- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку 9 класс под редакцией Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской
Рабочая программа по русскому языку 9 класс под редакцией Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кравченко Н.Д. |
Дата | 12.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
9класс
II. Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку для основной общеобразовательной школы (IX класс) составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, в соответствии с примерной программой основного общего образования по русскому языку, утвержденной Министерством образования и науки РФ для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, программой по русскому языку под редакцией Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской 2011г. Программа рассчитана на 102 часа( 3 часа в неделю).
Актуальность рабочей программы состоит в формировании компетентной личности, способной к самостоятельному самоопределению в информационном обществе. Школьное образование в современных условиях призвано прежде всего обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионального выбора и личностного развития. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к самостоятельному самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного пути. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к, овладеть потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности навыками самоконтроля.
Новизна программы В программу включены такие темы, как «Культура речи», «Нормы русского литературного языка», «Основные принципы русской пунктуации». Они очень важны при повторении правил орфографии и пунктуации, так как обеспечивают сознательный подход к изучаемому материалу. В программе основным объектом рассмотрения на уроке русского языка является текст, поскольку именно в тексте происходит реализация языковых правил. Следует наглядно показать ученику, как каждый языковой уровень (фонетика, лексика, морфология, синтаксис) помогает создавать и понимать текст. Такой подход будет способствовать развитию и формированию языкового чутья и естественной грамотности класса смешанных способностей.
Темы «Сочетание знаков препинания», «Факультативные знаки препинания», «Индивидуально-авторская пунктуация» обращают внимание на такие особенности русской пунктуации, как вариантность в постановке паков препинания, их многозначность и многофункциональность, В художественном тексте знаки препинания выполняют особую смысловую и экспрессивную функцию, поэтому при анализе текста, наряду с анализом лексики, морфологии, синтаксиса, следует уделять внимание пунктуационному анализу.
Цели обучения: обеспечение знаний всем обучающимся;
-воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в различных сферах человеческой деятельности;
-развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
-освоение знаний о русском языке, его функционировании в различных сферах и ситуациях общения; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств (познавательная цель);
-формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия в сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
-применение знаний и умений в жизни (социокультурная цель).
Задачи программы:
-
развивать логическое мышление учащихся;
-
обучать умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
-
сформировать общеучебные умения - работа с книгой, со справочной литературой;
-
совершенствовать навыки письма и чтения;
-
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
-
обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;
-
формирование умения создавать тексты различных стилей и жанров с опорой на речеведческие знания.
Формы контроля: устное сообщение на лингвистическую тему, практическая работа, тест, , сочинение, осложненное и творческое списывание, словарные и орфографические диктанты, тестовый контроль (по типу ОГЭ).
Виды контроля:
-
Входной контроль
-
Промежуточный контроль:
- текущий контроль ( тестирование, анализ текстов ОГЭ, ответ на проблемный вопрос, развернутый ответ на вопрос, );
- рубежный контроль (контрольные работы по типуОГЭ)
-
Итоговый контроль (итоговая контрольная работа в формате ОГЭ ( часть А, В, С).
Тематика контрольных работ
Название раздела
№урока
Кол-во часов
Дата проведения
Вид контрольной работы
Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах
15
1
Контрольная работа №1 по теме «Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах».
Сложносочиненное предложение
24-25
2
Контрольная работа №2. Контрольный диктант по теме«Сложносочиненные предложения» с дополнительным тестовым заданием. Анализ контрольной работы
Сложноподчиненные предложения
40
1
Промежуточный контроль. Контрольный диктант с гр заданием
Сложноподчиненные предложения
43
1
Контрольная работа №3 Тестовая работа по типу ОГЭ
Сложноподчиненные предложения
54-55
2
Контрольная работа № 4.Диктант с дополнительным тестовым заданием. Анализ работы.
Сложноподчиненные предложения
60
1
Контрольная работа № 5. по теме «СПП».
Бессоюзное сложное предложение
74
1
Контрольная работа №.6. Тестовая работа по теме «БСП»
Систематизация и обобщение изученного в 9 классе
Всего 11 часов( 6+5)
91-92
2
Итоговая контрольная работа №7( Сжатое изложение и задания уровня А, В)
Формы и методы преподавания: 1. Работа с учебником; 2. Проблемный диалог, беседа; 3. Элементы анализа текста; 4. Лингвистический эксперимент; редактирование; 5. Творческие задания.
Используемые технологии: технология дифференцированного обучения, ИКТ, РКМЧП, проблемно-диалогический метод обучения, метод опорных схем.
