Рабочая программа по русскому языку 9 класс под редакцией Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
9класс









II. Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку для основной общеобразовательной школы (IX класс) составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, в соответствии с примерной программой основного общего образования по русскому языку, утвержденной Министерством образования и науки РФ для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, программой по русскому языку под редакцией Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской 2011г. Программа рассчитана на 102 часа( 3 часа в неделю).

Актуальность рабочей программы состоит в формировании компетентной личности, способной к самостоятельному самоопределению в информационном обществе. Школьное образование в современных условиях призвано прежде всего обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионального выбора и личностного развития. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к самостоятельному самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного пути. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к, овладеть потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности навыками самоконтроля.

Новизна программы В программу включены такие темы, как «Культура речи», «Нормы русского литературного языка», «Основные принципы русской пунктуации». Они очень важны при повторении правил орфографии и пунктуации, так как обеспечивают сознательный подход к изучаемому материалу. В программе основным объектом рассмотрения на уроке русского языка является текст, поскольку именно в тексте происходит реализация языковых правил. Следует наглядно показать ученику, как каждый языковой уровень (фонетика, лексика, морфология, синтаксис) помогает создавать и понимать текст. Такой подход будет способствовать развитию и формированию языкового чутья и естественной грамотности класса смешанных способностей.

Темы «Сочетание знаков препинания», «Факультативные знаки препинания», «Индивидуально-авторская пунктуация» обращают внимание на такие особенности русской пунктуации, как вариантность в постановке паков препинания, их многозначность и многофункциональность, В художественном тексте знаки препинания выполняют особую смысловую и экспрессивную функцию, поэтому при анализе текста, наряду с анализом лексики, морфологии, синтаксиса, следует уделять внимание пунктуационному анализу.

Цели обучения: обеспечение знаний всем обучающимся;

-воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в различных сферах человеческой деятельности;

-развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;

-освоение знаний о русском языке, его функционировании в различных сферах и ситуациях общения; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств (познавательная цель);

-формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия в сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

-применение знаний и умений в жизни (социокультурная цель).

Задачи программы:

  1. развивать логическое мышление учащихся;

  2. обучать умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

  3. сформировать общеучебные умения - работа с книгой, со справочной литературой;

  4. совершенствовать навыки письма и чтения;

  5. совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

  6. обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;

  7. формирование умения создавать тексты различных стилей и жанров с опорой на речеведческие знания.

Формы контроля: устное сообщение на лингвистическую тему, практическая работа, тест, , сочинение, осложненное и творческое списывание, словарные и орфографические диктанты, тестовый контроль (по типу ОГЭ).

Виды контроля:

  1. Входной контроль

  2. Промежуточный контроль:

- текущий контроль ( тестирование, анализ текстов ОГЭ, ответ на проблемный вопрос, развернутый ответ на вопрос, );

- рубежный контроль (контрольные работы по типуОГЭ)

  1. Итоговый контроль (итоговая контрольная работа в формате ОГЭ ( часть А, В, С).

Тематика контрольных работ

Название раздела

№урока

Кол-во часов

Дата проведения

Вид контрольной работы

Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах

15

1


Контрольная работа №1 по теме «Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах».

Сложносочиненное предложение

24-25

2


Контрольная работа №2. Контрольный диктант по теме«Сложносочиненные предложения» с дополнительным тестовым заданием. Анализ контрольной работы

Сложноподчиненные предложения

40

1


Промежуточный контроль. Контрольный диктант с гр заданием

Сложноподчиненные предложения

43

1


Контрольная работа №3 Тестовая работа по типу ОГЭ

Сложноподчиненные предложения

54-55

2


Контрольная работа № 4.Диктант с дополнительным тестовым заданием. Анализ работы.

Сложноподчиненные предложения

60

1


Контрольная работа № 5. по теме «СПП».

Бессоюзное сложное предложение

74


1


Контрольная работа №.6. Тестовая работа по теме «БСП»

Систематизация и обобщение изученного в 9 классе

Всего 11 часов( 6+5)

91-92

2


Итоговая контрольная работа №7( Сжатое изложение и задания уровня А, В)

Формы и методы преподавания: 1. Работа с учебником; 2. Проблемный диалог, беседа; 3. Элементы анализа текста; 4. Лингвистический эксперимент; редактирование; 5. Творческие задания.

Используемые технологии: технология дифференцированного обучения, ИКТ, РКМЧП, проблемно-диалогический метод обучения, метод опорных схем.

