Урок «Жизнь дана на добрые дела» ( с использованием СП «Добрый»)

Урок «Жизнь дана на добрые дела» подготовлен с использованием семантического поля «Добрый». Основная задача учителя - обучение устному продуктивному высказыванию. На уроке ведётся работа над совершенствованием умений и навыков сравнительной характеристики героев. 1.      На уроке, анализируя тексты сказок, дети активно работают с материалами СП, с этимологическим словарём. Неоднократно используется приём театрализации. Учащиеся учатся составлять синквейн со словом  «доброта», получают индивидуальное домашнее задание.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Жизнь дана на добрые дела

(урок с использованием фрагментов С.П. «Добрый»)

Цели урока:

  1. рассмотреть нравственные проблемы, поставленные в сказках А. Платонова «Волшебное кольцо», К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»,

  2. обучение устному продуктивному высказыванию, развивать устную речь, совершенствовать навыки анализа текста совершенствовать умения и навыки сравнительной характеристики героев

  3. воспитывать умение отвечать за свои поступки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

- Доброта... Произнесите это слово, и на душе станет легче и светлее. Почему? Многие из вас встречали на своем пути добрых людей. Их лица вы, наверное, помните, а если и нет, то остались в памяти их дела, поступки. Доброта - вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Она - тот язык, на котором мы только и можем понять друг друга. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран, непрошеных обид. Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что человек становится Человеком только благодаря другому человеку.

III. Беседа с элементами инсценировки

- Мы в течение нескольких уроков говорили о сказках «Волшебное кольцо» А. Платонова и «Теплый хлеб» К. Паустовского, анализировали героев, их слова. Старались понять замысел автора. Сегодня мы должны подвести итог ранее сказанному.

- Вспомним героев сказки Платонова «Волшебное кольцо». Назовем их.

- Кто такой Семен?

- Вспомним эпизоды, когда Семен спасает собаку, кошку, змею.

Инсценировка №1

- Какие слова произнесла мать Семена, размышляя, откуда такое богатство взялось?

(«Семен откуда же у нас добро такое явилось?»)

- Что отвечает Семен?

(« Добро из добра явилось»)

- А теперь на время оставим героев Платонова и вспомним содержание

сказки «Теплый хлеб».

- Кто такой Филька?

- Почему он получил кличку «Ну тебя»?

- Что стало причиной лютого мороза?

Инсценировка №2

(Бабушка рассказывает Фильке историю о лютом морозе, который ударил 100 лет назад. Произносит фразу: «Причиной мороза стала злоба людская»)

IV. Продолжение беседы с использованием фрагментов С.П. «Добрый»

- Вы внимательно следили за развертывающимися событиями. Актерами были произнесены ключевые слова:

«Добро из добра явилось»

«Причиной мороза стала злоба людская»

На основе этих фраз мы будем строить наш урок. Итак, «добро из добра явилось». . .

- Подумайте, что такое доброта, какого человека мы можем назвать добрым? (Варианты детей)

- Какова этимология слова (предварительное домашнее задание)

Добрый (общеславянск.) первоначально - «подходящий, соответствующий». Образовано при помощи суф. -р- от той же основы что и доба (удобный, доблесть и т.п.)

- Обратимся к материалу С.П. «Добрый» (рубрика 1)

- Можем ли мы назвать Семена добрым? Почему?

- Обратимся к материалу С.П. (рубрика II)

Какой может быть доброта?

(Читаем, анализируем)

- Среди данных определений найти подходящие для характеристики Семена.

- Вначале Семен мог нам показаться глупцом, сумасбродом: тратит деньги на пустяк, хотя сам живет впроголодь. Но если вдуматься в то, что он совершил, чем он руководствовался, к какому вводу можно прийти?

Совершает он эти поступки осознанно, руководствуясь исключительно добротой душевной, не ожидая награды...)

- Таких людей на Руси называли благими.

Как вы понимаете значение этого слова?

(Благой - не умеющий быть злым, несущий в душе благо).

- Говорят, добро быстро забывается. Вы согласны?

В чем нас убеждает сказка?

(Говорят, что болит, то остается в памяти. Зло ранит душу, и она болит.

Поэтому человек зло помнит долго. Добро же исцеляет душу)

- Встречались ли вам такие люди, как Семен? Расскажите о них.

- У каждого действия есть противодействие, практически у каждого

слова есть антоним. Есть он и у слова «добрый»

а) варианты детей;

б) материал СП «Добрый»

- Я не случайно произнесла слово «антоним». Вспомним этимологию этого слова «анти» - против, «онима» - имя. В нашем случае зло против добра .

- В деревнях говорят о сильном морозе - «золкий», о плохом человеке - «злой». Вы видите сходство в этих словах?

- Как вы думаете, почему автор использует мороз, чтобы показать зло людское'?

(Злой человек подобен морозу: такой же злой, беспощадный)

- Как вы думаете, когда Филька понял причину сильного мороза, он стал сразу добрым?

- Может ли злой человек измениться в один момент, сразу стать добрым?

V. Рефлексия

- Я предлагаю осмыслить всё сказанное в ходе урока и составить синквейн к слову «добро», используя материал семантического поля «Добрый»

VI. Итог урока

В каждом человеке есть добро, есть зло - два полюса.

Идеальных людей нет. Именно борьба этих противоположностей и помогает нашей душе расти, совершенствоваться.

Какая чаша весов перевесит - всё зависит от вас, от того, с какими людьми вы будете общаться, какие книги будете Читать, какие кинофильмы будете смотреть. Обо все нужно знать, все понимать, но для души нужно выбирать лишь то, что несет мир, добро.

Какими будете вы, таким и будет завтрашний день планеты.

VII. Домашнее задание (по выбору)

  1. Иллюстрации к сказкам

  2. Письменный ответ на вопрос «Над чем меня заставили задуматься сказки «Тёплый хлеб» и «Волшебное кольцо»?» (10 предложений)





СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ

Добрый

Добрый ‹--› Злой

1. Лексическое значение

Л-З: относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь;

Л: отзывчивый, человечный, гуманный, нравственный.

С: добренький, добросердечный, добродушный, добродетельный, доброжела-

тельный, благодушный, сердечный, милосердный, бескорыстный, чуткий,

сострадательный.

II . Характеристика данного качества

По-матерински добрый, ангельски добрый, врожденная доброта, притворная, показная, сердечная, активная, деятельная, всеобщая, христианская, безропотная.

Ш. Отвлечённое выражение признака

1. Существительные

Добро, доброта, отзывчивость, благожелательность, добродетель, добро-

душие, доброжелательность, благодушие

2, Признак признака

Очень добрый, истинно добрый.

IV. Субъект - носитель признака

Добряк, добрячка (разг.), благожелатель, доброе сердце, друг, имя, дела, традиции, память, мальчик, девочка, человек, тон, лицо, взгляд

V. Проявление признака

1. Слабая степень признака

Незлой, не очень добрый, довольно добрый.

2. Высокая степень признака

Г: предобрый, добрейший, добрее всех, самый добрый;

ЛС: очень добрый, исключительно, необыкновенно, на редкость добрый.

3. Избыточная степень признака

Чересчур, чрезмерно, слишком, недопустимо, непозволительно добрый.

4. Проявление признака

Подобрать, стать, сделать добрым

Всегда, со всеми быть, казаться добрым, одобрять, задабривать

Считать кого-то, воспитывать добрым

Добрый по отношению к родителям, младшим, родственникам

Добрый и снисходительный, добрый и мягкий, добрый и терпимый.





© 2010-2022