Обоснование выбора УМК: Учебный комплекс «Русский язык»,составленный на основе авторской программы под редакцией Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, подаёт в единстве содержание языкового и речевого материала. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
УМК выбран и утверждён на заседании МО учителей русского языка и литературы 29.03.2014 (протокол № 12)
Специфика программы заключается в том, что на данном этапе начинается изучение синтаксиса сложного предложения, поэтому основными целями обучения русскому языку в 9 классе будут речевая деятельность, синтаксис и пунктуация. Достижение указанных целей будет осуществляться в процессе формирования и развития коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенций.
III. Учебно - тематический план
№
урока
Тема
кол-во
часов
Дата
Подготовка к ОГЭ
Код раздела
Цели и задачи раздела, урока
Используемые технологии
Примечания
ЗУН
ОУУН
1-2
Общие сведения о языке. Международное значение русского языка.
Р.р. Свободный диктант
2
В2
Иметь представление об особенностях национального языка, о его значении, образовании и развитии
Развивать умение читать лингвистические тексты и создавать собственные высказывания на лингвистические темы
Основные формы существования национального русского языка
Технологии критического мышления.
Анализ текстов о языке; собственное высказывание на лингвистическую тему
Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах
3
Р.р. Речь. Устная и письменная речь. Монолог и диалог.
1
В3
Знать особенности речевого общения.
Уметь вести диалог, владеть основными нормами построения устного и письменного высказывания.
Информацион. технологии
Повторение признаков текста на примерах классических образцов;
4
Р.р. Стили речи.
1
В6
Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи.
Текст и его признаки. Стили речи и сфера их употребления, стилевые задачи, типы речи
Личностно-ориентиров
Повторение признаков текста на примерах классических образцов; абзацное членение текста .
5-6
Систематизация знаний по морфемике, морфологии и орфографии. Трудные случаи правописания.
2
А1-А7
Знать и уметь применять правила орфографии: правописание личных окончаний глагола; гласных в корнях слов; приставок (неизменяемых на письме, на з-с, пре- и при-); букв н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий, а также правописание не и ни в составе разных частей речи и словоформ, в составе предложений в качестве частиц
Морфология и орфография.
Грамматическая основа предложения.
Повторительно-обобщающий урок
Объяснительный диктант: знаки препинания в простом предложении и орфограммы, в том числе при разграничении причастий и прилагательных
7
Простое предложение и его грамматическая основа.
1
А5
Знать определение простого предложения. Уметь производить полный синтаксический анализ простого предложения, давать характеристику.
Синтаксис простого предложения. Способы выражения главных членов предложения.
Личностно-ориентиров
Работа с текстом.
8-9
Предложения с обособленными членами.
2
С1.1
Знать определение второстепенных членов предложения, уметь опознавать предложения с обособленными членами предложения.
Обособленные члены предложения.
Технологии критического мышления.
Объяснительный диктант: знаки препинания в простом предложении
10-11
Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями.
Проверочная работа по теме
2
В8
Знать определение предложений с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями. Уметь выразительно читать предложения, объяснять постановку знаков препинания.
Постановка знаков препинания в предложениях с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями..
Личностно-ориентиров
Выполнение заданий по индивидуальным картам
12-13
Р.р Сжатое изложение с элементами сочинения.
2
С1.1
Изложение с элементами сочинения
Проверить способность учащихся грамотно употреблять в речи сложносочиненные предложения
.Изложение с элементами сочинения. Текст, заголовок, тема, основная мысль, авторская позиция, проблема. План. Средства выразительности текста
Технологии критического мышления.
Изложение с элементами сочинения
14
Обобщение по теме «Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах»
1
А1-А7
Знать отличие служебных частей речи от знаменательных, их грамматическое значение. Уметь производить морфологический и синтаксический, орфографический разбор.
Служебные и знаменательные части речи.
Личностно-ориентиров
Самостоятельная работа (20 мин.)
15
Контрольная работа №1 по теме «Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах». Входной тест: материалы итоговой аттестации: А, В1
1
Уров. А, В
Проверить уровень владения ранее изученным материалом, выделенным для повторения и закрепления в 9 классе
Личностно-ориентиров
Тестовые задания по теме
Сложное предложение . Культура речи.
16-17
СП. Понятие о СП. Основные виды СП.
2
С1.2
Знать признаки разграничения простых и сложных предложений,
понятие сложного предложения, иметь представление о средствах связи частей сложного предложения и соответствующих знаках препинания.
