Конспект урока по русскому языку Разносклоняемые существительные

      Конспект урока по русскому языку в 6 кла           Тема: «Облегчи учёбы Бремя…»             Разносклоняемые имена существительные.Цели: познакомить с группой разносклоняемых существительных, учиться их изменять, обосновывать выбор гласных в окончаниях; совершенствовать навыки правильного написания падежных окончаний существительных; формировать умения мыслить логически, сравнивать, обобщать; воспитывать доброжелательность, уважение к труду одноклассников и учителя. Тип урока: урок изучения...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку в 6 классе

Автор: Сейтнебиева Э.Ш.

Тема: «Облегчи учёбы Бремя…»

Разносклоняемые имена существительные.

Цели: познакомить с группой разносклоняемых существительных, учиться их изменять, обосновывать выбор гласных в окончаниях; совершенствовать навыки правильного написания падежных окончаний существительных; формировать умения мыслить логически, сравнивать, обобщать; воспитывать доброжелательность, уважение к труду одноклассников и учителя.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления материала

Методические приёмы: урок построен по методике проблемного обучения.

Оборудование: мультимедийная презентация, таблица склонений, тестовые задания на индивидуальных карточках, учебник.



Ход урока.

Эпиграф:

Нет тяжелее бремени, чем безделье.

Поговорка

1. Работа с эпиграфом.

2. Орфоэпическая разминка

Каталог, звонит, договор, ломоть, красивее, завидно, жалюзи.

3.Повторение теоретического материала. Приём «Микрофон»

Что называется именем существительным?

Каковы морфологические признаки существительных?

Как определить род имени существительного?

Можно ли сказать, что существительные изменяются по родам?

Какие имена существительные называются собственными, а

какие - нарицательными?

Как различить одушевленные и неодушевленные существительные?

Что называется склонением имен существительных?

Какие существительные относятся к каждому из склонений?

4. Изучение нового материала.

5.Инсценировка. Лингвистическая сказка

(опережающее домашнее задание)

В стародавнее ВРЕМЯ

В шалашах без окон и дверей

Жило - было лохматое ПЛЕМЯ

Первобытных людей - дикарей.

Они не знали для чего корове ВЫМЯ,

Как написать свою фамилию и ИМЯ,

Зачем на лошадь надевать седло и СТРЕМЯ

Необразованное было это ПЛЕМЯ.

Трудно было им жить в эти годы,

Угнетало их БРЕМЯ забот.

И страдали они от погоды

Без плащей, без зонтов и без бот.

Никто не знал, как развевает ветер ЗНАМЯ,

Что кислород всегда поддерживает ПЛАМЯ.

Над тем, как в булку хлеба

Превратить простое СЕМЯ.

С утра до вечера они чесали ТЕМЯ.

Но не хочет ПЛЕМЯ вновь

Проливать напрасно кровь.

Всем милее мирный ПУТЬ

Сказку нашу не забудь!

Мы вам сказку рассказали

Из истории древних веков,

Чтоб она получилась полезной,

Мы включили в неё десять слов.

Есть в этой песне ИМЯ, ПЛЕМЯ, СЕМЯ,

ПЛАМЯ, ВЫМЯ, ТЕМЯ, СТРЕМЯ, ЗНАМЯ,

А для того, чтоб облегчить учёбы БРЕМЯ,

Повторяйте эту сказку всё ВРЕМЯ!

5.Словарная работа:

Племя, семя, вымя, темя, время, имя, бремя, стремя, знамя, пламя.

- Как вы понимаете значение этих слов?

-Просмотрите таблицу склонения существительных время, путь, сравните окончания

Демонстрируется таблица склонений

- Разносклоняемые существительные - как образовался этот термин?

- Разносклоняемые существительные - те, которые склоняются по- разному.

Проблемный вопрос: в чём особенность разносклоняемых существительных?

Цель сегодняшнего урока - познакомиться с особой группой существительных - разносклоняемых; понять, в чем особенность, научиться их склонять.

6. Работа с опорным конспектом.

7. Чтение теоретической части учебника

8. Тренировочные упражнения.

Просклоняйте существительные поле, степь, время.

9. Самостоятельная работа.

- Пользуясь опорным конспектом, просклоняйте данные существительные.

1 вариант племя 2 вариант знамя.

По окончании работы проводится взаимопроверка.

Подведение итогов урока.

- С какой группой существительных мы сегодня познакомились?

- В чем особенности их склонения?

Чтение учителем стихотворения А.С.Пушкина "Что в племени тебе моем?"

- Какое разносклоняемое существительное встретилось в этом стихотворении

10.Тестовые задания. Взаимопроверка. (приложение)

11.Итоги урока:

- Какие имена существительные относятся к разносклоняемым?

- Почему они так называются?

- Какие суффиксы появляются при склонении этих существительных?

Рефлексия

- Ребята, отгадайте шараду.

Корень мой находится в цене,
В очерке найти приставку мне
Суффикс мой в тетрадке, все встречаем
Весь же в дневнике я и в журнале (О-цен-ка)

- Итак, ребята вы хорошо поработали, оцените себя. Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению.

Домашнее задание.

Дается установка на опережающее задание - подготовиться к устной дискуссии о своем имени.

Приложение

1. Какое из указанных слов не является существительным?

1) пятёрка

2) пятак

3) пять

4) пятиклассник

5) пятерня

2. Укажите существительное среднего рода.

1) деталь

2) рейд

3) рельс

4) намерение

5) договоренность

3. Укажите существительное второго склонения.

1) тропинка

2) аллея

3) иней

4) деревня

5) постель

4. Укажите существительное третьего склонения.

1) деталь

2) березка

3) медведь

4) дорога

5) хвоя

5. Какое существительное имеет окончание е?

1) о приземлени…

2) в ущель…

3) о детал…

4) в направлени…

5) в област…

6. Какое существительное имеет окончание и?

1) в алле…

2) к березк…

3) к деревн…

4) в счасть…

5) в армии…

7. Укажите неодушевленное существительное?

1) белка

2) фамилия

3) ученик

4) школьник

5) ребенок

8. Укажите собственное существительное?

1) спортсмен

2) приземление

3) сражение

4) Наталия

5) счастье

9. Укажите нарицательное существительное?

1) Саранск

2) девочка

3) Дарья

4) Елховка

5) Москва

10. Какое существительное в Родительном, Дательном и Предложном падежах имеет окончание и?

1) медведь

2) рейд

3) путь

4) рельс



© 2010-2022