Конспект урока по русскому языку Имя существительное, 10 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

Урок русского языка в 10 классе

Имя существительное как часть речи


Цели урока:

  1. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:

  • воспитание уважительного отношения к родному языку;

  • воспитание коммуникативных умений и навыков.

2. РАЗВИВАЮЩАЯ:

• Развитие логического мышления школьников, их аналитических способностей: умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы, опираясь на свой жизненный опыт;

• Развитие монологической речи учеников;

• Развитие умения анализировать свою деятельность.

3 ОБУЧАЮЩАЯ:

• Обобщение и систематизация знаний по теме: «Имя существительное»;

  • совершенствование практических навыков в определении основных признаков данной части речи;

• Совершенствование навыков работы по развитию устной и письменной речи (мини-сочинение)

Ход:

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя - стадия вызова.

II.1 Мы живем в большом и очень многообразном, постоянно меняющемся мире. Но все, что мы видим вокруг себя, все, что существует вместе с нами, можем как-то назвать. Согласны с этим? Какая часть речи помогает нам в названии всего существующего?

(имя существительное)

II.2 Этот ответ и будет темой нашего урока

«Имя существительное как часть речи»

II.3 Открываем тетради, записываем число, тему урока (запись в презентации на доске).

III. Стадия осмысления

III.1 Какие ассоциации у вас связаны с именем существительным?

(дети называют ассоциации, учитель на доске составляет кластер, деля сразу предложенные ассоциации на группы: общее значение части речи, морфологические признаки части речи; синтаксическая роль в предложении; иллюстративные примеры).

III.2 По какому признаку мы составили этот кластер? Что положили в основу для классификации ваших ассоциаций?

(План характеристики любой части речи,

в том числе и имени существительного).

III.3 Давайте совместно дадим определение этой части речи, опираясь на те знания, которые у вас уже имеются. План ответа запишите тезисно в тетради.

(работают в тетрадях, можно посовещаться в парах)

III.4 Сегодня на уроке мы постараемся взглянуть по-новому на уже известное вам об имени существительном (и на то, что такое предмет, и на то, какими могут быть морфологические признаки существительного, успеем остановиться на синтаксической роли существительного).

  1. Учитель возвращается к кластеру. Мы сказали, что имя существительное обозначает предмет. С точки зрения грамматики все верно, но жизнь - это не грамматика, давайте расшифруем, что подразумевается под словом предмет.

(Учитель приводит примеры: мама, храбрость, война и работает над классификацией наименований этих слов: лицо, событие, качество).

Вещи

Лица

Живые существа и организмы

Вещества

События,

явления, чувства

Свойства,

качества

действия, представленные как предметы

Книга, портрет

Мужчина,

ребенок

Волк

Курица

вирус

Вода

Сталь

мука

Встреча

Гроза

грусть

Бег

Краснота

мудрость


  1. Возвращаемся к кластеру. Второй блок характеристики части речи - морфологический, мы должны уметь определять морфологические признаки части речи (постоянные и непостоянные). Где эти знания мы можем использовать? (практическое применение в жизненных ситуациях, использование в лингвистическом эксперименте, уметь объяснять младшему).


  1. Учитель предлагает провести лингвистический эксперимент - словарная работа над словосочетанием «лингвистический эксперимент»

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка. (Л.В. Щерба, фраза не имеет смысла).

Задание: определите, есть ли в этой фразе имена существительные? Докажите, что перед вами - имена существительные. Детям раздается вспомогательный материал, который содержит известное и новое об имени существительном. При необходимости можно воспользоваться интернет-ресурсами (если урок проводится в компьютерном классе, ссылки обозначены в презентации к уроку).

Поработайте самостоятельно с таблицами, промаркируйте их, можно обсудить в парах, а дальше мы обобщим новое.

(Обсуждение в парах, далее вслух все вместе).

Мы доказывать будем, ориентируясь на порядок морфологического разбора.

Теория по именам существительным (ТАБЛИЦА 1, 2, 3) расставьте маркером (знаю - «+», узнал впервые - «!», сомневаюсь, требует уточнения - «?»). Обсуждение новых параметров определения одушевленности - неодушевленности, собственных - нарицательных, конкретных - неконкретных.

Задание: докажите, что перед нами в этой фразе конкретные, одушевленные, нарицательные имена существительные. Запись в тетради, устное проговаривание.

(ТАБЛИЦА 1)

Конкретные - неконкретные существительные

Конкретные существительные называют конкретные предметы и явления живой и неживой природы, которые могут быть представлены в отдельности и поэтому допускаю счет (один стул, два стула) и изменяются по числам (летчик - летчики, собака - собаки, война - войны).

К неконкретным существительным относятся вещественные, собирательные, отвлеченные.

Вещественные существительные называют различные вещества, которые измеряются, а не поддаются счету (мука, сливки, бархат, аспирин, рожь; два килограмма муки, метр бархата).

Собирательные существительные называют группы однородных (одинаковых) предметов в их совокупности, т.е. как одно целое: студенчество, детвора, листва. Эти существительные употребляются в единственном числе, но обозначают не отдельные экземпляры, а объединение многих лиц и предметов.

