Рабочая программа по литературе в 11 классе

                 Пояснительная записка к рабочей программе по  литературе для 11 класса.   Рабочая программа по  литературе  для 11  класса составлена  на основании следующих нормативно – правовых документов: • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" • Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, письмо МО и Н РТ об  учебных планах Республики Татарстан (Приказ Министерства   ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ « Старочелнинская средняя общеобразовательная школа»

Алькеевского муниципального района РТ

«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель ШМО Заместитель директора

______ Вафина А.М. по УВР Директор МБОУ

МБОУ «Старочелнинская СОШ» «Старочелнинская СОШ»

« 22 »декабря 2014 г. _________ Галлямова Г.Н. _____/Хазипов Ф.Х./

«25» декабря 2014г.

Приказ № 240 п. от

« 25 » декабря 2014 г.

Рабочая программа

по литературе для 11 класса

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Старочелнинская средняя общеобразовательная школа»

учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории

Хайдаровой Гольгены Вахитовны



Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 5 от

« 25 » декабря 2014 г.

2014-2015 уч. год

Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для 11 класса.

Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основании следующих нормативно - правовых документов:

• Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

• Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, письмо МО и Н РТ об учебных планах Республики Татарстан (Приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан от 09.07.2014 №1637);

• Закон Республики Татарстан от 22 июля 2013 г № 68 - 3РТ «Об образовании»

•Приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан от 09.07.2012 г. № 4154 / 12 об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан ,реализующих программы среднего (полного) общего образования.

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

• Учебный план МБОУ «Старочелнинская СОШ» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан на 2014-2015 учебный год, утверждённый решением педагогического совета от 11.08.2014 г. Протокол № 1.

• Примерная программа для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы «Русская литература» под редакцией доктора педагогических наук М.Г.Ахметзянова. - К.: «Магариф», 2009.

• Методические рекомендации об особенностях преподавания учебных предметов «Русский язык» , «Литература» в 2014 - 2015 учебном году.

• Русская литература . 11 класс. Учебник - хрестоматия для 5 класса татарской средней общеобразовательной школы в двух частях. Авторы - составители : М.Г.Ахметзянов, Т.В.Воронцова . - К. :«Магариф», 2006 год.

• Приложение к письму Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 4 сентября 2008 г. № 03 - 1905 Методические рекомендации по расширению изучения творческого наследия А.И. Солженицына «Роман «Архипелаг Гулаг» (фрагменты)» в общеобразовательных учреждениях. (для 10-11 классов)

Из школьного компонента выделен 1 час в силу специфики структуры курса литературы в школе с родным (нерусским) языком обучения.

На изучение курса отводится 103 часа, из расчёта 3 часа в неделю + 34 часа из школьного компонента , т.е. 1час в неделю. Итого 136 часов. Из них на развитие речи-13 часов. Темы уроков из компонента в календарно-тематическом планирование выделены жирным шрифтом.

Цели обучения:

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

-воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуре;

-развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

-освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко- литературных сведений и теоретико- литературных понятий; формирование общего представления об историко- литературном процессе;

-совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко- литературной обусловленности с использованием теоретико- литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.

Изучение литературы в школах с родным ( нерусским) языком обучения реализует общие цели и способствует решению специфических задач:

- обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении родной и русской литературы;

-формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять их сходство и национально- обусловленное своеобразие художественных решений;

-соверщенствование речевой деятельности учащихся на русском языке, умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами.

Содержание учебного курса.

Содержание программы

Кол-во часов

Из них на развитие речи

Из них на внекл. чтение

Компонент

Введение. .Лит. начала XX века

1

Проза

24

2

4

6

«Серебряный век» русской поэзии

13

2

1

4

Русская литература в 20-х годов

43

3

5

10

Русская литература в 30-х годов

11

1

2

Лирика периода ВОВ

2

1

Русская литература Второй половины XX века. ВОВ в прозе 50-80-х годов

9

1

1

2

Тема деревни в русской литературе 50-80-х годов

9

1

3

Лирика 60-80-х годов

8

2

2

Драматургия 70-80-х годов

1

1

1

Лагерная тема в литературе в 60-80-х годов

7

2

3

Городская проза в литературе 70-80-х годов

1

Русская литература 90-х годов Литература. народов России

1

2

Из зарубежной литературы

4

Всего

136

13

13

34

Программа 11 класса включает в себя русскую литературу XX века. В ней широко представлена как проза, так и поэзия первой трети XX века, а также 50-90-х годов. Особый раздел составля­ют произведения о Великой Отечественной войне, «деревенская», «городская» и «лагерная» проза. Для монографического изучения рекомендуется творчество И. А. Бунина, А. И. Куприна, М. Горько­го, М. А. Булгакова, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, А. А. Бло­ка, О. Э. Мандельштама, Б. Л. Пастернака, А. Т. Твардовского, А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой. Обзорно изучается роман А. А. Фадеева «Разгром».

В программе 11 класса широко представлено творчест­во А. П. Платонова, А. И. Солженицына, В. П. Астафьева, В. Г. Распутина, В. М. Шукшина, А. В. Вампилова.

Особое внимание уделено лирике 60-80-х годов и авторской песне. Русская литература 90-х годов представлена только ли­рикой И. А. Бродского. Русская литература начала нового века не включена в программу.

Раздел зарубежной литературы включает произведения Хемингуэя и Ремарка о войне и сказку «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери.

Оканчивая курс средней школы, учащиеся должны овладеть следующими знаниями:

а) историко-литературными:

  • о наиболее существенных особенностях литературных направлений: классицизма, романтизма, реализма, символизма, акмеизма, футуризма;

  • о жизни и творчестве писателей;

б) теоретико-литературными:

  • о конкретно-историческом и общечеловеческом значении литературы;




  • о родах и жанрах литературы;

  • о целостности литературного произведения и его компо­нентах.

Учащиеся должны знать содержание изученных произведе­ний, их оценку критикой и уметь определять свое отношение к авторской позиции:

  • характеризовать главных героев произведения;

  • читать выразительно наизусть и уметь составлять план, тезисы, конспекты критических статей;

  • писать сочинения различных жанров по изученным про­изведениям.

ВВЕДЕНИЕ

Писатель и эпоха, читатель и эпоха. Роль литературного образования в системе эстетических ценностей современного человека.

Русская литература начала XX века

Дальнейшее развитие традиций русской литературы XIX века. Новаторство литературы начала XX века. Острота по­становки важнейших вопросов о роли литературы и искусства.

Проза начала XX века

Иван Алексеевич Бунин. Очерк жизни и творчества. Судьба писателя. Проза. «Господин из Сан-Франциско». Предчувствие катастрофических потрясений в канун Первой мировой войны. Социальные контрасты и бездуховность накопительства.

Для обсуждения:

«Ворон». Тема первой любви. Изображение быта и нравов семьи губернского чиновника. Образ Елены Николаевны. Тра­гическая судьба двух влюбленных.

Для самостоятельного чтения:

И. А. Бунин. «Легкое дыхание»', «Темные аллеи», «Митина любовь» (по выбору).

Александр Иванович Куприн. Очерк жизни и творчества. Судьба писателя. «Олеся» (в сокращении). Поэтическое изоб­ражение природы; богатство духовного мира героини; траги­ческая судьба Олеси.