Уметь на уровне первичных навыков разграничивать сложные предложения разных типов, ставить знаки
Понятие о сложном предложении как единицы синтаксиса. Основные виды сложных предложений. Понятие о сложносочиненном предложении (ССП), средства связи смысловые
Личностно-ориентиров
Выполнение упражнений нахождением в предложениях грамматических основ, определение их количества.
Сложносочиненное предложение
18
Понятие о сложносочиненном предложении (ССП). Строение ССП, смысловые отношения в ССП.
1
А4
Знать классификацию сложных предложений.
Уметь на уровне первичных навыков разграничивать сложные предложения разных типов, ставить знаки препинания между частями на письме.
Понятие о сложносочиненном предложении (ССП), средствах связи смысловых отношениях между частями ССП.
Технологии критического мышления.
Постановка знаков препинания в ССП
19-20
ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами. Знаки препинания в них.
2
А7
Знать разряды сочинительных союзов и соответствующие им виды сложносочиненных предложений; понимать основные значения сложносочиненных предложений.
Продолжить формировать понятие ССП как такого единства его предикативных частей, которое образуется на основе сочинительной связи. Уметь правильно расставлять знаки препинания в ССП при письме.
Сочинительные союзы. Смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения.
Личностно-ориентиров
Выполнение упражнений нахождением в предложениях грамматических основ,
21-23
Разделительные знаки препинания между частями ССП с общим второстепенным членом.
Разбор ССП.
3
А6
Знать, какие знаки препинания употребляются в составе ССП, и владеть навыками расстановки этих знаков при письме.
Владеть навыками синтаксического разбора сложносочиненных предложений; навыками употребления в речи этих предложений
Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП.
Личностно-ориентиров
Восстановление знаков препинания в ССП, составление схем
24-25
Контрольная работа №2. Контрольный диктант по теме
«Сложносочиненные предложения» с дополнительным тестовым заданием.
Анализ контрольной работы
2
В1-В10
Тестовые задания
Проверить уровень усвоения темы «Сложное предложение. Сложносочиненное предложение»
Текст диктанта с тестовыми заданиями.
Личностно-ориентиров
Тестовые задания по теме.
26-27
Р.р. Контрольное сочинение на лингвистическую тему.
2
С1.1
Знать композиционные особенности сочинения на лингвистическую тему.
Личностно-ориентиров
Продолжить письменную работу.
Сложноподчиненные предложения
28-29
Понятие о сложноподчинённом предложении (СПП).
Строение СПП, средства связи его частей.
2
А2
Знать, чем отличаются подчинительные союзы и союзные слова; уметь различать их в процессе
проведения синтаксического анализа сложноподчиненного предложения. Понимать, чем отличаются вертикальные и горизонтальные синтаксические схемы; уметь их составлять
Понятие о сложноподчиненном предложении (СПП). Строение СПП, средства связи его частей.
Технологии критического мышления.
Подбор синтаксических синонимов.
Синтаксический анализ предложений
Построение схем СПП
30-31
Подчинительные союзы и союзные слова в СПП.
2
В2
Уметь различать союзы и союзные слова, определять границы придаточных предложений, грамотно ставить знаки препинания.
Подчинительные союзы и союзные слова в СПП.
Личностно-ориентиров
1) Конструир. ССП по заданным схемам.
2) Конст. ССП
32
Роль указательных слов в СПП
1
В9
Уметь опознавать указательные слова главной части СПП, выявлять синтаксическую функцию в главном предложении и роль в СПП.
Особенности присоединения придаточных предложений к главному.
Информацион. технологии
Конструирование СПП.
Объяснительный диктант.
33-34
Р.р. Сжатое изложение.
2
А7
Уметь производить стилистический и типологический анализ текста. Знакомство с приемами сжатия исходного текста
Сжатое изложение
Технологии критическогмышления.
Определение темы, микротем, основной мысли в тексте
35
Виды придаточных предложений. СПП с придаточными определительными.
1
А6
Знать особенности сложноподчиненного предложения с придаточным определительным.
Уметь находить определительные придаточные по характеру смысловой связи между частями.
Придаточные определительные
Личностно-ориентиров
П.12, 78-79: план с последующим лингвистичеким рассказом
36
СПП с придаточными изъяснительными.
1
А7
Знать особенности сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным.
Уметь употреблять синтаксические синонимы. Уметь находить СПП с придаточным изъяснительным в художественных текстах.
Придаточные изъяснительные
Личностно-ориентиров
Конструирование предложений с опорой на с.62-63
(таблица)
37
Р.р.Сжатое изложение с элементами сочинения.
1
С.1.1
С1.2
Знать основные элементы композиции текста.
Уметь интонационно выделять придаточные предложения.
Изложение текста (сжато). Заголовок. Тема, основная мысль, средства выразительности.