Обоснование выбора УМК: Учебный комплекс «Русский язык»,составленный на основе авторской программы под редакцией Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, подаёт в единстве содержание языкового и речевого материала. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

УМК выбран и утверждён на заседании МО учителей русского языка и литературы 29.03.2014 (протокол № 12)

Специфика программы заключается в том, что на данном этапе начинается изучение синтаксиса сложного предложения, поэтому основными целями обучения русскому языку в 9 классе будут речевая деятельность, синтаксис и пунктуация. Достижение указанных целей будет осуществляться в процессе формирования и развития коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенций.



III. Учебно - тематический план

урока









Тема







кол-во

часов









Дата


Подготовка к ОГЭ

Код раздела





Цели и задачи раздела, урока










Используемые технологии



Примечания



ЗУН



ОУУН

1-2

Общие сведения о языке. Международное значение русского языка.

Р.р. Свободный диктант

2



В2


Иметь представление об особенностях национального языка, о его значении, образовании и развитии

Развивать умение читать лингвистические тексты и создавать собственные высказывания на лингвистические темы

Основные формы существования национального русского языка

Технологии критического мышления.

Анализ текстов о языке; собственное высказывание на лингвистическую тему

Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах

3

Р.р. Речь. Устная и письменная речь. Монолог и диалог.

1


В3

Знать особенности речевого общения.

Уметь вести диалог, владеть основными нормами построения устного и письменного высказывания.

Информацион. технологии

Повторение признаков текста на примерах классических образцов;

4

Р.р. Стили речи.






1


В6

Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи.

Текст и его признаки. Стили речи и сфера их употребления, стилевые задачи, типы речи

Личностно-ориентиров

Повторение признаков текста на примерах классических образцов; абзацное членение текста .

5-6

Систематизация знаний по морфемике, морфологии и орфографии. Трудные случаи правописания.




2


А1-А7

Знать и уметь применять правила орфографии: правописание личных окончаний глагола; гласных в корнях слов; приставок (неизменяемых на письме, на з-с, пре- и при-); букв н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий, а также правописание не и ни в составе разных частей речи и словоформ, в составе предложений в качестве частиц

Морфология и орфография.

Грамматическая основа предложения.

Повторительно-обобщающий урок

Объяснительный диктант: знаки препинания в простом предложении и орфограммы, в том числе при разграничении причастий и прилагательных

7

Простое предложение и его грамматическая основа.

1


А5

Знать определение простого предложения. Уметь производить полный синтаксический анализ простого предложения, давать характеристику.

Синтаксис простого предложения. Способы выражения главных членов предложения.

Личностно-ориентиров

Работа с текстом.

8-9

Предложения с обособленными членами.

2


С1.1

Знать определение второстепенных членов предложения, уметь опознавать предложения с обособленными членами предложения.

Обособленные члены предложения.

Технологии критического мышления.

Объяснительный диктант: знаки препинания в простом предложении

10-11

Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями.

Проверочная работа по теме

2



В8


Знать определение предложений с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями. Уметь выразительно читать предложения, объяснять постановку знаков препинания.

Постановка знаков препинания в предложениях с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями..

Личностно-ориентиров

Выполнение заданий по индивидуальным картам

12-13

Р.р Сжатое изложение с элементами сочинения.

2


С1.1

Изложение с элементами сочинения

Проверить способность учащихся грамотно употреблять в речи сложносочиненные предложения

.Изложение с элементами сочинения. Текст, заголовок, тема, основная мысль, авторская позиция, проблема. План. Средства выразительности текста

Технологии критического мышления.

Изложение с элементами сочинения

14

Обобщение по теме «Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах»

1


А1-А7

Знать отличие служебных частей речи от знаменательных, их грамматическое значение. Уметь производить морфологический и синтаксический, орфографический разбор.

Служебные и знаменательные части речи.

Личностно-ориентиров

Самостоятельная работа (20 мин.)

15

Контрольная работа №1 по теме «Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах». Входной тест: материалы итоговой аттестации: А, В1

1


Уров. А, В

Проверить уровень владения ранее изученным материалом, выделенным для повторения и закрепления в 9 классе

Личностно-ориентиров

Тестовые задания по теме

Сложное предложение . Культура речи.

16-17

СП. Понятие о СП. Основные виды СП.














2


С1.2

Знать признаки разграничения простых и сложных предложений,

понятие сложного предложения, иметь представление о средствах связи частей сложного предложения и соответствующих знаках препинания.

Уметь на уровне первичных навыков разграничивать сложные предложения разных типов, ставить знаки

Понятие о сложном предложении как единицы синтаксиса. Основные виды сложных предложений. Понятие о сложносочиненном предложении (ССП), средства связи смысловые

Личностно-ориентиров

Выполнение упражнений нахождением в предложениях грамматических основ, определение их количества.