Для обсуждения:

«Гранатовый браслет» (в сокращении). Смысл споров о сильной и бескорыстной любви, трагическая история любви Желткова; тема социального неравенства в повести.

Для самостоятельного чтения:

А. И. Куприн. «Листригоны», «Гамбринус», «Поединок» (по выбору).

Леонид Николаевич Андреев. Очерк жизни и творчества писателя.

Для обсуждения:

Рассказы «Предстояла кража», «Ангелочек».

Максимальная обобщенность в изображении человеческих судеб. Экспрессивные средства выразительности. Гуманистический пафос произведений.

Для самостоятельного чтения:

Л. Н. Андреев. «Друг», «Большой шлем» (по выбору).

Максим Горький. Краткий очерк жизни и творчества. Лич­ность писателя.

«Старуха Изергиль» (в сокращении). Ранние романтические рассказы писателя. Композиция рассказа. Легенда о Ларре. Легенда о Данко. Воспевание подвига во имя счастья людей. Символико-аллегорический смысл образа. Образ старухи Изер­гиль. Эмоциональность и красочность языка.

«На дне» (в сокращении) как социально-философская дра­ма. Трагизм судеб людей «дна». Спор о назначении человека. Композиция пьесы. Авторская позиция в драме. Новаторство Горького-драматурга.

Для самостоятельного чтения:

М. Горький. «Фома Гордеев», «Дело Артамоновых» (по выбору).

«Серебряный век» русской поэзии

Общая характеристика поэзии «серебряного века»; пробле­ма традиций и новаторства в литературе разных направлений и формы ее разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов.

Валерий Яковлевич Брюсов. Очерк жизни и творчества. «Грядущие гунны», «Творчество», «Юному поэту», «Камен­щик».

В. Я. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Историко-культурная и общественно-гражданская про­блематика произведений. Рационализм, отточенность образов и стиля.

Николай Степанович Гумилев. Очерк жизни и творчества. Судьба поэта. «Жираф», «Заблудившийся трамвай» (отрывок), «Старый Конквистадор», «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Озеро Чад».

Романтический герой лирики Гумилева, яркость, празднич­ность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя.

Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Сти­хотворения «Завет бытия», «Безглагольность», «Звездные знаки». Шумный успех ранних книг поэта. Поэзия как выра­зительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта.

лександр Александрович Блок. Очерк жизни и творчест­ва. Судьба поэта. Лирика. «Вхожу я в темные храмы...», «Фаб­рика», «Незнакомка», «О, весна, без конца и без краю...», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «Россия», «Когда вы стоите на моем пути...», поэма «Двенадцать».

Трагическое восприятие «страшного мира». Глубокое, про­никновенное чувство Родины. Изящество и тонкость выраже­ния любовных переживаний.

«Двенадцать» - поэма о революции. Роль композиции, поэтической символики, лексики, ритмики, интонации в рас­крытии идейного содержания поэмы.

Теория литературы. Развитие понятия о художественном образе: образ-символ.

Для самостоятельного чтения:

А. А. Блок. «Соловьиный сад».

Русская литература 20-х годов

Сергей Александрович Есенин. Очерк жизни и творчества. Трагическая судьба поэта. Лирика. «Гой ты, Русь моя род­ная!..», «Выткался на озере алый свет зари...», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Письмо матери», «Я поки­нул родимый дом...», «Русь советская», «Заметался пожар голубой...», «Видели ли вы» (отрывок из «Сорокоуста»), «Мы теперь уходим понемногу...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...».

Чувство любви к Родине и природе родного края. Искрен­ность, любовь и сострадание «ко всему живому». Народно-пе­сенная основа лирики поэта.

Поэма «Анна Снегина». Автобиографичность поэмы. Ли­ризм сюжета. Судьба человека и Родины в поэме.

С. А. Есенин и татарские поэты.

Владимир Владимирович Маяковский. Очерк жизни и твор­чества. Трагическая судьба поэта. Лирика. «Нате!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Сергею Есенину», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», Письмо Татьяне Яковлевой».

Мотивы трагического одиночества в дореволюционной лири­ке. Взгляд на поэзию как на вдохновенный труд во имя народа. Красота и сила любовного чувства. Традиции и новаторство в поэзии Маяковского. Неоднозначность отношения к наследию поэта в современном мире.

В. Маяковский и татарские поэты.

Александр Александрович Фадеев. Очерк жизни и творче­ства. Трагическая судьба писателя. «Разгром» (главы). Общий обзор романа, чтение и обсуждение отдельных глав. Нравствен­ные проблемы в романе. Тема интеллигенции и революции в романе, ее одностороннее освещение. Тема революции и граж­данской войны в татарской литературе.

Исаак Эммануилович Бабель. Трагическая судьба писателя. «Конармия». Чтение и разбор отдельных рассказов, включен­ных в книгу: «Соль», «Письмо».

Трагедия расколотого гражданской войной народа. Сочета­ние в героях жестокости и милосердия, бесчеловечности и гума­низма. Сквозной сюжет книги. Лиризм и авторская ирония.

Андрей Платонович Платонов. Очерк жизни и творчества. Судьба писателя и его произведений. «Усомнившийся Ма­кар». Размышления героя о смысле жизни. Поиск истины в столкновениях с другими героями рассказа. Макар о советской власти. Особенности повествовательной манеры. Язык расска­за. Ирония, сарказм, гротеск в рассказе. Жанр произведения: рассказ-сказка, рассказ-притча.

Для самостоятельного чтения:

А. П. Платонов. «Впрок», «Сокровенный человек», «Котло­ван» (по выбору).

Евгений Иванович Замятин. Очерк жизни и творчества. Судьба писателя и его произведений. Рассказ «Пещера». Сати­рически-гротескное изображение Петербурга в годы «военного коммунизма». Бедствия и страдания интеллигенции, «пещер­ный» быт людей. Образы Мартина Мартиныча и Маши, «мамонтоподобного» Селихова. Неповторимое своеобразие языка писателя.

Для самостоятельного чтения:

Е. И. Замятин. Роман «Мы».

Михаил Афанасьевич Булгаков. Очерк жизни и творчества. Судьба писателя и его произведений. Роман «Белая гвардия» (в сокращении). События гражданской войны в романе. Семья Турбиных: Алексей, Николка и Елена. Изображение белогвар­дейского движения. Библейские мотивы в романе.

Для самостоятельного чтения:

М. А. Булгаков. «Бег».

Михаил Михайлович Зощенко. Трагическая судьба писа­теля. «Аристократка». Жанр юмористической новеллы. Ис­пользование приема комического сказа. Обличение пошлости, бескультурья, грубости, хамства.

Для самостоятельного чтения:

Илья Ильф и Евгений Петров. «Двенадцать стульев», «Зо­лотой теленок».

Михаил Александрович Шолохов. Биография писателя. Ро­ман-эпопея «Тихий Дон» (в сокращении). «Тихий Дон» - ро­ман-эпопея о всенародной трагедии. Революция и гражданская война в изображении писателя. Семья Мелеховых. Трагедия Григория Мелехова. Женские образы. Проблема гуманизма. Полемика вокруг авторства.