Информацион. технологии
Определение темы, микротем, основной мысли в тексте. Продолжить работу.
38-39
Повторение орфографии и пунктуации
2
Уметь проводить классификацию изученных орфограмм и пунктограмм, использовать полученные знания на письме
Работа по алгоритму
Модульная технология
Групповая, индивидуальная работа
40
Промежуточный контроль. Контрольный диктант с гр заданием
1
Уметь работать по плану, применять полученные знания на письмезнания и умения учащихся по раделу « Орфография и пунктуация»
Контрольный диктант с грамматическим заданием
Личностно-ориентиров
Диктант
41-42
СПП с придаточными обстоятельственными
СПП с придаточными обстоятельственными времени и места.
2
В9
Знать классификацию СПП с придаточными обстоятельственными
Уметь различать СПП с придаточными обстоятельственными времени и места с использованием таблицы, давать характеристику такому типу предложений.
Придаточные обстоятельственные, их классификация. Стилистические особенности союзов, связывающих придаточные обстоятельственные с главным
Информацион. технологии
Конструирование СПП.
Объяснительный диктант.
43
Контрольная работа №3 Тестовая работа по типу ОГЭ
1
Тест по типу ОГЭ
Проверка уровня усвоения по теме «СПП»
Задания
уровня А,В
Технологии критического мышления.
Задания: «СПП»
44
Р.р. Лингвистическое изложение с элементами сочинения-рассуждения
1
С.1.1
С1.2
Знать основные элементы композиции текста.
Уметь определять особенности лингвистического изложения, интонационно выделять придаточные предложения.
Изложение текста Заголовок. Тема, основная мысль, средства выразительности.
Технологии критическогмышления.
Определение темы, микротем, основной мысли в тексте
45-46
СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели и условия и следствия.
2
В5
Знать структурно-семантические особенности СПП с придаточным цели и условия. Конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным цели и условия.
Уметь находить СПП с придаточным цели и условия в текстах разных стилей речи, уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.
Стилистические особенности союзов, связывающие придаточные обстоятельственные с главным.
Информацион
технологии
Конструирование предл. по заданным схемам;
самостоятельная
работа: расставить знаки препинания (карточка)
47-48
СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными.
2
С1.2
Знать определения придаточных, уметь распознавать придаточные в тексте, грамотно ставить вопросы и знаки препинания.
Уметь находить СПП в текстах разных стилей речи, уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.
Придаточное меры и степени, сравнительное придаточное.
Личностно-ориентиров
Конструирование предложений с опорой на с.62-63
(таблица)
49
СПП с придаточным цели и условия.
1
А3
Знать определения придаточных, уметь распознавать придаточные в тексте, грамотно ставить вопросы и знаки препинания.
Уметь находить СПП в текстах разных стилей речи, уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.
Придаточные цели и условия
Личностно-ориентиров
Конструирование предл. по заданным схемам;
Сам.работа: расставить знаки препинания (карточка)
50
СПП с придаточными причины и следствия.
1
А4
Знать структурно-семантические особенности СПП с придаточным причины и следствия.
Конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным причины и следствия.
Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным причины и следствия в текстах разных стилей речи.
Придаточные причины и следствия
Личностно-ориентиров
Технологии критического мышления.
Составление модели СПП с придат. прич. и следств. с опорой на материал №81 и теор. материал с.111-112
51
СПП с придаточным уступительным.
1
А4
Знать структурно-семантические особенности СПП с придаточным уступительным.
Уметь конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным уступительным . находить сложноподчиненное предложение с придаточным уступительным в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.
Придаточные уступительные
Технологии критического мышления.
Выборочное списывание с последующей взаимопроверкой: №186 по вариантам;
состие схем предложений
52-53
Систематизация и обобщение изученного по теме «СПП».
2
В1-В14
Знать признаки СПП разных видов.
Уметь оценивать правильность построения СПП разных видов, исправлять нарушения построения СПП.
Знать особенности использования СПП в текстах разных стилей и жанров.
Уметь моделировать по заданным схемам и использовать в своей речи синтаксические синонимы СПП.
Строение сложноподчиненных предложений разных видов.
Информацион. технологии
Комплексная работа с текстом: набл. над особенностью употребления СПП различных стилях речи
54-55
Контрольная работа № 4.Диктант с дополнительным тестовым заданием.
Анализ работы.
2
В1-В14
Проверка уровня усвоения по теме «Сложноподчиненное предложение»
Задания по теме «Сложноподчиненное предложение»
Личностно-ориентиров
Задания: «Сложноподчиненное предложение»
56-58
СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них.