Сложносочиненное предложение

18

Понятие о сложносочиненном предложении (ССП). Строение ССП, смысловые отношения в ССП.

1


А4

Знать классификацию сложных предложений.

Уметь на уровне первичных навыков разграничивать сложные предложения разных типов, ставить знаки препинания между частями на письме.

Понятие о сложносочиненном предложении (ССП), средствах связи смысловых отношениях между частями ССП.

Технологии критического мышления.

Постановка знаков препинания в ССП

19-20


ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами. Знаки препинания в них.

2


А7


Знать разряды сочинительных союзов и соответствующие им виды сложносочиненных предложений; понимать основные значения сложносочиненных предложений.

Продолжить формировать понятие ССП как такого единства его предикативных частей, которое образуется на основе сочинительной связи. Уметь правильно расставлять знаки препинания в ССП при письме.

Сочинительные союзы. Смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения.

Личностно-ориентиров

Выполнение упражнений нахождением в предложениях грамматических основ,

21-23


Разделительные знаки препинания между частями ССП с общим второстепенным членом.

Разбор ССП.

3


А6

Знать, какие знаки препинания употребляются в составе ССП, и владеть навыками расстановки этих знаков при письме.

Владеть навыками синтаксического разбора сложносочиненных предложений; навыками употребления в речи этих предложений

Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП.

Личностно-ориентиров

Восстановление знаков препинания в ССП, составление схем

24-25

Контрольная работа №2. Контрольный диктант по теме

«Сложносочиненные предложения» с дополнительным тестовым заданием.

Анализ контрольной работы

2


В1-В10

Тестовые задания

Проверить уровень усвоения темы «Сложное предложение. Сложносочиненное предложение»

Текст диктанта с тестовыми заданиями.

Личностно-ориентиров

Тестовые задания по теме.

26-27

Р.р. Контрольное сочинение на лингвистическую тему.

2


С1.1

Знать композиционные особенности сочинения на лингвистическую тему.

Личностно-ориентиров

Продолжить письменную работу.

Сложноподчиненные предложения

28-29

Понятие о сложноподчинённом предложении (СПП).

Строение СПП, средства связи его частей.

2



А2


Знать, чем отличаются подчинительные союзы и союзные слова; уметь различать их в процессе

проведения синтаксического анализа сложноподчиненного предложения. Понимать, чем отличаются вертикальные и горизонтальные синтаксические схемы; уметь их составлять

Понятие о сложноподчиненном предложении (СПП). Строение СПП, средства связи его частей.

Технологии критического мышления.

Подбор синтаксических синонимов.

Синтаксический анализ предложений

Построение схем СПП

30-31

Подчинительные союзы и союзные слова в СПП.

2


В2

Уметь различать союзы и союзные слова, определять границы придаточных предложений, грамотно ставить знаки препинания.

Подчинительные союзы и союзные слова в СПП.

Личностно-ориентиров

1) Конструир. ССП по заданным схемам.

2) Конст. ССП

32

Роль указательных слов в СПП

1


В9


Уметь опознавать указательные слова главной части СПП, выявлять синтаксическую функцию в главном предложении и роль в СПП.

Особенности присоединения придаточных предложений к главному.

Информацион. технологии

Конструирование СПП.

Объяснительный диктант.

33-34

Р.р. Сжатое изложение.

2


А7

Уметь производить стилистический и типологический анализ текста. Знакомство с приемами сжатия исходного текста

Сжатое изложение

Технологии критическогмышления.

Определение темы, микротем, основной мысли в тексте

35


Виды придаточных предложений. СПП с придаточными определительными.

1


А6

Знать особенности сложноподчиненного предложения с придаточным определительным.

Уметь находить определительные придаточные по характеру смысловой связи между частями.

Придаточные определительные

Личностно-ориентиров

П.12, 78-79: план с последующим лингвистичеким рассказом

36




СПП с придаточными изъяснительными.

1


А7

Знать особенности сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным.

Уметь употреблять синтаксические синонимы. Уметь находить СПП с придаточным изъяснительным в художественных текстах.

Придаточные изъяснительные

Личностно-ориентиров

Конструирование предложений с опорой на с.62-63

(таблица)

37




Р.р.Сжатое изложение с элементами сочинения.

1


С.1.1

С1.2

Знать основные элементы композиции текста.

Уметь интонационно выделять придаточные предложения.

Изложение текста (сжато). Заголовок. Тема, основная мысль, средства выразительности.

