Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего полного общего образования по литературе (базовый уровень); программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы-составители Г.И. Беленький, Э.А. Красновский, Ю.И. Лысый, М.А. Снежневская, О.М. Хренова - М., «Просвещение», 2009г.Рабочая программа ориентирована на использование учебника: М.А.Снежневская, О.М.Хренова Литература. 6 класс: учебник...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ «СОШ №2»

_______________/ Н.В. Мязина

«___» _____________ 20___г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________/ С.Н. Россахацкая

«___» _____________ 20_____ г.

РАССМОТРЕНО

На заседании МО


Протокол № _______

От «___» ___________ 20___ г.

Руководитель МО

_______________/ _________________


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету литература

Класс 6 г количество часов по учебному плану 68

2014-2015 учебный год

Ф.И.О. учителя Бруданова Светлана Владимировна

Категория 1

г.Губаха, 2014





Рабочая программа по литературе

6 класс

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего полного общего образования по литературе (базовый уровень); программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы-составители Г.И. Беленький, Э.А. Красновский, Ю.И. Лысый, М.А. Снежневская, О.М. Хренова - М., «Просвещение», 2009г.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

М.А.Снежневская, О.М.Хренова Литература. 6 класс: учебник -хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 2 ч.; под ред.Г.И.Беленького. -12 -е изд., - М.: Мнемозина, 2014.

Цель рабочей программы: развитие речевой культуры, коммуникативной компетенции обучающихся и духовно развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре.

Задачи рабочей программы:

-формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, чувством патриотизма;

-поэтапное, последовательное формирование умений читать комментировать, анализировать художественный текст;

-постижение смысла, заложенного в художественном тексте; создание собственного текста;

-овладение важнейшими общеучебными умениями и действиями (осуществлять поиск, находить и обрабатывать информацию из различных источников);

-использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов, 2 часа в неделю.

Учебно-методический комплект:

М.А.Снежневская, О.М.Хренова Литература. 6 класс: учебник -хрестоматия для

общеобразовательных учреждений: в 2 ч.; под ред.Г.И.Беленького. -12 -е изд., - М.: Мнемозина, 2011г.

Формы организации учебного процесса:

Одним из условий создания на уроке среды взаимодействия является использование различных видов обучения: личностно-ориентированного, проблемного, проектного.

Формы обучения:

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок-практикум, урок развития речи, литературная викторина.

В процессе изучения курса литературы учащиеся могут принимать

участие в проектной деятельности и учебно-исследовательской работе.

Методы и приёмы обучения:

обобщающая беседа по изученному материалу;

индивидуальный устный опрос;

составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);

выразительное чтение;

различные виды пересказа;

заучивание наизусть стихотворных текстов;

определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

подготовка докладов;

написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Содержание программы учебного курса.

Введение (1 час)

Человек как главный предмет изображения в художественной литературе. О книге и чтении.

«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» (10 часов)

1.Устное народное творчество. Былина как один из видов УНТ. Особенность построения и язык былин. Былинный стих, гипербола. Воплощение в былинном герое мечты народа о защитнике родной земли.

2.Древнерусская литература. Письменная литература Древней Руси. Древнерусское летописание. «Повесть временных лет» (сказание о походе Олега на Царьград, о гибели Олега, о мести Ольги, о походах Святослава, о юноше-кожемяке, о белгородском киселе). «Слово о погибели Русской земли», «Евпатий Коловрат» (из «Повести о разорении Рязани Батыем»). Исторические события, отраженные в повести. Картины разорения Русской земли. Прославление патриотического подвига русских воинов. Изображение Евпатия Коловрата как былинного героя. Лиризм повествования, сочувствие рязанцам и русскому воинству.

3.Баллады. В.А.Жуковский - оригинальный поэт-переводчик.

«Светлана». Фольклорная основа баллады. Мысли поэта о торжестве добра и любви на земле. Баллада как литературный жанр. В.А.Жуковский. «Лесной царь», «Перчатка». Л.Н.Майков. «Емшан», А.К.Толстой. «Канут».

Для самостоятельного чтения: В.А.Жуковский. «Кубок» (из Шиллера).

