Календарно-тематическое планирование по литературе для 9 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока, тип урока, форма проведения

Кол.

час

Элементы содержания

Планируемые результаты, виды деятельности


1

Литература как искусство слова



Тип урока: изучение нового материала

Форма проведения: лекция

1

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальная самобытность русской литературы. Эпохи развития . Понятие о литературном процессе

Знать: образную природу словесного искусства,

роль литературы в общественной и культурной жиз-

ни, особенности литературного процесса; понимать: историю литературы как совокупность произведений

народа; связь литературы с общественной и

культурной жизнью данной эпохи, наличие и

развитие в литературе определённых традиций;

Уметь: отвечать на вопросы, строить монологическое высказывание, отбирать необходимый материал для таблицы

Виды деятельности: работа с книгой, составление конспекта


2

Древнерусская литература «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

Тип урока: изучение нового материала

Форма проведения:

урок-лекция с элементами беседы.

1

Богатство и разнообразие жанров древнерусской литературы. Открытие «Слова», его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве. Историческая основа, сюжет, жанр и композиция

Знать: жанры древнерусской литературы, историческую основу памятника, историю его открытия, содержание произведения; понимать: жанровые особенности «Слова...»;

уметь: строить монологическое высказывание, составлять план прочитанного, выделять смысловые части, уметь сопоставлять произведения изобразительного искусства и летописные источники с текстом произведения Виды деятельности: работа с произведением


3

«За землю Русскую». Осмысление

текста памятника

Тип урока: комбинированный

Форма проведения:

урок-беседа

1

Образ русской земли и нравственно-поэтическая идея «Слова...». Образы русских князей. «Золотое слово» Святослава.

Знать: жанр и композицию произведения, нравственно-патриотическую идею «Слова»; понимать: в чём заключается патриотизм произведения, какова роль изобразительно-выразительных средств в создании образа Родины в произведении;

уметь: выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения; выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения Виды деятельности: работа с произведением


4

Вечные образы «Слова...»

Тип урока: комбинированный

Форма проведения:

урок-беседа

1

Характер князя Игоря, образ Ярославны, пейзаж, влияние фольклора

Знать: приёмы создания характеров героев, художественные средства выразительности; понимать: особенности воплощения автором образов князей, Ярославны, патриотическую идею произведения;

уметь: характеризовать героя произведения, определять роль художественных средств выразительности для создания образа и выражения основной идеи произведения Виды деятельности: работа с произведением



5

Поэтическое искусство

автора

Тип урока: комбинированный

Форма проведения:

урок-беседа

1

Связь с историей России12 в., прослушивание оперы Бородина «Князь Игорь»

Знать: авторов поэтических переводов и пере-

ложений памятника, своеобразие авторского

стиля; понимать: образ автора в произведении;

уметь: выявлять авторскую позицию, выразительно читать наизусть, строить монологическое высказывание ,находить устно поэтические и

книжные элементы в речи автора; сопоставлять ху-

дожественный текст и оперу А.П.Бородина


6

Урок развития речи.

Анализ эпизода «Плач Ярославны»

1

Роль

эпизода «Плач Ярославны» в идейном содер-

жании произведения;

Знать: содержание фрагмента,особенности ком-

позиционного строения эпизода;понимать: роль

эпизода «Плач Ярославны» в идейном содер-

жании произведения; позициюавтора и её отражение в тексте;

уметь: комментировать эпизод; анализировать и интерпретировать текст с учётом авторской позиции; строить письменное высказывание; обосновывать собственную точку зрения


7

Самостоятельная работа по Древнерусской литературе

1

Вопросы по произведениям древнерусской литературы

Знать: текст произведения, художественные особенности, авторов поэтических переложений, значение памятника для истории русской культуры; уметь: выражать своё отношение к прочитанному, понимать литературоведческий текст; сопоставлять «Слово..» с произведениями музыки и живописи


8

Русская литература 18 века (7 часов)



Характеристика русской литературы 18 века



Тип урока: изучение нового материала

Форма проведения:

урок-лекция с элементами беседы.

1

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм и его особенности. Идея гражданского служения, прославления величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм.

Знать: признаки классицизма, особенности эпохи Просвещения, историческую обстановку, общую характеристику литературы 18 в.;

понимать: роль литературы 18 века в последующем развитии культурных традиций; уметь: сопоставлять исторические факты и литературные традиции; самостоятельно строить устное высказывание с опорой на критическую литературу


9

М.В. Ломоносов «Живое единство наук и художеств»

Тип урока: комбинированный

Форма проведения:

урок-беседа

1

Жизнь и творчество М.В.Ломоносова. Жанр оды. Прославление в оде мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха. «Ода на день восшествия на престол..»

Знать: факты жизни и творчества Ломоносова, характерные особенности оды как жанра лирической поэзии; понимать: идейно-художественный смысл оды, восторженное отношение к тайнам природы; уметь: выразительно читать, выявлять авторскую позицию, строить письменное высказывание; определять смысловые части оды, выявлять композицию текста, находить метафоры


10

Г.Р. Державин: поэт и гражданин. Особенности классицизма в поэзии Державина

Тип урока: комбинированный

Форма проведения:

урок-беседа

1

Жизнь и творчество Г.Р. Державин. Жанры поэзии. Отражение в лирике поэта представлений о подлинных жизненных ценностях. Философская проблематика произведений. Сочетание в его произведениях классицизма и новаторских черт. «Властителям и судиям», «Фелица» (общая характеристика с разбором отдельных строф).

Знать: факты жизни и творчества Державина, черты классицизма, новаторство поэзии Державина; понимать: особенности поэзии Державина, в чём он отходит от канонов классицизма, какую роль отводит поэту и поэзии;

уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст; определять место стихотворения в творческой эволюции поэта; понять сущность мировоззрения автора, его взгляда на роль поэта и назначение поэзии. Виды деятельности: работа с книгой, с планом анализа поэтического произведения


11

«Не раб, но человек». Жизненный подвиг

А.Н. Радищева

Тип урока: комбинированный

Форма проведения:

урок-беседа

1

Слово о писателе. Отражение в «Путешествии...» просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в «Путешествии...». Черты классицизма и сентиментализма в произведении. Жанр «Путешествия...»


