Конспект урока по теме Правописание -н-и -нн-в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Правописание -н- и -нн- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных»

Тип урока: обобщение и повторение пройденного материала.

Цель урока: формирование навыка правописания Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

Задачи урока:

образовательная: знать причины возникновения трудностей при написании -н- и -нн- в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных, уметь строить рассуждение для разграничения страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных, знать слова-исключения.

Развивающая: работать над навыками грамотного письма и выразительностью устной речи, развивать умения и навыки критического мышления.

воспитательная: продолжить формирование интереса к предмету, осуществлять эстетическое воспитание учащихся.

Оборудование: интерактивная доска, таблицы, тексты с заданиями, опорным конспектом, лист самооценки.

Использование УМК: учебник «Русский язык» Теория и Практика В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Повторение пройденного.

2.1 Оофоэпическая разминка.(слайд 1)

Конспект урока по теме Правописание -н- и -нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

- Прочитайте причастия, следя за ударением. Запомните нормы акцентологии.

2.2 Игра «Прилагательное или причастие?» (слайд 2)

(Прилагательное - поднимаем одну руку , причастие - поднимаем две руки)

Конспект урока по теме Правописание -н- и -нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

Слайд 3

Конспект урока по теме Правописание -н- и -нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

2.3.Работа с опорным конспектом. (УДЕ)

-Повторите правила в учебнике стр. 169-171 , параграф 136,137. «Действительные причастия», «Страдательные причастия»

-Расскажите их своему соседу по парте, а потом пусть он расскажет вам.

После работы в парах семиклассникам предлагается задание: закрыть учебники и рассказать правила по опорному конспекту(УДЕ).(слайд 4)

Конспект урока по теме Правописание -н- и -нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных3.Закрепление изученного материала: Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

3.1 -Ребята, на предыдущем уроке вы познакомились с правилами написания Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Сегодня на уроке мы продолжим работу над правилами. Прочитайте текст. ( 1 ученик читает текст)

Единственное украшение дома композитора - рояль. Он мог петь обо всем: о любви, о порыве человеческого духа. Белые и черные клавиши, убегавшие из-под крепких пальцев Грига, тосковали, смеялись, гремели бурей. Потом в тишине еще долго звучала одна маленькая струна, будто плакала обиженная сестрами Золушка. Григ, откинувшийся на спинку кресла, слушал, пока этот последний звук не затихал на кухне, где с давних пор поселился сверчок.

Вода, капающая из кухонного крана , монотонно твердила, что время не ждет. Нужно торопиться, чтобы исполнить все задуманное. Григ писал музыку для дочери лесника. Он писал о глубочайшей прелести юности и счастья и мысленно видел бегущую перед ним девушку с зелеными глазами. Григ играл обо всем , что думал .Он подозревал, что его подслушивают. Это были синицы на дереве, загулявшие матросы из порта ,снег, слетевший с нависшего неба, и Золушка в заштопанном платье.

3.2. Минута отдыха: послушайте «Норвежское утро» Эдварда Грига. Текст, с которым мы будем работать, рассказывает о создании этого произведения. ( звучит запись произведения)

3.3.Задания к тексту. (тексты, таблица на партах у учащихся)

-Прочитайте текст, определите тему, основную мысль текста.

(ответы учащихся)

-синтаксический разбор предложения: Белые и черные клавиши, убегавшие из-под крепких пальцев Грига, тосковали, гремели бурей.

1ученик выполняет на доске. (ученики проверяют себя)

- заполните таблицу примерами из текста.

Причастия с двумя буквами н.( -нн-,- енн- )

1

2

3

4

При наличии приставки (кроме не-)

Исключения:смышленый,

посаженый,названый.

При наличии зависимых слов(прич.оборот)

Причастие образовано

от глаголов с суфф.-ова-,-ева-,-ирова-

Образовано от глаголов сов.вида







3.4 Словосочетания записаны на доске, несколько учеников выполняют задание. ( остальные в тетрадях)

-Пече…ые яблоки, кваше…ая капуста, поджаре…ое мясо, вскипяче…ое молоко, замаскирова…ый дом, нечая…ая встреча, груже…ая повозка, груже…ая кирпичом машина, изране…ый солдат, неглаже…ая рубашка, назва…ый брат, хоже…ые тропы, неезже…ые дороги, моченый в молоке хлеб.

( проверяем, объясняем)

3.5.Цифровой диктант.

-Выпишите номера предложений, в которых встречаются причастия с НН в суффиксах.

1.Щука заливная фарширова…ая.

2.Телятина с ветчиной, запече…ые в соусе бешамель.

3.Щи из кваше…ой капусты по-царски.

4.Варе…ые рулеты из рыбного филе.

5.Картофель, запече…ый в фольге.

6.Гусь с маринова…ыми огурцами.

-Ответ на доске 1,2,5,6. Проверьте себя .

7.Подведение итогов урока и заполнение листов самооценки.

задания

Орф.разминка

игра

Опорный

конспект

Текст(тема,

основн .мысль)

Задания к тексту

Синт.5-минутка

Теория,таблица к тексту.

Упражнение

-н- или -нн-

(работа с записью на доске)

Цифровой диктант

рефлексия

итого

самооценка




Оценка товарищей




Лист самооценки

-Выскажи свои впечатления от урока, используя начала предложений:

-Я сегодня узнал …

-Я научился…

-Я разобрался…

-Я понял…

-Мне было сложно…

Выставление оценок, учитывая листы самооценки.

8. Домашнее задание. Учебник стр77 упр №208.



































































































© 2010-2022