Урок русского языка Описание памятника в 8 кл. (2 часа)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Описание памятника. Урок развития речи в 8 классе (2 часа)

Цели урока: 1)Учить ребят описывать скульптурное произведение искусства,

2)развивать у учащихся их эстетический вкус, наблюдательность,

3)воспитывать гордость за героическое прошлое нашего народа, к

прошлому нашей страны.

Оборудование:

- иллюстрации с различными видами памятников;

- компьютер с экраном;

- презентация к уроку.

1 урок.


  1. Вступительное слово учителя.

- Ребята, у нас сегодня урок развития речи, а значит мы должны подготовиться к творческой работе, сочинению. (Слайд 1)

- Давайте вспомним, какие виды сочинений вы знаете? (Слайд 2)

- Сегодня мы будем работать над сочинением-описанием. Подобное задание мы с вами уже выполняли. Вспомните, с какими видами описаний вы уже знакомы? (Слайд 3)

- А сегодня на уроке у нас один из самых трудных видов описания - описание памятника.

Начать нашу работу я хочу с эпиграфа Аполлона Григорьева: «Ничего не боялся я столько, как жить в городе без истории, преданий и памятников». (Слайд 4)

- Как вы понимаете смысл высказывания А.Григорьева? Почему автор боялся жить в таком городе?

(Человек не может жить только настоящим. Он стремиться в будущее и бережно хранит воспоминания о минувшем. Каждый человек - частица своего народа. И поэтому есть у нас общая народная память).

- Памятники - это наша история. Это символы гордости и славы. Они языком искусства рассказывают о подвигах на полях сражений и в мирном труде, о любимых писателях и учёных. (Слайд 5)

Памятники, гранитные, мраморные, высеченные из простого камня, стоят на площадях городов, на известных курганах и безымянных высотах. К ним приходят люди. Подолгу стоят с обнажёнными головами.

2.Цели урока.

- Сегодня на уроке мы должны подготовиться к сочинению-описанию памятника, собрать материал, научиться описывать скульптурное произведение и соприкоснуться с прошлым нашей страны, нашей малой Родины.

3.Словарная работа.

-Давайте вспомним слова, с которыми мы познакомились на прошлом уроке и определим их значение. (Слайд 6)

Памятник-это скульптура или архитектурное сооружение в память кого-нибудь, чего-нибудь (выдающейся личности, исторического события)

Памятники- это дань уважения историческим событиям и деятелям, стремление

увековечить их в бронзе или камне.

- Познакомимся с основными понятиями:

Постамент- основание памятника, статуи.

Пьедестал- подножие статуи.

Барельеф- изображение на плоскости, в котором фигуры слегка выступают над

поверхностью.

Горельеф- изображение на плоскости, в котором фигуры значительно выступают,

приближаясь к скульптурным.

Достопримечательность- заслуживающее особого внимания место или предмет.

Монумент- архитектурное или скульптурное сооружение в память о каком-то

историческом лице, событии.

Обелиск- памятник, сооружение в виде гранёного, сужающегося кверху столба.

Стела- вертикальный памятный знак(плита, столб), обычно с надписью, рельефным

изображением.

Мемориал- архитектурное сооружение, комплекс.

- При создании памятника очень важен выбор материала. Обычно памятники превышают натуральную величину, стоят под открытым небом, поэтому материал должен быть особенно прочным: мрамор, гранит, бронза.

Над созданием памятника обычно работает творческий коллектив. Это прежде всего скульптор, а также архитектор, декоратор (возле памятника могут быть фонари, ограда, иногда водное пространство).

4. Особенности описания памятника.

- Чтобы уметь что-то описывать, что для этого нужно? (План)

- Как вы думаете, какие пункты должны быть в плане при описании памятника?

- Открываем Общую тетрадь с. 181, записываем план описания памятника. (Слайд 7)

План описания памятника.

  1. Точное название памятника.