Знать: черты сентиментализма, особенности жанра путешествия, просветительские взгляды Радищева; понимать: особенности стиля Радищева, уметь: строить высказывание, определять тему, идею, выявлять авторскую позицию, особенности произведения. Виды деятельности: работа с книгой, анализ отдельных глав.


12

Урок-лекция «Понятие о сентиментализме»

Тип урока: урок изучения нового материала

1

Черты сентиментализма, основные жанры

Знать: приёмы сжатия текста; понимать: особенности сентиментализма; уметь: письменно строить высказывание; редактировать текст


13

«Он имел душу, он имел сердце!».

Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная

Лиза»

Тип урока: комбинированный



Форма проведения: урок-практикум


1

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза».

Знать: основные факты жизни писателя, содержа-

ние повести «Бедная Лиза»,признаки сенти-

ментализма; понимать: проблематику произведения, роль пейзажа и рассказчика в повес-

ти «Бедная Лиза»;уметь: строить монологические

высказывания; комментировать текст художественного произведения, определять роль художественных элементов в развитии сюжета, от-

ношение автора к изображаемому, выявлять и объ- яснять позицию автора . Виды деятельности: работа с книгой, анализ отдельных глав.


14

«Призрак счастья» в повести

Н.М. Карамзина. Главные ге-

рои повести

Тип урока: комбинированный



Форма проведения: урок-практикум


1

Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы. Теория литературы.

Знать: черты жанра сентиментальной повести,

сюжет произведения; понимать: противоречивые ха-

рактеры героев и способы их психологической характеристики; уметь: давать характеристику персонажа по плану; выявлять отличи-

тельные черты персонажа сентиментального произведения; способы проявления авторской позиции; развёрнуто обосновывать свои суждения


15

Русская литература 19 века (61 Ч )



Золотой век

русской

литературы

Тип урока: изучение нового материала

Форма проведения:

урок-лекция с элементами беседы.

1

Особенности русской литературы 19 века, понятие о романтизме , основные жанры

Знать: общую характеристику развития русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы; понимать: национальную самобытность русской литературы; уметь: развёрнуто обосновывать суждения; прослеживать темы русской литературы в их исторических изменениях; делать выводы; давать определение романтизму


16

«Его стихов пленительная сладость» (А.С. Пушкин). В.А. Жуковский. Жизнь и творчество

Тип урока: изучение нового материала

Форма проведения:

урок-лекция с элементами беседы.

1

Жизнь и творчество В.А.Жуковского. Стихотворения «Море», «Невыразимое». Черты романтизма в лирике В.А.Жуковского.

Знать: факты жизни и творчества В.А. Жуковского;

понимать: поэтический текст; символический смысл стихотворений;

уметь: выразительно читать стихотворения, выборочно пересказывать текст, участвовать в диалоге, аргументированно выражать свою точку зрения; находить в тексте стихотворения черты романтизма


17

«Лучший друг нам в жизни сей - вера в Провиденье».

Тип урока: изучение нового материала

Форма проведения:

урок-лекция с элементами беседы.

1

Нравственный мир героини баллады «Светлана» как средоточие на-

родного духа и христианской веры


Знать: жанровые особенности баллады, сюжет произведения; понимать: романтический характер баллады; уметь: воспринимать и анализировать художественный текст; приводить доказательства; видеть авторскую модель мира и прослеживать по тексту, как рождается художественный образ


18

(А. С. Грибоедов 9 ч)«Могучее проявление русского духа». Очерк жизни и творчества А.С. Грибоедова



Тип урока: изучение нового материала

Форма проведения:

урок-лекция с элементами беседы.

1

Жизнь и творчество Грибоедова. Специфика жанра комедии. Смысл названия и проблема ума в комедии

Знать: основные факты жизни и творчества А.С. Грибоедова, историю создания комедии «Горе от ума»;

понимать, в чём

заключается неповторимое идейно-художественное своеобразие личности А.С. Грибоедова; уметь: работать с разными источ-

никами информации, строить развёрнутые устные монологические высказывания; составлять план статьи учебника; обосновывать суждения и приводить доказательства


19

«К вам Александр Андреич Чацкий».

Анализ 1 действия комедии

Тип урока: комбинированный



Форма проведения: урок-практикум

1

Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт). Обучение анализу эпизода драматического произведения

Знать: литературоведческие понятия, (комедия, конфликт, интрига, сюжет), текст комедии, действующих лиц; понимать: природу общественной комедии, условность «разговорного стиха»; уметь: выразительно читать монологи, комментировать, воспринимать и анализировать текст комедии; выявлять черты характера персонажа через речевую характеристику


20

«Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия

Тип урока: комбинированный



Форма проведения: урок-практикум

1

Сцена бала в доме Фамусова как способ создания собирательного образа московского барства

Знать:значение понятий (экспозиция, завязка), имена внесцени-ческих персонажей, их роль в развитии конфликта;

понимать: термины «развитие действия», экспозиция, завязка; уметь: обнаруживать связи и противоречия между персонажами, раскрывать различные черты характеров, определять основные конфликты; выявлять типические черты характера, присущие представителям «века минувшего»


21

«Можно ль против всех!» Анализ 3 действия



Тип урока: комбинированный



Форма проведения: урок-практикум

1

Чацкий и Софья. Чацкий и Молчалин. Чацкий и Репетилов Любовная драма Чацкого. Чацкий и Молчалин как люди одного поколения с разными жизненными ценностями.

Знать: понятия: кульминация, конфликт, вне-сценические персонажи;

понимать: значение сцены бала в развитии конфликта; приёмы создания коллективной характеристики фаму-совского общества;

уметь: анализировать эпизод произведения, аргументировать, развёрнуто обосновывать свою точку зрения и строить монологические высказывания; выявлять типические черты, присущие представителям «века нынешнего»


22

«Не образумлюсь... виноват...» Анализ 4 действия

Тип урока: комбинированный



Форма проведения: урок-практикум

1

Черты классицизма и романтизма, жанровое своеобразие, язык.

Знать: текст комедии; определение развязки действия, открытого финала; понимать: смысл названия, нравственно-философское звучание комедии; уметь: определять основные конфликты; развёрнуто обосновывать суждения; объяснять понятие открытого финала


23

Жанр высокой комедии

Тип урока: комбинированный



Форма проведения: урок-практикум

1

Черты классицизма и романтизма, жанровое своеобразие, язык.

