Урок литературы «Сопоставление притчи о добром самарянине и рассказа И. А. Бунина «Лапти» (7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 7 классе

«Сопоставление притчи о добром самарянине и рассказа И.А.Бунина «Лапти»

Урок-исследование

Эпиграф урока: Жизнь нуждается в милосердии…

Андрей Дементьев

Цели урока:

Образовательные цели:

  • углубить знания учеников о жизни и творчестве И.А.Бунина, вызвать интерес к чтению его произведений;

  • совершенствовать навыки анализа текста, интерпретации текста, в том числе сопоставительного;

  • показать личное восприятие текста;

Развивающие цели:

  • развивать умение анализировать художественный текст,

  • развивать творческие способности и читательскую наблюдательность.

Воспитывающие цели:

  • воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать;

  • воспитывать терпимое отношение к чужому мнению.

Оборудование:
портрет Бунина, сборник рассказов И.Бунина, словари, выступления учащихся (инд. задание), распечатанные тексты притчи, рассказа И.А.Бунина «Лапти», м/м презентация «Слово о Бунине».

Методические приёмы: комментарии учителя, сообщения учеников, выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста, составление интеллект-карты.













Ход урока

Учитель (тихая музыка, наизусть читает стихотворение А.Дементьева):

Жизнь нуждается в милосердии,

Милосердием мы бедны.

Кто-то злобствует, кто-то сердится,

Кто-то снова в тисках беды.

Жизнь нуждается в сострадании,

Наши души - как топоры…

Слишком многих мы словом ранили,

Позабыв, что слова остры.

Равнодушие, отсутствие милосердия - болезни нашего времени. О них пойдёт речь сегодня на уроке. Эти прекрасные строки современного поэта Андрея Дементьева созвучны цели нашего урока. Её мы постараемся достичь, проведя литературное исследование по сопоставлению притчи о добром самарянине и рассказу И.А.Бунина «Лапти». На первый взгляд, эти тексты далеки друг от друга и по времени создания, и по тематике, и по системе персонажей. Что может быть общего между притчей, возвращающей нас в далёкие времена пребывания Иисуса Христа на земле, и рассказом Бунина, события которой происходят в 19 веке? Но следует вспомнить: именно библейские сюжеты помогают глубже проникнуть в идейную суть произведения, постичь авторский замысел.

А вам, ребята, я предлагаю на время нашего урока стать исследователями и попытаться сообща найти ответы на поставленные вопросы. Для этого мы разделились на группы, и каждая получила задание.

  • Запишем в тетради дату и тему урока.



  • Какое произведение мы называем притчей? Что вы знаете о жанре притчи? (Индивидуальное задание. Работа со словарём)

-Притча - поучительное произведение.

-Жанр притчи отличает иносказательный характер.

-Обращаемся к словарям, что они нам расскажут. (Каждая группа работает со своим словарём. Записывают в тетрадь)

Слайд: Притча - небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение.

Давайте вспомним содержание притчи о добром самарянине, с которой вы уже знакомились. (Чтение притчи подготовленным учеником. Текст перед глазами учеников).

  • Каковы её главные герои?

-Самарянин и человек, пострадавший от разбойников.

  • Что о них известно?

-Самарянин оказался добрым человеком и помог пострадавшему.

-Он - единственный, кто не прошёл мимо и не оставил человека в беде.

Слайд: Самарянин - житель Самарии, области, расположенной к северу от Иерусалима. Иудеи считали самарян невежественными, смотрели на них свысока.

-Другой герой - «некий человек», неизвестный, ограблен и изранен разбойниками. Разбойники оставили его едва живым, а сами ушли.

  • Почему у него нет имени?

-На его месте мог оказаться любой человек.

  • Кто увидел пострадавшего? Как поступил?

-Первым увидел священник: «увидел и прошёл мимо».

-Потом помощник сященника, который «подошёл, посмотрел и прошёл мимо».

