Конспект практического занятия по русскому языку в 8 классе

"Описание материала:Данное практическое занятие с учетом подготовки к государственной аттестации проводилось в рамках районного семинар учителей русского языка Нефтекумского района Ставропольского края. Тема занятия «Способы передачи чужой речи в художественном произведении». 2009 год - год 200 - летия со дня рождения Н.В.Гоголя, поэтому в качестве языковых явлений (слов, предложений, текстов) для анализа были отобраны из произведений писателя и высказываний о Н.В.Гоголе. Цель занятия заключ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Практическое занятие с учетом подготовки к государственной итоговой аттестации по теме: «Способы передачи чужой речи в художественном произведении» 8 класс

Тип урока: урок комплексного применения универсальных учебных действий.

Форма урока: урок - практикум, технология встречных усилий.

Цели урока: Образовательные:

1. Создание условий для расширения и закрепления знаний о способах передачи чужой речи через решение лингвистических задач.

2. Закрепить пунктуационные навыки.

3. Подготавливать к итоговой аттестации.

Развивающие:

1. Развивать умения обосновывать постановку знаков препинания при прямой и косвенной речи, при цитировании и диалоге, при оформлении эпиграфа.

2. Формировать умение выстраивать рассуждение по вопросу.

3. Совершенствовать навыки языковой культуры.

4. Обогащать активный словарь учащихся.

Воспитательные:

1. Создание условий для повышения самооценки, самостоятельности.

2. Формирование мотивации к познавательной деятельности через разнообразие приемов обучения.

3. Формировать навыки культуры диалога.

4. Содействовать воспитанию созидательной личности.

Предмет языкового анализа: слова, отрывок и предложения из произведений

Н.В Гоголя, тексты

Методы и приемы: комментированное письмо, лингвистический разбор, реализация межпредметных связей, частично проблемно - поисковый, практические упражнения, учебный диалог

Методы контроля учебной деятельности: фронтальный, индивидуальный, групповой, устный и письменный.

Оборудование: карточки дифференцированных заданий.

Структура урока:

1. Организационный этап.

2. Постановка учебных задач и целей, проблемы урока.

3. Этап комплексного применения УУД

4. Рефлексия.

5. Домашнее задание.

Ход урока

1.Организационный этап.

Дидактическая цель: установка на положительные результаты учебной деятельности.

1) Подготовка учащихся к работе на уроке.

2)Взаимное приветствие учителя и учащихся, приветствие гостей.

На уроке вам предстоит поработать индивидуально, в творческих группах для решения задач урока. Вы потренируете мозг, вытащите из тайников памяти уже знакомое, познаете новое. А самое главное каждый сможет показать свои способности.

II. Постановка учебных целей урока.

- Тема нашего урока « Способы передачи чужой речи в художественном произведении» ( запись даты, темы в тетради). Мы должны повторить все способы, которыми можно передать чью - то речь, потренироваться в аргументированной постановке знаков препинания в различных предложениях, выполнить подобные задание из тренировочных экзаменационных тестов, подготовиться к сочинению - рассуждению на нравственную тему.

-Чужая речь передается различными способами и в разных целях во всех стилях речи: разговорном, публицистическом, художественном, научном, официально- деловом. Но особое место принадлежит произведениям художественного стиля.

III. Постановка проблемы.

С какой целью используются чужая речь в художественных произведениях?

- Сегодня мы понаблюдаем за тем, какую роль играет чужая речь в произведениях Николая Васильевича Гоголя.

«Ещё с самых времен прошлых, с самых лет почти непонимания, я пламенел неугасимою ревностью сделать жизнь свою нужной для блага государства... Тревожные мысли, что я не буду мочь, что мне преградят дорогу, бросали меня в глубокое уныние... может быть, мне доведется погибнуть... не означив своего имени ни одним прекрасным делом...» - писал Гоголь.

- Какие мысли тревожили великого писателя?

- Если бы он в самые трудные минуты своей жизни мог представить себе, что даже через два столетия он найдет взаимопонимание, достойное уважение, преклонение перед его талантом то, наверное, воскликнул, как когда-то в юности: «Великая торжественная минута! У ног моих шумит мое прошедшее: передо мной сквозь туман светлеет неразгаданное будущее. Какое же ты, мое будущее... О, будь блистательно, будь деятельно!»

IV. ФормированиеУУД.

Дидактическая задача: создание условий для решения задач урока.

1.Работа с эпиграфом. Комментированное письмо. ^

ЛЗ - Запишите эти слова, комментируя орфограммы и пунктуаци, в качестве эпиграфа нашего урока.

Что такое эпиграф? ( Эпиграф - цитата, помещаемая перед сочинением или отдельным его разделом, в которой автор поясняет свой замысел, идею произведения или его части.)