Знать: текст комедии; специфику комедии: традиционные и новаторские черты, признаки классицизма и романтизма;

понимать: историческую истину конфликта, новаторское звучание комедии;

уметь: оценивать идейные искания Грибоедова в контексте эпохи; находить черты романтизма и классицизма в комедии; оценивать мастерство «разговорного стиха» пьесы


24

«Горе от ума»

в оценке

И.А. Гончарова

Форма проведения: урок-практикум

1

Статья «Мильон терзаний»

Знать: текст статьи Гончарова; понимать: концепцию критической статьи; уметь: работать с текстом критической статьи, определяя её концепцию; составлять тезисный план и конспект статьи


25

Уроки

развития

речи.

Классное сочинение обучающего характера

1

Составление плана сочинения, отбор литературного материала

Знать: особенности конфликта комедии, философскую проблематику пьесы; понимать: личную драму Чацкого в единстве с идейным столкновением героя и фамусовского общества; уметь: строить письменное высказывание по заданной теме; редактировать текст сочинения; определять собственное отношение к персонажам


26

Уроки

развития

речи.

Классное сочинение обучающего характера

1

Составление плана сочинения, отбор литературного материала

Знать: особенности конфликта комедии, философскую проблематику пьесы; понимать: личную драму Чацкого в единстве с идейным столкновением героя и фамусовского общества; уметь: строить письменное высказывание по заданной теме; редактировать текст сочинения; определять собственное отношение к персонажам


27

А.С. ПУШКИН (19 часов)



А.С. Пушкин. «Вся жизнь -один чудесный миг»

Тип урока: изучение нового материала

Форма проведения:

урок-лекция с элементами беседы.

1

Проследить основные этапы творческого пути поэта. Основные мотивы поэзии Пушкина (свобода, любовь, дружба, творчество), их развитие на разных этапах его творческого пути.

Знать: основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Пушкина; понимать: значение Пушкина для русской культуры;

уметь: строить высказывание, пересказывать текст, представлять информационный проект; отбирать необходимый материал для составления летописи жизни и творчества поэта; развёрнуто обосновывать суждения


28

«И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь». Основные мотивы лирики А.С. Пушкина

Тип урока: комбинированный



Форма проведения: урок-практикум

1

Этапы творческого пути Пушкина, жанровое своеобразие стихотворений;

Знать: понятия: мотив, лирика, лирический герой; этапы творческого пути Пушкина, жанровое своеобразие стихотворений; понимать: идейно-художественное своеобразие стихотворений; уметь: выразительно читать и анализировать стихотворение, выявляя особенности жанра; понимать язык художественного произведения; выявлять общие мотивы и темы


29

«Пока свободою горим...» Развитие темы свободы в лирике А.С. Пушкина





Тип урока: комбинированный



Форма проведения: урок-практикум

1

Стихотворения: ода «Вольность», «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар», «Узник », «Кинжал»

Поэтическое новаторство Пушкина, трансформация традиционных жанров в пушкинской лирике.

Знать: какое воплощение в стихах А.С.Пушкина нашла тема свободы;

понимать: идейно-художественное своеобразие вольнолюбивой лирики А.С. Пушкина;

уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения

Виды деятельности: анализ поэтических текстов


30

«Друзья мои, прекрасен наш союз!» Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина

Форма проведения : урк- семинар

1

«Чувства добрые» как нравственная основа пушкинской лирики. Защита презентаций. «К Дельвигу», «19 октября», «Пущину»

Знать: как развивалась тема дружбы в лирике Пушкина; адресатов дружеской лирики;

понимать: образную природу стихотворений о дружбе, нравственную основу лирики;

уметь: воспринимать и анализировать стихотворения, выражать своё отношение к прочитанному, выразительно читать

Виды деятельности: анализ поэтических текстов


31

«Я вас любил...» Любовная лирика поэта

Тип урока: комбинированный



Форма проведения: урок-практикум

1

Адресаты пущкинской любовной лирики, история создания стихотворений, настроение и глубина чувств лирического героя. Стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Мадонна»

Знать: адресатов любовной лирики, понимать:

образно- стилистическое богатство любовной лирики Пушкина;

уметь: выразительно читать стихотворения,в том числе наизусть, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге

Виды деятельности: анализ поэтических текстов


32

«Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать».

Философская лирика А.С. Пушкина

Форма проведения: урок- лекция

1

Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики Пушкина. Гармония мысли и образа. Стихотворения «Осень», «К морю», «Вновь я посетил» и др.

Знать: философские мотивы в лирике Пушкина;

понимать:образности листическое богатство лирики

Пушкина, философские раздумья о смысле жизни и мире;уметь: выразительно читать стихотворения;

находить в стихотворении ключевые образы и об-

разы-символы;выявлять авторскую позицию;

участвовать в диалоге, обосновывать свою точку зрения, сопоставлять стихотворения разных

авторов; рецензировать ответы

Виды деятельности: анализ поэтических текстов


33

«Я памятник себе воздвиг нерукотвор-ный». Тема поэта и поэзии в творчестве

Пушкина

Тип урока: комбинированный



Форма проведения: урок-практикум

1

Раскрытие взглядов А.С. Пушкина на назначение поэта и поэзии. Стихотворения «Памятник», «Пророк», «Поэт»

Знать: время создания стихотворений; осо-

бенности эпохи; понимать: идейное содержание

стихотворений о назначении поэта и поэзии, их религиозно-светский смысл; особенности жанра стихотворений; уметь: создавать историко-культурный и биографический комментарии; находить ключевые образы; отвечать на вопросы, строить монологические высказывания и развёрнуто обосновывать суждения

Виды деятельности: анализ поэтических текстов


34

Урок

развития

речи.

