Синтаксическая роль полных и кратких страдательных причастий в предложении. 7 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Күні Сынып Сабақ Пән

Дата __01.11___ Класс___7___ Урок № __26__ Предмет русский язык

Тема: Синтаксическая роль полных и кратких страдательных причастий в предложении.

Сабақтың мақсаты

Цели урока:

-повторить теоретический материал по теме «Причастие», углубить знания о синтаксической роли страдательных причастий;

-развивать орфографические и пунктуационные навыки, память, речь, каллиграфические навыки письма;

-воспитывать интерес к русскому языку.

Материалдық қамтуы

Материальное обеспечение. Учебник, доска, карточка

Сабақ түрлері

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

  1. Ұйымдастыру кезеңі

Орг. момент

Приветствие.

Запись числа и темы урока.

Сообщение цели урока.

  1. Актуализация знаний

Вопрос классу:

  1. Что называется причастием? Примеры. (Причастие - это самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета по действию и отвечающая на вопросы какой? что делающий? что сделавший? Например: листва (какая?) пожелтевшая - то есть та, которая пожелтела, обозначает признак предмета по действию, имеет суффикс -вш-, это причастие.)

  2. Каково общее грамматическое значение причастия? (Общее грамматическое значение причастия - признак предмета по действию.)

  3. Морфологические признаки причастия? (Причастие совмещает в себе признаки глагола (вид, время, возвратность) и признаки прилагательного (род, число, падеж.)

  4. Синтаксическая роль причастия? (В предложении причастия обычно бывают определениями или сказуемыми.)

  5. Суффиксы причастия? Примеры. (АЩ-ЯЩ, УЩ-ЮЩ, ВШ-Ш, ОМ(ЕМ)-ИМ, ЕНН(ЁНН), НН, Т. Например: читаЮЩий, читаВШий, читаЕМый, читаННый.)

  6. Что обозначают действительные причастия? Примеры. (Действительные причастия обозначают признак предмета по действию, которое создаётся самим предметом. Например: читавший - тот, который читал (сам), стоящий - тот, который стоит (сам).

  7. Что обозначают страдательные причастия? Примеры. (Страдательные причастия обозначают признак предмета по действию, которое создаёт другой предмет. Например: читаемая книга - та, которую кто-то читает, увиденный силуэт - тот, который кто-то увидел.)

  8. От каких глаголов и с помощью каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего времени? Примеры. (Действительные причастия настоящего времени образуются от глаголов настоящего времени с помощью суффиксов УЩ-ЮЩ и АЩ-ЯЩ. Например: строящий - тот который строит (сам, в настоящем времени), суффикс ЯЩ.)

  9. Как определить гласную в суффиксах -ущ-/-ющ- и -ащ-/-ящ-? Примеры. (Гласную в суффиксах УЩ-ЮЩ, АЩ-ЯЩ нужно определять по спряжению исходных глаголов: если глагол 1 спряжения, пишем У(Ю), если глаго 2 спряжения - пишем А(Я). Например: люб..щий - любить, на -ить, 2 спр., пишем ЯЩ; се..щий - сеять, на -ять, 1 спр., пишем ЮЩ.)

  10. От каких глаголов и с помощью каких суффиксов образуются страдательные причастия настоящего времени? Примеры. (Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени с помощью суффиксов ОМ(ЕМ), ИМ. Например: ведОМый - тот, которого ведут, видИМый - тот, которого видят, колеблЕМый - тот, который колеблют.)

  11. Как определить гласную в суффиксах -ом-/-ем- и -им-? Примеры. (Гласную в суффиксах страдательных причастий настоящего времени ОМ(ЕМ)-ИМ нужно определять по спряжению исходного глагола: если глагол 1 спр. - пишем О или Е, если глагол 2 спр. - пишем И. Например: слыш..мый - слышать, 4 глагола на -ать, 2 спр., пишем И; колебл..мый - колебать, на -ать, 1 спр., пишем Е. Исключение: движимый.)

  12. Как определить гласную перед суффиксом действительных причастий прошедшего времени -вш-?Примеры. (Гласную перед суффиксом действительных причастий прошедшего времени ВШ нужно проверять по инфинитиву: перед суффиксом ВШ пишется та же гласная, что и перед суффиксом ТЬ в инфинитиве (и перед суффиксом Л в глаголе прошедшего времени). Например: вид..вший - видеть, 7 глаголов на -еть, пишем Е; ла..вший - лаять, пишем Я.)

  13. Как определить гласную перед Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени? Примеры.

  14. Когда НЕ с полными причастиями пишется слитно и когда раздельно? Примеры.

  15. Как определить, сколько Н пишется в причастии? Примеры.

  16. Что называется причастным оборотом? Примеры.

  17. Что такое определяемое слово? Примеры.

  18. Входит ли определяемое слово в причастный оборот?

  19. Что такое зависимое слово? Примеры.

  20. Когда причастный оборот выделяется запятыми? Примеры.

  21. Когда причастный оборот не выделяется запятыми? Примеры.

  22. Что вы знаете о кратких причастиях? (Краткую форму имеют только страдательные причастия. Краткие причастия отвечают на вопросы каков? какова ? каково? каковы? и соответственно имеют окончания: нулевое, -а, -о, -ы. В предложении краткие причастия являются сказуемыми. В суффиксах кратких причастий пишется одна Н, краткие причастия пишутся раздельно с частицей НЕ.)

  1. Работа по теме урока.

-Вспомните синтаксическую роль полных и кратких страдательных причастий. (определение, сказуемое)

Упражнение 169 (у доски, по цепочке с объяснением)

Упражнение 170 (устно)

  1. Итог урока.

-Что повторили на уроке?

-Чему научились на уроке?

-Что было трудным на уроке?

-Что нужно повторить?


  1. Домашнее задание.

Повторить § 5-18

© 2010-2022