План - конспект урока антикоррупционной направленности (урок развития речи)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Зюринская средняя общеобразовательная школа»

Мамадышского муниципального района

Республики Татарстан

План - конспект урока антикоррупционной направленности (урок развития речи)

План - конспект урока антикоррупционной направленности (урок развития речи)План - конспект урока антикоррупционной направленности (урок развития речи)




Ахметшина Чулпан Тагировна,

учитель русского языка и литературы

II квалификационной категории


село Зюри

2012

Цели урока:

образовательные: совершенствовать связную письменную речь учащихся, навыки построения текста-рассуждения, умение аргументировано излагать свою точку зрения; подготовить учащихся к ГИА в новой форме.

развивающие: развивать у учащихся творческие и познавательные способности; умения работать с Интернетом, СМИ, справочной и художественной литературой.

воспитательные: сформировать у учащихся антикоррупционное мировоззрение и воспитать негативное отношение к коррупции; показать, что противостояние коррупции - дело всего общества и лично каждого.

Материалы, необходимые для проведения урока: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, раздаточный материал, памятки, плакаты, рисунки.

Опережающее домашнее задание: подготовить плакаты и рисунки «STOP! Коррупция!», подготовить высказывания, цитаты о честности, о коррупции.

Ход урока

  1. Организационный момент. Вступительное слово учителя: здравствуйте, ребята! На этом уроке мы будем готовиться к сочинению-рассуждению на тему «Мы за честную жизнь!». Попробуйте, исходя из темы урока, а также домашнего задания сформулировать цели на этот урок.

Учащиеся: подготовиться к написанию сочинения-рассуждения на тему «Мы за честную жизнь!», показав, что, противостояние коррупции - дело всего общества и лично каждого.

План - конспект урока антикоррупционной направленности (урок развития речи)II. Работа над композицией сочинения-рассуждения.

Учитель: Назовите типы речи, вспомните, какие особенности характерны для каждого из них? Какой прием мы используем при определении типов речи? (Прием фотографирования.)

УПлан - конспект урока антикоррупционной направленности (урок развития речи)читель: Следующая наша задача - вспомнить композицию рассуждения.

План - конспект урока антикоррупционной направленности (урок развития речи)Учитель: обратите внимание, ребята, сочинение-рассуждение пишется по следующей схеме: во-первых, нужно определить основную мысль (сформулировать ведущий тезис); во-вторых, подобрать доказательства и определить последовательность их изложения, в-третьих, сформулировать вывод. Скажите, можно ли в тексте-рассуждении обойтись без доказательства?

Учащиеся: Доказательство - это приведение аргументов, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли, поэтому обойтись без них нельзя.

Учитель: Правильно. Рассуждение - очень важный тип речи: чтобы убедить другого в чем-либо, нужно уметь рассуждать, доказывать, логически мыслить, делать обдуманные выводы. Это же умение необходимо, чтобы опровергнуть точку зрения оппонента, с которым вы не согласны. Все приводимые аргументы должны быть убедительны и подтверждать тезис. Это могут быть примеры из художественной литературы, кинофильмов, телевизионных программ, эпизоды из вашей жизни, цитаты, высказывания известных личностей. Каждый новый аргумент выделяется в отдельный абзац.

Обычно тезис и доказательства связываются союзами потому что, так как. Это обосновано вопросом, на который мы отвечаем - почему? Вывод присоединяется словами поэтому, следовательно, таким образом, так как мы отвечаем: что из этого следует? В рассуждении часто используются слова, указывающие на ход развития мысли и причинно-следственные связи: почему, потому что, так как, ведь, во-первых, во-вторых, в-третьих, поэтому, и др.

III. Физкультминутка.

IV. Работа над развитием устной и письменной речи по теме «Мы за честную жизнь!» (Задание учащимся: заполнить таблицу во время дискуссии по теме.)

Композиция

Пункты плана

Тезис


Доказательства





Вывод


1План - конспект урока антикоррупционной направленности (урок развития речи). Словарная работа. Учитель: Ребята, объясните значение следующих слов:

Честный, честность - прникнутый искренностью и прямотой, добросовестный (поступить честно, честные намерения); заслуживающий уважения, безупречный (честная жизнь, честное имя, честный заработок). Примеры приводят учащиеся.

КПлан - конспект урока антикоррупционной направленности (урок развития речи)оррупция (лат. "corrumpire", "портить", "подкупать") - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами (Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. 273-ФЗ «О противодействии коррупции»)

2.Учитель: Давайте докажем, что эти слова прямо противополжны друг другу, прочитав высказывания, которые вы подготовили дома.