Интерпретация лирического стихотворения А.С. Пушкина (по выбору учащегося)

1

Анализ стихотворения Пушкина по выбору учащихся

Знать: способы переработки текста, его построение;

понимать: идейно-художественное своеобразие стихотворения; уметь: разъяснять смысл текста; соотносить личностное отношение к тексту с его объективным смыслом; аргументировать свою точку зрения; находить ключевой образ-переживание;


35

«И всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет». Поэма « Цыганы»

Тип урока: изучение нового материала

Форма проведения: урок-практикум

1

Черты романтизма в произведении. Образ главного героя

Знать: признаки романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки; время и место создания произведения, жизненные впечатления, которые легли в основу поэмы; понимать: идейно-художественные особенности поэмы;

уметь: создавать историко- культурный и биографический комментарий; находить признаки романтизма и реализма; давать сопоставительную характеристику; развёрнуто обосновывать суждения и приводить цитаты из текста для подтверждения точки зрения;


36

Внеклассное чтение . «Моцарт и Сальери»: два музыканта - две судьбы. Спор о сущности творчества в «маленькой трагедии» «Моцарт и Сальери»



Тип урока: изучение нового материала

Форма проведения: урок-практикум

1

Основные проблемы произведения, идея произведения, два типа мировосприятия персонажей трагедии, их нравственные позиции

Знать: определение трагедии как жанра драмы, проблематику трагедии «Моцарт и Сальери», содержание произведения; понимать: идейно-художественное своеобразие пьесы, символический смысл образов;

уметь: выразительно читать, выражать отношение к прочитанному; создавать историко-культурный и биографический комментарий; составлять сравнительную характеристику героев


37

«Собранье пестрых глав».

Творческая история романа

«Евгений Онегин»

Тип урока: изучение нового материала

Форма проведения: урок-лекция

1

Введение понятия «реализм»

История создания романа в стихах, замысел, композиция, интерес к истории русского общества 19 века

Знать: творческую историю романа; что такое роман в стихах; реализм как литературное направление; понимать: жанровые особенности романа в стихах;

уметь: выразительно читать, строить устные высказывания


38

«И жить торопится, и чувствовать спешит». Онегин и столичное дворянство

Форма проведения: урок-практикум

1

Чтение и анализ прочитанных глав

Знать: содержание 1-5 глав романа, знать наизусть строфы 1,2 первой главы; понимать: что такое тип «лишнего человека», причины «хандры» героя; уметь: давать характеристику герою, выразительно читать; развёрнуто обосновывать суждения; сопоставлять персонажей; выявлять типические черты, присущие главному герою


39

«И в голос все решили так, что он опаснейший чудак!» Онегин и поместное дворянство

Тип урока: комбинированный





Форма проведения: урок-практикум

1

Образ Онегина и тип "лишнего человека" в русской литературе. Основные этапы жизни Евгения Онегин. Понятие - реализм.


Знать: какое воплощение нашёл тип «лишнего человека» в отечественной литературе, содержание глав;

уметь: выявлять типическое и индивидуальное в судьбе героя, давать характеристику, сопоставлять произведения искусства; давать оценку характеру Евгения Онегина, используя критическую статью В.Г. Белинского


40

«От делать нечего друзья». Онегин и Ленский

Тип урока: комбинированный





Форма проведения: урок-практикум

1

Чтение и анализ прочитанных глав

Знать: содержание глав романа; оценку художественных открытий Пушкина в критике Белинского; понимать: нравственно-философскую проблематику романа; уметь: давать характеристику литературному герою, использовать в ответе оценку В.Г.Белинским художественных открытий А.С.Пушкина; оценивать роль лирических отступлений в романе


41

«Татьяна, русская душою...» Образ Татьяны в романе. Татьяна и Ольга

Тип урока: комбинированный



Форма проведения: урок-практикум

1

Чтение и анализ прочитанных глав

Знать: авторское отношение к Татьяне, Ольге; оценку образа Татьяны В.Г. Белинским; понимать: почему Татьяна является «милым идеалом» Пушкина; уметь: давать характеристику героям произведения, строить устные и письменные высказывания



42

«Бегут, меняясь, наши лета, меняя всё, меняя нас». Татьяна и Онегин

Тип урока: комбинированный



Форма проведения: урок-практикум




1



Сопоставительная характеристика героев

Знать: текст художественного произведения, нравственно-философскую проблематику романа;

понимать: смысл финала романа; смысл сопоставления героев; уметь: сопоставлять героев, давать характеристику, строить монологические высказывания на основе произведения изобразительного искусства; выявлять авторское отношение к героям; развёрнуто обосновывать суждения на основе критической статьи В.Г.Белинского; определять собственное отношение к героям



43

«...Мы неугомонно хлопочем, судим обо всём...»

Урок- лекция

1

Критики о романе

Знать: лирические отступления, тематику лирических отступлений, оценку романа Белинским; понимать, в чём

заключается реализм и энциклопедизм романа

уметь: различать образ автора как героя произведения и автора как создателя романа, оценивать роль лирических отступлений в понимании смысла романа; сравнивать идеи, размышления автора в лирических отступлениях с основными проблемами его философской лирики; сопоставлять произведения живописи с текстом романа



44, 45

Уроки контроля.

Классное сочинение по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

2

Составить план сочинения по роману «Евгений Онегин»

Знать: текст романа, художественные особенности; нравственно-философскую проблематику произведения; типы вступлений и основные приёмы их создания (цепочки и перечисления); понимать: тему и основную мысль сочинения; уметь: строить сочинение-рассуждение на выбранную тему; владеть навыками редактирования текста; обосновывать суждения и приводить доказательства; писать вступление, используя приём цепочки; уместно использовать цитаты



Лермонтов М. Ю. (14 ч)





46

«Он хочет жить ценою муки...» Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова

Тип урока: изучение нового материала

Форма проведения: урок-лекция

1

Краткая биография (на основе ранее изученного). Трагичность судьбы поэта. Светлые и грустные воспоминания детства Развитие в творчестве М. Ю. Лермонтова пушкинских традиций.

Знать: основные факты биографии Лермонтова, основные мотивы его лирики; понимать: идейный смысл стихотворения «Смерть Поэта», его художественные особенности;

уметь: выразительно читать стихотворения, строить высказывания, отвечать на вопросы; сопоставлять творческие манеры А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова; развёрнуто обосновывать суждения; приводить доказательства собственной точки зрения; давать историко-культурный и биографический комментарий

Виды деятельности: анализ поэтических текстов



47

«Я к одиночеству привык...» Тема

одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова

Тип урока: изучение нового материала


1

Мотивы вольности и одиночества. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой...» ,«Молитва», «Парус»,

«И скучно и грустно»


Знать: понятия: мотив, лирический герой, романтизм, скептицизм, основные мотивы лирики; понимать: идейный смысл стихотворений, роль поэтической интонации, жанровые особенности;

уметь: анализировать стихотворения по вопросам, строить высказывания, оценивать идейно-художественные искания поэта в контексте эпохи; создавать историко-культурный и биографический комментарий; выявлять место стихотворения в творчестве поэта

Виды деятельности: анализ поэтических текстов



48

«Печально я гляжу на наше поколенье...» (раздумья о судьбе «людей 30-х г.г.» в лирике М.Ю. Лермонтова)

Форма проведения: урок-лекция

1

Отношение автора к поколению 30-х годов, раскрыть психологические и политические характеристики.