3
В4
Знать особенности СПП с несколькими придаточными.
Уметь анализировать и характеризовать синтаксическую структуру СПП с одной и несколькими придаточными частями, правильно ставить знаки препинания.
СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них.
Личностно-ориентиров
Индивидуальные карточки: синтаксический разбор СПП с одной и несколькими придаточными частями
59
Повторение и обобщение изученного по теме «СПП». Синтаксический и пунктуационный разбор СПП.
1
В4
Знать определения ССП и СПП предложений.
Уметь их отличать, определять значения придаточных, конструировать, грамотно расставлять знаки препинания.
Средства связи в СПП, виды придаточных предложений. Знаки препинания в СПП с разными видами связи.
Информацион. технологии
Повторительно-обобщающий урок, подготовка к зачету.
60
Контрольная работа № 5. по теме «СПП».
1
В4
Знать особенности СПП с несколькими придаточными.
Уметь анализировать и характеризовать синтаксическую структуру СПП с одной и несколькими придаточными частями, правильно ставить знаки препинания.
СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них.
Информацион. технологии
Индивидуальные карточки: синтаксический разбор СПП с одной и несколькими придаточными частями
61-62
Р.р. Сочинение на нравственную тему.
Анализ творческих работ
2
А7
Знать жанровое своеобразие сочинения-рассуждения.
Уметь определять для себя тему, подбирать эпиграф, озаглавливать сочинение.
Сочинение-рассуждение
Личностно-ориентиров
Урок контроля.
63-64
Р.р. Сжатое изложение и задания
уровня А,В
2
С1.1
Уметь применять сведения по теме
«Сложноподчиненное предложение» в устной и письменной речи
Текст диктанта с грамматическими заданиями: УМК, с.189-90
Личностно-ориентиров
диктант с грамматическими заданиями
Бессоюзное сложное предложение
65
Понятие о бессоюзном сложном (БСП) предложении.
1
В3
Знать понятие о БСП как такого единства его предикативных частей, которое образуется только на интонационно-смысловой основе без участия союзов.
Понимать особенности БСП (по сравнению предложений с союзной связью). Уметь оформлять на письме БСП в соответствии со знаками препинания.
Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП). Интонация БСП.
Личностно-ориентиров
Графическая работа (составить схемы);
анализ предложений: смысловые отношения между частями (карточки, УМК)
66-67
БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном СП.
2
В3
Знать правило: постановка двоеточия в БСП и способы проверки.
Уметь определять смысловые отношения меду частями БСП разных видов (со значением причины, пояснения, дополнения) и выражать их с помощью интонации
Двоеточие в бессоюзном СП.
Информацион. технологии
Работа с текстом: восст. знаки препин., разобрать по чл. предл, подчеркнуть в БСП грам. основы
68-69
БСП со значением противопоставления или времени, условия и следствия. Тире в БСП.
2
В3
Знать правило: постановка тире в БСП и способы проверки.
Уметь определять смысловые отношения между частями БСП разных видов (со значением противопоставления или времени, условия и следствия) и выражать их с помощью интонации
Тире в БСП.
Информацион. технологии
Преобр. СПП в БСП: обосн пост. знаков препинания (способы проверки).
70-71
Синтаксический и пунктуационный разборы БСП. Практикум
2
В3
Знать, соблюдать последовательность синтаксического и пунктуационного разборов БСП.
Уметь производить синт разбор БСП
Порядок синтаксического и пунктуационного разборов БСП.
Личностно-ориентиров
Конструирование БСП на основе смысловых отношений по схемам.
72-73
Р.р. Сочинение по картине.
Анализ творческих работ
2
С1.2
Знать структуру сочинения: вступление, основная часть, заключение.
Уметь свободно выражать собственные мысли.
Технологии критического мышления.
Продолжить работу над сочинением.
74
Контрольная работа №.6. Тестовая работа по теме «БСП»
1
Уметь отличать БСП от СПП, ССП, ставить знаки препинания в нем, приводить синтаксические синонимы БСП.
БСП. Знаки препинания в нем. Отличие БСП от СПП, ССП
Технологии критического мышления.
Выполнение заданий по индивидуальным картам: знаки препинания в БСП
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи
75-78
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи
4
В11
Знать алгоритм определения сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи.
Уметь проводить синтаксический анализ предложений с разными видами .
Иметь представление о разных видах сочетаний союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях, распознавать сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи.
Структурные особенности сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи.
Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами союзной и бессоюзной связи.
Личностно-ориентиров
Информацион. технологии
Редактирование текста
Объяснительный диктант
Преобразование предложений простых в сложные.
