Выступление на тему: АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая тема:

АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Меня давно волнует вопрос создания условий для проявления познавательной активности обучающихся: для успешной самостоятельной работы, самореализации при решении поставленных на уроке задач.

Я считаю, что повышению активизации мыслительной деятельности обучающихся на уроках гуманитарного цикла значительно способствуют элементы проблемного и программированного обучения, обобщения в процессе изучения материала, новые подходы к использованию различных средств наглядности и моделирования, исследовательская деятельность.

Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности обучающихся на уроке, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов - это важные компоненты залога успеха на уроке.

Предвкушение необычности, способность учителя удивлять, привносить элемент романтичности играют важную роль на уроке.

Каждый урок должен быть результативным, и достичь этого можно только при условии, если привить обучающимся стремление к активной творческой деятельности.

Активизация учебно-познавательной деятельности обеспечивается включением в учебный процесс различных видов деятельности, из которых каждый по-своему развивает интеллектуально-логические, эмоционально-волевые процессы обучающихся, способствует интенсивности познавательных усилий и творческих устремлений.

У учащихся развивается не только речь и связанные с ней интеллектуальные способности, но и такие функции, как внимание, воображение и самые разные виды памяти, без которых невозможно полноценное формирование ни устной, ни письменной речи.

Цель:

Разработка и создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся.

Задачи:

1)обеспечить ориентацию образовательного процесса на развитие личностного ресурса учащихся;

2) развивать творческий потенциал учащихся через организацию индивидуальной, творческой и исследовательской деятельности;

3) постоянный творческий поиск методов форм и приемов, которые будут увлекать учащихся.

Для меня важнейшим приемом активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках литературы и русского языка является разнообразие жанров уроков, так называемых нестандартных форм проведения.

Формы и методы, используемые мной на уроках:

1) объяснительно-иллюстративный (при помощи обобщающих таблиц, уроков-презентаций, различных схем, символических картинок, опорных конспектов);
2) методы самостоятельной работы учащихся;

3) метод дифференцированного обучения;

4) эвристический метод (решение лингвистических задач).




АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Русский язык - учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других учебных дисциплин.

Многие учителя, которые уже применяют в преподавании своего предмета информационные технологии, надеюсь, согласятся со мной, что самым распространённым или популярным средством ИТ в школе является презентация. В этом случае компьютер с мультимедийным проектором заменяет всю совокупность технических и нетехнических средств обучения: доску и книгу, телевизор и видеомагнитофон, иллюстративный материал и звуковое сопровождение.

Другой формой работы является игра. Это эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности обучающихся. Игра стимулирует умственную деятельность обучающихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету. Игра - один из приемов преодоления пассивности учеников. На своих уроках я часто использую игру: «Найди ошибку», «Третий лишний», «Собери текст».

Созданию чувства новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно решать поставленную задачу, ответить на необычный вопрос, в наибольшей степени способствуют разнообразные проблемные ситуации на уроке.

Например, при изучении темы «Разноспрягаемые глаголы» использую проблемную ситуацию: записываю глаголы в три столбика.

Начиная с пятого класса, я включаю в свои уроки тестовые задания из контрольных измерительных материалов (ЕГЭ), которые подходят к изучаемому или пройденному материалу. Ребятам очень нравится выполнять тестовые задания, тут же себя проверять.

Конечно, нельзя забывать и о работе с учебником на уроке. И здесь активизация познавательной деятельности учащихся происходит через использование таких приёмов как, например, структурирование материала: составить план, тезисы, схему, таблицу, выписать ключевые слова или понятия и т.д. Работа с опорными схемами и таблицами - позволяет структурировано изучить или обобщить тему. Их наглядность влияет на качество запоминания материал.

АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Литература учит взаимопониманию, развивает наши чувства, речь, ум, контактность. По мнению Евгения Ильина, «изучать литературу - это воспитывать ею». Поэтому сделать уроки литературы максимально интересными - одна из главных задач, стоящих передо мною.

В последнее время учителя литературы часто сетуют на то, что дети не хотят читать, увлечены компьютером и телевизором. Для того чтобы изменить ситуацию, учитель, конечно, должен заинтересовать учащихся. Помочь в этом могут разнообразные творческие задания, различные творческие приемы, смена жанров урока, ведь именно это помогает устранить однообразие уроков.

Таким формам работы на уроке, как использование игр, викторин, музыки, живописи, интересным творческим заданиям, которые повышают познавательную активность, уделяется мало внимания. Результаты опросов учащихся подтверждают, что такие формы проведения уроков позволяют повысить творческую и познавательную активность школьников.

Ребята учатся творчески использовать богатства языка. Тот, кто попробовал найти самый выразительный эпитет, открыть неожиданное сходство в предметах, услышать созвучие слов и создать рифму, сумеет оценить эти средства в прочитанных произведениях. Он сможет интересно рассказать об увиденном, найти наиболее точные слова для выражения собственных мыслей и чувств.

На уроках литературы сложно обойтись без межпредметных связей (театр, живопись, музыка, русский язык, киноискусство, история, география, археология и т.д.).

По мнению В.Г. Маранцмана, «включение смежных искусств в изучение литературного произведения помогает нам управлять потоком ассоциаций, стимулировать возникновение определенных представлений в сознании читателя. При этом у ученика не складывается ощущения того, что представление ему навязано. Оно возникло само собой. И эта свобода его появления придает возникшему образу личностный характер. Таким образом, смежные искусства могут усилить сопереживание, субъективную сторону разбора».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог сказанному, можно с уверенностью сказать, что одной из основных целей, стоящих передо мной как учителем, является создание условий для проявления познавательной активности учеников. А средствами достижения этой цели считаю:

- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть личный опыт обучающихся;

- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

- стимулирование школьников к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;

- оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;

- поощрение стремления ученика находить свой способ выполнения задания, анализировать способы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные

- создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

В качестве вывода необходимо подчеркнуть, что сотрудничество учителя и ученика приводит к развитию обеих сторон и к эволюции педагогической системы в целом.

Учение с увлечением - это вовсе не учение с развлечением. Все знают: у кого большие способности, у того обычно интерес к занятиям. Но есть и обратное правило: у кого больше интереса, у того быстрее развиваются способности. Пробудить интерес - наша задача.

Реализации этих задач помогает:

*сочетание традиционных и нетрадиционных форм уроков (лекции, семинары, конференции, гостиные, зачёты. путешествия .

*учёт индивидуальных способностей учащихся;

*тематический учёт знаний;

*осуществление межпредметных связей;

*целесообразное использование групповой работы

© 2010-2022