«Дума»

Знать: время создания стихотворений, художественное своеобразие стихотворений, жанровые особенности; понимать: идейный смысл стихотворений; уметь: анализировать стихотворение по плану, оценивать идейно-художественные искания поэта в контексте эпохи; создавать историко-культурный и биографический комментарий; выявлять чувства и настроения лирического героя


49

Урок

Развития речи.

Анализ стихотворения , М.Ю. Лермонтова «Родина»

1

Анализ стихотворения по плану

Знать:способы переработки текста, его построение;

понимать: идейно-художественное своеобразие стихотворения «Родина»; уметь:интерпретировать стихотворение в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний, интерпретировать форму ответов и вопросов в самостоятельный текст; редактировать текст сочинения

Виды деятельности: анализ поэтических текстов


50

«Всякий плакал, кто любил...» Тема любви в лирике Лермонтова

Тип урока: комбинированный



Форма проведения: урок-практикум


1

Особенности раскрытия темы любви в творчестве М.Ю.Лермонтова Стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Я не достоин может быть..»

Знать: основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова; особенности любовной лирики М.Ю. Лермонтова; содержание стихотворе-ний, относящихся к любовной лирике; одно стихотворение наизусть. Понимать: оттенки чувств и переживаний лирического героя.

Виды деятельности: анализ поэтических текстов



51

«Из пламя и света

рождённое слово». Тема поэта и поэзии в лирике

Тип урока: комбинированный



Форма проведения: урок-практикум


1

Анализ стихотворений «Пророк», «Поэт», «Смерть поэта»

Знать: основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова; содержание стихотворений, посвященных теме поэта и поэзии; одно стихотворение наизусть. Понимать: особенности образа поэта у М.Ю. Лермонтова; философский смысл и пафос стихотворений.

Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть, определять их темы и идеи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять стихотво-рения разных авторов на одну тему; объяснять значение устаревших слов и выражений

Виды деятельности: анализ поэтических текстов


52

«Лермонтов-прозаик - это чудо»

(Л.Н.Толстой). «Герой нашего времени» - первый психологический роман



Урок изучения нового материала

1

Жанр социально- психологического романа. Черты романтизма и реализма в романе. Особенности композиции романа, ее роль в раскрытии образа Печорина. Фабула и сюжет.

Знать: теоретические понятия: роман, психологический роман; проблематику и особенности ком- позиции романа; уметь: выявлять авторскую позицию, формулировать проблемы романа

Виды деятельности: работа с тестом


53

Печорин и «горцы»

Тип урока: комбинированный



Форма проведения: урок-практикум


1

Сюжет и герои повести. Реалистическое и романтическое начало .

Знать: текст повести,

понимать: художественное своеобразие повести; уметь: различать героя, повествователя и автора в повести «Бэла»; определять жанр повести и её художественные особенности

Виды деятельности: работа с текстом


54

Печорин и Максим Максимыч

Урок-беседа

1

Анализ прочитанных глав

«Максим Максимыч»

Знать: текст повести;

понимать: художественные особенности повести, способы создания психологического портрета; уметь: анализировать повесть с учётом особенностей художественного метода Лермонтова; выборочно пересказывать текст; определять границы эпизода

Виды деятельности: работа с тестом


55

Печорин в обществе «честных контрабандистов»

Тип урока: комбинированный



Форма проведения: урок-практикум


1

Анализ прочитанных глав

Предисловие к « Журналу Печорина »

Знать: художественные особенности повести, признаки романтического сюжета, текст повести; понимать: способы создания образа главного героя через самооценку; уметь: различать героя, повествователя, автора в повести «Тамань»; развёрнуто обосновывать суждения; на основе текста повести давать характеристику герою; определять конфликт повести

Виды деятельности: работа с тестом


56

Печорин и «водяное общество»

Тип урока: комбинированный



Форма проведения: урок-практикум


1

Комментировнное чтение «Княжна Мери»

Знать: понятие «двойник», содержание повести; понимать: способы создания образа главного героя через самооценку; уметь: составлять характеристику героя на основе текста по плану; раскрывать «историю души человеческой», оценивая внутреннюю жизнь главного героя, время, которое он собой олицетворяет; развёрнуто обосновывать суждения; аргументировать выводы, приводя цитаты из текста; определять границы эпизодов

Виды деятельности: работа с тестом


57

Можно ли назвать

Печорина фаталистом?

Урок- семинар

1

Сообщения учащихся, глава «Фаталист»

Знать: текст повести; композиционное значение

повести; проблематику и художественные осо-

бенности; понимать: философскую концепцию повести; уметь: развёрнуто обосновывать суждения; создавать характеристику героя

на основе текста повести; делать выводы и обоб-

щения; выделять границы эпизода

Виды деятельности: работа с тестом








58

Художественные особенности

романа. Жанр и композиция

Урок- беседа

1

Значение романа в истории русской литературы

Знать: художественное своеобразие романа,

понимать: значение романа в истории русской

литературы

уметь: выявлять концепцию крити-

ческой статьи; находить необходимый материал

для характеристики героя в тексте статьи; приводить доказательства; развёрнуто обосновывать суждения; выявлять художественные особенности романа; находить черты романтизма и реализма


59

Урок развития речи. Создание черновика сочинения «Драма незаурядной личности в романе»

1

Написание сочинения по роману «Герой нашего времени»

Знать: текст романа, психологические особенности образа Печорина;

уметь: составлять тезисный план сочинения; подбирать необходимые цитаты; приводить доказательства в соответствии с темой сочинения; писать вступление и заключение


60

К.Н. Батюшков. «Философ резвый и пиит...»