Информацион. технологии

Определение темы, микротем, основной мысли в тексте. Продолжить работу.

38-39

Повторение орфографии и пунктуации

2



Уметь проводить классификацию изученных орфограмм и пунктограмм, использовать полученные знания на письме

Работа по алгоритму

Модульная технология

Групповая, индивидуальная работа

40

Промежуточный контроль. Контрольный диктант с гр заданием

1



Уметь работать по плану, применять полученные знания на письмезнания и умения учащихся по раделу « Орфография и пунктуация»

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Личностно-ориентиров

Диктант

41-42


СПП с придаточными обстоятельственными

СПП с придаточными обстоятельственными времени и места.

2


В9

Знать классификацию СПП с придаточными обстоятельственными

Уметь различать СПП с придаточными обстоятельственными времени и места с использованием таблицы, давать характеристику такому типу предложений.

Придаточные обстоятельственные, их классификация. Стилистические особенности союзов, связывающих придаточные обстоятельственные с главным

Информацион. технологии

Конструирование СПП.

Объяснительный диктант.

43


Контрольная работа №3 Тестовая работа по типу ОГЭ

1


Тест по типу ОГЭ

Проверка уровня усвоения по теме «СПП»

Задания

уровня А,В

Технологии критического мышления.

Задания: «СПП»

44

Р.р. Лингвистическое изложение с элементами сочинения-рассуждения

1




С.1.1

С1.2


Знать основные элементы композиции текста.

Уметь определять особенности лингвистического изложения, интонационно выделять придаточные предложения.

Изложение текста Заголовок. Тема, основная мысль, средства выразительности.

Технологии критическогмышления.

Определение темы, микротем, основной мысли в тексте

45-46


СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели и условия и следствия.

2


В5

Знать структурно-семантические особенности СПП с придаточным цели и условия. Конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным цели и условия.

Уметь находить СПП с придаточным цели и условия в текстах разных стилей речи, уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.

Стилистические особенности союзов, связывающие придаточные обстоятельственные с главным.

Информацион

технологии

Конструирование предл. по заданным схемам;

самостоятельная

работа: расставить знаки препинания (карточка)

47-48


СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными.

2


С1.2

Знать определения придаточных, уметь распознавать придаточные в тексте, грамотно ставить вопросы и знаки препинания.

Уметь находить СПП в текстах разных стилей речи, уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.

Придаточное меры и степени, сравнительное придаточное.

Личностно-ориентиров

Конструирование предложений с опорой на с.62-63

(таблица)

49


СПП с придаточным цели и условия.

1


А3

Знать определения придаточных, уметь распознавать придаточные в тексте, грамотно ставить вопросы и знаки препинания.

Уметь находить СПП в текстах разных стилей речи, уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.

Придаточные цели и условия

Личностно-ориентиров

Конструирование предл. по заданным схемам;

Сам.работа: расставить знаки препинания (карточка)

50


СПП с придаточными причины и следствия.

1


А4

Знать структурно-семантические особенности СПП с придаточным причины и следствия.

Конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным причины и следствия.

Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным причины и следствия в текстах разных стилей речи.

Придаточные причины и следствия

Личностно-ориентиров

Технологии критического мышления.

Составление модели СПП с придат. прич. и следств. с опорой на материал №81 и теор. материал с.111-112

51


СПП с придаточным уступительным.

1



А4


Знать структурно-семантические особенности СПП с придаточным уступительным.

Уметь конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным уступительным . находить сложноподчиненное предложение с придаточным уступительным в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.

Придаточные уступительные

Технологии критического мышления.

Выборочное списывание с последующей взаимопроверкой: №186 по вариантам;

состие схем предложений

52-53

Систематизация и обобщение изученного по теме «СПП».

2





В1-В14




Знать признаки СПП разных видов.

Уметь оценивать правильность построения СПП разных видов, исправлять нарушения построения СПП.

Знать особенности использования СПП в текстах разных стилей и жанров.

Уметь моделировать по заданным схемам и использовать в своей речи синтаксические синонимы СПП.

Строение сложноподчиненных предложений разных видов.

Информацион. технологии

Комплексная работа с текстом: набл. над особенностью употребления СПП различных стилях речи

54-55




Контрольная работа № 4.Диктант с дополнительным тестовым заданием.

Анализ работы.

2


В1-В14


Проверка уровня усвоения по теме «Сложноподчиненное предложение»

Задания по теме «Сложноподчиненное предложение»

Личностно-ориентиров

Задания: «Сложноподчиненное предложение»

56-58




СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них.