  2. Где и когда сооружен.

  3. Автор, некоторые сведения о нём. История создания памятника.

  4. Общий вид.

  5. Детали, их роль в замысле.

  6. Мысли и чувства, которые автор хотел вызвать у зрителя.

  7. Впечатление, которое вызывает памятник у нас. Чем он нам близок и дорог.

5. Некоторые виды памятников.

- Известная поэтесса Р.Казакова сказала: «По всей Руси обелиски, как души, рвутся из земли».

Наиболее широко воплотились в крупнейших монументальных сооружениях тема Великой Отечественной войны.

- «Мамаев курган» - самый грандиозный ансамбль в нашей стране. (Слайд 8) Авторами его являются руководитель коллектива скульптор Вучетич, архитекторы Белопольский, Дёмин и др.

Основные сооружения ансамбля рассказывают о Сталинградской битве 1942-43 годов. Мамаев курган… Когда-то весь изрезанный осколками, усыпанный битым кирпичом, кусками металла. Здесь не было буквально ни пяди земли, не начинённой пулями, осколками.

В центре мемориала расположена площадь «Стоять насмерть!» Посреди неё - круглый водоём, из центра которого поднимается бетонный уступ. Его верхняя часть завершается обнажённой полуфигурой воина с противотанковой гранатой в правой руке и автоматом в левой.

-А на самой высокой точке кургана главный монумент - Родина-мать, 52-метровая фигура мужественной женщины с поднятым мечом. (Слайд 9)

- Известен мемориал «Брестская крепость». Монумент «Жажда», скульптор А.Кибальников. (Слайд 10)

Интересен памятник ратной доблести советских людей. Это обелиск в виде четырёх штыков (символ четырёх фронтов), которые объединены кольцом Славы и украшены по внешней стороне барельефом. Памятник находится в Белоруссии. Скульптор Бембель. (Слайд 11)

- Перед нами мемориал «Хатынь». ( Слайд 12) Известная белорусская деревня, которую сожгли фашисты.

6. Работа с планом.

- Давайте вновь вернёмся к плану. На что мы должны обратить внимание при описании памятника?

( Работаем с планом)

- Очень важную роль при описании памятника играют детали. В памятнике»Хатынь» на какие детали вы обратили бы внимание?

(Лицо старика, пустые глаза, безжизненное тело убитого мальчика)

- А теперь послушайте, какое могло получиться мини-сочинение.

(Среди памятников жертвам фашистского террора всемирную известность получил мемориал на месте сожжённой гитлеровцами 22марта 1943 года белорусской деревни Хатынь. Так же как Хатынь, полностью были сожжены вместе с жителями ещё 186 деревень. В Хатыни погибло 149 человек, из них 76 детей. Архитектурно- скульптурный комплекс «Хатынь» создали белорусские архитекторы Ю. Градов, В. Занкович, Л. Левин, скульптор С. Селиханов.

В центре комплекса- шестиметровая фигура старика, держащего на руках перед собой тело убитого мальчика. Скорбно лицо пожилого крестьянина. Глаза его кажутся пустыми. Он словно обращается ко всем входящим помнить о зверствах фашистов.)

  1. Памятники Южного Урала.

- На Южном Урале тоже много интересных памятников.

В Челябинске напротив железнодорожного вокзала сооружён памятник «Сказ об Урале», его скульптор В.Зайков. (Слайд 13)

- На Комсомольской площади установлен памятник «Добровольцам-танкистам», скульптор Головницкий. (Слайд 14) Всем известно, что в годы войны ЧТЗ выпускал танки Т-34, и город назывался Танкоградом.

- А на Алом поле стоит памятник, посвящённый героям гражданской войны. Он называется «Орлёнок». (Слайд 15)

- Каков сюжет памятника? Какой момент изображён?

(Связан, ведут на расстрел)

- Какие детали вы бы отметили?