79-80
Р.р Подробное изложение текста.
2
С1.1
Уметь подробно пересказывать текст художественного стиля, понимать содержание прочитанного, его тему, идею, проблемы и отношение автора к ним.
Тема, основная мысль текста, выразительные средства языка.
Технологии критического мышления.
Изложение
Текст №1, сб. Сениной (для прослушивания и сжатого изложения)
81-82
Комплексный анализ текста
2
Уметь производить лингвистический, орфографический, пунктуационный анализы, Обобщать и систематизировать сведения о тексте.
Тема, основная мысль текста, выразительные средства языка. Орфография, синтаксис, пунктуация
Информацион. технологии
Технологии критического мышления.
Стилистический и типологический анализ текста.
Систематизация и обобщение изученного в 9 классе
83
Р.р. Научный стиль. Анализ текстов научного стиля
1
А1
Знать признаки стилей и типов речи, их характерные особенности, способы определения и уметь определять их.
Стили и типы речи
Технологии критического мышления.
Стилистический и типологический анализ текста.
84-85
Р.р. Официально-деловой стиль речи. Деловые документы (автобиография, заявление)
2
А1
Знать признаки стилей и типов речи, их характерные особенности, способы определения и уметь определять их.
Стили и типы речи
Технологии критического мышления.
Стилистический и типологический анализ текста.
86
Разговорный стиль речи.
1
А1
Знать признаки стилей и типов речи, их характерные особенности, способы определения Уметь использовать в письменной и устной речи предложения с прямой речью и диалог
Тексты различных стилей
Технологии критического мышления.
Стилистический и типологический анализ текста.
87-88
Р.р.Отзыв о прочитанной книге
2
А1
Знать особенности аннотации, рецензии , отзыва, уметь отбирать материал к сочинению( отзыв о прочитанной книге)
Тема, основная мысль текста, выразительные средства языка.
Творческий практикум
Сочинение
89-90
Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь.
Цитаты. Способы цитирования. Интонация при цитировании.
2
А2-А3
Знать основные способы передачи чужой речи , владеть интонацией, используя предложения с прямой и косвенной речью. Уметь грамотно ставить знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью.
Знать способы цитирования, уметь использовать цитаты в собственной речи, грамотно выделять цитаты на письме.
Тексты различных стилей
Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания при цитировании.
Информацион. технологии
Технологии критического мышления.
Определить способ передачи чужой ре
Подобрать цитаты к сочинениям на разные темы.чи.
91-92
Итоговая контрольная работа № 7.
Р.р Сжатое изложение и задания
уровня А,В
1+1
Тест по типу ГИА
Уметь производить стилистический и типологический анализ текста.
Сжатое изложение и задания
уровня А,В
Личностно-ориентиров
Сжатое изложение художественного текста с элементами рассуждения
Повторение изученного в 5-9 классах
93-94
95-96
97-98
99-100
Фонетика и орфография
Морфемика и словообразование
Морфология и орфография
Синтаксис и пунктуация.
Тестовые задания по типу ОГЭ
2
2
2
2
В1-В10
Уметь распознавать изученные части речи на основе общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли, использовать их в речи, соблюдая грамматические нормы,
Основные разделы русского языка
Информацион. технологии
Технологии критического мышления.
Практикум, тестовые задания по темам, словарные диктанты
Тестовые задания по типу ГИА
101-102
Резервные уроки
2
IV. Содержание тем учебного курса.
-
Разделы программы
Количество часов
В том числе развитие речи
Контрольные работы
Международное значение русского языка
2
1
Повторение изученного в 8 классе
13
5
1
Сложное предложение
2
-
-
Сложносочиненное предложение
10
2
2
Сложноподчиненное предложение
37
8
5
Бессоюзное сложное предложение
10
2
1
Сложные предложения с разными видами связи
8
2
-
Систематизация и обобщение изученного в 9 классе
10
4
2
Повторение изученного в 5-9 классах
8
-
-
Резервные уроки
2
-
-
Всего часов
102
24(12+12)
11(6+5)
V. Требования к уровню подготовки обучающихся.
1. Учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
2. К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
-
производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;
-
составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;
-
-определять стиль и тип текста;
-
соблюдать все основные нормы литературного языка.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов. Правильно писать изученные в 5-9 классах слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи (или фрагмента большой статьи). Писать сочинения публицистического характера. Писать заявление, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.
