Урок по русскому языку для 9-класса «СПП с придаточными сравнения»

Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнения Цель: формирование знаний об основных смысловых и структурных признаках сложноподчиненных предложений с придаточными сравнения Задачи: сформировать лингвистические компетенции, пополнив знания о способах выражения сравнительных отношений; научиться отличать сложноподчиненные предложения с придаточными сравнения от сравнительных оборотов; формировать коммуникативные компетенции Оборудование: учебник, раздаточный материал, слайдовая презентация Тип урока: урок объяснения нового материала Формы организации урока: индивидуальная, групповая и коллективная Методы: словесные, практические, частично - поисковый        Ум заключается не только в знании,  но и в умении прилагать знание на деле. Аристотель (Слайд 2) Ход урока: 1.Вводно – мотивационный этап. Сегодня мы  продолжим изучение типов  СПП и познакомимся  с  новым  видом  придаточных. Но  вначале повторим то, что  нам  уже  стало  известно. 2.Актуализация  опорных знаний. Работа по слайду 3 (презентация) Да? или  Нет? Верны ли  предложенные вам  утверждения? 1.Подлежащее и сказуемое – грамматическая основа предложения. 2.По  наличию главных членов предложения простые предложения бывают: односоставные и двусоставные. 3.Соединение простых предложений, одно из которых главное, другое – придаточное, - это ССП. 4.Средства связи в СПП – это только союзы. 5.Придаточное предложение по структуре и смыслу подчиняется главному. 6. В сложном предложении может быть одна грамматическая основа. Самопроверка по ключу 3.Работа по теме урока      1.Легенда «Шесть слепых и слон» Слепым было дано задание определить, на что похоже незнакомое им животное – слон. Один из слепых, который завладел ногой слона, заявил, что слон похож на столб. Второй, у которого в руках оказался хвост животного, сказал, что слон похож на веревку. Трое остальных, которые притрагивались к уху, хоботу и клыку слона, с одинаковой категоричностью отстаивали мнение о том, что он похож соответственно на парус, шланг и копье. Задание ученикам: выписать слова, обозначающие то, с чем сравнивается слон. (столб, веревка, стена, парус, шланг, копье) Вопросы к тексту: (Слайд 4) 1)Правильно ли слепые получили представление о слоне? 2)Что необходимо для того, чтобы оно стало правильным? (Для правильного знания необходимо изучить объект в его целостности, т. е. со всех сторон) 3)Сколько объектов необходимо для сравнения? 4)Подумайте, какие приемы сравнения выделяет русский язык?      2.Рассказ учащегося о приемах сравнения (Слайд 5)   Чтобы сопоставить, сравнить одно явление с другими, мы в своей речи пользуемся разными языковыми конструкциями, которые помогают выразить значение сравнения и отвечают на вопрос как? Рассмотрим их. 1)Наречиями образа действия: оскалить зубы по-волчьи. 2)Сочетание глагола с существительным в форме творительного падежа . Творительный сравнения употребляется преимущественно в поэтической речи и отсутствует в научном и деловом стилях:  Радость ползёт улиткой, у горя бешеный бег.   3) Сочетанием сравнительной формы прилагательного и существительного:Правда дороже золота. 4)Сравнительным оборотом. С помощью этой синтаксической конструкции сравниваются предметы, действия, признаки: Краткоречие,точно жемчуг, блещет содержанием. Состоит сравнительный оборот из слова или словосочетания со сравнительным союзом как, точно, словно, будто, как будто, что Сравнительный оборот осложняет простое предложение, на письме выделяется с обеих сторон запятыми. Роль сравнительных оборотов  в речи ·         Позволяют  шире  представить  признаки предметов, явлений ·         Украшают речь, делают её  образной, выразительной, меткой.        3.Сопоставление предложений (Слайд 6) Существует еще один способ сравнения – сравнение с помощью СПП. Сопоставьте 2 предложения. 1)Сердцем старайся сберечь,     Как звёздное небо России,     Обычную русскую речь.                                            Б. Саянов 2) Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск. (К. Г. Паустовский)   А) Что объединяет предложения? (сравнительные отношения) Б) Чем они выражены? (сравнительный оборот, придаточное сравнительное)
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнения

Цель: формирование знаний об основных смысловых и структурных признаках сложноподчиненных предложений с придаточными сравнения

Задачи: сформировать лингвистические компетенции, пополнив знания о способах выражения сравнительных отношений;

научиться отличать сложноподчиненные предложения с придаточными сравнения от сравнительных оборотов;

формировать коммуникативные компетенции

Оборудование: учебник, раздаточный материал, слайдовая презентация

Тип урока: урок объяснения нового материала

Формы организации урока: индивидуальная, групповая и коллективная

Методы: словесные, практические, частично - поисковый

Ум заключается не только в знании,

но и в умении прилагать знание на деле.