(Сапоги, шинель,папаха)

- Какие чувства вызывает памятник?

(Гордость, Орлёнок не сдастся врагу)

- А теперь послушайте, какое могло получится сочинение. Как оно соответствует плану.

(В Челябинске на Алом поле стоит памятник, посвященный комсомольцам- героям Октябрьской революции и гражданской войны на Урале. Называется он «Орлёнок». Создан в 1957году скульптором Головницким.

Легендарный герой гражданской войны очень убедителен. Головницкий достигает этого немногими деталями: папаха с лентой, башлык, шинель до пят, непомерно большие сапоги- все вещи взрослого человека надеты на мальчишку. Сюжет памятника: гибель пленного комсомольца. Орлёнка ведут на расстрел, однако мы чувствуем непоколебимую веру героя в правильность избранного им пути.

Мальчик обернулся и как будто слышит, что где-то «идут эшелоны», на «помощь спешат комсомольцы- орлята». Он своими детскими глазами видит то, чего не видят его палачи- «победа борьбой решена».)

8.Памятник нашего села. (Слайд 16)

- Мы живём с вами на территории Маячного сельского поселения. У нас тоже есть своя история. И одной из страниц её является памятник в центре села. Это памятник воинам - землякам, погибщим в годы Великой Отечественной войны. Памятник был сооружен в 1980 году ко Дню победы под руководством Царненко Григория Ивановича, секретаря парткома совхоза «Маякский».

Композиция памятника проста. Постамент сделан из кирпича и серого цемента. Фигура воина выражает мужество и решительность, а взгляд - мысль о стремлении защитить и спасти. По обе стороны постамента расположены горизонтальные плиты, на которых выбиты имена погибших земляков. 73 человека не вернулись с фронта домой. Это память о тех, кто отдал жизнь ради победы и мира.

2 урок

1.Вступительное слово учителя.

- Ребята, мы с вами познакомились с особенностями описания памятника.

Сегодня наше пристальное внимание будет обращено к памятнику А.С.Пушкина скульптора А.М.Опекушина в Москве. (Слайд 17)

- А.С.Пушкин является нашей национальной гордостью. Мы любим его сказки, стихи, поэмы, повести. И, наверное, поэтому все любящие его поэзию с глубоким волнением посещают пушкинские места: Болдино, Михайловское и другие. А бывая в Москве, обязательно побывают возле памятника великому поэту и возложат к нему цветы. Эти цветы здесь лежат всегда. Чьи-то заботливые руки обновляют их. Цветы лежат здесь и зимой, когда снег покрывает памятник белым покрывалом. Это скромная дань уважения, восхищения и преклонения перед могучим, вечно живым талантом поэта.

2.Сопоставление памятников.

- Выявить идею, замысел памятника поможет сопоставление памятника в Москве с памятником Пушкину скульптора Аникушина в Санкт-Петербурге. (Слайд 18)

- В чём вы видите различия двух памятников?

(возраст, поза, черты и выражение лица)

/ Аникушин изображает Пушкина в момент чтения стихов. Все детали памятника: поворот кисти правой руки, приподнятая голова, острый взгляд- подчёркивают страстность, увлечённость поэта. Он весь вдохновение, весь полёт. Это ранний Пушкин, Пушкин периода знакомства с декабристами.

Памятник Опекушина воссоздаёт Пушкина зрелых лет. Это гениальный поэт, прозаик, историк. Скульптор показал поэта в момент творчества/.

3.История создания памятника.

- Итак, обратимся к плану. Где и когда сооружён памятник, история его создания, сведения об авторе. (Вы можете делать записи в тетради)

а) Сведения об Опекушине. (Сообщение). (Слайд 19,20)

Жизнь Опекушина, как и жизнь многих славных деятелей русского искусства прошлого, не была радостной и легкой.