- Вспомните, какой эпиграф Н.В. Гоголя предпослал комедии «Ревизор»? (На зеркало неча пенять, коли рожа крива.)

-Каковы правила оформления эпиграфа? (Эпиграф пишется без кавычек, примыкая к правой стороне листа, а ссылка на автора дается ниже без скобок.)

2. Тест (аналогичное задание из части 2 А1 - А7 с выбором ответа экзаменационного теста ГИА - 9 ) (устно)

-Укажите, какие средства речевой выразительности используются в этом высказывании:

A) олицетворение *

Б) эпитет*

B) метафора

Г) сравнительный оборот

-Постарайтесь сегодня быть, если уж не блистательными, чтобы соответствовать гоголевскому таланту, то хотя бы деятельными, чтобы своими ответами показать свою грамотность.

3. Словарная работа. Повторим орфографию.

ЛЗ - Вставьте в слова пропущенные буквы (слова записаны на доске). Объясните лексическое значение этих слов. (1 ученик вставляет буквы, другие дают пояснения)

.. .пиграф, ц.. .тата, плаг.. .ат, д.. .алог, репл.. .ка, р.. .марка, м.. .н.. .лог, кавычки.

Лексическая работа. Работа в ученических словариках.

- Запишите значение слова: Полилог - разговор многих

У.Проверка домашнего задания (выборочно)

-Выполняя задание из части 3 тренировочного теста по ГИА -9, вы писали сочинение - рассуждение по теме «Нужны ли кавычки как знак препинания?» Прочитайте тезис, аргументы, доказывающие вашу точку зрения, приведите примеры из прочитанного текста. (3 учащихся)

VI. Тренировочные упражнения

1.«Мозговая атака»

- Верно, кавычки пунктуационный знак, употребляемый и при прямой речи.

-Что называется прямой речью? (Прямая речь - это точно воспроизведенная чужая речь, переданная от лица того, кто её произнёс (написал).

-Расскажите, какие существуют правила для передачи прямой речи на письме, выполнив следующие задания по группам.

2.Пунктуационный разбор.

Работа в группах. ( уч-ся выполняют у доски, комментируя орфограммы))

ЛЗ: 1 .В данных предложениях расставьте знаки препинания.

2.Объясните их постановку .

3.Составьте схемы предложений, выделите грамматическую основу в первом предложении или определите количество грамматических основ в предложении (аналогичное задание из части 2В1-В14в экзаменационной работе ГИА -9)

4. Ответьте на вопрос: Из каких произведений взяты данные

предложения?

В случае затруднения обратитесь к учителю или консультанту вашей группы.

КАРТОЧКА 1 группы

1. Не любит она меня думал про себя повеся голову кузнец.

2. Чего же хотите вы заботливо спросила Екатерина.

( «Не любит она меня»,- думал про себя, повеся голову, кузнец. «П», - а. ( вторая часть осложнена обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, которое выделяется запятыми)

2. «Чего же хотите вы?»- заботливо спросила Екатерина. «П?» - а)

КАРТОЧКА 2 группы.

  1. Гоголь в письме к Жуковскому пишет я решился собрать все дурное какое я только знал и за одним разом над всем посмеяться.

2. Среди самого бегу остановился Тарас и вскрикнул стой выпала люлька с табаком; не хочу чтобы и люлька досталась вражьим ляхам.

(1. Гоголь в письме к Жуковскому пишет: «Я решился собрать все дурное, какое_я только знал» и за одним разом над всем посмеяться». А: «П.» ( вторая часть имеет форму сложноподчиненного предложения, придаточное предложение присоединяется союзным словом какое).

2. Среди самого бегу остановился Тарас и вскрикнул: «Стой! Выпала люлька с табаком; не хочу, чтобы и люлька досталась вражьим ляхам!» А:»П!» ( во второй части бессоюзная и подчинительная связи.)

КАРТОЧКА 3 группы.

1. Погляди, какие я тебе принёс черевички сказал Вакула те самые которые носит царица.

2. Право останьтесь Павел Иванович сказал Манилов посмотрите какие тучи.

(1. «Погляди, какие я тебе принес черевички. - сказал Вакула. - те самые, которые носит царица» «П,- а,- п»( первое предложение односоставное определенно - личное , в первой и во второй части сложноподчиненные предложения.)

2. «Право, останьтесь, Павел Иванович! - сказал Манилов. -Посмотрите, какие тучи» «П! -а-П.»)

ПВ - Для чего Гоголь вводит в свои произведения обороты с прямой речью? (чтобы представить образы своих героев, воплотить в их словах черты и свойства характеров, оживить сюжет произведения)

3. Сравнение предложений, постановки знаков препинания в них.

- Прочитайте предложения. Как изменили предложения с прямой речью?