Аристотель

(Слайд 2)

Ход урока:

1.Вводно - мотивационный этап.

Сегодня мы продолжим изучение типов СПП и познакомимся с новым видом придаточных. Но вначале повторим то, что нам уже стало известно.

2.Актуализация опорных знаний.

Работа по слайду 3 (презентация)

Да? или Нет? Верны ли предложенные вам утверждения?

1.Подлежащее и сказуемое - грамматическая основа предложения.

2.По наличию главных членов предложения простые предложения бывают: односоставные и двусоставные.

3.Соединение простых предложений, одно из которых главное, другое - придаточное, - это ССП.

4.Средства связи в СПП - это только союзы.

5.Придаточное предложение по структуре и смыслу подчиняется главному.

6. В сложном предложении может быть одна грамматическая основа.

Самопроверка по ключу

3.Работа по теме урока

1.Легенда «Шесть слепых и слон»

Слепым было дано задание определить, на что похоже незнакомое им животное - слон. Один из слепых, который завладел ногой слона, заявил, что слон похож на столб. Второй, у которого в руках оказался хвост животного, сказал, что слон похож на веревку. Трое остальных, которые притрагивались к уху, хоботу и клыку слона, с одинаковой категоричностью отстаивали мнение о том, что он похож соответственно на парус, шланг и копье.

Задание ученикам: выписать слова, обозначающие то, с чем сравнивается слон. (столб, веревка, стена, парус, шланг, копье)

Вопросы к тексту: (Слайд 4)

1)Правильно ли слепые получили представление о слоне?

2)Что необходимо для того, чтобы оно стало правильным? (Для правильного знания необходимо изучить объект в его целостности, т. е. со всех сторон)

3)Сколько объектов необходимо для сравнения?

4)Подумайте, какие приемы сравнения выделяет русский язык?

2.Рассказ учащегося о приемах сравнения (Слайд 5)

Чтобы сопоставить, сравнить одно явление с другими, мы в своей речи пользуемся разными языковыми конструкциями, которые помогают выразить значение сравнения и отвечают на вопрос как? Рассмотрим их.

1)Наречиями образа действия: оскалить зубы по-волчьи.

2)Сочетание глагола с существительным в форме творительного падежа . Творительный сравнения употребляется преимущественно в поэтической речи и отсутствует в научном и деловом стилях:

Радость ползёт улиткой, у горя бешеный бег.

3) Сочетанием сравнительной формы прилагательного и существительного:Правда дороже золота.

4)Сравнительным оборотом. С помощью этой синтаксической конструкции сравниваются предметы, действия, признаки: Краткоречие,точно жемчуг, блещет содержанием. Состоит сравнительный оборот из слова или словосочетания со сравнительным союзом как, точно, словно, будто, как будто, что Сравнительный оборот осложняет простое предложение, на письме выделяется с обеих сторон запятыми.

Роль сравнительных оборотов в речи

  • Позволяют шире представить признаки предметов, явлений

  • Украшают речь, делают её образной, выразительной, меткой.

3.Сопоставление предложений (Слайд 6)

Существует еще один способ сравнения - сравнение с помощью СПП. Сопоставьте 2 предложения.

1)Сердцем старайся сберечь,

Как звёздное небо России,

Обычную русскую речь.

Б. Саянов

2) Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск. (К. Г. Паустовский)

А) Что объединяет предложения? (сравнительные отношения)

Б) Чем они выражены? (сравнительный оборот, придаточное сравнительное)

В) Как отличить сравнительный оборот от придаточного сравнительного предложения?

4.Организация исследовательской деятельности

Давайте попробуем сами определить отличительные признаки новых придаточных, не обращаясь к учебнику.

Действуем по плану:

  • Найти главное и придаточное предложение. Определяем значение придаточного.

  • Задать вопрос от главной части к придаточной.

  • Определить, к чему относится придаточное: ко всему главному или к какому-то одному слову, местоположение придаточного

  • Определить средство связи.