Урок- лекция с элементами беседы

1

Стихотворения «Пробуждение», «Мой гений»

Знать: основные факты жизни и особенности творчества Батюшкова, текст стихотворения; понимать: идейный смысл стихотворения, уметь: выразительно читать стихотворения, анализировать по опорным вопросам, выявлять характерные особенности; составлять историко-культурный и биографический комментарий


61

А.В. Кольцов. «Истинный, неподдельный народный талант»

Урок- лекция с элементами беседы

1

Стихотворения «Не шуми ты, рожь..», «Разлука», «Лес». Одушевлённая жизнь природы, близость творчества поэта народным песням

Знать: основные факты жизни и особенности творчества Кольцова; тексты стихотворений; понимать: идейный смысл стихотворений, уметь: выразительно читать стихотворения, анализировать по опорным вопросам; выявлять характерные особенности стихотворений; составлять историко-культурный и биографический комментарий


62

Н.В. Гоголь (9 уроков)

«На пользу отечества, для счастья граждан». Жизненный и творческий путь Гоголя

. Тип урока: изучение нового материала

Форма проведения: лекция

1

Н.В. Гоголь Жизнь и творчество.

.


Знать: основные факты жизненного и творческого пути; уметь: сопоставлять портреты писателя и развёрнуто обосновывать суждения; формулировать свою точку зрения


63

«Вся Русь явится в нем!» Первоначальный

замысел и идея Гоголя

. Тип урока: изучение нового материала

Форма проведения: лекция

1

Поэма «Мертвые души» (I том). История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав

Знать: историю создания поэмы, первоначальный

замысел Гоголя и его дальнейшую эволюцию;

понимать: особенности жанра, художественного

осмысления действительности, реалистической

манеры писателя;

уметь: оценивать идейно-художественные искания писателя; развёрнуто обосновывать суждения; выявлять особенности авторского стиля и приёмы сатирического изображения действительности

Виды деятельности: работа с книгой, составление цитатного плана


64

«Неотразимо страшные идеалы ог- рубления»: Манилов и Коробочка

. Тип урока: комбинированный

Форма проведения:

урок-беседа

1

Помещики в поэме и приемы создания их образов ( Манилов и Коробочка) Деталь как средство создания образа.


Знать: текст поэмы; понимать: способы создания

образов помещиков; уметь: составлять характери-

стику литературного персонажа; развёрнуто обос-

новывать суждения; выявлять особенности ав- торского стиля и приёмы сатирического изображения действительности


65

«Неотразимо страшные идеалы

огрубления»: Собакевич и Ноздрев

. Тип урока: комбинированный

Форма проведения:

урок-беседа

1

Помещики в поэме и приемы создания их образов

Знать: приём зоологизации, текст поэмы; понимать: способы создания образов помещиков;

уметь: составлять характеристику литературного персонажа, развёрнуто обосновывать суждения; выявлять особенности авторского стиля и приёмы сатирического изображения действительности


66

«Неотразимо

страшные

идеалы

огрубления»:

Чичиков у

Плюшкина

. Тип урока: комбинированный

Форма проведения:

урок-беседа

1

Помещики в поэме и приемы создания их образов

Знать: приём зоологизации, типический характер, текст поэмы;

понимать: способы создания образа Чичикова; уметь: составлять характеристику литературного персонажа; развёрнуто обосновывать суждения; выявлять особенности авторского стиля и приёмы сатирического изображения действительности


67

«Город никак не уступал другим губернским городам»

. Тип урока: комбинированный

Форма проведения:

урок-беседа

1

Помещики в поэме и приемы создания их образов

Знать: текст поэмы;

понимать: смысл вставной «Повести о капитане Ко-пейкине»; уметь: пересказывать текст, давать обобщающую характеристику чиновникам; развёрнуто обосновывать суждения; выявлять особенности авторского стиля и приёмы сатирического изображения действительности


68

«Кто же он? Стало быть, подлец?» Образ Чичикова в поэме

. Тип урока: комбинированный

Форма проведения:

урок-беседа

1

Помещики в поэме и приемы создания их образов

Знать: текст поэмы, путь Чичикова - нового героя эпохи; понимать: художественные приёмы создания образа Чичикова; роль Чичикова в замысле поэмы; уметь: создавать характеристику героя; выборочно пересказывать текст; выявлять типические черты характера героя, развёрнуто обосновывать суждения ИЗО: гравюра В. Бернардского с рисунка Н. Агина: такой ли вы представляли себе птицу-тройку?



69

«Здесь ли не быть богатырю?»

Образ России в поэме»

. Тип урока: комбинированный

Форма проведения:

урок-беседа


1

Образ России в поэме, критики о поэме

Знать: текст произведения; причины незавершённости поэмы; критическую оценку поэмы В.Г. Белинским; темы лирических отступлений; понимать: как происходит эволюция автора -от сатирика к пророку; уметь: определять темы лирических отступлений, анализировать их текст, выявляя проблематику, авторскую позицию



70

Урок

развития

речи.

Письменный ответ на вопрос: «Каково идейно-художественное звучание образа птицы-тройки в финале первого тома поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»?»

1

Самостоятельная работа учащихся

Знать: текст финала поэмы; структуру развёрнутого ответа; понимать: идейно-художественное звучание образа птицы-тройки;

уметь: давать развёрнутый ответ на вопрос, ссылаясь на текст финала поэмы; включать в ответ цитаты из художественного текста


71

Урок

контроля.

Русская литература первой половины XIX в.

1

Тестирование

Знать: основные события истории России первой половины XIX века, творчество изученных писателей;

уметь: отвечать на вопросы


72

А.Н. Островский. Пьеса «Бедность не порок»

. Тип урока: изучение нового материала

Форма проведения: лекция

1

Слово о писателе. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя - положительные герои пьесы. Особенности сюжета.

Знать: сведения о жизни и творчестве А.Н. Островского; сюжет и содержание пьесы «Бедность не порок». Понимать: роль А.Н. Островского в создании русского театра.

Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; определять тему и идею произведения; записывать основные положения лекции


73

Любовь в патриархальном мире

Тип урока: комбинированный

Форма проведения:

урок-беседа

1

Победа любви - воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты. Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Знать: сюжет и содержание пьесы;

теоретико-литературные понятия конфликт, сюжет, драматическое произведение, комедия, ремарки.

Понимать: значение новаторских идей А.Н. Островского; позицию автора и его отношение к героям.