М. Шолохов и татарская литература.

Для самостоятельного чтения:

М. Шолохов. «Донские рассказы».

Русская литература 30-х годов

Анна Андреевна Ахматова. Очерк жизни и творчества. Судьба поэта. Лирика. «Песня последней встречи», «Вечером», «Смятение», «Небывалая осень построила купол высокий...», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Родная земля». Поэма «Реквием».

Тема поэта и поэзии. Тема родины и гражданского муже­ства. Отражение трагедии личности, семьи и народа в поэме «Реквием». Традиции народной поэзии и русской классики в творчестве Ахматовой.

Осип Эмильевич Мандельштам. Очерк жизни и творчества. Судьба поэта. «1Чо{;ге Бате», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...». Точность деталей и глубокий психологический подтекст. Противопоставление трагическому образу «века-волкодава» мотива человеческого достоинства.

Марина Ивановна Цветаева. Очерк жизни и творчества. Судьба поэта. Лирика. «Молитва», «В светлом платьице, дав­но знакомом...», «Быть в аду нам, сестры пылкие...», Стихи о Москве («Москва! Какой огромный...»), Стихи к Блоку («Имя твое - птица в руке...», «У меня в Москве - купола горят...»), «В черном небе - слова начертаны...», «Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе...».

Основные мотивы лирики: сила и нежность любви, достоинство и честь, преданность друзьям, любовь к Родине. Свое­образие поэтического стиля: «высокая простота», лиризм.

Литература периода Великой Отечественной войны

Героико-трагедийные мотивы в литературе военных лет; художественная правда о сражающемся народе, о человеке на войне, о трудной победе. Гуманистический пафос литера­туры, поиск подлинных нравственных ценностей. Лирика: К. М. Симонов. «Родина»; М. В. Исаковский. «Враги сожгли родную хату...»; А. А. Прокофьев. «Яблоня на минном поле»; А. И. Фатьянов. «Где же вы теперь, друзья-однополчане...»; М. Джалиль. «Мои песни» и стихотворения других поэтов по выбору.

Русская литература второй половины XX века

Великая Отечественная война в прозе 50-80-х годов

Константин Дмитриевич Воробьев. Слово о писателе. «Уби­ты под Москвой» (отрывок). Автобиографическая основа повес­ти. Жизненная достоверность в изображении военных событий. Герои повести Алексей Ястребов и капитан Рюмин.

Вячеслав Леонидович Кондратьев. Слово о писателе. «Саш­ка» (в сокращении). «Сашка» - повесть о войне рядового пе­хотинца. Жизненная основа повести. Герои повести Сашка и немецкий солдат; комбат. Авторская позиция в повести.

Александр Трифонович Твардовский. Очерк жизни и твор­чества поэта. Судьба поэта.

Лирика. «Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины...», «Слово о словах». Чувство сопричастности к судьбам родной страны, желание понять истоки побед и потерь.

Поэмы. «За далью - даль» (главы), «По праву памяти» (в сокращении). Философское и трагическое осмысление событий прошлого. Поэма «По праву памяти» как поэма-исповедь, поэ­ма-завещание. Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти.

Борис Леонидович Пастернак. Судьба поэта. Лирика. «Фев­раль. Достать чернил и плакать!..», «Метель», «Баллада», «Годами когда-нибудь в зале концертной...», «Во всем мне хочется дойти...», Стихотворения Юрия Живаго («Гамлет», «Зимняя ночь»).

Тема назначения поэта и поэзии в лирике Пастернака. Фи­лософская насыщенность лирики. Стремление постичь мир, удивление перед чудом бытия.

Николай Алексеевич Заболоцкий. «Ночной сад», «Пор­трет», «О красоте человеческих лиц», «Где-то в поле возле Магадана», «Гроза идет», «Ласточка».

Художественное своеобразие лирики Н. А. Заболоцкого. Мотивы натурфилософской поэзии в лирике поэта. Тема искус­ства, красоты в лирике Н. А. Заболоцкого.

Тема деревни в русской литературе 50-80-х годов

Федор Александрович Абрамов. Биография писателя. Ро­ман «Две зимы и три лета» (главы). Судьба северной русской деревни в годы войны и послевоенные годы. Семья Пряслиных. Михаил и Лиза как представители молодого поколения, возму­жавшего в годы войны.

Виктор Петрович Астафьев. Биография писателя. Повесть «Царь-рыба» (фрагмент). Философский смысл изображения природы. Нравственный облик людей, связанных с ней. Разо­блачение браконьеров. Психологизм в обрисовке персонажей. Жанровое своеобразие повести.

Валентин Григорьевич Распутин. Биография писателя. Повесть «Прощание с Матерой» (в сокращении). Проблема гражданской ответственности. Изображение расчеловечивания человека, преступившего законы народной нравственности. Особая роль женского образа как хранительницы народного морально-этического начала. Приемы внутреннего монолога и авторского повествования о внутреннем состоянии героя.

Василий Макарович Шукшин. Биография писателя. «Ванька Тепляшин». Своеобразие прозы Шукшина. Жизнен­ная достоверность персонажей. Ванька Тепляшин, основной принцип его жизни. Образ матери. Конфликт героя с бездуш­ным вахтером. Авторская позиция в оценке героев.

Лирика 60-80-х годов

Николай Михайлович Рубцов. Биография поэта. Лирика. «Журавли», «Душа хранит», «Посвящение другу», «Во нр«мн грозы».

Евгений Александрович Евтушенко. Биография поэта. Лирика. «Свадьбы», «Со мною вот что происходит...», «Идут белые снеги...».

Андрей Андреевич Вознесенский. Биография поэта. Лири­ка. «Гойя», «Тишины!», «Сага».

Белла Ахатовна Ахмадулина. Биография поэта. Лирика. «Влечет меня старинный слог...», «По улице моей который год...», «Свеча», «Четверть века, Марина, тому...», «Это я...», «Я думаю, как я была глупа...».

Авторская песня

Булат Шалвович Окуджава. Биография поэта. «Полночный троллейбус», «Тьмою здесь все занавешено...», «Дорожная песня».

Владимир Семенович Высоцкий. Биография поэта. «Песня о звездах», «Здесь лапы у елей дрожат на весу...», «Конец «Охоты на волков», или Охота с вертолетов».

Драматургия 70-80-х годовАлександр Валентинович Вампилов. Биография драма­турга. Драма «Утиная охота» ( в сокращении). Общий обзор с чтением и разбором отдельных сцен. Тема провинциального быта в драме, осуждения пошлости, обывательского сознания. Противоречивость характера Зилова. Контраст как основной прием построения характера героя. Споры вокруг драмы и об­раза Зилова. Авторская позиция в оценке героя драмы.













Лагерная тема в русской литературе 60-80-х годов

Александр Исаевич Солженицын. Краткий очерк жизни и творчества. Судьба писателя и его произведений. «Один день Ивана Денисовича» (в сокращении). История создания рассказа. Биографические мотивы в рассказе. Жизненная достоверность в изображении лагеря и персонажей рассказа. Образы Ивана Денисовича и других героев рассказа. Стиль и язык произведения. Авторская позиция в рассказе. «Архипелаг Гулаг» фрагменты

Варлам Тихонович Шаламов. Краткий очерк жизни и творчества. Судьба писателя. «Колымские рассказы»: «Ожерелье княгини Гагариной».