Объясните смысл записанных предложений.

Предложения для анализа: (Слайд 7)

(работают 3 группы)

1.Лучше замерзнуть на ходу, чем сгнить, сидя на месте.

2.Чем больше мы говорим о своих достоинствах, тем меньше в них верят.

3.Величие народа не измеряется его численностью, подобно тому как величие человека не измеряется его ростом.

5.Лингвистическая игра «Третье лишнее». Почему оно лишнее?

(Слайд 8)

(задания для групп)

1.А.В долине неба синей - синей паслись, как овцы, облака.

В.Чем проще слово, тем оно точнее.

С.Льдины плыли и плыли, словно со всего моря стягивались в этот узкий пролив.

2.А.Благородство всем нравится, особенно если сопровождается скромностью.

В.Коль умеешь слушать правду, научись и говорить ее.

С.Чем человек умнее и добрее, тем более он замечает добра в людях.

3.А.В важных делах жизни надо спешить так, как будто бы от потери одной минуты должно было все погибнуть.

В.Дурные книжки могут так же испортить нас, как портят дурные товарищи.

С.Мы втроем начали беседовать, как будто век были знакомы.

6.Обобщение материала

Ответьте на вопросы: (Слайд 9)

1.На какие вопросы отвечают придаточные сравнения?

2.Какими союзами они присоединяются к главному предложению?

3.К чему относятся данные предложения?

4.Их позиция по отношению к главному?

5.Какова роль придаточных сравнения в речи?

Проверьте себя: (Слайд 10)

1.Вопросы придаточных сравнения: Как? Подобно чему? Как что? Как кто? Чем что? Чем кто?

2.Средства связи: союзы чем, как, будто, словно, точно, как бы, чем - тем, подобно тому как.

3.Придаточные сравнения относятся ко всему главному предложению.

4.Придаточные сравнения занимают любые позиции с предпочтением позиции после главного предложения.

5.Придаточные сравнения точнее, ярче, эмоциональнее выражают мысль говорящего.

7.Рефлексия (Слайд 11)

Обозначь свое участие в уроке.

1.Как еж в тумане к мишке шел, так я плутал по закоулкам темы.

2.Я был слепцом и вдруг прозрел, всё стало ясно и понятно.

3.Я в теме плавал (а), как рыба в воде, мне всё понятно и комфортно.

8.Домашнее задание (Слайд 12)

(по выбору)

1.Выполните упр. З12, разграничьте предложения со сравнительными оборотами и с придаточными сравнения.

2.Составьте 3 - 4 предложения, выразив в них сравнительные отношения любыми грамматическими средствами:

А) Форма творительного падежа

В) Сравнительный оборот

С) Придаточное сравнения

Темы:

1) «Первый снег»

2) «Снегопад»

3) «Зимние забавы»

9.Подведение итогов урока









Самоанализ урока русского языка

9 класс

Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнения

Цель: формирование знаний об основных смысловых и структурных признаках сложноподчиненных предложений с придаточными сравнения

Задачи: сформировать лингвистические компетенции, пополнив знания о способах выражения сравнительных отношений;

научиться отличать сложноподчиненные предложения с придаточными сравнения от сравнительных оборотов;

формировать коммуникативные компетенции

Оборудование: учебник, раздаточный материал, слайдовая презентация

Тип урока: урок объяснения нового материала

Формы организации урока: индивидуальная, групповая и коллективная

Методы: словесные, практические, частично - поисковый

Задачи, решаемые на этапах урока:

1. Вводно - мотивационный этап - мобилизация учащихся, создание у них рабочего настроения.

2. Актуализация опорных знаний - установление преемственных связей между прежними и новыми знаниями

3. Изучение нового материала - проведение мини- исследования с целью получения новой информации

4 Формирование умения и навыков - овладение языковыми и речевыми умениями с использованием лингвистической игры и опроса-обобщения

5. Рефлексия - выяснение степени осознанности освоения учебного материала урока

6. Домашнее задание - подготовка к восприятию домашнего задания

7. Подведение итогов урока - оценивание ответов учащихся

Новопокровка орта мектебі

Новопокровская средняя школа











Орыс тілі сабағы

«Салыстырмалы бағыныңқылы сабақтас құрмалас сөйлем»

Урок русского языка

«Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнения»

9 сынып





Құрастырған: Алешина Т. А.

Составила :Алешина Т.А.

2014 жыл

8


© 2010-2022