- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект по русскому языку на тему Приставка (5 класс)
Конспект по русскому языку на тему Приставка (5 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чыртакпан А.В. |
Дата | 03.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Приставка
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Прогнозируемый результат: учащиеся должны: знать основные морфемы, в том числе приставку; уметь выделять их в слове.
Методические приёмы: наблюдения, беседа по вопросам, объяснения учителя, выполнение упражнений, морфемный разбор.
Цели:
-
уточнить понятие о приставке как значимой части слова;
-
показать роль приставок в образовании слов;
-
учить выделять приставки, определять их значения.
Задачи:
-
образовательные: знать основные морфемы, в том числе приставку,
уметь выделять их в слове;
-
развивающие: продолжать формировать навыки работы в группе;
-
воспитательные: воспитывать чувство ответственности и коллективизма, чувство любви к родному языку.
Оборудование: учебники, тетради, компьютер, мультимедиа, раздаточный материал, рабочая карта ученика.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
-
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Прозвенел звонок веселый,
Он позвал нас на урок,
Все задания сегодня,
Выполнить должны мы в срок.
Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним. Размешают учебные материалы на учебном месте, демонстрируют готовность к уроку.
Формирование эмоционального настроя на урок(Л)
Взаимодействие с учителем.(К)
Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения материала. (Р)
-
Актуализация и пробное учебное действие
Задание 1. На доске написаны слова: с -, вы -, пере - (что это пред вами?): давать, звенеть, бежать, лететь, кричать, говорить.
(Учащимся предлагается дать самим себе задание к написанному на доске).
Ответ учащихся: Образовать с помощью приставок глаголы. Изменилось ли значение слова?
Дайте определение к слову приставка.
Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем.
-Как звучит наша тема урока?
- Цели урока? (Что такое приставка; для чего она служит; какие значения есть у приставки?)
Учащиеся отвечают на вопросы.
Формулировка проблемных заданий
Определение темы и цели урока:
Познавательные:
устанавливают причинно следственные связи, осуществляют для решения учебной задачи операции сравнения, анализа, синтеза
Коммуникативные:
Формулируют собственные мысли, высказывают и доказывают свою точку зрения
-
Выявление места и причины затруднения.
-
Усвоение новых знаний.
Задание 2. Занимательная лингвистика.
Выпишите слова:
а) с приставкой подо - ;
б) с приставкой под -;
в) с приставкой по -;
г) без приставки.
Слова: подозревать, подосиновик, подоходный, подовый, подобреть, подобрать, подолбить, пододвинуть, подоконник, подошва, подолгу, подождать, подорожник.
( а) подозревать, подобрать, пододвинуть, подошва, подождать; б)подосиновик, подоконник; в) подоходный, подобреть, подолгу, подолбить, подорожник; г) подовый).
Вывод. Значит, как мы находим приставку в слове? - смотрим на значение слова.
Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов.
Личностные:
Осознают свои
возможности в учении
Познавательные:
устанавливают причинно-следственные связи,
делают выводы, выбирают необходимую информацию.
Регулятивные:
Планируют совместно
с учителем
и одноклассниками необходимые действия
Коммуникативные:
Строят небольшие монологические
высказывания
-
Первичное закрепление материала с комментированием.
Задание 3. Вставьте подходящие по смыслу приставки:
…ступила осень. В воздухе …холодало. Вода в водоемах …темнела. С кустов и деревьев …летает листва. …летные птицы …бираются …летать в теплые края.
Объясните значение каждой приставки.
Работа в паре. Каждый ученик делает в своей тетради, а потом сверяют написанное. Знакомятся с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей.
Личностные:
Желают
приобретать новые знания, совершенствуют
имеющиеся
Познавательные:
Систематизируют
собственные знания
-
Самостоятельная работа с самопроверкой
Задание 4. Дифференцированная работа «Вставь приставку»:
…лить
…лить
…лить
…лить
Подсказка ПРИСТАВКИ (На-, пере-, по-, вы-)
Задание 5. «Выдели приставку»:
налить
перелить
полить
вылить
Подсказка: ПРИСТАВКИ (На-, пере-, по-, вы-)
Задание 6. «Вставь подходящую по смыслу приставку»:
…лить чай в чашку
…лить цветы
…лить воду из ведра
…лить сок из банки в кувшин
Подсказка: ПРИСТАВКИ (На-, пере-, по-, вы-)
Задание с вопросом. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Работа в паре (карточка). Задание каждому ряду.
Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности;
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Устанавливают причинно-следственные связи; делают обобщения, выводы.
-
Включение в систему знаний и повторение
Задание 8. Игра «Составь слово».
Учащиеся должны составить слово, взяв из других слов указанные морфемы. Затем проверяют друг у друга работу и оценивают работу в рабочей карте урока.
Обговорить - приставка
Думать - корень
Читать - суффикс (Обдумать)
Петь - окончание
Работают уже самостоятельно без помощи учителя.
Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности.
Регулятивные: оценивают свою работу и объясняют свои ошибки.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
-
Рефлексия учебной деятельности
- Итак, пришло время подвести итоги. Весь наш урок был посвящён ответу на вопрос - что такое приставка.
- Выяснить, как вы это поняли, мне поможет игра - тест «Да - нет »
Приставка - это часть слова?
Приставка стоит после корня?
Приставка образует новые слова?
Приставка стоит перед корнем?
Приставка самая главная часть слова?
- Молодцы, вы хорошо поработали на уроке.
Оценивание.
Делают для себя выводы.
Открывают дневники и записывают домашнее задание.
Регулятивные: оценивают свою работу.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.
-
Домашнее задание
Составить игру «составь слово». 2 штуки.
Упражнение 416.
Записывают в дневник