Человек в окружающем его мире. Внутренний мир человека

(24 часа, 22+ 1р/р)

1.А.С.Пушкин. Широта интересов поэта: историческое пошлое и современность, отражение внутреннего мира человека в творчестве поэта. Для чтения и изучения:«Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни…». Ее балладный характер. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Смысл диалога Олега и кудесника (мудрость и независимость волхва). Торжественность поэтической речи.

«Няне». Волнующая задушевность стихотворения. Экспрессивность лексики, выразительность деталей.

«Зимняя дорога», «Бесы». Многогранность чувств, выраженных в стихотворениях.

«Зимнее утро». Радостное восприятие жизни. Контрастные картины природы, созвучные настроению человека. Роль эпитетов и сравнений в стихотворении.

«Дубровский». Столкновение чести, достоинства независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимися на богатство и власть. «Благородный разбойник» Владимир Дубровский. Роль Маши в его судьбе. Бунт крестьян. Мастерство Пушкина в создании ярких характеров героев, пейзажа, в воспроизведении быта и нравов, в построении романа. Для самостоятельного чтения:«Барышня-крестьянка», «Выстрел».

2.Н.М.Языков .Один из ярких поэтов пушкинской поры. «Песня», «Пловец».

3.М. Ю. Лермонтов. Жизненные условия, породившие чувства одиночества и грусти поэта. «Парус». Обобщенный смысл стихотворения. Сложность переживаний поэта: мятежность, жажда деятельности, одиночество, грусть. Парус в стихах и рисунках Лермонтова. «Три пальмы» Тема красоты, гармонии и дисгармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Аллегорический смысл стихотворения.

Стихотворные размеры. Для чтения и бесед: «На севере диком…», «Утес», «Казачья колыбельная песня».

4.Н.В.Гоголь Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед:«Майская ночь, или Утопленница». Сказочная повесть. Поэтизация чистой, светлой любви. Ироническое изображение «власти» (пана головы). Яркие, проникнутые радостным чувством картины народной жизни и украинской природы. Для самостоятельного чтения:«Вечера на хуторе близ Диканьки».

5.С.Т.Аксаков. Сведения о жизни писателя.Для чтения и изучения:

«Очерк зимнего дня». Наблюдательность писателя, знание русской деревенской жизни, тонкое чувство природы. Особенности интонации.

«О дом отеческий! О край, всегда любимый! Родные небеса!..» (8 часов)

(мотивы родной природы в русской лирике)

1.В.А.Жуковский. «Певец во стане русских воинов». Н.П.Огарев. «Дорога»; И.С.Никитин. «Ярко звезд мерцанье…»; А.К.Толстой. «Колокольчики мои…; А.А.Фет. «Чудная картина…»; И.З.Суриков. «Степь»; К.Н.Станюкович. Сведения о жизни писателя.

Смешное в жизни и литературе (4 часа)

1.А.П.Чехов.Сведения о жизни писателя. Детские и юношеские впечатления как источник ранних произведений. Для чтения и изучения: «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Пересолил». Приемы создания комического эффекта в чеховских рассказах. Роль портрета, пейзажа, диалога, внутреннего монолога в обрисовке героя. Острота комического сюжета.

Для самостоятельного чтения:

«Лошадиная фамилия», «Хирургия» и другие ранние рассказы.

Нравственная ответственность человека перед собой и обществом (пора взросления) (10часов, 8+2р/р)

1.В.Г.Короленко. Сведения о жизни писателя. События жизни писателя, отразившиеся в повести «В дурном обществе».

Для чтения и изучения:«В дурном обществе». Сочувственное отношение писателя к людям «подземелья», сохранившим человеческое достоинство и гордость. Значение дружбы в жизни юных героев, их нравственное взросление. Утверждение в повести доброты и уважения к человеку. Особенности повествования (рассказ от первого лица).

Портрет литературного героя.

2.Для самостоятельного чтения: Н.Д.Телешов «Домой». Альфонс Доде «Маленький шпион».

3.А.П.Платонов. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения: «Песчаная учительница». Труд как нравственная основа жизни героини. Её самоотверженность, доброта, отзывчивость.

