- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русскому языку Имя существительное, 10 класс
Конспект урока по русскому языку Имя существительное, 10 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Елисеева М.В. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
5
Урок русского языка в 10 классе
Имя существительное как часть речи
Цели урока:
-
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:
-
воспитание уважительного отношения к родному языку;
-
воспитание коммуникативных умений и навыков.
2. РАЗВИВАЮЩАЯ:
• Развитие логического мышления школьников, их аналитических способностей: умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы, опираясь на свой жизненный опыт;
• Развитие монологической речи учеников;
• Развитие умения анализировать свою деятельность.
3 ОБУЧАЮЩАЯ:
• Обобщение и систематизация знаний по теме: «Имя существительное»;
-
совершенствование практических навыков в определении основных признаков данной части речи;
• Совершенствование навыков работы по развитию устной и письменной речи (мини-сочинение)
Ход:
-
Организационный момент.
-
Вступительное слово учителя - стадия вызова.
II.1 Мы живем в большом и очень многообразном, постоянно меняющемся мире. Но все, что мы видим вокруг себя, все, что существует вместе с нами, можем как-то назвать. Согласны с этим? Какая часть речи помогает нам в названии всего существующего?
(имя существительное)
II.2 Этот ответ и будет темой нашего урока
«Имя существительное как часть речи»
II.3 Открываем тетради, записываем число, тему урока (запись в презентации на доске).
III. Стадия осмысления
III.1 Какие ассоциации у вас связаны с именем существительным?
(дети называют ассоциации, учитель на доске составляет кластер, деля сразу предложенные ассоциации на группы: общее значение части речи, морфологические признаки части речи; синтаксическая роль в предложении; иллюстративные примеры).
III.2 По какому признаку мы составили этот кластер? Что положили в основу для классификации ваших ассоциаций?
(План характеристики любой части речи,
в том числе и имени существительного).
III.3 Давайте совместно дадим определение этой части речи, опираясь на те знания, которые у вас уже имеются. План ответа запишите тезисно в тетради.
(работают в тетрадях, можно посовещаться в парах)
III.4 Сегодня на уроке мы постараемся взглянуть по-новому на уже известное вам об имени существительном (и на то, что такое предмет, и на то, какими могут быть морфологические признаки существительного, успеем остановиться на синтаксической роли существительного).
-
Учитель возвращается к кластеру. Мы сказали, что имя существительное обозначает предмет. С точки зрения грамматики все верно, но жизнь - это не грамматика, давайте расшифруем, что подразумевается под словом предмет.
(Учитель приводит примеры: мама, храбрость, война и работает над классификацией наименований этих слов: лицо, событие, качество).
Вещи
Лица
Живые существа и организмы
Вещества
События,
явления, чувства
Свойства,
качества
действия, представленные как предметы
Книга, портрет
Мужчина,
ребенок
Волк
Курица
вирус
Вода
Сталь
мука
Встреча
Гроза
грусть
Бег
Краснота
мудрость
-
Возвращаемся к кластеру. Второй блок характеристики части речи - морфологический, мы должны уметь определять морфологические признаки части речи (постоянные и непостоянные). Где эти знания мы можем использовать? (практическое применение в жизненных ситуациях, использование в лингвистическом эксперименте, уметь объяснять младшему).
-
Учитель предлагает провести лингвистический эксперимент - словарная работа над словосочетанием «лингвистический эксперимент»
Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка. (Л.В. Щерба, фраза не имеет смысла).
Задание: определите, есть ли в этой фразе имена существительные? Докажите, что перед вами - имена существительные. Детям раздается вспомогательный материал, который содержит известное и новое об имени существительном. При необходимости можно воспользоваться интернет-ресурсами (если урок проводится в компьютерном классе, ссылки обозначены в презентации к уроку).
Поработайте самостоятельно с таблицами, промаркируйте их, можно обсудить в парах, а дальше мы обобщим новое.
(Обсуждение в парах, далее вслух все вместе).
Мы доказывать будем, ориентируясь на порядок морфологического разбора.
Теория по именам существительным (ТАБЛИЦА 1, 2, 3) расставьте маркером (знаю - «+», узнал впервые - «!», сомневаюсь, требует уточнения - «?»). Обсуждение новых параметров определения одушевленности - неодушевленности, собственных - нарицательных, конкретных - неконкретных.
Задание: докажите, что перед нами в этой фразе конкретные, одушевленные, нарицательные имена существительные. Запись в тетради, устное проговаривание.
(ТАБЛИЦА 1)
Конкретные - неконкретные существительные
Конкретные существительные называют конкретные предметы и явления живой и неживой природы, которые могут быть представлены в отдельности и поэтому допускаю счет (один стул, два стула) и изменяются по числам (летчик - летчики, собака - собаки, война - войны).
К неконкретным существительным относятся вещественные, собирательные, отвлеченные.
Вещественные существительные называют различные вещества, которые измеряются, а не поддаются счету (мука, сливки, бархат, аспирин, рожь; два килограмма муки, метр бархата).
Собирательные существительные называют группы однородных (одинаковых) предметов в их совокупности, т.е. как одно целое: студенчество, детвора, листва. Эти существительные употребляются в единственном числе, но обозначают не отдельные экземпляры, а объединение многих лиц и предметов.