«Сентенция».Автобиографическая основа рассказов. Жизненная досто­верность в изображении сталинских лагерей и мучеников, «не ставших героями».

«Городская» проза в русской литературе 70-80-х годов

Юрий Валентинович Трифонов. Биография писателя. По­весть «Обмен» (отрывок). Ситуация обмена и ее бытовое и соци­ально-психологическое значение в повести. Семья Дмитриевых. Столкновение духовных и материальных ценностей.

Русская литература 90-х годов

Иосиф Александрович Бродский. Биография поэта. Ли­рика. «Пророчество», «И при слове «грядущее» из русского языка...», «Я входил вместо дикого зверя в клетку...».

Зарубежная литература

Эрих Мария Ремарк. Биография писателя. Роль двух ми­ровых войн в судьбе Ремарка; фашизм, творчество в условиях эмиграции. «На Западном фронте без перемен» (общий обзор с чтением и разбором отдельных глав). Тема «потерянного по­коления». Растерянность героя перед лицом жестокой судьбы. Формирование «ремарковского героя».

Г Ибсен. Жизнь и творчество (обзор). Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение). Особенности конфликта. Вопрос о правах женщины в драме

Г. Аполлинер. Жизнь и творчество (обзор).Стихотворение «Мост Мирабо». Непосредственность чувств, характер лирического переживания. Музыкальность стиха. Особенности ритмики и строфики. Экспериментальная направленность

А.Рембо. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Пьяный корабль». Тема стихийности жизни, полной раскрепощенности и своеволия.

Эрнест Миллер Хемингуэй. Биография писателя. Роль пи­сателя в литературе XX века.

Повесть «Старик и море» как итог долгих нравственных исканий писателя. Образ Сантьяго. Единение человека и при­роды. Сила духа героя повести.



Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса.

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ:

- образную природу словесного искусства;

-содержание изученных литературных произведений;

-основные факты жизни и творчества писателей -классиков 19-века;

-основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- основные теоретико- литературные понятия;

УМЕТЬ:

-воспроизводить содержание литературного произведения;

-анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

-соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-исторические и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

-определять род и жанр произведения;

-сопоставлять литературные произведения;

-выявлять авторскую позицию;

-выразительно читать изученные произведения( или их фрагменты) , соблюдая нормы литературного произношения;

-аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному произведению;

-писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

В образовательных учреждениях с родным(нерусским) языком обучения, наряду с вышеуказанным , ученик должен

УМЕТЬ

-соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, находить сходные черты и национально обусловленную художественную специфику их воплощения;

-самостоятельно переводить на родной язык фрагменты русского художественного текста, используя адекватные изобразительно-выразительные средства родного языка;

-создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку ,используя изобразительно-выразительные средства русского языка;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-создания связного текста( устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;

-участия в диалоге или дискуссии;

-самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

-определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.


Учебно методическая литература


1.Программа «Русская литература 5-11» под редакцией М.Г.Ахметзянова, Казань, изд. «Магариф», 2009 г.

  1. Учебник «Русская литература 11 в 2-х частях». М.Г.Ахметзянов, Т.В.Воронцова, Ж.Ф.Хакимова, Т.О.Скиргайло. Казань, «Магариф», 2006.

  2. Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. 2004 г.

  3. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по зарубежной литературе. Москва, «ВАКО», 2004.

  4. Доклады по литературе. Учебно-методическое пособие. Москва, «Экзамен», 2005.

  5. В.Пименова. Сочинение как творческий вид работы. Москва, «Чистые пруды», 2007.

  6. Литература в схемах и таблицах. С.Петербург, «Тригон», 2008.

Интернет ресурсы

1. Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»lit.1september.ru

2. Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного порталаlitera.edu.ru

  1. BiblioГид - книги и дети: проект Российской государственной детской библиотекиbibliogid.ru

  2. Kidsbook: библиотека детской литературыkidsbook.narod.ru

Виртуальный музей литературных героевlikt590.ru/project/museum/











Критерии оценивания обучающихся

  1. Оценка устных ответов обучающихся.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

- знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

- умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

- понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

- знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

- умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

- уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.

Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.


  1. Оценка за сочинение

Сочинение - основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания. сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Ставится за сочинение:

Глубоко и аргументированно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для раскрытия, умения целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию; допускается незначительная неточность в содержании, 1-2 речевых недочета.

Допускается:

1 орфографи-ческая, или

1 пунктуа-ционная ошибка, или

1 граммати-ческая ошибка.

«4»

Достаточно полно и убедительно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и др. источников по теме сочинения и умения пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения. Логическое и последовательное изложение содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются 2-3 неточных в содержании, незначительных отклонения от темы, а также не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается:

3 орфографи-ческие,

3 пунктуа-ционные,

3 граммати-ческие ошибки.

«3»

В котором: в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но однотипный или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владения основами письменной речи; в работе имеется не более 4-х недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается:

5 орфографи-ческих,

5 пунктуа-ционных

и 5 граммати-ческих ошибок

«2»

Которое не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Допускается:

7-8 орфогра-фических

8 пунктуа-цион ных и

8 грамма-тических ошибок

«1»

Совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумение излагать свои мысли; содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметок «2».

Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

3. Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 - 100 %;

«4» - 76 - 89 %;

«3» - 50 - 75 %;

«2» - менее 50 %.











Календарно-тематическое планирование по литературе в 11 классе



Тема урока

Тип урока.

Виды учебной деятельности

Планируемый результат.

Дата


Примечание


Должен уметь

Должен знать

П.

Ф.


I полугодие



1.


Введение. Писатель и эпоха, читатель и эпоха.

Показать взаимосвязь литературы и общественной мысли конца 19начала 20века. С историческими процессами в стране и мире.

Лекция, практикум.

Лекция

Чтение и анализ высказываний

Соотносить процесс развития русской литературы с мировой культурой

Основные темы и проблемы русской литературы 20 века

02.09

Проза начала 20-го века. (24ч.)



2.


Проза начала 20 века.

И.А.Бунин. Очерк жизни и творчества.

Обзор жизненного и творческого пути Бунина.

Лекция.

Беседа

Составить хронологическую таблицу

Уметь соотносить текст и подтекст.

Знать как раскрываются традиционные темы русской литературы в творчестве писателя.

04.09


3


И.А.Бунин. «Господин из Сан-Франциско».

Философское содержание рассказа.

Практикум.

Беседа, пересказ

Ответы на вопросы, проблемные задания.

Уметь формулировать собственные ценностные ориентиры

Знать план характеристики героя, определить роль худо-жественной детали.


06.09


4


Социальные контрасты и бездуховность накопительства в рассказе «Господин из Сан-Франциско»

Практикум.

Беседа

Конспект

Уметь формулировать собственные ценностные ориентиры

План характеристики героя, определить роль худ. деталей

08.09

5.

И.А.Бунин «Чистый понедельник»

Комбинированный

Беседа

Ответы на вопросы

Формировать собственные мысли

Устная характеристи-ка персонажам

09.09

6.


И.А.Бунин.«Ворон». Тема первой любви.