Учащиеся: "Правда, законность, добродетель, справедливость, кротость - все это может быть объединено в понятии «честность». (Квинтилиан)

"Единственное, чем всякий честный человек должен руководиться в своих поступках, это справедливо или несправедливо то, что он делает, и есть ли это деяние доброго или злого человека". (Сократ)

"Истинно честный человек должен предпочитать себе - семейство, семейству - отечество, отечеству - человечество". (Ж. Д'Аламбер)

"Честный человек душой возвышен, поэтому его счастье глубоко и неизбывно. На всех делах его лежит печать свободы. Подлый человек душой низок, поэтому радость его мелка и скоротечна. Все содеянное им выдает ущемленность". (Хун Цзычен)

«Коррупция «есть корень, из которого вытекает во все времена и при всяких соблазнах презрение ко всем законам». (Томас Гоббс)

«Того, кто хоть что-нибудь стоит, довольно трудно купить». (Э. Севрус)

"Мы должны понимать простой и очевидный факт, что коррупция приносит пользу немногим и вредит большинству".

"Коррупция - это ржавчина, разъедающая государственные опоры. Она разъедает и многое другое, прежде всего - души людей. Души не только жертв коррупции, но и самих коррупционеров".

"Коррупция во власти - это очень плохо, но коррупция в обществе - ничуть не лучше". (Высказывания политиков, взятые из Интернета)

УПлан - конспект урока антикоррупционной направленности (урок развития речи)читель: "Честность - лучшая политика", - сказал М. Сервантес.

В Конституции Российской Федерации заявлено, что наша страна является правовым государством. Но может ли оно считаться таковым, если в нашу жизнь глубоко проникла коррупция, ложь, обман? Коррупция стала серьезно угрожать верховенству закона, демократии и правам человека, подрывать доверие к власти, принципам государственного управления, равенства и социальной справедливости, препятствовать конкуренции, затруднять экономическое развитие и угрожать стабильности демократических институтов и моральным устоям общества. Жорж Санд считает, что "честность умирает, когда продается". Таким образом, можем ли мы утверждать, что «честность - лучшая политика» в борьбе с коррупцией.

Учащиеся: Да, только честность может победить коррупцию.

3. Учитель: Приступаем к составлению плана сочинения-рассуждения. Первым пунктом плана возьмём одно из высказываний: «Честность - лучшая политика". Вы согласны со мной? Это будет вступление (тезис).

Учитель: Что приводит к коррупции? Почему люди обманывают, врут, стараются обойти законы? Учащиеся: Большой разрыв в доходах населения; резкое падение заработной платы; ослабление государственного контроля; пробелы в законодательстве.

Учитель: Что можно сделать, чтобы власть и общество жили по честным законам?

Учащиеся: Ужесточить ответственность за коррупцию; воздействовать на психологию, менталитет людей. Воздействовать таким образом, чтобы чиновники не смогли больше находить оправданий себе, а людям противно было бы давать взятку; устроить пропаганду против коррупции, повышать информированность организаций и граждан. Для выявления фактов коррупции надо активно привлекать общественность. Для этого важно отработать механизм защиты граждан, сообщающих о взяточничестве, выработать программы по их защите, установить "горячие телефонные линии" для сбора и анализа подобной информации.

Учитель: Теперь ответьте, почему "честность - лучшая политика" в борьбе с коррупцией?

Учащиеся: Потому что, только честное общество сможет победить коррумпированную власть.

  • во-первых, мы должны понимать простой и очевидный факт, что коррупция приносит пользу немногим и вредит большинству.

  • во-вторых, я полностью согласен с Э. Севрусом, который считает что "того, кто хоть что - нибудь стоит, довольно трудно купить".

  • следовательно, нужно сделать шаг в неподкупный мир. Противостояние коррупции - дело всего общества и лично каждого.

  • наконец, мы за честную жизнь. Наше "нет" имеет значение.

VПлан - конспект урока антикоррупционной направленности (урок развития речи). Обобщение. Только если общество в целом, и каждый отдельный человек поменяет свой менталитет, только тогда можно будет справиться с коррупцией, только тогда "правда, законность, добродетель, справедливость, кротость - все это может быть объединено в понятии «честность». Эта мысль, высказанная Квинтилианом, будет нашим последним пунктом плана.

VI. Составление плана и запись его в опорных схемах.

Учащиеся: Таким образом, у нас получился план сочинения-рассуждения «Мы за честную жизнь!»

VПлан - конспект урока антикоррупционной направленности (урок развития речи)II. Задание на дом. Написать сочинение-рассуждение, расположив материал в соответствии с планом. Учитель: Во время работы над текстом сочинения вы можете

использовать учебные пособия, которые имеются в школьной библиотеке, приводить примеры из художественной литературы, использовать высказывания известных политиков.

VIII. Итоги урока. Выставление оценок за урок.

Использованная литература:

  1. Агафонова Е.Е. Функциональные стили речи. Типы речи. nsportal.ru

  2. Обучение сочинениям. Развитие речи. 5-11 классы. Электронное пособие, - издательство «Учитель», 2008 год.

  3. Сафронова И.В., Фокеева И.М. Формирование антикоррупционной нравственно-правовой культуры, - Казань: Институт развития образования РТ, ТАИ, 2009 год.

  4. Интернет -ресурсы.План - конспект урока антикоррупционной направленности (урок развития речи)


© 2010-2022