3


В4

Знать особенности СПП с несколькими придаточными.

Уметь анализировать и характеризовать синтаксическую структуру СПП с одной и несколькими придаточными частями, правильно ставить знаки препинания.

СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них.

Личностно-ориентиров

Индивидуальные карточки: синтаксический разбор СПП с одной и несколькими придаточными частями

59


Повторение и обобщение изученного по теме «СПП». Синтаксический и пунктуационный разбор СПП.

1


В4

Знать определения ССП и СПП предложений.

Уметь их отличать, определять значения придаточных, конструировать, грамотно расставлять знаки препинания.

Средства связи в СПП, виды придаточных предложений. Знаки препинания в СПП с разными видами связи.

Информацион. технологии

Повторительно-обобщающий урок, подготовка к зачету.

60




Контрольная работа № 5. по теме «СПП».

1


В4

Знать особенности СПП с несколькими придаточными.

Уметь анализировать и характеризовать синтаксическую структуру СПП с одной и несколькими придаточными частями, правильно ставить знаки препинания.

СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них.

Информацион. технологии

Индивидуальные карточки: синтаксический разбор СПП с одной и несколькими придаточными частями

61-62


Р.р. Сочинение на нравственную тему.

Анализ творческих работ

2


А7

Знать жанровое своеобразие сочинения-рассуждения.

Уметь определять для себя тему, подбирать эпиграф, озаглавливать сочинение.

Сочинение-рассуждение

Личностно-ориентиров

Урок контроля.

63-64


Р.р. Сжатое изложение и задания

уровня А,В

2


С1.1

Уметь применять сведения по теме

«Сложноподчиненное предложение» в устной и письменной речи

Текст диктанта с грамматическими заданиями: УМК, с.189-90

Личностно-ориентиров

диктант с грамматическими заданиями

Бессоюзное сложное предложение

65


Понятие о бессоюзном сложном (БСП) предложении.

1


В3


Знать понятие о БСП как такого единства его предикативных частей, которое образуется только на интонационно-смысловой основе без участия союзов.

Понимать особенности БСП (по сравнению предложений с союзной связью). Уметь оформлять на письме БСП в соответствии со знаками препинания.

Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП). Интонация БСП.

Личностно-ориентиров

Графическая работа (составить схемы);

анализ предложений: смысловые отношения между частями (карточки, УМК)


66-67




БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном СП.

2


В3

Знать правило: постановка двоеточия в БСП и способы проверки.

Уметь определять смысловые отношения меду частями БСП разных видов (со значением причины, пояснения, дополнения) и выражать их с помощью интонации

Двоеточие в бессоюзном СП.

Информацион. технологии

Работа с текстом: восст. знаки препин., разобрать по чл. предл, подчеркнуть в БСП грам. основы

68-69






БСП со значением противопоставления или времени, условия и следствия. Тире в БСП.

2


В3

Знать правило: постановка тире в БСП и способы проверки.

Уметь определять смысловые отношения между частями БСП разных видов (со значением противопоставления или времени, условия и следствия) и выражать их с помощью интонации

Тире в БСП.

Информацион. технологии

Преобр. СПП в БСП: обосн пост. знаков препинания (способы проверки).

70-71

Синтаксический и пунктуационный разборы БСП. Практикум

2


В3

Знать, соблюдать последовательность синтаксического и пунктуационного разборов БСП.

Уметь производить синт разбор БСП

Порядок синтаксического и пунктуационного разборов БСП.

Личностно-ориентиров

Конструирование БСП на основе смысловых отношений по схемам.

72-73

Р.р. Сочинение по картине.

Анализ творческих работ

2


С1.2

Знать структуру сочинения: вступление, основная часть, заключение.

Уметь свободно выражать собственные мысли.

Технологии критического мышления.

Продолжить работу над сочинением.

74

Контрольная работа №.6. Тестовая работа по теме «БСП»

1




Уметь отличать БСП от СПП, ССП, ставить знаки препинания в нем, приводить синтаксические синонимы БСП.

БСП. Знаки препинания в нем. Отличие БСП от СПП, ССП

Технологии критического мышления.

Выполнение заданий по индивидуальным картам: знаки препинания в БСП

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи

75-78




Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи

4


В11

Знать алгоритм определения сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи.

Уметь проводить синтаксический анализ предложений с разными видами .

Иметь представление о разных видах сочетаний союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях, распознавать сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи.

Структурные особенности сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи.

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами союзной и бессоюзной связи.

Личностно-ориентиров



Информацион. технологии

Редактирование текста

Объяснительный диктант

Преобразование предложений простых в сложные.

