Конспект по русскому языку на тему Приставка (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Приставка

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Прогнозируемый результат: учащиеся должны: знать основные морфемы, в том числе приставку; уметь выделять их в слове.

Методические приёмы: наблюдения, беседа по вопросам, объяснения учителя, выполнение упражнений, морфемный разбор.

Цели:

  • уточнить понятие о приставке как значимой части слова;

  • показать роль приставок в образовании слов;

  • учить выделять приставки, определять их значения.

Задачи:

  • образовательные: знать основные морфемы, в том числе приставку,

уметь выделять их в слове;

  • развивающие: продолжать формировать навыки работы в группе;

  • воспитательные: воспитывать чувство ответственности и коллективизма, чувство любви к родному языку.

Оборудование: учебники, тетради, компьютер, мультимедиа, раздаточный материал, рабочая карта ученика.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Прозвенел звонок веселый,
Он позвал нас на урок,
Все задания сегодня,
Выполнить должны мы в срок.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним. Размешают учебные материалы на учебном месте, демонстрируют готовность к уроку.

Формирование эмоционального настроя на урок(Л)

Взаимодействие с учителем.(К)

Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения материала. (Р)


  1. Актуализация и пробное учебное действие

Задание 1. На доске написаны слова: с -, вы -, пере - (что это пред вами?): давать, звенеть, бежать, лететь, кричать, говорить.

(Учащимся предлагается дать самим себе задание к написанному на доске).

Ответ учащихся: Образовать с помощью приставок глаголы. Изменилось ли значение слова?

Дайте определение к слову приставка.

Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем.

-Как звучит наша тема урока?

- Цели урока? (Что такое приставка; для чего она служит; какие значения есть у приставки?)

Учащиеся отвечают на вопросы.

Формулировка проблемных заданий

Определение темы и цели урока:



Познавательные:

устанавливают причинно следственные связи, осуществляют для решения учебной задачи операции сравнения, анализа, синтеза

Коммуникативные:

Формулируют собственные мысли, высказывают и доказывают свою точку зрения

  1. Выявление места и причины затруднения.

  2. Усвоение новых знаний.

Задание 2. Занимательная лингвистика.

Выпишите слова:

а) с приставкой подо - ;

б) с приставкой под -;

в) с приставкой по -;

г) без приставки.

Слова: подозревать, подосиновик, подоходный, подовый, подобреть, подобрать, подолбить, пододвинуть, подоконник, подошва, подолгу, подождать, подорожник.

( а) подозревать, подобрать, пододвинуть, подошва, подождать; б)подосиновик, подоконник; в) подоходный, подобреть, подолгу, подолбить, подорожник; г) подовый).

Вывод. Значит, как мы находим приставку в слове? - смотрим на значение слова.

Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов.

Личностные:

Осознают свои

возможности в учении

Познавательные:

устанавливают причинно-следственные связи,

делают выводы, выбирают необходимую информацию.

Регулятивные:

Планируют совместно

с учителем

и одноклассниками необходимые действия

Коммуникативные:

Строят небольшие монологические

высказывания

  1. Первичное закрепление материала с комментированием.

Задание 3. Вставьте подходящие по смыслу приставки:

…ступила осень. В воздухе …холодало. Вода в водоемах …темнела. С кустов и деревьев …летает листва. …летные птицы …бираются …летать в теплые края.

Объясните значение каждой приставки.

Работа в паре. Каждый ученик делает в своей тетради, а потом сверяют написанное. Знакомятся с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей.

Личностные:

Желают

приобретать новые знания, совершенствуют

имеющиеся

Познавательные:

Систематизируют

собственные знания

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой

Задание 4. Дифференцированная работа «Вставь приставку»:
…лить
…лить
…лить
…лить

Подсказка ПРИСТАВКИ (На-, пере-, по-, вы-)

Задание 5. «Выдели приставку»:
налить
перелить
полить
вылить

Подсказка: ПРИСТАВКИ (На-, пере-, по-, вы-)

Задание 6. «Вставь подходящую по смыслу приставку»:
…лить чай в чашку
…лить цветы
…лить воду из ведра
…лить сок из банки в кувшин

Подсказка: ПРИСТАВКИ (На-, пере-, по-, вы-)

Задание с вопросом. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Работа в паре (карточка). Задание каждому ряду.

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности;

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Устанавливают причинно-следственные связи; делают обобщения, выводы.

  1. Включение в систему знаний и повторение

Задание 8. Игра «Составь слово».

Учащиеся должны составить слово, взяв из других слов указанные морфемы. Затем проверяют друг у друга работу и оценивают работу в рабочей карте урока.

Обговорить - приставка

Думать - корень

Читать - суффикс (Обдумать)

Петь - окончание

Работают уже самостоятельно без помощи учителя.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности.

Регулятивные: оценивают свою работу и объясняют свои ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  1. Рефлексия учебной деятельности

- Итак, пришло время подвести итоги. Весь наш урок был посвящён ответу на вопрос - что такое приставка.

- Выяснить, как вы это поняли, мне поможет игра - тест «Да - нет »

Приставка - это часть слова?

Приставка стоит после корня?

Приставка образует новые слова?

Приставка стоит перед корнем?

Приставка самая главная часть слова?

- Молодцы, вы хорошо поработали на уроке.

Оценивание.

Делают для себя выводы.

Открывают дневники и записывают домашнее задание.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

  1. Домашнее задание

Составить игру «составь слово». 2 штуки.

Упражнение 416.

Записывают в дневник



© 2010-2022