Конспект урока. Безударные падежные окончания окончания имен сущ. 4 кл

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «СОШ» с.Объячево

Прилузский р-он Республика Коми










Конспект урока по русскому языку

«Правописание безударных окончаний имен существительных»

4 класс






Выполнила учитель

начальных классов

Туркова Лидия Акиндиновна






2014г.



Урок русского языка в 4 «а» классе.


Тема: «Правописание безударных окончаний имен существительных».

Цель: научить проверять буквы безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных.

Задачи:

Личностные: формировать учебно-воспитательный интерес к новому учебному материалу, положительное отношение к школе, воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к работе.

Предметные: формировать умение находить имена существительные с безударными окончаниями, учить проверять буквы в безударных окончаниях, развивать связную речь и логическое мышление.

Метапредметные:

Регулятивные: учить проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, выполнять учебные действия в речевой и умственной форме, обучать навыкам самоконтроля.

Познавательные: учить находить и выделять необходимую информацию, осознанно

строить речевые высказывания, умения анализировать, сравнивать, обобщать.

Коммуникативные: учить умению слушать, выражать своё мнение, уважать мнение своих товарищей, вступать в диалог, осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь в сотрудничестве

Учебные материалы.

Учебник «Русский язык. 4 класс». (Авт. Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В.); рабочие тетради;

карточки для дифференцированной творческой работы в парах;

справка-информация для изучения нового материала;

карточки для самостоятельной работы;

компьютер, экран, проектор; презентация урока.

Ход урока

Универсальные учебные действия

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

- Внимание!

- Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке: книги, ручка и тетрадки?
Дети: Есть у нас девиз такой: «Всё, что нужно - под рукой!»
-У вас на столе лежат картинки, на них изображены солнышко и тучка. Посмотрите, какая из картинок отражает ваше настроение. Выберите её и покажите.
-Ну, что ж хорошее настроение - залог успешной работы на уроке.
А я проверю вашу готовность к работе:
- учащиеся 1 ряда сядут, если услышат в словосочетании существительное, которое стоит в родительном падеже;
- учащиеся 2 ряда сядут, если услышат существительное в дательном падеже;
- учащиеся 3 ряда сядут, если услышат существительное в предложном падеже;

- Вы готовы? Тогда приступаем:
в березовой роще: (3)
начертить по линейке: (2)
прибежал с площадки.(1)
Я рада, что ошибок вы не допустили.
Правила посадки.
Здоровьесберегающая технология.
Цель: формирование правильной осанки.
-Руки на месте? (НА МЕСТЕ)
Ноги на месте? (НА МЕСТЕ)
Локти на месте? (У КРАЯ)
Спина прямая? (ПРЯМАЯ)
-Откройте тетради, запишите число

- Начинается урок, он пойдёт ребятам впрок.
А девизом нашего урока будут следующие слова, прочитаем хором:

(Будем знанья добывать,

Чтоб с успехом применять).

Учащимся создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность, устанавливаются тематические рамки (личностные УУД)


2.Чистописание.

Цель: организовать фиксацию актуализированных способов действий в знаках: письмо различных соединений букв, организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися задания

Массаж рук.

Две весёлые лягушки

Ни минутки не сидят -

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

Дети читают стихотворение и выполняют движение.

(Руки в кулачок. Кулачки положить на парту. Резко распрямлять пальцы, на парту положить ладони.)

Дети рассматривают написание соединений букв и рассказывают о том, что в них не получилось, адекватно воспринимают оценку учителя (регулятивные УУД).


3. Актуализация знаний. Реализация общеучебных умений и навыков.
Цель: Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала.
-Ребята, предлагаю вам выполнить задание «Орфографической минутки».

-Посмотрите на слова:

п.ход, н.мазал, пр.мокнет, з.крытая, п.р.сказ, стульч.к, осин.вый, кист.чка, стар.нькая, смел.сть, см.гчить, л.нейка, д.брота, сож.ление, ст.клянный.

-Какая орфограмма пропущена во всех этих словах?

(Безударная гласная).

-На какие группы можно разделить эти слова?

