- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект Интегрированный урок русского языка, природоведение и истории
Конспект Интегрированный урок русского языка, природоведение и истории
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Тимошенко И.П. |
Дата | 02.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Интегрированный урок русского языка, природоведение и истории
Тема: Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, обозначение их на письме
Цель:
развивать умения определять в словах орфограммы и правильно записывать эти слова; совокупность навык звуко-буквенного анализа слов: учить детей анализировать и обобщать; познакомить с интересными сведениями об овощах; развивать связную речь учеников; воспитывать старательность и аккуратность.
Оборудование:
картинки с изображением лыж, перчаток; задание на картинках для парной и индивидуальной работы иллюстрации с изображением героев из мультфильма «Мешок яблок»: Зайца, Вороны, Ежика, Бельчат, Зайчат, дяди Миши, картинки: яблоко, лук, капуста, помидор, кукуруза, морковь, микрофон.
Ход урока
-
Организация класса
Учитель Звонок уже сигнал нам дал:
Работать всем пора.
Дружок ты время не теряй,
Работать быстро начинай!
-
Актуализация знаний
-
Минутка каллиграфии: жи ши, ча ща, чу щу
- Отгадайте загадки
Две новые кленовые
Подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги -
И по большим снегам беги! (Лыжи)
- На какое правило это слово? (сочетание жи - ши)
- Запишите это сочетание в тетради
Пять мальчиков, пять чуланчиков,
Разошлись мальчики
В темные чуланчики
Каждый мальчик - в свой чуланчик (Перчатка)
- На какое правило отгадка? (сочетание ча - ща)
- Запишите эти сочетания в тетради.
- Какое еще сочетание мы знаем (чу - щу)
-
Сообщение темы урока
-
Сегодня мы продолжаем работать над написанием сочетания в тетради жи - ши, ча - ща, чу - щу
-
Словарный диктант
- И первый герой - Заяц принес в своем мешке для вас задание. Перд вами звуковая запись. Напишите эти слова буквами.
[чаща], [час], [чулок], [зайчата], [куфшин]. [чужой], [жыл],[душыстый]
- Ну а теперь послушайте слова песенки, которую поет Заяц и назовите слова на интерисующие нас правила.
3. Слова песни из мультфильма «Мешок яблок»
Все гостиницы хороши, Будут рады малыши:
Ушастик, Пушистик, Звонок, Прыгунок,
Все по лавкам скок - поскок.
- За выполнение задания Заяц угощает нас яблоком. В нем много витаминов. Особенно железа, необходимого человеку. И Заяц надеется, что вы будете кушать яблоки и пополнять свой организм витаминами.
4. Работа в парах
- Посоветуйтесь друг с другом: почему сочетания жи - ши нужно писать с буквой и? (Так как звуки [ж], [ш]и так твердые, поэтому буква «ы» будет выполнять ненужную работу).
- Почему сочетание ча - ща нужно писать с буквой а? (Т.к. звуки [ч], [щ] и так мягкие, поэтому буква «я» будет выполнять ненужную работу.
- Почему сочетание чу - щу нужно писать с у?
5. Игра с мячом
- Придумайте слова на эти орфограммы. Учитель. Ча (бросает мяч, ученик и называет слово с этим сочетанием) - ча (дача), чу (чудо), жи (жизнь)
- Итак, Заяц очень благодарен вам, что вы объяснили правила и выполнили его задание и кладет нам в лукошко картофель.
- А что вы знаете о картофеле?
Метод «Микрофон»
Картофель к нам пришел из Южной Америки. Произошло это 500 лет назад. Шел отряд испанских завоевателей по густым тропическим лесам и набрел на индейскую деревушка. Стали незваные гости искать, чем бы поживиться, чтобы такое поесть. Вдруг в одной хижине увидели они какие-то клубни. Они оказались очень вкусными. Новая еда им так понравилась, что они даже с собой в Испанию мешок прихватили. Попробовали родственники моряков гостинцы - и начали плеваться: «Какая гадость! А почему? Сырыми их есть вздумали! Зато когда сварили - «Вкусно!»