Изображении психологического состояния человека

Практикум.

Беседа

Составление сообщений

Анализ эпизода, объяснять связь с проблематикой

Опр. стилист. окрашенность

11.09


7.

И.А.Бунин. «Поздней ночью» Поэтичность произведения.

Комбинированный

Беседа

Ответы на вопросы

Уметь анализировать произведение.

Знать своеобразие художественной манеры Бунина.

13.09



8.

Внеклассное чтение. И.А.Бунин. Рассказы. «Лёгкое дыхание», «Тёмные аллеи».

Своеобразие рассказов, новизна в изображении психологического состояния человека

Внеклассное чтение.

Чтение и анализ

Пересказ,

ответы на вопросы

Анализ эпизода, объяснять связь с проблематикой

План характеристи-ки героя, определить роль худо- жественных деталей

15.09

9.

Жанры и стилевые особенности реалистической прозы.

Комбинированный.

Лекция.

Конспект

Определять роль художественной детали

Своеобразие худ. манеры писателя в рас- крытии темы

16.09

10.


А.И.Куприн. Очерк жизни и творчества. «Олеся».

Обзор творческого пути писателя.

Лекция.

Лекция

Хронологическая таблица

Обосновать свое отношение к прочитанному


Знать о развитии традиции русской классической литературы в прозе Куприн

18.09


11.


Богатство духовного мира и трагическая судьба героини в повести «Олеся»

Комбинированный.


Беседа

Устное сообщение

Обосновать свое отношение к прочитанному

Знать нравственно- философскую проблематику

20.09


12.

Гранатовый браслет». Трагическая история любви.

Мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств; роль детали в рассказе

Практикум

Пересказ,

анализ

Фронтальный опрос

Сопоставлять эпизод эпич. произв. с иллюстрацией

Смысл названия, центральные образы, проблематику

22.09

13

Мастерство Куприна- реалиста.

Лекция.

коллективная

конспект

Уметь самостоятельно исследовать поставленную проблему.

Знать о развитии традиций русской классической литературы в прозе Куприна

23.09

14

Внеклассное чтение А.И.Куприн. «Поединок». Композиция произведения.

Чтение и анализ.

Внеклассное чтение

Беседа

индивидуальная

Уметь самостоятельно исследовать поставленную проблему.

Смысл названия, центральные образы, проблематику

25.09

15

Р.р.Сочинение по прочитанным рассказам И.Бунина и А.Куприна.

Развитие речи

Контроль знаний

Анализ произведения, правильное определение тему и идею

Обозначить основные темы и проблемы

27.09

16


Л.Н.Андреев. Очерк жизни и творчества. «Ангелочек», «Предстояла кража».

Актуальность творчества писателя.

Лекция

Рассказ учителя, чтение, анализ

Хронол. таблица

Анализировать эпизод и объяснять его связ с проблематикой

Знать о реалистических и декадентских тенденциях в творчестве писателя

29.09

17

Л.Н.Андреев. Реалистические и декаденские тенденции в творчестве писателя.

Очерк М.Горького «Леонид Андреев.

Комбини-рованный

Лекция с элементами беседы

Конспекты

Выделять основные признаки

Знать о развитии традиций русской классической литературы в прозе Андреева.

30.09

18.


Внеклассное чтение.Л.Н.Андреев. «Большой шлем».

Внеклассное чтение

Рассказ учителя, чтение, анализ

Тест

Выделять нравственно- идеологические проблемы

обозначить осн темы и проблемы,

02.10

19.

М.Горький. Личность писателя. «Старуха Изергиль».

Комбинированный

Рассказ учителя,выраз чтение

Сообщение о романтизме

Выделять изобр средства и определять их роль

Биогр,видеть обстановку действия и мысленно рисовать портрет героя

06.10

20.


«На дне» как социально-философская драма.

Комбинированный.

Беседа

Сообщение об истории создании

Оценивать игру актера в отдельной сцене

Историю создания, жанровое своеобразие, проблематику

07.10

21.


Спор о назначении человека. Авторская позиция.

Семинар

Диспут

Тест, сообщение

Выделять изобразительные средства и определять их роль

Знать содержание пьесы, особенности композиции пьесы.

.09.10

22.

М.Горький. «Дело Артамоновых». Краткий обзор.

Вн.чт.

Пересказ, анализ

Содержание, вопросо- ответная работа

Уметь отбирать лит.материал,логически его выстраивать

Знать особенности композиции, литерат. цитат.

11.10

23.



24.

Рассказы А.М.Горького о «босяках».

Босяцкая тема в творчестве М Горького

Комбини-рованный

Пересказ, анализ

Ответы на вопросы

Характеристика героев

Характеристика героев

Анализ системы образов

13.10

14.10

25.


Сочинение по творчеству М.Горького.

Урок развития речи

Сочинение

Составление плана

Самостоятельно редактировать текст. Отбирать литературный материал по теме и грамотно изложить свою мысль

Знать своеобразие художественной манеры писателя

16.10



«Серебряный век» русской поэзии. (13ч.)



26.


«Серебряный век» русской поэзии.

Лекция.

Аналит. чтение

Соотносить процесс развития лит-ры с жизнью

Знать литературные течения поэзии русского модернизма.

18.10

27.

Истоки русского символизма.

Комбини-рованный

аналитическая беседа

Чтение наизусть

Уметь находить черты литературного течения

Знать литературные течения поэзии русского модернизма.

20.10

28.


В.Я.Брюсов. Очерк жизни. Брюсов, как основоположник символизма в русской поэзии.

Значение творчества Брюсова для русской поэзии

Комбини-рованный

Рассказ учителя, выраз чтение

Хронол таблица, сообщение

Находить информацию по теме в разных источниках

Биогр, основные положения символизма как вид направления

21.10

29.


Н.С.Гумилев. Судьба поэта. Романтический герой лирики Гумилева.

Личность и поэзия Н.Гумилева;

Понятие об акмеизме.

Комбини-рованный.

Рассказ учителя, выразительное чтение

Характер романт. героя.

Выступать с устным сообщением

Осн.положе-ния акмеизма, биогр.

23.10

30.

О.Э.Мандельштам.

Очерк жизни и творчества.

«Петербургские строфы» и др.

Комбинированный

Рассказ учителя, выраз. чтение

Выразительное чтение, характер романтического героя.

Выступление по творчеству и лирике

Основные признаки лирики

25.10

31.

А.Белый. Стихотворения «Русь», «Раздумье»

Комбинированный.

Рассказ учителя, выразительное чтение

Анализ стихотворений

Дополнительные информации по лирике

Основные признаки лирики

27.10

32.

К.Д.Бальмонт. Слово о поэте. Стихи.

Личность и поэзия Бальмонта;

Комбинированный.

Рассказ учителя, выраз чтение,анализ

ИВС, выраз. чтение

Находить информацию по теме в разных источниках

Осн положения символизма, биогр

28.10

33

А.А.Блок. Судьба поэта. Лирика .

Факты личной биографии в поэзии Блока.

Лекция.

Рассказ учителя

Выраз. чтение, опр основ мысли

Передавать динамику чувств героя и автора

Биогр, характерист центр циклов и прог раммных стихов

30.10

34.