-А самарянин «…увидел и сжалился, подошёл… и позаботился о нём».

  • Что он сделал?

-Он не только перевязал раны, но и отвёз пострадавшего в гостиницу, побеспокоился о его дальнейшей судьбе.

  • Почему он не прошёл мимо, как сделали это другие?

-Пострадавший нуждался в помощи, он был полуживым. Самарянин оказался добрее, милосерднее.

  • Чему учит притча? Какова её главная мысль?

-«Люби ближнего своего»… даже если человек незнакомый, чужой.

-Притча учит помогать тем, кто в беде; не быть равнодушным; проявлять доброту, заботу, внимание.

-Приходим к выводу, что важнее не имя человека и слова, а поступки.

  • Кого можно назвать ближним?

-Это близкие, родные люди.

  • Вернитесь к тексту притчи, найдите ответ на этот вопрос.

-Ближний тот, кто пришёл на помощь; «оказавший милость». Назвать ближним можно только доброго человека, того, кто не пройдёт мимо. Человек становится ближним, если его поступками движет любовь и милосердие.

  • Найдите в тексте глаголы повелительного наклонения. Зачем их автор употребляет?

-Глаголы «люби», «иди», «поступай» звучат как совет, побуждают к таким же действиям, заставляют задуматься над своими поступками.

Ученица:

1.Когда поступком ранил ты кого-то,
На полпути, оставивши врасплох,
Молился тот: «Боже, пошли пророка»,
Чтоб смог ступить он и на твой порог.

2.Чтоб он раскрыл, как есть твои деянья,
Чтоб сам себе ты вынес приговор,
И с искренней молитвой покаянья,
Признался, что губитель ты и вор.

3.Что только за свою дрожал ты спину,
Ранив других, бежал сам стороной,
Не призван ты служить самарянином,
И не поднимешь раненных тобой.

4.Быть может, ты встречал таких, служитель?
И если ты один из них, то знай,
Для раненных найдется Утешитель,
Кто раны перевяжет, даст на чай.

5.А ты к кому притчешь себя, к левиту?
Или к богатому священнику-дельцу?
Всмотрись, что подойдет тебе к лицу,
Ведь страждущие Богом не забыты.

6.С каким снопом предстанешь ты пред Богом?
Что сможешь в оправдание сказать?
И что пред Ним ты будешь отвечать?
За все деяния Бог ведь спросит строго,
Скорей спеши, пока есть Благодать!



  • Обратимся теперь к рассказу Бунина «Лапти» и постараемся понять: что объединяет эти произведения? Как притча помогает понять бунинский рассказ? Можно ли её считать притчей?

Иван Бунин - удивительный прозаик первой половины ХХ века, мастер короткого рассказа. С ним вы познакомились ещё в пятом классе. Наизусть читали его стихи о природе. Каждое его произведение имеет не только глубокий философский смысл,но и учит мудрости, поднимает различные проблемы: долга и совести, нравственного подвига, справедливости..

1 ГРУППА. Познакомиться с биографией писателя нам поможет группа … (Сообщение).

Ученица:

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать «прости» - родному дому.

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо

Как бьётся сердце горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом

С своей уж ветхою котомкой.

Иван Алексеевич Бунин - одно из самых ярких имён русской литературы века. Прекрасный язык, образность, сила воображения, выразительная живописность - лишь некоторые черты его творчества, уходящего корнями в русскую классику. Бунин гордился своим происхождением: он был старинного дворянского рода, «давшего России немало видных деятелей как на поприще государственном, так и в области искусства». Достаточно сказать, что к роду Буниных принадлежал Василий Андреевич Жуковский. Гордился писатель и тем, что все его предки «были связаны с народом и землёй, были помещиками».

Бунин всю жизнь преклонялся перед талантом, Толстого и сам обладал толстовской зоркостью, силой изобразительности. Как писал Б.Зайцев, он имел «почти звериный глаз, нюх, осязание».