Из Испании клубни картофеля попали в Италию, потом - во Францию, позже распространились по всему свету. Попали и к нам в страну. Наши прадедушки прозвали их картофелем. Не зря говорят: «Картошка-второй хлеб!»
-
Закрепление материала
-
Работа со скороговорками.
-
Работа на карточках. Письмо по памяти.
- К нам на урок прилетела героиня мультфильма - Ворона - и принесла задание.
Волки рыщут, пищу ищут.
С мышами во ржи подружились ежи.
Хороши в дорожку пирожки с горошком.
Саша шапкой шишку сбил.
Прочитайте. Запомните. Запишите в тетрадь так, как запомнили.
- На какое правило эти скороговорки?
- Нам в корзинку. Ворона кладет лук «Микро Лук» родился в Азии. Он жил и в Европе, и в Африке. Даже с древнеегипетскими царями-фараонами знакомство водил. Сами фараоны брезговали, есть его из-за резкого запаха. Зато своих рабов, воинов силком заставляли, есть лук. Считалось что от этого чудо - растения люди становятся сильными, смелыми, удалыми.
В России и Украине его тоже почитали. В старину он считался лучшим лекарством от разных болезней. Да и сейчас многие не прочь полечиться луком, особенно при простудах.
-
Работа с сигнальными карточками.
На партах карточки с изучаемыми орфограммами.
- Следующая наша гостья Коза. Она хочет немного поиграть. Принесла Коза слова, я их буду называть, а вы - поднимать карточки с соответствующими орфограммами).
Ерши, ландыши, задача, чувство, пружина, щука, чулан, камыши, хижина, чугун, ошибка.
Коза принесла капусту «Микрофон».
Капуста - тоже лекарь хоть куда! Известно, что в старину капустой лечили насморк, кашель, головную боль. А приехала капуста издалека, с берегов теплого Средиземного моря, «Капут» - называли ее древние римляне, что в переводе означает «голова».
-
Физкультминутка
-
Обобщение и систематизация знаний
-
Работа в группах. Игра «Аквариум»
- Это задание на своих иголках принес Ежик.
- Соедини стрелочками слова с одинаковой орфографией
ч…ща ч…до
маш…ина волч…та
нож… ч…шка
ч…й ш…на
ч…лок ж…знь
ж…ст ж…лание
- На какое еще правило встретились слова? (же - ше пиши с буквой «е»)
Ежик угощает нас помидором.
Его еще величают «томат», что значит «большая ягода». Так прозвали его индейцы. Значит родом он из Южной Америки из-за моря-океана сюда приехал. Вторым, более знакомым названием «помидор» его нарекли итальянцы. Увидев его закричали: «Помидоре! Золотое яблоко!». В России и Украине они росли только для красоты, как цветы, пока нашелся один человек, который попробовал их плода и остался жив здоров.
-
Игра «Нарядите елочку»
- Нам бельчата напоминают, что скоро Новый год. Предлагают немного порезвиться: как можно быстрее забраться на верхушку елочки и потренироваться наряжать ее.
ч...сы
щ…ка
ч…чело
А, И, У,У,Ач…ща
ш…повник
свеч…
ж…раф
-
Работа над предложениями. Игра Исправь ошибки.
Зайчата обращаются к вам за помощью. Проверьте, правильно ли написаны предложения.
Малыши ходили в рощю (у). Там озеро. У берега качались камышы (и). Над водой летали чяйки (а) и стрижы (и). Ребята рвали щявель (а).
-
Списывание «Мозайка»
Ну и осталось нам запомнить полезные советы. Вам нужно составить полезные советы. У каждого на парте слова. Вам нужно составить предложение, а потом составить текст.
- Ешь молча
- Чаще проветривай класс
- Дыши глубоко и ровно
- Всегда помогай товарищам
- Больше ешь овощей, фруктов
- Будь чутким и внимательным к людям
- Активно участвуй в жизни класса
-
Итог урока
- Какие правила повторяли? «Паутинка»
- Назовите гостей, которые приходили к нам сегодня на урок.
Гости (Бельчата, Зайчата, Ворона, Заяц, Коза, Ежик. Овощи (картофель, помидор, капуста, лук)
-
Домашнее задание