«Двенадцать»-поэма о революции. Художественное своеобразие поэмы «Двенадцать».

Практикум

Рассказ учителя

Анализ эпизода

Эмоциональный мотив стиха

Биогр, особенности творчества

01.11

35.


Внеклассное чтение .А.А.Блок. «Соловьиный сад».

Внеклассное чтение

Беседа

Сост сообщения

Эмоциональный лейт мотив стиха

Биогр, особенности творчества

10.11

36.


Письменный анализ стихотворения А.А.Блока.

Развитие речи

Анализ

Проверка знаний

Уметь анализировать поэтическое произведение

Знать художественное своеобразие произведения.

11.11

37.

Тема России, её прошлого, настоящего и будущего в творчестве А.А.Блока

Практикум.

Анализ

Ответы на вопросы

Работать с отдельными отрывками

Тема и основная мысль

13.11

38.

Р.р. Сочинение по творчеству поэтов «Серебряного века»

Урок развития речи

Сочинение

Уметь анализировать поэтическое произведение.

Знать художественное своеобразие произведения.

15.11


Русская литература 20-х годов(43ч.)



39.

Русская литература 20-х годов. С.А.Есенин. Жизнь и творчество, лирика. Народность творчества С.А.Есенина.

Лекция

Лекция

Конспект

выделять ИВС и их роль

Биогр, особенности развития крестьянской поэзии

17.11

40.

Чувство любви к родине и природе в стихотворениях С.А.Есенина.

Семинар

Беседа

Хронологическая таблица

Определять смену чувств на основе личностного восприятия

Эволюцию темы родины в лирике

18.11


41.


Искренность, любовь и сострадание «ко всему живому» в лирике С.А.Есенина.

Динамика развития лирики.

Практикум

Беседа

Анализ

Определять смену чувств на основе личностного восприятия

Эволюцию темы родины в лирике

20.11



42.


«Анна Снегина». Автобиографичность поэмы. Проблематика, своеобразие композиции.

.

Семинар

Рассказ уч, беседа

Характеристика образа автора

Работать с различными источниками информации

Знать проблематику, своеобразие композиции и систему образов.

22.11

43.


В.В.Маяковский. Очерк жизни. Трагическая судьба поэта. Лирика. Ранее творчество.

.

Лекция

Лекция

Хронол. таблица, сообщение о новаторстве в поэзии

Уметь отбирать литературный материал.

Тематику лирики, особенности строфики, нов-ий характер

24.11


44.


Мотивы трагического одиночества в дореволюционной лирике поэта.

Комбинированный

Рассказ уч, беседа

Ответить на вопросы

Выделять ИВС, определять их роль

Биогр, тематику лирики, особенности строфики, новаторский характер

25.11


45.


Взгляд на поэзию как на вдохновенный труд во имя народа.

Семинар

Круглый стол

Ответить на вопросы

Передавать информацию(сжато, полно, выборочно)

Особенности лирики.

27.11



46.


Красота и сила любовного чувства в творчестве Маяковского.

Практикум

Беседа

Подобрать стихи

Определять смену чувств лирич. героя

Особенности любовной лирики

29.11



47.


Традиции и новаторства в поэзии Маяковского.

Семинар

Беседа

сообщение о новаторстве в поэзии

Выделять ИВС, определять их роль

Биогр, тематику лирики, особенности строфики, новаторский характер творчества

01.12



48.

Настоящее и будущее в пьесе В.Маяковского «Клоп»

Внеклассное чтение

Пересказ, беседа

Ответы на вопросы

Характеристика главным героям

Правильно раскрыть тему

02.12



49


Тестовые задания по творчеству В.Маяковского.

Урок контроля.

тесты

тренинг

Самостоятельно редактировать текст

Отбирать литер материал по теме, полно и грамотно изложить свою мысль

04.12

50.

А.А.Фадеев. Жизнь и творчество. «Разгром». Жанровое своеобразие романа.

Лекция

Лекция

Хронол. таблица, содержание

Ориентироваться в информ потоках, выдел в них главное

Биогр,содер, гл героев, сюж линии, жанров своеобр

06.12

.

51.


Нравственные проблемы в романе «Разгром»

Комбинированный

Беседа

Сообщение, характер героев

Самостоятельно редактировать текст

Отбирать литер материал по теме, полно и грамотно изложить свою мысль

08.12

52.


И.Э.Бабель. Трагическая судьба. «Конармия». Анализ.

.

Лекция

Лекция

Содержание, хронол таблица

Ориентиро-ваться в информ потоках, выдел в них главное

Биогр, гл героев, сюж линии, жанров своеобр

09.12

Пробный ЕГЭ

53.


Сочетание в героях жестокости и милосердия, бесчеловечности и гуманизма.

Комбини-рованный

Анализ, беседа

Сообщение, подобрать примеры из текста

Выделять в тексте нравственно идеологические особенности.

Составлять развернутую характеристи-ку.

11.12

54.





Борис Лавренев. Повесть «Сорок Первый»

Комбини-рованный

Анализ, беседа

Подобрать примеры из повести

Характеристика главным героям

Составить развернутый план

13.12


55.

А.П.Платонов. Жизнь и творчество.

Лекция


Хронолог табл.

Применять информ технологии

Биогр, содержание,

15.12

56.


«Усомнившийся Макар». Размышление героя о смысле жизни.

Комбинированный

Анализ

сообщение о смысле жизни

Ориентироваться в информ потоках, выдел в них главное

гл героев, сюж линии, жанров своеобр

16.12

57.

Особенность повествовательной манеры.

Практикум

Анализ

Сообщение об особенностях языка и стиля

Анализ места и роли эпизода

Историю создания, жанр своеобр,проблематику

18.12

тестирование

58.


Внеклассное чтение.

А.П.Платонов. «Впрок».

Внеклассное чтение

Пересказ, анализ

Написать аннотацию

Анализ места и роли эпизода

Историю соз-дания, жанр своеобр,проб-лематику

20.12


59.


А.Платонов. Повесть «Котлован»

Практикум.

Пересказ, анализ

Характерные черты героев

Проблема повести

22.12


60.

Характерные черты времени в повести. Пространство и время.

Ответы на вопросы

23.12

61.


Е.И.Замятин. Жизнь и творчество.

Лекция

Лекция

Хронол таблица, презентация о жизни и творчестве

Обосновать свое отношение.

Биогр,гл героев, осн сюж линии, жанр своеобр,

25.12



62.


Рассказ «Пещера». Сатирически-гротескное изображение Петербурга.

Семинар

Круглый стол

Подготовить обложку

Писать сочинение различных жанров

Сатир произвед,

27.12






63.

Внеклассное чтение Е.И.Замятин. Роман «МЫ».

Разъяснить, что такое жанр антиутопия. Разобраться в проблематике романа.

Внеклассное чтение

Пересказ, анализ

Содержание, фантастическое в произ ведении

Обосновать свое отношение

Биогр, гл героев, осн сюж линии, жанр своеобр

12.01







64


М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. «Белая гвардия»

Лекция

Лекция

Сообщение, содержание

Выступать с уст сообщением на заданную тему

Биография, история создания и публикации


13.01


65.

События гражданской войны в романе.

Комбинированный

Беседа, анализ

Подобрать примеры


15.01



66.