79-80




Р.р Подробное изложение текста.

2


С1.1


Уметь подробно пересказывать текст художественного стиля, понимать содержание прочитанного, его тему, идею, проблемы и отношение автора к ним.

Тема, основная мысль текста, выразительные средства языка.

Технологии критического мышления.

Изложение

Текст №1, сб. Сениной (для прослушивания и сжатого изложения)

81-82

Комплексный анализ текста

2



Уметь производить лингвистический, орфографический, пунктуационный анализы, Обобщать и систематизировать сведения о тексте.

Тема, основная мысль текста, выразительные средства языка. Орфография, синтаксис, пунктуация

Информацион. технологии

Технологии критического мышления.

Стилистический и типологический анализ текста.

Систематизация и обобщение изученного в 9 классе

83

Р.р. Научный стиль. Анализ текстов научного стиля



1


А1

Знать признаки стилей и типов речи, их характерные особенности, способы определения и уметь определять их.

Стили и типы речи

Технологии критического мышления.

Стилистический и типологический анализ текста.

84-85

Р.р. Официально-деловой стиль речи. Деловые документы (автобиография, заявление)

2


А1

Знать признаки стилей и типов речи, их характерные особенности, способы определения и уметь определять их.

Стили и типы речи

Технологии критического мышления.

Стилистический и типологический анализ текста.

86

Разговорный стиль речи.

1


А1

Знать признаки стилей и типов речи, их характерные особенности, способы определения Уметь использовать в письменной и устной речи предложения с прямой речью и диалог

Тексты различных стилей

Технологии критического мышления.

Стилистический и типологический анализ текста.

87-88

Р.р.Отзыв о прочитанной книге

2


А1

Знать особенности аннотации, рецензии , отзыва, уметь отбирать материал к сочинению( отзыв о прочитанной книге)

Тема, основная мысль текста, выразительные средства языка.

Творческий практикум

Сочинение

89-90

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь.

Цитаты. Способы цитирования. Интонация при цитировании.

2



А2-А3

Знать основные способы передачи чужой речи , владеть интонацией, используя предложения с прямой и косвенной речью. Уметь грамотно ставить знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью.

Знать способы цитирования, уметь использовать цитаты в собственной речи, грамотно выделять цитаты на письме.

Тексты различных стилей

Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания при цитировании.

Информацион. технологии

Технологии критического мышления.

Определить способ передачи чужой ре

Подобрать цитаты к сочинениям на разные темы.чи.

91-92

Итоговая контрольная работа № 7.

Р.р Сжатое изложение и задания

уровня А,В

1+1


Тест по типу ГИА


Уметь производить стилистический и типологический анализ текста.

Сжатое изложение и задания

уровня А,В

Личностно-ориентиров

Сжатое изложение художественного текста с элементами рассуждения

Повторение изученного в 5-9 классах

93-94

95-96

97-98

99-100

Фонетика и орфография

Морфемика и словообразование

Морфология и орфография

Синтаксис и пунктуация.

Тестовые задания по типу ОГЭ

2



2





2



2


В1-В10

Уметь распознавать изученные части речи на основе общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли, использовать их в речи, соблюдая грамматические нормы,

Основные разделы русского языка

Информацион. технологии

Технологии критического мышления.

Практикум, тестовые задания по темам, словарные диктанты

Тестовые задания по типу ГИА

101-102

Резервные уроки

2




IV. Содержание тем учебного курса.

Разделы программы

Количество часов

В том числе развитие речи

Контрольные работы

Международное значение русского языка

2

1


Повторение изученного в 8 классе

13

5

1

Сложное предложение

2

-

-

Сложносочиненное предложение

10

2

2

Сложноподчиненное предложение

37

8

5

Бессоюзное сложное предложение

10

2

1

Сложные предложения с разными видами связи

8

2

-

Систематизация и обобщение изученного в 9 классе

10

4

2

Повторение изученного в 5-9 классах

8

-

-

Резервные уроки

2

-

-

Всего часов

102

24(12+12)

11(6+5)

V. Требования к уровню подготовки обучающихся.

1. Учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

2. К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;

  • составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;

  • -определять стиль и тип текста;

  • соблюдать все основные нормы литературного языка.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов. Правильно писать изученные в 5-9 классах слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи (или фрагмента большой статьи). Писать сочинения публицистического характера. Писать заявление, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.

Подготовка к ОГЭ организуется на каждом уроке через систему заданий для контроля знаний, при объяснении нового материала учителем, через поиск информации учащимися изучении нового материала и закреплении изученных сведений. Методом опережающего обучения учащимся предлагается комплексная работа с текстом по типу ОГЭ, ЕГЭ.