Литературные заслуги писателя были высоко оценены уже его современниками: ему были присуждены две Пушкинские премии Российской Академии наук, Бунин был избран почётным академиком Российской Академии наук по разряду изящной словесности, в 1911, 1915 гг. он был удостоен Золотых Пушкинских медалей. Уже в эмиграции, в 1933 году первым из русских писателей Бунин получил Нобелевскую премию.

Бунин был человеком, далёким от политики, противником всяческого насилия. Он трагически переживал события, последовавшие за 1917 годом, и эмигрировал из большевистской России, сохранив в эмиграции Россию прежнюю, ностальгически окрашенную в тёплые тона.

Он интересовался всем, что происходило в России, особенно переживал за судьбу своей родины во время второй мировой войны. Во Франции во время оккупации он прятал у себя людей, подвергавшихся фашистским преследованиям.

Незадолго до своего ухода из жизни, в 1953 году, Бунин писал: «Я хочу, чтобы смерть застала меня за книгой, с пером в руке». Так и случилось. Он похоронен в Париже, на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, где покоится прах многих великих людей России, эмигрировавших с родины после Октябрьской революции и нашедших приют во Франции.

Учитель: Рассказ написан в 1924 году. А как вы думаете, можно ли по заглавию рассказа определить, о чём он?

Ученики:

- Он о деревенской жизни.

- В нём, наверное, повествуется о детях, которые живут в деревне.

- Может быть, автор расскажет о каком-то мастере, который умеет плести лапти.

- Или лапти сыграют какую-то важную роль в жизни героев.

Учитель : Предположений много. Но по названию рассказа сложно определить, что произойдёт. Оно необычное: простое, незамысловатое. Так давайте послушаем его.

Выразительное чтение рассказа «Лапти» и беседа. (Чтение доверено лучшим чтецам.)

И.А.Бунин «Лапти»

Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, - от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть... Стукнуло в прихожей, - Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь,заглянул:
- Ну что, барыня, как? Не полегчало?
- Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит...
- Лапти? Что за лапти такие?
- А господь его знает. Бредит, весь огнем горит...
Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки - все в снегу, все обмерзло... И вдруг твердо:
- Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.
- Как добывать?
- В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.
- Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!
Еще подумал.
- Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то...
И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон,пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море.
Пообедали, стало смеркаться, смерклось - Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что́ теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:
- Мамочка, дай! Мамочка, дорогая, ну что тебе стоит!
И мать кидалась на колени и била себя в грудь:
- Господи, помоги! Господи, защити!
А когда наконец рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый, зловещий св Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, - белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело - оказывается, знакомый человек...
Тем только и спаслись - поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах жилье...За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином. 1924











Осмысление содержания

  • Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ?

Учитель: С какими героями вы познакомились?
Ученики: Больной ребёнок, Нефёд, барыня, муж, только он не участвует в событиях, о нём лишь упоминается; новосельские мужики.

Учитель: В какое время года происходит действие рассказа?

Ученики: Зимой.

Учитель: Какая стоит погода и сколько дней? Найдите описание в тексте.

Ученики: "Пятый день несло непроглядной вьюгой...".

Учитель: Вам встретилось слово «фуксин». Кто знает, что оно обозначает?

Справка: «Фуксин - красная анилиновая краска; широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи».
Учитель: Ребята, как вы поняли, кем в доме барыни был Нефёд?
Ученики: Нефёд был слугой.
Учитель: Каким вы его себе представляете? (устное словесное рисование).
Ученики: Он старый, с седыми волосами. У него добрые глаза и тихий голос. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки. Он заботится о хозяйке и мальчике. Работящий, серьёзный …
Учитель: Какие отношения были у Нефёда и барыни? Почему вы так решили?