Давненько я не брал в руки шашек говорил Чичиков. «Давненько я не брал в руки шашек!» - говорил Чичиков. Чичиков говорил, что он давненько не брал в руки шашек.

Н.В. Гоголь в «Авторской исповеди» писал, что он никогда ничего не создавал в воображении ... У него только то и выходило хорошо, что было взято им из действительности.

Н.В.Гоголь в «Авторской исповеди» писал: «Я никогда ничего не создавал в воображении ... У меня только то и выходило хорошо, что взято было мной из действительности»

- Что такое исповедь? В каком ещё произведении мы встречались с этим понятием? Исповедь - откровенное признание, рассказ о своих сокровенных мыслях. М.Ю.Лермонтов «Мцыри»)

- Что называется косвенной речью? (Предложения с косвенной речью служат для передачи чужой речи то лица говорящего, а не того, кто на самом деле её произнес.)

- Из каких частей состоят предложения с косвенной речью? Как соединяются эти части? (Предложения с косвенной речью представляют собой сложноподчиненные предложения, которые соединяются союзами что, чтобы, будто, или местоимениями и наречиями кто, что, какой, как, где, когда, почему.)

- Как пунктуационно оформляется косвенная речь? ( слова автора отделяются запятой, кавычки не ставятся,

ПВ: - Чем отличаются предложения с прямой речью от предложений с косвенной речью? ( Прямая речь передает все особенности формы и интонации чужой речи).

-Что происходит при замене прямой речи на косвенную? (Теряется её выразительность и эмоциональная окраска. Получается приблизительный пересказ)

Вывод: поэтому писатели, в том числе и Гоголь передают чужую речь чаще всего при помощи прямой речи.

5. Индивидуальная дифференцированная работа.

Карточка 1. Поработайте предсказателем.

Что вы можете сказать о предложении, в котором есть слово спросил?

Можно на этот вопрос дать однозначный ответ?

Даем подсказку: у вас должно получиться три варианта прогноза.

Карточка 2. Составь словарь синонимов.

Ответьте на вопрос: Как можно узнать прямую речь?

Вспомните: какие глаголы «говорения» употребляются в предложениях с прямой речью?

Прочитайте справку:

В «Словаре синонимов русского языка» З.Е. Александровой к слову сказать даются 35 синонимических глаголов, к слову говорить - 24, к ответить - 9, а к спросить - 6. А сколько синонимов к этим глаголам сможете назвать вы? Запишите как можно больше.

6. Самостоятельная работа. Работа с учебником. Упражнение № 347

Прочитайте по ролям диалог из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Обратите внимание на авторские ремарки. Они помогут вам найти нужную интонацию при чтении.

- Что такое ремарка? (ремарка - примечание, пояснение автора к тексту, касающееся обстановки, поведения действующих лиц, их внешнего вида)

- Прокомментируйте постановку знаков препинания при диалоге.

Передайте содержание этого диалога как можно короче, используя косвенную речь. Запишите полученный вариант: Собакевич сообщил Чичикову, что Плюшкин - скряга, мошенник, что люди у него умирают от голода в большом количестве. Чичиков был взволнован этим известием.

Памятка по культуре диалога.

1. Искренне интересуйтесь другими людьми. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

2. Меньше говорите о себе, больше слушайте.

3. Не торопитесь навязывать свое мнение.

4. Сразу не говорите человеку, что он не прав.

5. Разговаривая, старайтесь не размахивать руками и не говорить громче своего собеседника.

6. Во время разговора следите за выражением своего лица так же, как и за речью. Естественное и приветливое выражение лица подчеркивает уважение к человеку.

7. Нельзя вмешиваться без разрешения в чужой разговор. Если уж это крайне необходимо, используйте выражение: «Простите, я вас перебью». Если вы случайно перебили собеседника, обязательно следует сказать: «Простите, я вас перебил. Продолжайте, пожалуйста».

7. Анализ текста.

ЛЗ: 1. Прочитайте текст.

2.Определите тему, идею текста.

3. Придумайте для него интересный заголовок.

Каждому школьнику хорошо знакомо правило: «Цитаты всегда заключаются в кавычки и указывается их авторство». Однако нет правил без исключений. Есть такие высказывания, авторов которых указывать не обязательно, так как они общеизвестны, что называется, у всех на слуху. Чаще всего это крылатые выражения, взятые из литературных произведений, мифов или фольклора. Таким цитатам, как правило, кавычки не нужны, а сами они называются уже не цитатами, а аллюзиями.

«Что еще за аллюзии?» - спросит нерадивый читатель. А любопытный заглянет в словарь и узнает: «Слово аллюзия произошло от латинского allusion, что значит "намек, шутка". Аллюзия - особый стилистический прием, намек на известный исторический, бытовой или литературный факт».

