оно все лучше, как приказано-то.

Тихон: Не заглядывайся на парней!

Следователь: Марфа Игнатьевна, почему вы старались унизить Катерину при людях?

Кабанова: Чтоб не зазнавалась. Я люблю, чтобы мне в доме подчинялись, боялись. А молодые много воли взяли, старых порядков не знают совсем, старших не почитаю.

Следователь: Почему вы постоянно донимали ее бранью?

Кабанова: За непослушание, непочтительность. Гордая она была больно, независимая. А я хозяйка дома - и воля, и законы мои.

Следователь: Почему вы не пустили сына вытаскивать Катерину?

Кабанова: Вот еще! Из-за нее за себя губить, стоит ли она этого. Сказала: «Прокляну, по миру пойдешь. Вытащат: взглянешь».

Следователь: Вот, господа судьи, вы видите, в какой обстановке приходилось жить молодой женщине. Постоянные унижения, попреки со стороны свекрови, ее деспотизм и самодурство - все это делало невыносимой ее жизнь, толкало к пропасти.

Судья: Для дачи показаний вызывается племянник Дикого Савела Прокофьевича Борис Григорьевич.

В ходе расследования установлено, что Катерина Кабанова имела с вами тайную любовную связь. Что вы можете рассказать о ваших отношениях с Катериной?

Борис: Я любил Катю. Мы встречались с ней всего десять деньков, когда Тихон Иванович уехал в Москву по делам маменьки. Потом все кончилось.

Следователь: Кто дал вам знать об отъезде мужа Катерины?

Борис: Варвара Ивановна, она все и устроила.

Следователь: Что вам сказала Катя, когда вы впервые встретились?

Борись: Она все повторяла: «Ведь я замужем, ведь мне с мужем жить до гробовой доски…»

Следователь: Где вы встречались?

Борис: В овраге, за садом.

Следователь: Кто еще знал о ваших встречах?

Борис: Никто, кроме Варвары и Кудряша. И никто бы не узнал про нашу любовь с Катей, если бы она сама не рассказала.

Следователь: Вы считаете, что она поступила неправильно?

Борис: Конечно. Нам было хорошо, да и времени было довольно. Но Катя все испортила. Она не умела таиться, да и не хотела. Кто же знал, что нашу любовь так мучиться придется.

Следователь: Катя просила вас взять ее с собой в Сибирь. Почему вы ей отказали?

Борись: Не по своей воле я в Сибирь-то ехал: дядя посылал.

Следователь: Таким образом получается, что вы бросили свою возлюбленную на произвол судьбы. Итак, господа судьи, еще одна причина гибели Катерины - это трусость и безволие ее возлюбленного.

Судья: Спасибо. Для дачи показаний вызывается сестра мужа покойной Варвара Ивановна Кабанова.

Следователь: Какие у вас были отношения с покойной?

Варвара: Очень близкие. Я была в курсе всех ее дел, она советовалась со мной.

Следователь: Что вы можете сказать о личности погибшей?

Варвара: Странная она была. Не похожа на других. Уж очень совестливая. Врать не умела, потому мужу и свекрови все рассказала. В бога очень верила и решительная была. Как-то в детстве ее обидели чем-то (это она мне рассказывала), она убежала на Волгу, села в лодку и всю ночь «каталась». На следующий день верст за десять нашли. Я ее все с птицей сравнивала - с такой большой белой птицей. Как-то она сказала мне: «Отчего люди не летают так, как птицы. Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела». Но вольная птица попала в железную клетку. И билась, и тосковала, пока не освободилась. Теперь ее душа свободна.

Следователь: Как вы думаете, мог бы быть для Кати другой выход?

Варвара: Думаю, что да! Промолчала бы, хотя с ее характером не избежать ей было смерти. Вот ее слова: «Коли очень мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь!»

Судья: В суд присяжных поступила записка от свидетеля Кулигина, который сам не смог явиться в суд. Зачитайте.

Присяжный: «Жестокие нравы царят в нашем городе, жестокие! Стяжательство, зависть, духовное обеднение прочно укоренилось здесь. В мещанстве вы ничего не увидите кроме грубости да бедности нагой. Вот какой у нас городишко! У всех ворота заперты и собаки спущены. И не от воров они запираются, а чтоб люди не видели, как они своих домашних едят поедом да сильно тиранят. И что слез льется за этими заборами, невидимых и неслышимых. И что за этими замками разврату темного да пьянства! И все шито и крыто - никто ничего не видит и не знает, видит только один Бог! А у потерпевшей характер был свободолюбивый, независимый, вот и не вытерпела она. Просьба учесть эти обстоятельства в ходе расследования».