4.М.М.Пришвин. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения: «Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Труд в жизни детей. Значение истории Травки для понимания идеи повести. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Пейзаж и его роль. Смысл названия произведения. Жанр сказки-были.

Движение весны (11 часов, 10+1р/р)

1.Тема весны в стихотворениях русских поэтов. Красота русской природы в стихотворениях И.А.Бунина, И.Северянина, А.Т.Твардовского, А.П.Межирова.

2.М.М.Зощенко. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед:«Не надо врать», Бедный Федя». Роль смеха в рассказах.

3.Ю.М.Нагибин. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед:«Старая черепаха». Нравственная победа героя над своими душевными слабостями.

4.В.Г.Распутин. Для чтения и изучения: «Уроки французского». Самовоспитание героя в нелёгких условиях жизни. Уроки доброты и милосердия Лидии Михайловны. Изображение человека в эпическом произведении.

5.Н.М.Рубцов. Сведения о жизни поэта. Для чтения и бесед:

«Детство», «Далёкое», «Звезда полей», «Левитан», «Воробей», «Ласточка», «Старый конь».

6. Д.Олдридж. Сведения о жизни писателя. Для чтения и бесед:

«Последний дюйм». Исключительные обстоятельства, в которых испытываются мужество, воля, упорство, жизнестойкость героев. Отчуждение Бэна и Деви и путь его преодоления. Смысл названия рассказа.

Повторение изученного в 6 классе (2 часа)

Требования к уровню подготовки учащихся.

Предметные результаты состоят в следующем:

В познавательной сфере:

-понимание ключевых проблем изученных произведений устного народного творчества, древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 вв. и зарубежной литературы;

-понимание связи произведений с эпохой их написания;

-умение анализировать литературное произведение, определять принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать героев, сопоставлять их;

-определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

-приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

-формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы;

-понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

-восприятие на слух литературных произведений, чтение и восприятие;

-умение пересказывать прозаические произведения их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, создавать устные монологические высказывания разного типа;

-написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы;

4) в эстетической сфере:

-понимание образной природы литературы, как явления словесного искусства; формирование эстетического вкуса;

-понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Метапредметные результаты проявляются в:

-умении понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

-умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

- умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Личностными результатами являются:

-совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы).

Тематический план.

№ раздела

/темы

Наименование раздела темы

Количество часов

В том числе


Контрольных работ

Практических работ

1.

Введение.

1

2.

«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» .

10

3.

Человек в окружающем его мире. Внутренний мир человека.

24

2

4.

«О дом отеческий! О край, всегда любимый! Родные небеса!..» (мотивы родной природы в русской лирике)

8

1

5.

Смешное в жизни и литературе.

4

6.

Нравственная ответственность человека перед собой и обществом (пора взросления).

10

2

7.

Движение весны.

11

1

8.

Повторение изученного в 6 классе.

2

1

Итого

70

1

6

Тематическое планирование уроков литературы в 6 классе.

№ п/п

Наименование раздела

программы

Тема урока

Количество часов

Элементы

содержания

1.

Человек как главный предмет изображения в художественной литературе.

1

Человек как главный предмет изображения в художественной литературе.

2.

«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…»

Былина - жанр устного народного творчества.

1

Былина как жанр устного народного творчества. Отличие былин от сказок.

3.

Былина «Илья Муромец и Соловей - разбойник»

1

Былина «Илья Муромец и Соловей - разбойник».

Сюжет, система образов, герои, выражение в былине исторического сознания русского народа.

4.

Особенности построения былин.

1

Особенности построения былин (язык, стих, гипербола), система образов, герои, выражение в былине исторического сознания русского народа.

5.

Письменная литература Древней Руси. Повесть временных лет.

1

Письменная литература Древней Руси. Специфика. Особенности традиций. Жанры древнерусской литературы. Повесть временных лет.

6.

«Слово о погибели Русской земли», «Евпатий Коловрат».

1

«Слово о погибели Русской земли», «Евпатий Коловрат».

7.

Баллады. В.А.Жуковский «Светлана», «Лесной царь».