Ученики: Добрые. Она называет его Нефёдушкой. Домашние переживали о Нефёде. Думали, что он остался переночевать у знакомых, что придёт только к обеду завтрашнего дня.
Учитель: Как автор показывает, что в доме без Нефёда было неуютно, сумрачно, тревожно? Подтвердите текстом.

Ученики: "Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака".
(Особое внимание учитель обращает на борьбу света и тьмы: дом и "бездна снежного мрака", ночь и свеча, причудливые очертания на стене, бред и "вполне разумно" и т. д.)
Учитель: Знал ли Нефёд, что в такую погоду может не добраться до Новосёлок?
Ученики: Догадывался.

Учитель: Но почему это его не остановило? Как это его характеризует?

Ученики: Он мужественный человек, мудрый, понимает, что кроме него некому помочь. Он берёт ответственность на себя, сам делает выбор.
Учитель: Какое слово в тексте предвещает недобрую весть? (После ответа учеников). Почему автор назвал этот стук зловещим? (Можно обратить внимание учеников на неопределённые местоимения в тексте: «кто-то», «чьи-то»- усиливающие чувство тревоги, неизвестности).

Ученики: Зловещий стук - это злая весть, предвещающая беду, горе,так как привезли мертвое тело Нефёда.

Каков тон рассказа о поступке Нефеда?

-Бунин пишет о поступке Нефеда очень просто, как будто передаёт ход событий. Это потому, что сам ,Нефед не считал свой поступок чем-то особенным. Он не мог поступить по-другому.

Как вы охарактеризуете Нефеда и его поступок?

-Нефед не мог не понимать, что рискует жизнью, отправляясь за фантастическими красными лаптями. Ведь это была настоящая бредовая идея, больной ребёнок сам не понимал, что ему нужно. Но Нефед решил, что раз душа просит, надо добывать красные лапти, и даже придумал, как обыкновенные лапти сделать красными. Нефед без лишних слов отправляется в ночь, в пургу, без дороги за шесть вёрст за лаптями. Он пожертвовал своей жизнью ради чужого ребёнка, добыл лапти и фуксин для их покраски, вот только дойти живым не сумел, замёрз по дороге. в ночи Он погиб, но его такой самоотверженный, но, казалось бы, неразумный поход спас жизни ещё нескольким людям. Заплутавшие мужики уже отчаялись выбраться из снежного плена, но вдруг наткнулись на мёртвого уже Нефеда и поняли, что жильё близко. Готовность к самопожертвованию, решительность, находчивость, сострадание, скромность Нефеда вызывают восхищение и уважение.

Учитель: Финал рассказа не даёт прямого ответа на вопрос, он открытый: «Выздоровеет ли мальчик?» А как вы думаете?

















Ассоциации

Учитель: Ребята, всякий цвет может быть прочтен как слово или истолкован как сигнал, знак, символ. Какими цветами пользуется автор, рассказывая о мальчике, о трагической гибели Нефеда?

Ученики: В тексте использованы различные цвета: белый, серый, чёрный, синий, красный, жёлтый. Зачитайте примеры из текста: "В белом от снега и холодном хуторском доме…", "в жару… плакал ребёнок", "потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море", "белого, мёрзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефёда", "красные лапти").

Учитель: Как представлен красный цвет в рассказе?

Ученики: "жар", "красные лапти", "весь огнём горит", "стена казалась огненной".

  • Что может означать красный цвет в рассказе?

Красный означает напряжение сил, концентрацию энергии - тяжелый труд, борьба, война, конфликты, трагедия, драма, гнев, жестокость, ярость. Красный - цвет крови и огня, используется для выражения волнения и взрывов эмоции, ассоциируется с кровью, ранами, смертной мукой и очищением. В символике средневекового христианства красный цвет означает любовь и милосердие - символ самопожертвования Христа. Смерть Нефеда - та искупительная жертва, ценой которой возвращается к жизни ребёнок, завершается власть вьюги на отчаявшимися новосельскими мужиками (именно благодаря Нефёду они находят правильную дорогу).
Красный цвет - цвет жизни. Это значит, что мальчик будет жить.