На трибуну вырывается Дикой.

- Что это вы тут судите-рядите? Кто позволил? Кто волю давал? Я в городе голова, у меня деньги, я и судья! Захочу - помилую, захочу - раздавлю. А Кулигин этот ваш - грубиян. Державиным каким-то шантажировал. Да за это его к городничему! А то и в Сибирь! Всех в Сибирь! Ишь ты демократию развели! А Кабаниха - кума моя! Не трожь.

Судья: Итак, суд допросил основных свидетелей, следователь дал свои заключения. Слово представляется суду присяжных для вынесения основного заключения.

Присяжный: Итак, перед нами предстала страшная картина жестоких нравов, царящих как в семье Кабановых, так и в целом наших городах. Что мы видим. Невежество, стяжательство, самодурство и деспотизм. В семьях насаждаются домострой, при котором у женщины нет никаких прав. Право на свой выбор, право любить, право жить по своим убеждениям и понятиям - ничего этого нет. И жить в этом обществе душе свободолюбивой, гордой, независимой, честной, любящей, такой, как у Кати? Смириться? Лучше могила, - говорит Катерина. Лучше смерть, чем рабство. Такому сердцу душно и тошно жить в этом обществе. И для такого характера один выход - смерть. И вина тому - жестокие нравы, царящие в купеческих семьях, в купеческих городах.

Судья: На этом заседание объявляется закрытым. Прошу встать! Суд удаляется!

VI. Заключительный этап урока.

Итак, патриархальный, суровый и косный семейный быт привел Катерину к смерти, которым она выразила решительный протест темному царству самодержавия.

- Каково ваше отношение к поступку Катерины с позиций человека нашего времени?

(В наше время человек просто развелся бы. Сейчас насильно замуж не выдают, а при домострое никто не считался с мнением девушки. Чаще выдавали замуж по расчету)

- Особенностью домостроя является подчинение младших членов семьи старшему. А ведь это, можно сказать, является негласным законом и в наших осетинских семьях. Мы можем сравнить!

(Мы, современные девушки, не ведем замкнутый образ жизни, как Катерина. Она была домоседкой, вышивала, слушала рассказы богомолок и поэтому, скорее всего, не смогла приспособиться к жизни с другими правилами.)

- Как вы думаете, сильная была Катерина?

(Да, сильная. Не каждая решится пойти на самоубийство.)

- Можно ли встретить такую Катерину сейчас?

- Кто ближе по духу нашему времени Катерина или Варвара? Обоснуйте ответ.

(Думаю, что Варвара. Она лучше и быстрее приспособилась бы к современной жизни, т.к. была раскрепощена. Катерина была слишком набожна, и не смогла бы приспособиться в этом мире безверия!

- Только ли в русской литературе нашла отражение проблема зла и добра, правды и несправедливости?

(Яркими примерами являются произведения К. Хетагурова «Фатима», Ссека Гадиева «Азау», Туаева Давида «Нуца». Проблема добра и зла была хорошо отражена и в романе Бичеро-Стоуна «Хижина дяди Тома».)

Образ Катерины остается современным уже 150 лет. Многие актрисы воплощали этот образ на сценах театров России и зарубежья. Среди них М.Н. Ермолова, которая показала сильную, волевую натуру (70-ые годы XIX в.); П.А. Стрепетова - поэтичная и трогательная Катерина (80-ые годы XIX в.); Р.Д. Нифонтова - Катерина, познающая жизнь, ждущая любви и света (60-ые годы XX в.).

И всегда, во все времена находились люди, которые интересовались этой пьесой и давали свои оценки:

Тургенев И.С.; Гончаров.

VII. А теперь, внимание, ваше домашнее задание. Представьте себе, что вы корреспондент и должны написать статью. Сами определите тему и название вашей статьи. Это не должно быть сочинением. Вы знакомы с особенностями публицистического стиля и при написании статьи придерживайтесь этих требований

VIII. Подведение итогов. Выставление оценок!!! Указать автора иллюстраций.

На доске!

Приблизительные названия статей:

«Жестокие нравы города Калинова».

«Кабановское царство».

«Тихий Тихон».

«Положение женщины при «домострое».

Интернет-ресурсы

Материалы сайтов:

1. ege.edu.ru

2. rustest.ru

3. wwwfipi.ru

4. prosa.ru

5. pritchi.nm.ru


© 2010-2022