Конспект Интегрированный урок русского языка, природоведение и истории

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок русского языка, природоведение и истории

Тема: Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, обозначение их на письме

Цель:

развивать умения определять в словах орфограммы и правильно записывать эти слова; совокупность навык звуко-буквенного анализа слов: учить детей анализировать и обобщать; познакомить с интересными сведениями об овощах; развивать связную речь учеников; воспитывать старательность и аккуратность.

Оборудование:

картинки с изображением лыж, перчаток; задание на картинках для парной и индивидуальной работы иллюстрации с изображением героев из мультфильма «Мешок яблок»: Зайца, Вороны, Ежика, Бельчат, Зайчат, дяди Миши, картинки: яблоко, лук, капуста, помидор, кукуруза, морковь, микрофон.

Ход урока

  1. Организация класса

Учитель Звонок уже сигнал нам дал:

Работать всем пора.

Дружок ты время не теряй,

Работать быстро начинай!

  1. Актуализация знаний

  1. Минутка каллиграфии: жи ши, ча ща, чу щу

- Отгадайте загадки

Две новые кленовые

Подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги -

И по большим снегам беги! (Лыжи)

- На какое правило это слово? (сочетание жи - ши)

- Запишите это сочетание в тетради

Пять мальчиков, пять чуланчиков,

Разошлись мальчики

В темные чуланчики

Каждый мальчик - в свой чуланчик (Перчатка)

- На какое правило отгадка? (сочетание ча - ща)

- Запишите эти сочетания в тетради.

- Какое еще сочетание мы знаем (чу - щу)


  1. Сообщение темы урока

  1. Сегодня мы продолжаем работать над написанием сочетания в тетради жи - ши, ча - ща, чу - щу

  2. Словарный диктант

- И первый герой - Заяц принес в своем мешке для вас задание. Перд вами звуковая запись. Напишите эти слова буквами.

[чаща], [час], [чулок], [зайчата], [куфшин]. [чужой], [жыл],[душыстый]

- Ну а теперь послушайте слова песенки, которую поет Заяц и назовите слова на интерисующие нас правила.

3. Слова песни из мультфильма «Мешок яблок»

Все гостиницы хороши, Будут рады малыши:

Ушастик, Пушистик, Звонок, Прыгунок,

Все по лавкам скок - поскок.

- За выполнение задания Заяц угощает нас яблоком. В нем много витаминов. Особенно железа, необходимого человеку. И Заяц надеется, что вы будете кушать яблоки и пополнять свой организм витаминами.

4. Работа в парах

- Посоветуйтесь друг с другом: почему сочетания жи - ши нужно писать с буквой и? (Так как звуки [ж], [ш]и так твердые, поэтому буква «ы» будет выполнять ненужную работу).

- Почему сочетание ча - ща нужно писать с буквой а? (Т.к. звуки [ч], [щ] и так мягкие, поэтому буква «я» будет выполнять ненужную работу.

- Почему сочетание чу - щу нужно писать с у?

5. Игра с мячом

- Придумайте слова на эти орфограммы. Учитель. Ча (бросает мяч, ученик и называет слово с этим сочетанием) - ча (дача), чу (чудо), жи (жизнь)

- Итак, Заяц очень благодарен вам, что вы объяснили правила и выполнили его задание и кладет нам в лукошко картофель.

- А что вы знаете о картофеле?

Метод «Микрофон»

Картофель к нам пришел из Южной Америки. Произошло это 500 лет назад. Шел отряд испанских завоевателей по густым тропическим лесам и набрел на индейскую деревушка. Стали незваные гости искать, чем бы поживиться, чтобы такое поесть. Вдруг в одной хижине увидели они какие-то клубни. Они оказались очень вкусными. Новая еда им так понравилась, что они даже с собой в Испанию мешок прихватили. Попробовали родственники моряков гостинцы - и начали плеваться: «Какая гадость! А почему? Сырыми их есть вздумали! Зато когда сварили - «Вкусно!»

Из Испании клубни картофеля попали в Италию, потом - во Францию, позже распространились по всему свету. Попали и к нам в страну. Наши прадедушки прозвали их картофелем. Не зря говорят: «Картошка-второй хлеб!»