1

Жизнь и творчество В.А.Жуковского. Баллады. В.А.Жуковский «Светлана», «Лесной царь» Нравственное содержание баллад.

8.

Ф.Шиллер «Перчатка».

1

Ф.Шиллер «Перчатка», система образов, сюжет, язык баллады.

9.

А.Н.Майков «Емшан».

1

А.Н.Майков «Емшан», система образов, сюжет, язык баллады.

10.

А.К.Толстой «Канут».

1

А.К.Толстой «Канут». Сюжет, система образов, композиция, язык произведения.

11.

Теория литературы. Рифма и строфа в стихотворении.

1

Рифма, строфа, ритм, интонация

12-13.

Человек в окружающем мире. Внутренний мир человека.

А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге».

2

Жизнь и творчество поэта. Произведение «Песнь о вещем Олеге».

Сюжет, система образов, композиция, язык произведения. Историческая основа произведения.

14.

Теория литературы. Как учить стихи наизусть?

1

Как учить стихи наизусть.

15.

Зимние мотивы в творчестве А.С.Пушкина.

1

«Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Бесы». Новые фигуры речи (антитеза, прием контраста). Тема и поэтической идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворений.

16.

А.С.Пушкин «Узник». «Туча», «Цветок».

1

Тема и поэтической идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворений.

17.

А.С.Пушкин «Дубровский» Изображение русского барства.

1

А.С.Пушкин «Дубровский»

История создания произведения. Сюжет, композиция, герои, идея произведения. Роман, повесть как жанры произведений.

Русское барство. Два барина: Троекуров, Дубровский.

18.

Благородный разбойник- Владимир Дубровский.

1

Благородный разбойник Владимир Дубровский. Портрет литературного героя.

19.

Роль Маши Троекуровой в судьбе В.Дубровского.

1

Характеристика Маши Троекуровой

20-21.

Изображение крестьянского бунта в произведении.

1

Изображение крестьян в произведении.

22.

р/р Изложение с элементом рассуждения: «Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником?»

1

Изложние с элемнтом рассуждения

23-24.

Вн/чт А.С.Пушкин «Станционный смотритель»

2

А.С.Пушкин «Станционный смотритель»

Цикл «Повести Белкина». Своеобразие повестей. Тема «маленького человека» в повести.

25.

Н.М.Языков «Песня», «Пловец».

1

Жизнь и творчество поэта. Тема и поэтической идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворений.

26.

М.Ю.Лермонтов «Парус».

1

Страницы жизни и творчества поэта. «Парус». Тема, идея, композиция.

27.

М.Ю. Лермонтов «Три пальмы».

1

Тема, идея, композиция стихотворения.

28.

М.Ю.Лермонтов «Казачья колыбельная песня», «На севере диком», «Утёс».

1

Тема, идея, композиция стихотворений.

29.

Теория литературы. Размеры стихосложения.

1

Двусложные размеры стихосложения (ямб, хорей)

Трехсложные размеры

(анапест, дактиль, амфибрахий).

30.

Анализ стихотворения.

1

Упрощенный план анализа стихотворения.

31-32.

Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница».

2

Творчество Н.В.Гоголя. Повесть «Майская ночь, или Утопленница». Повесть как литературный жанр

Сказочность повести.

33.

вн/чт Н.В.Гоголь «Ночь перед рождеством».

1

Н.В.Гоголь «Ночь перед рождеством».

34.

С.Т.Аксаков «Очерк зимнего дня».

1

Слово о писателе. «Очерк зимнего дня». Изменчивая картина зимнего дня. Особенности интонации.

35-36.

«О дом отеческий! О край, всегда любимый! Родные небеса!..» Мотивы родной природы в русской лирике.

Тема природы в творчестве поэтов 19 века.

2

В.А.Жуковский «Певец во стане русских воинов»,

Н.П.Огарёв «Дорога», А.К.Толстой «Колокольчики мои…»,А.А.Фет «Чудная картина»,И.З.Суриков «Степь».

37.

р/р Русский пейзаж в поэзии и живописи.

1

Отзыв о понравившемся стихотворении.

38.