Отвлеченные существительные называют отвлеченные понятия, свойства, качества, действия и состояния: красота, твердость, чтение, болезнь. Эти существительные обычно употребляются в единственном числе. Лишь немногие отвлеченные существительные употребляются во множественном числе: дрязги.

(ТАБЛИЦА 2)

Собственные - нарицательные существительные

Им. существительные нарицательные называют предмет по его принадлежности к группе однородных предметов: книга, стул, перо. Имена собственные называют отдельные, индивидуальные предметы (лица), выделяемые из класса однородных. К именам собственным относятся:

  1. Собственные имена в узком смысле слова - имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические и астрономические названия. Гора Арарат, бык Черныш, Ольга Викторовна Алексеева.

  2. Имена собственные - наименования: названия книг, газет, журналов, картин, кинофильмов, спектаклей, различных организаций, исторических событий, кораблей и пр.: гостиница «Морская», журнал «Здоровье», пароход «Богатырь».

  3. Имена собственные употребляются обычно только в форме единственного числа: Виктор Иванов, Анна Орлова. Если такие имена собственные обозначают группу лиц, носящих одно и то же имя или фамилию, они получают форму множественного числа: братья Лебедевы; у нас в классе пять Елен.

  4. Некоторые имена собственные употребляются только в форме множественного числа: Альпы, Афины, Великие луки, Пушкинские Горы, созвездие Близнецы.

  5. Орфографической приметой имен собственных служит написание их с большой (прописной) буквы. Названия книг, газет, журналов и пр. - в кавычках.

  6. Границами между именами собственными и нарицательными очень подвижна: имена нарицательные могут стать собственными: духи «Ландыш», корова Ночка. Нарицательные существительные, употребляясь в качестве названий действующих лиц в баснях и драматических произведениях, становятся существительными собственными: Стрекоза и Муравей. Имена собственные могут переходит в нарицательные, употребляясь как обобщенное название целого типа людей или группы однородных предметов: донжуан, донкихот.

(ТАБЛИ ЦА 3)



Теория по одушевленным - неодушевленным существительным

знаю - «+», узнал впервые - «!», сомневаюсь, требует уточнения - «?»

Существительные одушевленные - неодушевленные

Деление существительных на одушевленные и неодушевленные не отражает полностью наши представления и живом и неживом в природе. И, хотя существительные одушевленные чаще всего называют предметы живой природы, а неодушевленные - неживой, принадлежность существительных к одной из этих групп мы определяем прежде всего грамматически.

У существительных одушевленных форма В.п. мн. ч. совпадает с формой Р.п. мн.ч.: вижу людей (В.п. мн. ч.) = нет людей (Р.п. мн.ч.). Одушевленные существительные отвечают на вопрос кто?, у них совпадают падежные вопросы В.п. (кого?) и Р.п. (кого?).

У неодушевленных существительных форма В.п. мн. ч. совпадает с формой Им.п. мн. ч.: найти слова (В.п. мн. ч.) = звучат слова (Им.п. мн. ч.). Неодушевленные существительные отвечают на вопрос что?, у них совпадают падежные вопросы В.п. (что?) и Р.п. (что?).

По грамматическому показателю В.п. мн.ч. = Им.п. мн.ч. к неодушевленным существительным относятся названия объединений людей, животных, птиц: народ, полк, толпа, бригада, стало, табун, стая и т.п. Обычно употребляются как неодушевленные существительные названия микроорганизмов: вирус, бактерия, микроб.

К одушевленным именам существительным В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч. относятся названия карточных и шахматных фигур: туз, козырь, ферзь, слон; существительные мертвец, покойник, кукла, лицо (в значении «человек»); идол, кумир, гений, тип (в применении к лицу).

Категория одушевленности-неодушевленности определяется только у конкретных существительных, хотя в школьных учебниках деление существительных на одушевленные и неодушевленные осуществляется и у неконкретных существительных.



  1. Какие еще постоянные признаки вы можете назвать у указанных в этой фразе существительных? (род, склонение). Какие непостоянные признаки можете указать в этой фразе у существительных? (падеж, число). Доказываем.


  1. Какую синтаксическую роль выполняют каждое из анализируемых существительных?

(дополнения, подлежащее)



  1. Приведите примеры использования существительных в роли сказуемых, определений, обстоятельств. Воспользуйтесь материалами учебника или Интернет-ресурсами


  1. Стадия рефлексии.

МИНИ-эссе по теме «Имя существительное» (Что нового я узнал… Что меня удивило… Мне кажется….)


  1. Домашнее задание:

используя теоретический материал, выполнить упражнение № 228 (списать, зад. - 0-5 в самом списанном тексте), или 230 (0 - 5), или 231 (0- 5). По справочникам, используя поисковые системы Интернет, повторите типы склонений, категории рода.

Литература:

  1. .Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: учебник-практикум для старших классов. - М.: Вербум-М, 2007.

  2. Русский язык: пособие для поступающих в вузы: В 2-х ч. - 1Ч.- Псков, ПГПИ, 2000.

  3. . russia-sng.iphil.ru/index.php - ;

  4. rusgram.narod.ru/1121-1146.html



© 2010-2022