Подготовка к ОГЭ организуется на каждом уроке через систему заданий для контроля знаний, при объяснении нового материала учителем, через поиск информации учащимися изучении нового материала и закреплении изученных сведений. Методом опережающего обучения учащимся предлагается комплексная работа с текстом по типу ОГЭ, ЕГЭ.
Организация подготовки учащихся к итоговой аттестации Подготовка учащихся к ОГЭ на уроке будет носить системный характер, продолжать работу, начатую в предыдущих классах, и проводиться в двух направлениях: 1) совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; 2) совершенствование навыков связной устной и письменной речи. При составлении программы учитывались итоги экзаменов последних лет: на особо сложные темы отведено большее количество часов, они вынесены на уроки-зачёты. Материал по повторению и подготовке к экзамену достаточно равномерно распределён по урокам в течение года и привязан к тем темам, которые повторяются по программе 5-8 классов.
Для решения первой задачи предполагается использование системы тренировочных упражнений:
-
упражнения репродуктивного характера (сделай по образцу, по алгоритму);
-
дифференцированные задания по вариантам включают аналитические задания на грамматические разборы;
-
комплексные упражнения (орфографические и пунктуационные);
-
тестовые работы по типу ОГЭ
Завершает этап тренировочных упражнений самостоятельная работа: проверочный диктант с последующей самопроверкой, либо упражнение на комплексный орфографический и пунктуационный анализ, либо контрольный тест по типу ОГЭ. В тесты обучающего и контрольного характера включены задания по лексике, практической стилистике, орфографии и пунктуации («ошибкоопасные» темы по итогам экзаменов предыдущих лет).
Предполагается организация домашней работы учащихся. В систему контроля включены уроки-зачёты (с предварительным объявлением системы теоретических вопросов и практических заданий, подобных тем, что будут на зачёте).
Речевая подготовка учащихся (второе направление работы) предполагается через систему упражнений: -обучение устному монологическому высказыванию на лингвистическую и свободную тему; -обучение диалогической речи; -обучение написанию сочинений-рассуждений; -речеведческий анализ текста.
Использование двух учебных пособий обеспечит полноту излагаемых сведений, позволит организовать на уроках глубокое и всестороннее повторение лингвистического материала; вариативность и дифференцированность заданий к упражнениям позволит отработать разнообразные умения и навыки с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика, что имеет важное значение при подготовке к экзамену.
VI. Перечень учебно - методического обеспечения для учителя:
-
Готовимся к устному и письменному экзаменам по русскому языку: 9-11 кл./ Т.М.Пахнова. -М.: Просвещение, 2012
-
ДейкинаА.Д., Пахнова Т.М.Универсальные дидактические материалы по русскому языку 8-9 классы. - М.: АРКТИ, 2013
-
Диктанты и изложения для учащихся 8-9 классов.Авт-сост. Л. Н. Ситникова. Волгоград «Учитель» 2010г.
-
Воителева Т.М. Русский язык 8-9 класс. Дидактические материалы. М., 2013-14гг
-
Шипицына Г.М. Русский язык 8-11 классы. Дидактические материалы. М., 2012
-
Капинос В.И. Русский язык 8-9 классы. Тесты. М., 2012
-
Петровская С.С. Диктанты по русскому языку 9 класс. М., 2013
-
Райский С.И. Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях. М., 2013
Перечень учебно-методического обеспечения для учащихся:
-
Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская. Учебник русского языка 9 класс, М. Просвещение, 2014
-
Граник Г.Г.Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии -М.: Просвещение. 2011-13
-
Г. А. Богданова. Рабочая тетрадь по русскому языку в 3-х частях, М. Генжер, 2011
Дидактический материал:
-
Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. Кн. для учителя: из опыта работы. - М.: Просвещение, 2011
-
Сборник диктантов по русскому языку для 8-9 классов. Автор-составитель-Е. С. Барова. Изд. «Баласс», М., 2012
-
Русский язык. Тестовые задания к основным учебникам. 9 класс под редакцией М. А. Бабуриной, Т. В. Губернской. М., «Эксмо». 2013
-
Контрольные и проверочные работы по русскому языку. Л. М. Кулаева. М., «Экзамен». 2013
-
Русский язык. Тесты для текущего и обобщающего контроля. Авт-сост. Н. Ф. Ромашина. Волгоград «Учитель». 2011г.
-
Иванова В.А., Потиха З.А.. Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. -М.: Просвещение. 2013
-
Голуб И.Б. Секреты хорошей речи. -М.: Международные отношения, 2013
-
Граник Г.Г.Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии -М.: Просвещение. 2010 240с.;
-
Крысий Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М.: Просвещение, 2012
ТСО, мультимедиа:
-
Электронные учебники по русскому языку.