Семья Турбинных и изображение белогвардейского движения в романе.

.

Комбинированный

Составить характерактеристику

Подобрать примеры

Уметь сопоставлять героев и ситуации, выделяя общность и отличие авторской позиции

Особенности тематики проблематики

17.01




67.


Внеклассное чтение М.А.Булгаков. «Бег»

Комбин.

Анализ, выразительное чтение

тест

Составить развернутую характеристику.

Делать обобщение на основе сравнительной характерактеристики

19.01


68




Проблема творчества и судьбы художника в романе М.А. Булгакова. «Мастер и Маргарита».

Комбин.

Лекция, беседа.

Уметь анализировать ключевые эпизоды романа

Знать историю создания и публикации романа.

20.01

69

Обзорное чтение и анализ романа.

Комбин.

22.01

70.


Р.Р.Сочинение по творчеству М.А.Булгакова.

Урок развития речи

Пересказ, анализ

Содержание, сообщение «Мое отношение к творчеству Булгакова».

Обосновать свое отношение

Особенности тематики проблематики

24.01



71

Р.Р. Написание сочинения по творчеству М.А.Булгакова.

Урок развития речи

Сочинение

Уметь самостоятельно отбирать литературный материал.

Знать сюжет произведения, его проблематику.

26.01



72.


М.М.Зощенко. Судьба. «Аристократка».

Познакомить с судьбой писателя

Познакомить с жанром юмористической новеллы

Комбинированный

Рассказ уч, анализ

Вопросо- ответная работа

Анализ места и роли эпизода

Биогр, история создания и публикации

27.01

73.

Илья Ильф и Евгений Петров. «Двенадцать стульев», «Золотой теленок»

Внеклассное чтение

Пересказ, анализ

Вопросно-ответная работа

Характеристика героям

История создания

29.01

74.

М.А.Шолохов. Биография.

Дать представление о личности М.А.Шолохова, значении его произведений.

Лекция.

лекция

Хронол. таблица, презентация

Выступать с уст сообщением

Биогр,

31.01

75.


Роман-эпопея «Тихий Дон».

Комбинированный

Рассказ уч,чтение частей романа.

Сообщение роман- эпопея в кино

Выделять существенное в материале, сравнивать, обобщать.

Историю создания, смысл названия, жанр. и композ. особенности

02.02

76.

«Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии.

Комбинированный

Рассказ уч,

Анализ отрывка

Сост характ. группы персонажей

Гл. героев, осн сюж линии

03.02

77.

Проблема гуманизма в романе.

Комбинированный

Беседа

Сообщение об истории казачества

Особенности языка, стиля писателя;выявить авторс.позицию.

Анализ места и роли эпизода

05.02

78.


Женские образы в романе

Комбинированный

Сост характер

Сравнительная храктеристика

Ориентироваться в информ потоках, выделять в них главное

Сост характ. группы персонажей

07.02

79.

Внеклассное чтениие.М.Шолохов «Донские рассказы».

Вн.чт.

Рассказ уч, анализ

содержание

Вести диалог,сравнить эпизоды разных произведений.

Смысл названия, проблематика

09.02


80

«Я жил и живу среди моих героев».Творческий путь М.Шолохова.

Комбинированный

Проблемные задания

Работа с книгой

Уметь раскрывать авторскую позицию

Знать творческий путь писателя

10.02


81.


Письменная работа по творчеству М.А.Шолохова.

Урок развития речи.

Сочинение

Сообщение «Мой любимый рассказ»

Самостоятельно редактировать текст

Отбирать литер материал по теме, полно и грамотно изложить свою мысль

12.02


Русская литература 30-х годов (11ч.)


82


Русская литература 30-х годов. А.А.Ахматова. Жизнь и творчество, лирика.

Комбинированный

Рассказ уч,

Конспект

Выделять ИВС в поэт. тексте, опр их роль

Биогр, особенности стиха(музыкальность интонации)

14.02



83.

Тема родины, мужества поэта и поэзии.

Комбинированный

Беседа, выраз чтение

Анализ 1 стиха

Выделять ИВС в поэт. тексте, опр их роль

Основ. мотивы лирики

16.02

84.


Отражение трагедии личности, семьи и народа в поэме «Реквием».

Комбинированный

Беседа, анализ

Содержание

Опр. худ особенности поэмы

Смысл названия, центр. образы, проб лематику

17.02

85.


Традиции народной поэзии и русской классики в творчестве Ахматовой.

Комбинированный

Беседа, анализ

Подобрать примеры

Находить эмоциональный лейт мотив

Биогр, особенности ее творчества

19.02


86

Основные темы и мотивы поэзии А.Ахматовой.

Комбинир-ованный

Лекция.

Анализ.

Уметь анализировать поэтическое произведение

Знать об основных темах и мотивах творчества

21.02


87.

О.Э.Мандельштам. Судьба поэта.

Лекция

Лекция

Хронол таблица, биогр,

Выделять ИВС в поэт. тексте, опр их роль

Биогр, особн стиля,

24.02


88.

Противопоставление трагическому образу «века-волкодава» мотива человеческого достоинства.

Комбинированный

Сопоставительная характеристика

Сопоставительный анализ,

Уметь анализировать поэтическое произведение

Знать жанровое своеобразие произведений

26.02


89.

М.А.Цветаева. Судьба, лирика.

Лекция

Лекция

Презентация

Выделять ИВС в поэт. тексте, опр их роль

Биогр, основ мотивы лирики

28.02

90.

Основные мотивы лирики.

.

Комбинированный

Выраз чтение, анализ

Сост сборник стихов

Выделять ИВС в поэт. тексте, опр их роль

Биогр, основ мотивы лирики

02.03

91.

Анализ одного из стихотворений поэтов 30-х годов.

Урок развития речи.

Сочинение, анализ

Анализ стиха

Делать анализ стиха

Порядок анализа

03.03


92.

Р.Р.Письменная работа по творчеству поэтов тридцатых годов.

Урок контроля

Сочинение

Сочинение или анализ стиха

Самостоятельно редактировать текст

Отбирать литер материал по теме, полно и грамотно изложить свою мысль

05.03


Литература периода ВОВ(2ч.)


93.

Литература периода ВОВ. Героико-трагедийные мотивы в литературе военных лет.

Комбинированный

Лекция

Конспект

Соотносить процесс развития рус лит с мировой культурой

Основные темы и проблему

.07.03


94.

Лирика Симонова, Исаковского, Прокофьева, Фатьянова ,Мусы Джалиля.

Комбинированный

Выраз чтение, анализ, срав характер

Сопостав анализ

Делать анализ стиха

Мотивы лирики, связь между жизнью и творчеством

09.03


Русская литература второй половины 20-го века. ВОВ в прозе 50-80 годов. (9ч.)


95.

Русская литература второй половины 20-го века. ВОВ в прозе 50-80 годов. К.Д.Воробьев «Убиты под Москвой».

Комбинированный

Рассказ уч, пересказ

Конспект, содержание

Уметь давать характеристику героям

Знать смысл названия, центр. образы, проблематику

10.03

96.

В.Л.Кондратьев «Сашка». Чтение и анализ повести.