Организация подготовки учащихся к итоговой аттестации Подготовка учащихся к ОГЭ на уроке будет носить системный характер, продолжать работу, начатую в предыдущих классах, и проводиться в двух направлениях: 1) совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; 2) совершенствование навыков связной устной и письменной речи. При составлении программы учитывались итоги экзаменов последних лет: на особо сложные темы отведено большее количество часов, они вынесены на уроки-зачёты. Материал по повторению и подготовке к экзамену достаточно равномерно распределён по урокам в течение года и привязан к тем темам, которые повторяются по программе 5-8 классов.

Для решения первой задачи предполагается использование системы тренировочных упражнений:

  • упражнения репродуктивного характера (сделай по образцу, по алгоритму);

  • дифференцированные задания по вариантам включают аналитические задания на грамматические разборы;

  • комплексные упражнения (орфографические и пунктуационные);

  • тестовые работы по типу ОГЭ

Завершает этап тренировочных упражнений самостоятельная работа: проверочный диктант с последующей самопроверкой, либо упражнение на комплексный орфографический и пунктуационный анализ, либо контрольный тест по типу ОГЭ. В тесты обучающего и контрольного характера включены задания по лексике, практической стилистике, орфографии и пунктуации («ошибкоопасные» темы по итогам экзаменов предыдущих лет).

Предполагается организация домашней работы учащихся. В систему контроля включены уроки-зачёты (с предварительным объявлением системы теоретических вопросов и практических заданий, подобных тем, что будут на зачёте).

Речевая подготовка учащихся (второе направление работы) предполагается через систему упражнений: -обучение устному монологическому высказыванию на лингвистическую и свободную тему; -обучение диалогической речи; -обучение написанию сочинений-рассуждений; -речеведческий анализ текста.

Использование двух учебных пособий обеспечит полноту излагаемых сведений, позволит организовать на уроках глубокое и всестороннее повторение лингвистического материала; вариативность и дифференцированность заданий к упражнениям позволит отработать разнообразные умения и навыки с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика, что имеет важное значение при подготовке к экзамену.

VI. Перечень учебно - методического обеспечения для учителя:

  1. Готовимся к устному и письменному экзаменам по русскому языку: 9-11 кл./ Т.М.Пахнова. -М.: Просвещение, 2012

  2. ДейкинаА.Д., Пахнова Т.М.Универсальные дидактические материалы по русскому языку 8-9 классы. - М.: АРКТИ, 2013

  3. Диктанты и изложения для учащихся 8-9 классов.Авт-сост. Л. Н. Ситникова. Волгоград «Учитель» 2010г.

  4. Воителева Т.М. Русский язык 8-9 класс. Дидактические материалы. М., 2013-14гг

  5. Шипицына Г.М. Русский язык 8-11 классы. Дидактические материалы. М., 2012

  6. Капинос В.И. Русский язык 8-9 классы. Тесты. М., 2012

  7. Петровская С.С. Диктанты по русскому языку 9 класс. М., 2013

  8. Райский С.И. Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях. М., 2013

Перечень учебно-методического обеспечения для учащихся:

  1. Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская. Учебник русского языка 9 класс, М. Просвещение, 2014

  2. Граник Г.Г.Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии -М.: Просвещение. 2011-13

  3. Г. А. Богданова. Рабочая тетрадь по русскому языку в 3-х частях, М. Генжер, 2011

Дидактический материал:

  1. Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. Кн. для учителя: из опыта работы. - М.: Просвещение, 2011

  2. Сборник диктантов по русскому языку для 8-9 классов. Автор-составитель-Е. С. Барова. Изд. «Баласс», М., 2012

  3. Русский язык. Тестовые задания к основным учебникам. 9 класс под редакцией М. А. Бабуриной, Т. В. Губернской. М., «Эксмо». 2013

  4. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. Л. М. Кулаева. М., «Экзамен». 2013

  5. Русский язык. Тесты для текущего и обобщающего контроля. Авт-сост. Н. Ф. Ромашина. Волгоград «Учитель». 2011г.

  6. Иванова В.А., Потиха З.А.. Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. -М.: Просвещение. 2013

  7. Голуб И.Б. Секреты хорошей речи. -М.: Международные отношения, 2013

  8. Граник Г.Г.Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии -М.: Просвещение. 2010 240с.;

  9. Крысий Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М.: Просвещение, 2012

ТСО, мультимедиа:

  1. Электронные учебники по русскому языку.

  2. «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьн абитуриентов.