Аллюзии вводятся в речь по принципу: «Понятно тем, кому понятно». Осведомленному читателю они помогают глубже понять текст, ощутить его связь с другими произведениями.

- Запишите пример аллюзии из « Словаря крылатых слов и выражений»

Пошла писать губерния. (Н.В.Гоголь «Мертвые души») Раскройте лексическое значение слова губерния.

Так говорил Чичиков, наблюдая за танцующими на балу у губернатора. Сейчас это выражение употребляется в более широком, ироническом значении: «все пришло в движение, в действие», «началась суета».

8. Тренинг

ЛЗ: Составьте предложения, в которые в качестве цитаты входили бы приводимые высказывания.(аналогичное задание из части 3 С2.1., С2.2. ГИА -9).

- Перечислите правила (способы) цитирования.

Первый случай Если цитата оформлена как прямая речь, то знаки препинания ставятся по уже известным вам правилам.

Второй случай. Иногда цитата является частью предложения. В этом случае она тоже выделяется кавычками, но пишется со строчной буквы:

Третий случай. Цитата может приводиться не полностью. Тогда на месте пропуска ставится многоточие.

Четвертый случай. Цитироваться могут и строки из стихотворений. Такие цитаты в кавычки не заключаются, если они пишутся с соблюдением стихотворных строк:

* 1 вариант - запишите предложение с цитатой в виде прямой речи.

Хлестаков вовсе не надувает, он сам позабывает, что лжет, и уж сам почти верит тому, что говорит. (Н.В.Гоголь )

Гоголь так характеризует характер Хлестакова: «Хлестаков вовсе не надувает, он сам позабывает, что лжёт, и уж сам почти верит тому, что говорит,»

*2 вариант - предложение, в котором цитата является частью предложения.

«Ревизор» имел успех колоссальный. ( Панаев - писатель, современник Гоголя).

Писатель Панаев, современник Гоголя, писал, что «Ревизор» «имел успех колоссальный»

- Какой еще существует один способ цитирования? ( при помощи вводных слов)

-Какие слова называются вводными?

(специальные слова или словосочетания, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает).

- Какое значение выражают данные вводные слова? (записаны на доске)

По словам, по мнению, как писал, по сообщению. ( источник сообщения)

ЛЗ: Составьте предложение с вводными словами с введением цитаты.

Сам язык наш есть ... тайна. (Н.В.Гоголь)

По словам Гоголя, «сам язык наш есть ...тайна».

Проверочный тест ( аналогичное задание из части А 1- А ЗО экзаменационного теста ЕГЭ-11)

Поработайте редактором.

Часто в своих сочинениях вы неправильно используете цитаты, искажаете их смысл, нарушаете точность цитирования, смешиваете прямую речь с косвенной, да и просто неграмотно строите фразы, тем самым допускаете грамматические и речевые ошибки.

ЛЗ: отметьте предложение в котором допущены ошибки, связанные с употреблением косвенной речи

А) Городничий сообщает чиновникам, что он пригласил их, чтобы сообщить им пренеприятное известие.

Б) Хлестаков спросил у купцов, что им угодно.

*В) Чичиков хотел узнать, что куда они заехали.

V. Итог урока. Домашнее задание.

- Какие способы передачи чужой речи повторили?

- Какие навыки отрабатывали?

- Чьи фразы служили в качестве лингвистического материала?

С какой целью используется чужая речь в художественных произведениях? ( как один из способов олицетворения.)

-Прочитайте слова Н.В.Гоголя, которые мы взяли в качестве эпиграфа урока.

Какое же ты, моё будущее...О, будь блистательно, будь деятельно!

- Дома вам предстоит написать сочинение - рассуждение по теме, озвученной в эпиграфе урока.

Составление примерного плана.

- Вспомните композицию сочинения - рассуждения.

1 .Тезис

2. Доказательства

3.Вывод.

-Что важно в будущем любого человека? (его деятельность, работа, какое -то дело).

-Сформулируйте тезис на основе сказанного.

- Что значит «блистательные дела»?

- Должно ли будущее быть и блистательным? Согласны ли вы с Гоголем? Сформулируйте свою точку зрения.

- Какие примеры деятельной жизни конкретных людей вы можете привести в качестве аргументов рассуждения?

- Сформулируйте вывод. Отчего зависит будущее человека? Что вы должны делать, что ваше будущее было не только деятельным, но и блистательным? (будущее в руках самого человека)

-Напишите об этом в свое сочинении.

1. Рефлексия.

• Какая задача стояла перед нами в начале урока?

• Можно ли считать, что мы её решили?

• Удалось ли нам ответить на главный вопрос урока?

• Каково ваше участие в работе урока? Оцените свое участие,

  1. Выставление оценок.

© 2010-2022