- А какой ценой? Жалко Нефёда. Он пожертвовал собой ради спасения жизни ребёнка.

  • Какова главная мысль рассказа? Чему учит рассказ?

-Главная мысль рассказа - мысль о бескорыстии, милосердии, необычайной доброте и готовности к самопожертвованию. Учит быть добрыми, сочувствовать горю любого человека, способные протянуть руку помощи в любую минуту, д.б.милосердными…

  • А теперь вернёмся к предмету нашего исследования: можно говорить о сходстве между библейской притчей и бунинским рассказом?

-Они рассказывают о милосердии и бескорыстии, о добрых поступках, учат помогать тому, кто оказался в беде. И герой притчи, и герой рассказа Бунина не получают никакой благодарности за свой труд, но в этом нравственность их поступков: пойти, не требуя благодарности, почестей, славы. Бескорыстность их поступков очевидна.



  • А теперь подумайте, можно ли рассказ Бунина назвать притчей?

Вы верно подмечаете поучительный и иносказательный характер рассказа. Смерть Нефеда - та искупительная жертва, ценой которой спасаются люди, скорее всего, возвращается к жизни ребёнок, ведь за смертью непременно идёт жизнь. Для него нет ничего важнее «души ребенка». Именно человеческая душа становится высшей нравственной ценностью.
Нефед совершил поступок, не считая его подвигом. Рассказ учит читателя совершать настоящие нравственные подвиги.



  • А как вы понимаете значение слов «милосердие», «сочувствие», «бескорыстие»? Давайте опять обратимся к нашим словарям. (Работа со словарями, записывают в тетрадь, зачитывают).

  • Посмотрите на сердце, которое прикреплено на доске. Что олицетворяет оно?

- Любовь.

  • Что значит любить? В чём проявляется любовь? Напишите их вокруг этого сердца.

- В милосердии, заботе, участии, внимании, доброте, жалости, сочувствии, сострадании…



На фоне тихой музыки звучит стихотворение Ф.Тютчева «Нам жизнь дана…»

1)Нам жизнь дана, чтобы любить,

Любить без меры, без предела,

И всем страдальцам посвятить

Свой разум, кровь свою и тело.

2) Нам жизнь дана, чтоб утешать

Униженных и оскорблённых,

И согревать, и насыщать

Увечных, слабых и бездомных.

3) нам жизнь дана, чтоб до конца

Бороться с тьмой, бороться с ложью,

И сеять в братские сердца

Одну святую правду Божью.

4) А правда в том, чтобы любить,

Любить без меры, без предела,

И всем страдальцам посвятить

Свой разум, кровь свою и тело.

Учитель: Иван Бунин своими произведениями доносит до нас вечные ценности, которые помогают человеку не потерять себя, своей души в этом сложном современном мире. Это ценности - любовь, милосердие, сострадание. Именно они наполняют смыслом жизнь, и даёт каждому из нас право называться Человеком…

Рефлексия

- Каждый урок - это открытие. Какое же открытие сделали вы для себя сегодня? О чём заставили задуматься притча и рассказ?

- А с каким настроением вы уходите с урока?

- Пожалуйста, оставьте на доске цветовой или сигнальный значок вашего настроения (учащимся раздаются листочки, на которых они рисуют смайлики









Домашняя работа

Учитель: Домашняя работа предлагается на выбор:

1. Написать небольшое сочинение-рассуждение «О чём заставил задуматься рассказ «Лапти»?

2. Нарисовать иллюстрации к притче и рассказу.

3. Создать интеллект-карту по рассказу или притче.

Учитель: Урок подошёл к концу. Вы все хорошо поработали. Спасибо всем!

И пусть как напутствием будут вам строчки из стихотворения Э.Асадова.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет

Доброта и улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря…



© 2010-2022