Родился он в 1838 году в семье крестьянина. Мальчик был зачислен крепостным №9 в поместье своей хозяйки Ольхиной. Отец будущего скульптора был опытным лепщиком. Обнаружив у сына увлечение лепкой, отец выпросил у помещицы согласие отдать его в обучение этому ремеслу в Петербург. От мальчика на побегушках, от копировщика гипсовых орнаментов до академика скульптуры - таков тяжелый и трудный путь Опекушина.

Решение создать памятник русскому поэту было принято в 1860 году. Царское правительство, спустя 23 года после гибели Пушкина, дало согласие открыть всенародную подписку на сооружение поэту первого памятника. Люди отдавали свои

трудовые копейки. Многие русские скульпторы приняли участие в конкурсе: Бахман, Пименов, Забело. Победу одержал Опекушин.

Статую отливали в бронзе в Петербурге. На эту работу ушло 5 лет.

6 июня 1880 года состоялось торжественное открытие памятника. В День рождения поэта покрывало упало к ступеням постамента, и взору предстала фигура Пушкина. Памятник установлен в начале тверского бульвара, и казалось, что поэт как бы выходит на площадь, где у него назначено свидание с читателями. Позднее памятник перенесли на новое место в центр площади.

б)Замысел памятника. (Сообщение). (Слайд 21)

Опекушин решил показать поэта погруженным в творческие планы, как бы обдумывающим замысел нового произведения. Его могла привлечь знаменитая элегия поэта «Брожу ли я вдоль улиц шумных.» Он мог совершенно отчетливо представить одинокую фигуру Пушкина, прогуливающегося по городским улицам. На нем накинут широкий, свободный плащ. Сырой ветер раздувает его, кругом снуют люди и экипажи. Уже капают капли дождя, но поэт снял шляпу и всем своим существом прислушивается к мелодии стихов, слагающихся в голове; лицо его вдохновенно и спокойно…Он наедине со своим творчеством, ничто не мешает ему.

Скульптор не случайно изобразил Пушкина идущим. Хорошо была известна страсть поэта к прогулкам. Эти прогулки помогали ему мыслить, давали его творческому воображению много новых впечатлений.

4.Беседа с классом.

- Представьте, что вы экскурсовод, рассказываете о памятнике Пушкину. С какой позиции ( вблизи или на расстоянии) лучше начать экскурсию? (Слайд 22)

/Бронзовая скульптура установлена на гранитном пьедестале. Четыре чугунных светильника, расположенных вокруг, хорошо дополняют строгие формы монумента. Он ограждён невысокими чугунными столбиками, соединёнными ажурной цепью. Высота памятника вместе с фигурой составила 11 метров/.

- На какие детали вы бы обратили внимание, чтобы подчеркнуть движение поэта, его

позу? (Слайд 23)

/Наклон головы, шляпа в левой руке, заведённой за лацкан фрака; накинутая на плечи свободная драпировка-плащ, мастерски вылепленные складки одежды/.

- Обратите внимание на постамент и строки, высеченные на нём.

/И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал/.

- Какие мысли и чувства вызывает памятник? Что можно сказать о поэте?

/Он погружён в творчество. Глубоко задумался. Он думает о жизни, о своём народе/.

5.Итог урока.

- За несколько месяцев до смерти Пушкин написал стихотворение, которое стало поэтическим итогом его творчества, завещанием, обращённым к далёким потомкам, к нам. (Слайд 24)

(Ученик читает стих. «Памятник»)

- И пусть скромной данью уважения к поэту будут эти цветы.

(Цветы к подставке экрана под музыку).

- Пушкин- неотъемлемая часть русской культуры, духовного и нравственного мира нашего современника. На открытии памятника Пушкину И.С.Тургенев сказал: «Этот памятник- учителю». И спустя столетие с лишним эти слова представляются нам верными.

6. Домашнее задание: написать сочинение-описание памятника Пушкина.

Оценки за урок. Всем спасибо!


© 2010-2022