Уметь: выразительно читать текст по ролям; прослеживать развитие драматического конфлик-та; анализировать эпизоды; характеризовать героев и их поступки; давать речевую характеристику героев; выяснять значение незнакомых слов и выражений



74

Тип «петербургского мечтателя» в романе Ф.М. Достоевского «Белые ночи»

Тип урока: изучение нового материала

Форма проведения: лекция, с элементами беседы

1

Слово о писателе. Характеристика сюжета произведения, его тематики, ,проблематики, идейно- эмоционального содержания

Знать: сведения о жизни и творчестве Ф.М. Достоевского; сюжет и содержание романа «Белые ночи»; особенности жанра и композиции романа. Понимать: смысл названия романа, подзаголовков и эпиграфа. Уметь: определять тему и идею произведения; характеризовать героя и его поступки; описывать портрет; записывать основные положения лекции


75

А.П.Чехов. «Самый негромкий и самый слышимый в мире писатель»

Тип урока: изучение нового материала

Форма проведения: лекция, с элементами беседы

1

А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. «Смерть чиновника»

Знать: особенности художественной манеры писателя,

понимать: идейный смысл и проблематику рассказа «Тоска», уметь: анализировать произведение с учётом творческой манеры автора и жан- ровой специфики, развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства, выявлять авторскую позицию


76

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (12часов)

Человек и история

Тип урока: изучение нового материала

Форма проведения: лекция, с элементами беседы

1


Знать:основные исторические события, разнообразие жанров как отличительную черту русской литературы XX века;

уметь: конспектировать основные положения лекции учителя; объяснять их, приводя в качестве доказательств собственные примеры


77

И.А. Бунин. Рассказ «Темные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы

Тип урока: изучение нового материала

Форма проведения: лекция, с элементами беседы

1

Слово о писателе. Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.


Знать: сведения о жизни и творчестве И.А. Бунина; историю создания, сюжет и содержание рассказа «Темные аллеи». Понимать: в чем своеобразие творчества И.А. Бунина; роль писателя в русской литературе.

Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; записывать лекции


78

Русская поэзия Серебряного века. Лирика А.А. Блока

Тип урока: изучение нового материала

Форма проведения: лекция, с элементами беседы

1

А.А.Блок. Слово о поэте. Стихотворения «Ветер принёс издалека», «О, весна без конца и без края», «О, я хочу безумно жить» Художественные средства создания образа . Лирический герой стихотворения

Знать: понятие Серебряный век; поэтов Серебряного века и их произведения; сведения о жизни и творчестве А.А. Блока; теоретико-литературные понятия символ, символизм, цикл.

Понимать: роль интонации в стихотворениях; символическое значение образов; идейно-художественный смысл произведений.

Уметь: воспринимать и выразительно читать стихотворения, определять их темы и идеи; находить и поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; прослеживать изменения в настроении, интонации, ритме стихотворений; записывать основные положения лекции


79

Поэзии С.А. Есенина.

Тип урока: изучение нового материала

Форма проведения: лекция, с элементами беседы

1

С.А.Есенин. Слово о поэте. Стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая»., «Шаганэ, ты моя Шаганэ!»

Эмоциональная искренность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта

Знать: сведения о жизни и творчестве С.А. Есенина.

Понимать: в чем своеобразие темы Родины в лирике поэта; непосредственность, простоту, естественность,



80

В.В. Маяковский. Слово о поэте. Новаторство поэзии В.В. Маяковского

Тип урока: изучение нового материала

Форма проведения: лекция, с элементами беседы

1

Слово о поэте. «Послушайте!» , «А вы могли бы?», «Прощанье» Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.


Знать: сведения о жизни и творчестве В.В. Маяковского; особенности художественного метода поэта; теоретико-литературное понятие футуризм. Понимать: в чем своеобразие лирического героя В.В. Маяковского; новаторский характер произведений поэта. Уметь: записывать основные положения лекции; воспринимать и выразительно читать стихотворения, определять темы и идеи; объяснять неологизмы В.В. Маяковского; создавать словесные иллюстрации к стихотворениям; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль



81, 82

«Собаки -народ умный». М.А. Булгаков. Повесть «Собачье сердце»

Тип урока: изучение нового материала

Форма проведения: лекция, с элементами беседы

2

Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость - основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).



Знать: основные факты биографии М.А. Булгакова; названия произведений; текст повести, сатирические приёмы создания образа; понимать: идейный смысл произведения; уметь: анализировать произведение с учётом особенностей художественного метода; развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства; выявлять авторскую позицию








83

Внеклассное чтение . М.И. Цветаева. Стихи о поэзии, любви, жизни и смерти

Форма проведения:

урок-беседа

1

Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью - потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Знать: сведения о жизни и творчестве М.И. Цветаевой; тексты стихотворений наизусть (по выбору); особенности художественного метода поэта.

Понимать: в чем своеобразие лирической героини М.И. Цветаевой. Уметь: записывать основные положения лекции; воспринимать, выразительно читать и анализировать стихотво-рения, определять их темы и идеи; находить в поэтических текстах изобразительно-

выразительные средства и определять их роль


84

Обзор творчества А.А. Ахматовой

Тип урока : комбинированный

Форма проведения:

урок-беседа

1

А.А.Ахматова. Слово о поэте. Стихотворения «Не с теми я, кто бросил землю…», «Молитва», «Муза».

Знать: сведения о жизни и творчестве А.А. Ахматовой; тексты стихотворений наизусть (по выбору); особенности поэтики А.А. Ахматовой.

Понимать: своеобразие лирической героини стихотворений А.А. Ахматовой.

Уметь: записывать основные положения лекции; воспринимать, выразительно читать наизусть и анализировать стихотворения, определять их темы и идеи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль


85

Человек и природа в поэзии Н.А. Заболоцкого

Форма проведения:

урок-беседа

1

Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя

Знать: сведения о жизни и творчестве Н.А. Заболоцкого; основные темы и мотивы лирики, содержание стихотворений поэта; одно стихотворение наизусть; основы философских взглядов Н.А. Заболоцкого.

Понимать: своеобразие лирики Н.А. Заболоцкого, ее философский характер. Уметь: воспринимать, выразительно читать и анализировать стихотво-рения, определять их темы и идеи; находить в поэтических текстах изобразительно-

выразительные средства и определять их роль


86

М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».

Тип урока: комбинированный

Форма проведения:

урок-беседа

1

Жизнь и творчество М.А.Шолохова. Гуманизм прозы. Рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиции рассказа. Образ главного героя.