Смешное в жизни и литературе.

А.П.Чехов «Толстый и тонкий».

1

Творчество А.П.Чехова. Художественное своеобразие рассказа «Толстый и тонкий». Рассказ как жанр эпического произведения.

39.

О смешном в художественном произведении.

1

Юмор, сатира, комическое в произведении.

40.

А.П.Чехов «Смерть чиновника»,

«Пересолил».

1

Своеобразие рассказов А.П.Чехова «Смерть чиновника»,

«Пересолил».

41.

Вн/чт Рассказы А.П.Чехова.

1

Рассказы А.П.Чехова. Юмор и сатира как две разновидности комического эффекта в чеховских рассказах. Роль портрета, пейзажа, диалога, внутреннего монолога.

42-43.

Человек в ситуациях нравственного выбора.

1. В.Г.Короленко «В дурном обществе».

2.Сочувственное отношение писателя к людям «подземелья».

2

Творчество В.Г.Короленко. Повесть «В дурном обществе». Сочувственное отношение писателя к людям «подземелья», сохранившим человеческое достоинство.

44.

Дружба в жизни героев, их нравственное взросление.

1

Дружба в жизни героев, их нравственное взросление.

45.

Утверждение добра и уважения к человеку в повести.

1

Утверждение добра и уважения к человеку в повести.

46.

Р\Р Сочинение «Мой друг Вася» (рассказ от имени Валека).

1

Сочинение по произведению.

47-48.

Н.Д.Телешов «Домой».

2

Слово о писателе. Переживание осиротевшего мальчика и мотивы его поведения, человечность старика-каторжника

49.

Альфонс Доде «Маленький шпион».

1

Слово о писателе. Предательство героев. Трагические последствия от необдуманного поступка.

50-51.

А.П.Платонов «Песчаная учительница».

2

Слово о писателе. «Песчаная учительница». Труд как нравственная основа жизни.

52.

М.М.Пришвин

«Кладовая солнца».

Настя и Митраша.

1

М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Вера писателя в человека, в его доброту и мудрость по отношению к природе.

53.

М.М.Пришвин «Кладовая солнца». История Травки.

1

Значение истории Травки для понимания идеи повести.

54.

Роль пейзажа в художественном изображении.

1

Роль пейзажа в художественном изображении.

55.

р/р Сочинение по произведению «Кладовая солнца».

1

56.

Движение весны. Страницы поэзии.

Тема весны в стихотворениях русских поэтов.

1

Красота родной природы. Проникновенный лиризм стихотворений

57.

М.М.Зощенко «Не надо врать».

1

Взаимоотношения автора и героя-повествователя; особенности языка и жанра

58.

М.М.Зощенко «Бедный Федя».

1

Взаимоотношения автора и героя-повествователя; особенности языка и жанра

59.

Ю.М.Нагибин «Старая черепаха».

1

Слово о писателе. «Первый подвиг» главного героя -Васи. Душевное состояние героя.

60.

В.Г.Распутин «Уроки французского».

1

В.Г.Распутин «Уроки французского»

Личность писателя, знакомство с содержанием рассказа; отражение в рассказе трудностей послевоенного времени; приемы характеристики героя; понятия посвящения, предисловия.

61.

Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

1

Роль учительницы в жизни главного героя

62.

Смысл названия рассказа.

1

Нравственные уроки повести. Изображение человека в эпическом произведении.

63.

р/р Сочинение по произведению «Уроки французского».

1

Сочинение по произведению «Уроки французского

64.

Н.М.Рубцов «Детство», «Тихая моя родина», «Далекое»

1

Н.М.Рубцов «Детство», «Тихая моя родина», «Далекое»

65-66.

Джеймс Олдридж «Последний дюйм».

2

Сведения о жизни писателя.

Исключительные обстоятельства, в которых испытываются мужество, воля, упорство, жизнестойкость героев. Отчуждение Бэна и Деви и путь его преодоления. Смысл названия рассказа

67.

Повторение изученного в 6 классе.

Подготовка к контрольной работе

1

Повторение материала , изученного за год.

68.

Контрольная работа

1

Контрольная работа






© 2010-2022