Дети могут предложить разные варианты (по частям речи, по количеству слогов,по месту нахождения орфограммы и т.д.).

Если нужного ответа дети не предлагают (по месту нахождения орфограммы), то на экране предлагается символическая подсказка, после чего детям ещё раз задаётся вопрос:

-А на какие ещё группы можно разделить эти слова?

- Запишите слова в группы, в зависимости от места нахождения орфограммы.

-Давайте проверим это задание.

-Посмотрите, пожалуйста, на следующие слова (на экране): по тропинк..., у дорожк..., о Серёж... .

-Какая орфограмма пропущена в этих словах?

- В какую из наших трёх групп нужно их записать?

- Почему?

- Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

-На доске записаны слова, из которых необходимо составить слова с непроверяемыми написаниями.

пенал (?) носоктакси (?) набекренькулич (?) разницабензин (?) музей(Песок, сирень, улица, иней.)-Запишите эти слова в родительном падеже, выделите окончания. Назовите окончания имен существительных.(Окончания -а, -и, -ы, -я.)-Почему у этих существительных разные окончания, если падеж одинаковый? - От чего зависит написание окончания? (Окончание зависит не только от падежа, но и от склонения.)

4 этап: Целеполагание. Усвоение новых знаний и способов действий.
Цель: Содействовать усвоению уч-ся способов, которые привели к определенному выводу (обобщению)
- Составьте предложение со словом «олень», но так, чтобы это слово стояло в форме предложного падежа. Давайте запишем предложение.
- Какое задание можно выполнить с данным предложением? Разобрать по членам предложения и разобрать по частям речи.

- Что вы можете сказать о слове «олень»?
(2-е скл., безударную гласную в падежном окончании нужно проверять словом - помощником в «земле», значит окончание - е в П.п.)
- Кто из Вас может обозначить тему нашего урока?

-Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Гимнастика для глаз.

- Сейчас мы пойдем в гости к падежам. Разделимся на три группы по рядам в соответствии с количеством склонений, и просклоняем их.(парта, солнце, рожь)



Ребята, откройте папку, найдите карточки под № 1, что там написано «Памятка» Внимательно читайте задание и "шаг" за "шагом" выполняйте работу.
Памятка.
1.Просклонять существительные.
2.Дописать окончания. (Если не знаете, какую букву писать, обозначьте мне это сигналом)
3.Поставить ударение.
- Принимаемся за работу.
- Проверим свою работу.
- Назовите слова - помощники?
- Почему именно эти слова?
(Потому, как в этих словах ударные окончания).

Изучают список слов на экране и индивидуальных карточках.

(познавательные и коммуникативные УУД).



Ребята высказывают свои предположения, строят рассуждения об объектах, допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение (коммуникативные и познавательные УУД).

Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

По одному ученику называют слова, записанные в каждую группу, объясняя правописание орфограммы.


-Безударная гласная.

-Ни в какую.

-Орфограмма находится в окончании слов.


Дети начинают предлагать различные варианты правописания этих слов. Для объяснения не находят знакомый алгоритм.



Дети планируют свои действия, устанавливают аналогии (познавательные, регулятивные УУД).


Планируемые результаты:
Коммуникативные УУД: аргументировать свою точку зрения, принимать точку зрения другого, участвовать в диалоге,
объяснять смысл слов.
Регулятивные УУД: вносить необходимые дополнения и коррективы в план действий.
Познавательные УУД: формулировать познавательные цели, отбирать информацию, анализировать, самостоятельно делать выводы.
Здоровьесберегающая технология.

Физминутка.
Встаньте все. Я буду называть имена существительные. Если имя существительное относится к 1-му склонению, вы хлопаете в ладоши; если имя существительное относится ко 2-му склонению, то руки вверх; если имя существительное относится к 3-му склонению, то руки в стороны. Попробуем?
(Домик, море, лампа, , солнце, мать, балкон,лесник)
-Опустили руки, тихонечко сели.
5 этап: Закрепление новых знаний и способов действий.
Цель: Обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях

А) - Читаем и вставляем в тексте «Светлячки» правильные окончания. (На экране)

Б) Деформированные предложения:

«живут, в, полярный, тундра, совы

являются, птиц, мыши, кормом.