Отвлеченные существительные называют отвлеченные понятия, свойства, качества, действия и состояния: красота, твердость, чтение, болезнь. Эти существительные обычно употребляются в единственном числе. Лишь немногие отвлеченные существительные употребляются во множественном числе: дрязги.
(ТАБЛИЦА 2)
Собственные - нарицательные существительные
Им. существительные нарицательные называют предмет по его принадлежности к группе однородных предметов: книга, стул, перо. Имена собственные называют отдельные, индивидуальные предметы (лица), выделяемые из класса однородных. К именам собственным относятся:
-
Собственные имена в узком смысле слова - имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические и астрономические названия. Гора Арарат, бык Черныш, Ольга Викторовна Алексеева.
-
Имена собственные - наименования: названия книг, газет, журналов, картин, кинофильмов, спектаклей, различных организаций, исторических событий, кораблей и пр.: гостиница «Морская», журнал «Здоровье», пароход «Богатырь».
-
Имена собственные употребляются обычно только в форме единственного числа: Виктор Иванов, Анна Орлова. Если такие имена собственные обозначают группу лиц, носящих одно и то же имя или фамилию, они получают форму множественного числа: братья Лебедевы; у нас в классе пять Елен.
-
Некоторые имена собственные употребляются только в форме множественного числа: Альпы, Афины, Великие луки, Пушкинские Горы, созвездие Близнецы.
-
Орфографической приметой имен собственных служит написание их с большой (прописной) буквы. Названия книг, газет, журналов и пр. - в кавычках.
-
Границами между именами собственными и нарицательными очень подвижна: имена нарицательные могут стать собственными: духи «Ландыш», корова Ночка. Нарицательные существительные, употребляясь в качестве названий действующих лиц в баснях и драматических произведениях, становятся существительными собственными: Стрекоза и Муравей. Имена собственные могут переходит в нарицательные, употребляясь как обобщенное название целого типа людей или группы однородных предметов: донжуан, донкихот.
(ТАБЛИ ЦА 3)
Теория по одушевленным - неодушевленным существительным
знаю - «+», узнал впервые - «!», сомневаюсь, требует уточнения - «?»
Существительные одушевленные - неодушевленные
Деление существительных на одушевленные и неодушевленные не отражает полностью наши представления и живом и неживом в природе. И, хотя существительные одушевленные чаще всего называют предметы живой природы, а неодушевленные - неживой, принадлежность существительных к одной из этих групп мы определяем прежде всего грамматически.
У существительных одушевленных форма В.п. мн. ч. совпадает с формой Р.п. мн.ч.: вижу людей (В.п. мн. ч.) = нет людей (Р.п. мн.ч.). Одушевленные существительные отвечают на вопрос кто?, у них совпадают падежные вопросы В.п. (кого?) и Р.п. (кого?).
У неодушевленных существительных форма В.п. мн. ч. совпадает с формой Им.п. мн. ч.: найти слова (В.п. мн. ч.) = звучат слова (Им.п. мн. ч.). Неодушевленные существительные отвечают на вопрос что?, у них совпадают падежные вопросы В.п. (что?) и Р.п. (что?).
По грамматическому показателю В.п. мн.ч. = Им.п. мн.ч. к неодушевленным существительным относятся названия объединений людей, животных, птиц: народ, полк, толпа, бригада, стало, табун, стая и т.п. Обычно употребляются как неодушевленные существительные названия микроорганизмов: вирус, бактерия, микроб.
К одушевленным именам существительным В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч. относятся названия карточных и шахматных фигур: туз, козырь, ферзь, слон; существительные мертвец, покойник, кукла, лицо (в значении «человек»); идол, кумир, гений, тип (в применении к лицу).
Категория одушевленности-неодушевленности определяется только у конкретных существительных, хотя в школьных учебниках деление существительных на одушевленные и неодушевленные осуществляется и у неконкретных существительных.
-
Какие еще постоянные признаки вы можете назвать у указанных в этой фразе существительных? (род, склонение). Какие непостоянные признаки можете указать в этой фразе у существительных? (падеж, число). Доказываем.
-
Какую синтаксическую роль выполняют каждое из анализируемых существительных?
(дополнения, подлежащее)
-
Приведите примеры использования существительных в роли сказуемых, определений, обстоятельств. Воспользуйтесь материалами учебника или Интернет-ресурсами
-
Стадия рефлексии.
МИНИ-эссе по теме «Имя существительное» (Что нового я узнал… Что меня удивило… Мне кажется….)
-
Домашнее задание:
используя теоретический материал, выполнить упражнение № 228 (списать, зад. - 0-5 в самом списанном тексте), или 230 (0 - 5), или 231 (0- 5). По справочникам, используя поисковые системы Интернет, повторите типы склонений, категории рода.
Литература:
-
.Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: учебник-практикум для старших классов. - М.: Вербум-М, 2007.
-
Русский язык: пособие для поступающих в вузы: В 2-х ч. - 1Ч.- Псков, ПГПИ, 2000.
-
. russia-sng.iphil.ru/index.php - ;
-
rusgram.narod.ru/1121-1146.html