  1. Закрепление материала

  1. Работа со скороговорками.

  2. Работа на карточках. Письмо по памяти.

- К нам на урок прилетела героиня мультфильма - Ворона - и принесла задание.

Волки рыщут, пищу ищут.

С мышами во ржи подружились ежи.

Хороши в дорожку пирожки с горошком.

Саша шапкой шишку сбил.

Прочитайте. Запомните. Запишите в тетрадь так, как запомнили.

- На какое правило эти скороговорки?

- Нам в корзинку. Ворона кладет лук «Микро Лук» родился в Азии. Он жил и в Европе, и в Африке. Даже с древнеегипетскими царями-фараонами знакомство водил. Сами фараоны брезговали, есть его из-за резкого запаха. Зато своих рабов, воинов силком заставляли, есть лук. Считалось что от этого чудо - растения люди становятся сильными, смелыми, удалыми.

В России и Украине его тоже почитали. В старину он считался лучшим лекарством от разных болезней. Да и сейчас многие не прочь полечиться луком, особенно при простудах.

  1. Работа с сигнальными карточками.

На партах карточки с изучаемыми орфограммами.

- Следующая наша гостья Коза. Она хочет немного поиграть. Принесла Коза слова, я их буду называть, а вы - поднимать карточки с соответствующими орфограммами).

Ерши, ландыши, задача, чувство, пружина, щука, чулан, камыши, хижина, чугун, ошибка.

Коза принесла капусту «Микрофон».

Капуста - тоже лекарь хоть куда! Известно, что в старину капустой лечили насморк, кашель, головную боль. А приехала капуста издалека, с берегов теплого Средиземного моря, «Капут» - называли ее древние римляне, что в переводе означает «голова».

  1. Физкультминутка

  2. Обобщение и систематизация знаний

  1. Работа в группах. Игра «Аквариум»

- Это задание на своих иголках принес Ежик.

- Соедини стрелочками слова с одинаковой орфографией

ч…ща ч…до

маш…ина волч…та

нож… ч…шка

ч…й ш…на

ч…лок ж…знь

ж…ст ж…лание

- На какое еще правило встретились слова? (же - ше пиши с буквой «е»)

Ежик угощает нас помидором.

Его еще величают «томат», что значит «большая ягода». Так прозвали его индейцы. Значит родом он из Южной Америки из-за моря-океана сюда приехал. Вторым, более знакомым названием «помидор» его нарекли итальянцы. Увидев его закричали: «Помидоре! Золотое яблоко!». В России и Украине они росли только для красоты, как цветы, пока нашелся один человек, который попробовал их плода и остался жив здоров.

  1. Игра «Нарядите елочку»

- Нам бельчата напоминают, что скоро Новый год. Предлагают немного порезвиться: как можно быстрее забраться на верхушку елочки и потренироваться наряжать ее.

ч...сы

щ…ка

ч…чело

А, И, У,У,Ач…ща Конспект Интегрированный урок русского языка, природоведение и истории

ш…повник

свеч…

ж…раф



  1. Работа над предложениями. Игра Исправь ошибки.

Зайчата обращаются к вам за помощью. Проверьте, правильно ли написаны предложения.

Малыши ходили в рощю (у). Там озеро. У берега качались камышы (и). Над водой летали чяйки (а) и стрижы (и). Ребята рвали щявель (а).

  1. Списывание «Мозайка»

Ну и осталось нам запомнить полезные советы. Вам нужно составить полезные советы. У каждого на парте слова. Вам нужно составить предложение, а потом составить текст.

- Ешь молча

- Чаще проветривай класс

- Дыши глубоко и ровно

- Всегда помогай товарищам

- Больше ешь овощей, фруктов

- Будь чутким и внимательным к людям

- Активно участвуй в жизни класса


  1. Итог урока

- Какие правила повторяли? «Паутинка»

- Назовите гостей, которые приходили к нам сегодня на урок.

Гости (Бельчата, Зайчата, Ворона, Заяц, Коза, Ежик. Овощи (картофель, помидор, капуста, лук)


  1. Домашнее задание

© 2010-2022