дежурит, у, сова, терпеливо, норка.»

- Составьте предложения из этих слов, озвучьте их
- Сейчас мы их запишем в тетрадь, но в данном предложении встречаются слова с безударными падежными окончаниями, для того, чтобы грамотно их записать, нам нужно вспомнить последовательность действий, и я предлагаю Вам отправиться в магазин «алгоритм».
Давайте познакомимся с содержимым данного магазина и всё расставим по полочкам, согласно тому, как мы будем действовать, чтобы правильно написать безударные падежные окончания в именах существительных.
-Итак, расставляем всё по полочкам.
-Какие окончания вы написали, докажите?

- Мы отправляемся дальше теперь уже в «Учебный центр», откройте учебники на странице 21. Найдите упражнение 194.

- Прочитайте задание. Выполните.

Регулятивные УУД: снять усталость и напряжение, внести элемент непринуждённости и расслабления



Планируемые результаты:
Коммуникативные УУД: сотрудничать в поиске путей решения проблемы, аргументировать свою точку зрения, принимать точку зрения другого, участвовать в диалоге, выделять необходимую информацию.
Регулятивные УУД: вносить необходимые дополнения и коррективы в план действий, сопоставлять полученную информацию с имеющимся жизненным опытом.
Личностные УУД: оценивать жизненные ситуации.
Познавательные УУД: отбирать информацию, анализировать, выбирать критерии для сравнения, строить логическую цепь рассуждения.

6 этап: Применения знаний и способов действий
Цель: обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям
Применить свои знания для грамотного написания безударного окончания. Предлагаю вам на улице «Существительное».
Здесь живут Буратино и крокодил Гена. В дом Буратино мы поселим слова с окончанием е, а в дом Гены слова с окончанием и.
На слайде появляются слова:
на дубе, к кому в дом поселим данное слово?
от злости, в поле, из бочки, в озере, на воле, в зелени, у дичи.

Планируемые результаты:
Коммуникативные УУД: аргументировать свою точку зрения с помощью полученных знаний, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
Регулятивные УУД: самостоятельно корректировать работу, определять правильность выполненного задания.
Познавательные УУД: сотрудничать в парах в совместном решении учебной задачи, определять, какая информация нужна для решения учебной задачи, строить логическую цепочку рассуждений.

7 этап: Обобщения и систематизация знаний.
Цель: Обеспечить установление уч-ся внутрипредметных, и межпредметных знаний.
А, сейчас фабрика, да не простая, а фабрика слов.
Приготовьте карточку под №2 -Нарисуйте график безударных окончаний.
Посмотрите, какой график получился у меня, оцените себя в листах успеха.

Учащиеся работают в парах, записывают текст без ошибок.

8 этап : подведение итогов

Цель: Выявить недостатки в знаниях и способах действий уч-ся.
Оценки за урок.

Планируемые результаты:
Коммуникативные УУД: высказывать свою точку зрения.
Личностные УУД: оценивать личностный смысл учения, оценивать своё отношение к процессу обучения.
Познавательные УУД: анализировать, делать выводы на основе полученных знаний, осуществлять контроль и оценку результатов деятельности.

9 этап: Информация о домашнем задании.

Цели: Обеспечить понимание учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
Найдите карточки под № 3. Это Ваше дом. зад., оно состоит из 3-ех
упражнений, выберите одно из них и выполните.

10 этап: Рефлексия.
Цель: Обеспечить усвоение уч-ся принципов саморегуляции и сотрудничества

- А теперь поднимите зелёные фишки, кто доволен своей работой на уроке?
- Жёлтые фишки, кто не совсем доволен и мог бы работать лучше.
- Красные фишки, кто не доволен.
- Обозначьте мне своё настроение. Я рада, что у вас хорошее настроение, значит урок удался.

Оценка работы

Планируемые результаты:
Регулятивные УУД: давать оценку деятельности другим, давать оценку своей деятельности



© 2010-2022