Николай Алексеевич Заболоцкий Не позволяй душе лениться

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Н. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться…»

Цель урока: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством поэта

Задачи урока:

1)раскрыть идейно-тематическое содержание стихотворения Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»; научить понимать, анализировать поэтический текст;

2) развить устную и письменную связную речь, совершенствовать познавательную деятельность и творческие способности учащихся

3)привить любовь к труду, умение оберегать

человеческие достоинства, достигать добрые цели в жизни.

Тип урока : урок усвоения новой темы

Методы урока: метод проблемного вопроса, иллюстративный, словесный, поисковый

Оборудование: презентация, интерактивная доска


Ход урока

І. Вводно -мотивационный момент. (Психологический настрой к уроку).

II. «Мозговой штурм»

  1. Работа со словом.

Жизнь в современном мире постоянно повышает комфорт

человека. Наш мир перенасыщен электрическими устройствами. Компьютер давно уверенно вошѐл в жизнь каждого человека. Многие люди даже не представляют свою жизнь без компьютера. Современные люди стали общаться друг с другом по электронной почте, находят новых друзей, спутников жизни. Но иногда нам не хватает живого общения с друзьями, с родными, с близкими людьми. Да, компьютер не может заменить общения с человеком. Почему?

2) Кластер «Душа» (Запись ассоциаций на доске).

Примерные ответы учащихся:

(Душа - сердце - отдых - человек - организм)

(Душа - ребѐнок - любовь - чистота - состояние человека)

3) Работа со значением слова.

Задание: сделайте попытку сформулировать, что такое душа.

(составляется одно общее определение)

Учитель: Душа - внутренний, психологический мир человека, его осознание (С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка).

Душа - это человек.

III. Работа над стихотворением

  1. Короткое вступительное слово учителя о Н.Заболоцком.

Учитель: Известный поэт Николай Алексеевич Заболоцкий тоже размышлял, как и вы, над словом «душа».Сегодня мы познакомимся со стихотворением автора «Не позволяй душе лениться» и будем работать над ним. Вслушиваясь в слова стихотворения, мы постигаем спрятанный в них колоссальный смысл, понять который - и есть задача нашего сегодняшнего урока. Запишите в тетради тему урока и вопрос, на который мы постараемся ответить в ходе урока: Что такое труд души?

2. Выразительное чтение стихотворения наизусть учителем.

3. Выразительное чтение стихотворения Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» учащимися.

Работа над стихотворением:

1) найдите в тексте глаголы в повелительном наклонении.

Перечислите их. Почему их так много? Как вы думаете?

Опишите состояние души с помощью глаголов.

(для работы предлагается заполнить два столбика)

ДУША

открывается страдает

радуется болит

2) обратите внимание на то, какие знаки препинания

преобладают в стихотворении. Как вы думаете, какова их роль в тексте?

3) в каких образах и картинах рисует поэт душу? (с помощью каких частей речи). Почему душа - это «рабыня», «царица», «работница», «дочь»? Что произойдѐт с душой, если она не будет трудиться?

Почему душу нужно заставлять работать и не давать лениться?

4) Учитель: приведите в качестве примера ситуации, когда, по-вашему мнению, «душа трудится» и когда «душа ленится». Вам знакомо состояние : когда ничего не хочется делать? Вы понимаете, что надо готовиться к урокам, писать рефераты, идти на занятия секции, кружка. Но вас побеждает лень, заставляя откладывать всѐ на завтра. И бесконечное завтра...

IV. Подведение итогов урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Чему научились?

- Что запомнилось вам больше всего?

V. Домашнее задание: 1. Выучить наизусть стихотворение

Н.А.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться».

2. Написать эссе на тему «Труд души».

VI. Выставление оценок и комментирование.


© 2010-2022