-
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьн абитуриентов.
-
Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
-
Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
-
Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
-
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 8-9 класс.
-
Полный мультимедийный курс по русскому языку для 8-9 классов, 17 интерак уроков. Кирилл и Мефодий.
-
Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников. Возраст: 5-11 классы.
-
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 9 класс. Посвящен вопросам синтаксиса и пунктуации сложного предложения, вызывающим наибольшие трудности у учащихся. Кирилл и Мефодий
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
-
Htpp//gramota.ru Справочно-информационный Интернет-портал :Русский язык»
-
OrenEdu - сайт ГУ РЦРО
-
Htpp//edu.1september.ru
-
scool.edu.ru
-
Htpp//rus.edu.1september.ru Газета «Русский язык».
-
ege.go-test.ru/ege/rus/
-
inion.ru/index6.php База данных по языкознанию.
-
inion.ru/index6.php ИНИОН РАН
-
school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 Интерактивные таблицы.
-
Список литературы, используемой при составлении программы:
Новые государственные стандарты школьного образования. АСТ «Астрель», М., 2009.
Примерная программа основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения. М.: «Просвещение» 2009.
Программа по русскому языку под редакцией Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, М.: Просвещение, 2014г.
Русский язык: Учеб. для общеобразовательных учреждений, 9 класс-М.: Просвещение.2014г.
Богданова Г.А.. Уроки русского языка в 9 классе. - М.: Просвещение.2011г.
Русский язык 9 класс, поурочные планы по учебнику Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской-Волгоград:2013г.
Газова Е.Ю. и др. Материалы к урокам русского языка. - Волгоград: Учитель, 2013
Голуб И,Б.. Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М.: Айрис пресс. 2008-2012
Малюшкин А.Б. Иконицкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся русскому языку. 9 класс - М.: творческий центр « Сфера». 2012.
Приложение
Работа по развитию речи обучающихся для обучения написанию допускного сочинения
Обоснование проблемы
Мониторинг состояния работы по подготовке обучающихся общеобразовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа к допускному сочинению, проведённый в апреле-мае 2014 года, показал, что сочинение как вид ученической работы сохраняется, но оно изменилось: статус выпускного и, следовательно, объёмного, логически завершающего литературное образование труда обучающегося, утрачен. Во многих общеобразовательных учреждениях проводятся специальные занятия (факультативы, элективные курсы) по обучению написанию сочинения.
Выявленные в ходе названного мониторинга типичные проблемы в обучении написанию сочинения и обобщение их для всех общеобразовательных организаций определило диапазон проблем, сформулированных муниципальными образованиями по каждой параллели классов по русскому языку и литературе.
В 9-х классах такими проблемами стали
- затруднения в выделении микротем, в использовании в речи лингвистических и литературоведческих понятий; проблема в написании сочинений на лингвистическую тему: ученики не могут передать своё понимание высказывания о языке, лингвистическом понятии или явлении;
- неумение выделять главное в тексте, применять разные способы сжатия; выделять тезис из высказывания; пробелы в знаниях по лингвистике;
- непонимание текста художественного произведения 18-19 веков ведёт к примитивности изложения собственных мыслей в сочинении, к «осовремениванию» языка, к бытописательству;
- затруднения в написании эссе, в абзацном членении текста.
Исходя из этого в рабочей программе по русскому языку в 9 классе предусмотрено проведение 27 уроков развития речи, что обеспечит систематическую работу по развитию связной устной и письменной речи обучающихся, по оптимизации деятельности при обучении написанию сочинения на литературную и общегуманитарную тему, при проведении последующих мониторинговых исследований в 2014/2015 учебном году.
Виды деятельности и тематика этих уроков представлены в таблице.
№ урока
Тема урока
Количество часов
Дата проведения
Примечание
2
Свободный диктант
1
3
Речь. Устная и письменная речь. Монолог и диалог
1
4
Стили речи
1
12-13
Сжатое изложение с элементами сочинения
2
26-27
Контрольное сочинение на лингвистическую тему
2
33-34
Сжатое изложение
2
37
Сжатое изложение с элементами сочинения( нравст тема)
1
44
Лингвистическое изложение с элементами сочинения- рассуждения
1
61-62
Сочинение на нравственную тему. Анализ творческих работ
2
63-64
Сжатое изложение и задания уровня А, В
2
72-73
Сочинение по картине. Анализ работ
2
79-80
Подробное изложение текста
2
83
Научный стиль. Анализ текстов научного стиля
1
84-85
Официально- деловой стиль. Деловые документы
2
87-88
Отзыв о прочитанной книге
2
Всего часов
24
26