Знать: реализм в художественной литературе, реалистическую типизацию; понимать: идейный смысл рассказа;

уметь: анализировать произведение с учётом особенностей художественного метода; развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства; выявлять авторскую позицию









87

Поэзия Б.Л. Пастернака

Тип урока: комбинированный

Форма проведения:

урок-беседа

1

Слово о поэте. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.


Знать: сведения о жизни и творчестве Б.Л. Пастернака; основные темы и мотивы лирики, основы философских взглядов, содержание стихотворений поэта. Понимать: своеобразие лирики Б.Л. Пастернака, ее идейный смысл и философский характер; отношение поэта к искусству как к явлению нравственной жизни. Уметь: воспринимать, выразительно читать и анализировать стихотво-рения, определять их темы и идеи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; выяснять значение незнакомых слов и выражений


88

Внеклассное чтение А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта.

Тип урока: комбинированный

Форма проведения:

урок-беседа

1

Слово о поэте. «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», Стихотворения о Родине, о природе.


Знать: сведения о жизни и творчестве А.Т. Твардовского; исторический контекст его творчества.

Понимать: роль поэта в развитии русской литера-туры; жизнеутверждающий пафос стихотворений о Родине и природе; философский пафос поздней лирики А.Т. Твардовского.

Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; выразительно читать стихотворения, определять их темы и идеи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль



89

«Праведник и пророк». А.И.

Солженицын. Рассказ

«Матрёнин двор»

2

А.И.Солженицын. Слово о писателе. Автобиографическая основа рассказа, его художественное своеобразие. Образ главной героини. Тема праведничества в русской литературе.

Знать: определение понятия «притча», текст произведения, основные события жизни писателя, историю создания рассказа; понимать: идейный смысл рассказа;

уметь: анализировать произведение с учётом особенностей художественного метода; определять авторскую позицию








90

Промежуточная итоговая аттестация

1

Самостоятельная работа учащихся



91

Литература народов России.

Творчество М. Джалиля

Тип урока: комбинированный

Форма проведения:

урок-беседа

1

Стихотворения «Чуждой нам девушке», «Платок», «Красная ромашка»

Знать: биографию и творчество татарского поэта. Понимать: лирический, гуманистический пафос его стихотворений. Уметь: анализировать произведение с учётом особенностей художественного метода; определять авторскую позицию


92

Романсы и песни на слова русских писателей Х1Х-ХХ веков

Тип урока: комбинированный

Форма проведения:

урок-беседа

1

Н.Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения чело

Знать: понятие романс; историю русского романса; тексты романсов и песен, написанных на стихи русских поэтов; приемы исполнения стихов вслух. Понимать: лирический, гуманистический пафос русских романсов и песен. Уметь: выразительно читать и исполнять романсы и песни; оценивать исполнительское мастерство; находить общее и индивидуальное в развитии темы романса русскими поэтами; сопоставлять произведения литературы и музыки; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль



93

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6 часов)



Гай Валерий Катулл. Слово о поэте

Урок изучения нового материала

1





Слово о поэте. Стихотворения «Нет, ни одна средь женщин..», «Нет, не найдется приязнь…» Любовь как приобщение к безмерной природы. Щедрость души поэта и мотивы отчаяния и гнева в его стихотворениях. Лаконизм образов и напряженность чувств в лирике поэтов античности.





Знать: особенности взгляда римлян на человека, сложность эпохи и реакцию поэта на время; понимать: стихотворения поэта, его миропонимание;

уметь: выразительно читать стихотворения; создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения


94

Гораций. Ода «Я воздвиг памятник». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия

Урок изучения нового материала

1


Знать: содержание оды Горация, понимать: идейный смысл оды, уметь: выразительно читать оду, сопоставлять произведения и выявлять авторскую точку зрения на назначение поэта и поэзии


95

Данте Алигьери. Универсально-философский характер «Божественной комедии»

Урок изучения нового материала

1

Слово о поэте.

Тема страдания и очищения. Рождение названия поэмы (от «Комедии» к «Божественной комедии»). Поэтическая форма произведения.

Знать: содержание 1-3 песен «Ада»;

понимать: множественность смыслов «Божественной комедии»;

уметь: выразительно читать текст песни, определять аллегорический, моральный, мистический смысл


96

Уильям Шекспир. «Гамлет» -«пьеса на века»

Урок изучения нового материала

1

Жизнь и творчество У.Шекспира.

Знать: основные факты жизни Шекспира, содержание трагедии «Гамлет»; понимать: вечные проблемы в творчестве Шекспира, жанровые особенности драматического произведения; уметь: выразительно читать драматическое произведение; характеризовать героя драматического произведения, давать оценку его поступкам, сравнивать произведения разных эпох -


97

Вечные проблемы в трагедии У. Шекспира «Гамлет»

Тип урока: комбинированный

Форма проведения:

урок-беседа

1

Гамлет как рефлексирующий герой. Мысль и действие. Необходимость и бесчеловечность мести

Знать: сюжет и содержание трагедии; кинематографическую версию «Гамлета». Понимать: гуманистический пафос произведения, его философское, общечеловеческое значение.

Уметь: выразительно читать текст по ролям; анализировать эпизоды трагедии; характеризовать героев и их поступки; прослеживать развитие драматического конфликта; сопоставлять трагедию с ее кинематографической версией и иллюстрациями к ней


98

И.В.Гёте* «Фауст» -философская трагедия эпохи Просвещения

Тип урока: изучение нового материала

Форма проведения:

урок-лекция с элементами беседы

1

Жизнь и творчество. Интерпретация народной легенды о докторе Фаусте. Художественные особенности трагедии И.В. Гёте «Фауст»

Знать: основные факты из жизни Гёте, творческую историю трагедии, содержание фрагментов; понимать: философскую проблематику трагедии; уметь: выразительно читать, отвечать на вопросы; давать характеристику персонажу драмы








99-102

Задание на лето. Резервные уроки. Показ презентаций «Мой любимый автор»


Презентации по курсу литературы за 9 класс с целью проверки качества и прочности знаний

Понимать роль и значение групповой работы; уметь сотрудничать в процессе выполнения творческого задания, отбирать необходимый информационный материал из разных источников, фиксировать и анализировать их результаты, обобщать и делать выводы, давать оценку деятельности и ее результатам




© 2010-2022