  3. Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

  4. Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

  5. Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий

  6. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 8-9 класс.

  7. Полный мультимедийный курс по русскому языку для 8-9 классов, 17 интерак уроков. Кирилл и Мефодий.

  8. Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников. Возраст: 5-11 классы.

  9. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 9 класс. Посвящен вопросам синтаксиса и пунктуации сложного предложения, вызывающим наибольшие трудности у учащихся. Кирилл и Мефодий

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

  1. Htpp//gramota.ru Справочно-информационный Интернет-портал :Русский язык»

  2. OrenEdu - сайт ГУ РЦРО

  3. Htpp//edu.1september.ru

  4. scool.edu.ru

  5. Htpp//rus.edu.1september.ru Газета «Русский язык».

  6. ege.go-test.ru/ege/rus/

  7. inion.ru/index6.php База данных по языкознанию.

  8. inion.ru/index6.php ИНИОН РАН

  9. school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 Интерактивные таблицы.


  1. Список литературы, используемой при составлении программы:

Новые государственные стандарты школьного образования. АСТ «Астрель», М., 2009.

Примерная программа основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения. М.: «Просвещение» 2009.

Программа по русскому языку под редакцией Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, М.: Просвещение, 2014г.

Русский язык: Учеб. для общеобразовательных учреждений, 9 класс-М.: Просвещение.2014г.

Богданова Г.А.. Уроки русского языка в 9 классе. - М.: Просвещение.2011г.

Русский язык 9 класс, поурочные планы по учебнику Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской-Волгоград:2013г.

Газова Е.Ю. и др. Материалы к урокам русского языка. - Волгоград: Учитель, 2013

Голуб И,Б.. Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М.: Айрис пресс. 2008-2012

Малюшкин А.Б. Иконицкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся русскому языку. 9 класс - М.: творческий центр « Сфера». 2012.







Приложение

Работа по развитию речи обучающихся для обучения написанию допускного сочинения

Обоснование проблемы

Мониторинг состояния работы по подготовке обучающихся общеобразовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа к допускному сочинению, проведённый в апреле-мае 2014 года, показал, что сочинение как вид ученической работы сохраняется, но оно изменилось: статус выпускного и, следовательно, объёмного, логически завершающего литературное образование труда обучающегося, утрачен. Во многих общеобразовательных учреждениях проводятся специальные занятия (факультативы, элективные курсы) по обучению написанию сочинения.

Выявленные в ходе названного мониторинга типичные проблемы в обучении написанию сочинения и обобщение их для всех общеобразовательных организаций определило диапазон проблем, сформулированных муниципальными образованиями по каждой параллели классов по русскому языку и литературе.

В 9-х классах такими проблемами стали

- затруднения в выделении микротем, в использовании в речи лингвистических и литературоведческих понятий; проблема в написании сочинений на лингвистическую тему: ученики не могут передать своё понимание высказывания о языке, лингвистическом понятии или явлении;

- неумение выделять главное в тексте, применять разные способы сжатия; выделять тезис из высказывания; пробелы в знаниях по лингвистике;

- непонимание текста художественного произведения 18-19 веков ведёт к примитивности изложения собственных мыслей в сочинении, к «осовремениванию» языка, к бытописательству;

- затруднения в написании эссе, в абзацном членении текста.

Исходя из этого в рабочей программе по русскому языку в 9 классе предусмотрено проведение 27 уроков развития речи, что обеспечит систематическую работу по развитию связной устной и письменной речи обучающихся, по оптимизации деятельности при обучении написанию сочинения на литературную и общегуманитарную тему, при проведении последующих мониторинговых исследований в 2014/2015 учебном году.

Виды деятельности и тематика этих уроков представлены в таблице.

№ урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Примечание

2

Свободный диктант

1

3

Речь. Устная и письменная речь. Монолог и диалог

1

4

Стили речи

1

12-13

Сжатое изложение с элементами сочинения

2

26-27

Контрольное сочинение на лингвистическую тему

2

33-34

Сжатое изложение

2

37

Сжатое изложение с элементами сочинения( нравст тема)

1

44

Лингвистическое изложение с элементами сочинения- рассуждения

1

61-62

Сочинение на нравственную тему. Анализ творческих работ

2

63-64

Сжатое изложение и задания уровня А, В

2

72-73

Сочинение по картине. Анализ работ

2

79-80

Подробное изложение текста

2

83

Научный стиль. Анализ текстов научного стиля

1

84-85

Официально- деловой стиль. Деловые документы

2

87-88

Отзыв о прочитанной книге

2

Всего часов

24


26


© 2010-2022