Комбинированный

Пересказ, анализ

Характер. Героев

Уметь соотносить произведения с конкрет- ной исторической ситуацией

Знать биогр,гл. героев, осн сюж. линии

12.03


97.

Владимир Богомолов. «Первая любовь»

Внеклассное чтение

Пересказ , анализ

характеристика

Нравственное значение произведения

14.03


98.

А.Т.Твардовский. Судьба, лирика. Поэма «За далью даль».

Комбинир-ованный

Лекция

Сообщение, Твардовский и эпоха

Выделять нравственно идеологические проблемы

Биогр, осн. мотивы лирики

16.03

99.

Анализ поэмы «По праву памяти».

Комбинир-ованный

Выраз чтение, анализ

Анализ глав

Особен. стиля языка

Историю создания

17.03

100.

Б.Л.Пастернак. Судьба, лирика.

Комбинир-ованный

Выраз чтение, анализ

Сообщение, вопросы поднятые поэтом

Особен. стиля языка

Историю создания

19.03

101.

Тема назначение поэта и поэзии в лирике Пастернака.

Комбинир-ованный

Беседа, выраз чтение, анализ

Мотивы лирики, анализ стиха .Задания с развернутым ответом

Осн. Мотивы лирики и анализ стиха

Биогр,осн. Этапы жизни и творчества,тематику и особен лирики

21.03

102.

Р.р.Сочинение по творчеству А.Т.Твардовского,Б.Л.Пастер-нака.

Урок развития речи

Сочинение

Тема и основная мысль

02.04

103.

Н.А.Заболоцкий. Судьба и лирика.

Комбинированный

Беседа, выраз чтение, анализ

ИВС

Осн. мотивы лирики и анализ стиха

Биогр,осн. этапы жизни и творчества,тематику и особен лирики


04.04



Тема деревни в русской литературе 50-80-х годов (8ч)


104.

Тема деревни в русской литературе 50-80-х годов. Ф.А.Абрамов. Биография. Роман «Две зимы и три лета».

Комбинированный

Беседа, пересказ, анализ

Конспект, Сообщение,

Соотносить процесс развития рус лит с мировой культурой

Основные темы и проблему

06.04

105.

Судьба северной русской деревни в произведениях Ф.А.Абрамова

комбинированный

Беседа, анализ

Выступления учащихся

Характеристика героям

Тема и основная мысль

06.04

106.

В.П.Астафьев. Биография. Повесть «Царь-рыба» - философский смысл.

Комбинир-ованный

Беседа, пересказ, анализ

тест

Опр особен. средств создания образ.- персонажей

Основные темы и проблему

07.04

107.

Нравственное величие русской женщины в повести Распутина «Последний срок»

Внеклассное чтение

Беседа, пересказ, анализ

Характеристика главным героям

Анализ цитат

08.04

108.

Анализ повести «Последний срок»

Ответы на вопросы

08.04

109.

В.Г.Распутин. Биография. Повесть «Прощание с Матерой».

Комбинированный

Беседа, пересказ, анализ

Сообщение нравственные проблемы,

Давать характер.

Биогр, нравственные проблемы

09.04

110.

В.М.Шукшин. Биография. «Ванька Тепляшин».

Комбинированный

Беседа, пересказ, анализ

Презентация

Язык и стиль писателя

Биогр, особен. творчества

11.04


111.

Письменная работа по творчеству писателей 50-80-х годов.

Урок контроля

Сочинение

Подбор материала

Писать сочинение разных жанров

Составлять план, отбирать материал, грамотно оформлять, излагать мысль

11.04

20.04

Лирика 60-80-х годов(9ч)

112.

Лирика 60-80-х годов. Н.М.Рубцов. Биография, лирика.

Комбинированный

Рассказ уч, выраз чтение, анализ

Сообщение, конспект

Выделять ИВС, анализ

Биогр, основ. мотивы лирики,

13.04

113.

Образ России, природы, символ веры в стихотворении Рубцова «Левитан»

Практикум

Анализ, составление вопросника

записи

Тема и идея произведения

14.04

114.

Е.А.Евтушенко. Биография, лирика.

Комбинированный

Рассказ уч, выраз чтение, анализ

Анализ 1 стиха

Выделять ИВС, анализ

Биогр, основ. мотивы лирики,

16.04

115.

А.А.Вознесенский. Биография, лирика.

Комбинированный

Рассказ уч, выраз чтение, анализ

Хронол таблица

Выделять ИВС, анализ

Биогр, основ. мотивы лирики,

18.04

116.

Б.А.Ахмадуллина. Биография, лирика.

Комбинированный

Рассказ уч, выраз чтение, анализ

Анализ 1 стиха, тест

Выделять ИВС, анализ

Биогр, основ. мотивы лирики,

20.04

117.

Письменный анализ одного стихотворения

Урок развития речи

Умение анализировать.

Знать художественные детали.

21.04

118.

Авторская песня. Б.Окуджава. Биография, творчество.

Комбинированный

Рассказ уч, выраз чтение, анализ

Сост сборник «Люб-ые песни»

Анализировать стил. особен. бардовской лирики

Биогр, основ темы, понятие «бардовская лирика»

23.04

119.

В.С.Высоцкий. Биография, творчество.

Комбинированный

Рассказ уч, выраз чтение, анализ

Сост сборник «Любимые песни»

Анализировать стил. Особен. Бардовской лирики

Биогр, основ темы, понятие «бардовская лирика»

25.04

120.

«У меня военная семья» В.Высоцкий о войне

Литературная гостиная Развитие речи.

выразительное чтение

Чтение наизусть

Анализ, выводы

27.04

Драматургия 70-80-х годов (3ч.)



121.

Драматургия 70-80-х годов. А.В.Вампилов. Биография. Драма «Утиная охота».

Комбинированный

Рассказ уч, пересказ, анализ

Содержание,

Опр особен. создания образа в драматургическом произ ведении

Гл. героев, основ сюж линии, смысл названия

28.04



Лагерная тема в литературе 60-80-х годов(8ч.)


122.

Лагерная тема в литературе 60-80-х годов. А.И.Солженицын. Судьба и «Один день Ивана Денисовича».

Комбинированный

Рассказ уч

Сообщение «лагерная тема в тат лит.»

Соотносить произведения с конкретной исторической ситуацией

Биогр, гл. героев, осн сюж линии, смысл названия

30.04


123

А.И.Солженицын «Архипелаг Гулаг» Фрагменты из романа. Обзорное изучение.

Комбинированный

Рассказ уч

Сообщение «лагерная тема в тат лит.»

Выделение нравственно идеологические проблемы общества

Обзорное изучение, анализ

02.05


124

В.Т.Шаламов. Судьба. Колымские рассказы. Автобиографическая основа рассказов.

Комбинированный

Беседа

Сообщение «лагерная тема в тат лит. И.Салахов

Выдел нравственно идеологические проблемы общества

Биогр, гл. героев, осн сюж линии, смысл названия

04.05


125

126

Жизненная достоверность в изображении сталинских лагерей в рассказе «Сентенция»

Итоговая контрольная работа в форме теста

Комбинированный

Урок контроля

беседа

сообщения

Тестирование

История России

Характеристи-ка героям

05.05

07.05


127


128

Сочинение «Сильней надежд мои воспоминания» (О жизни и творчестве А.И.Солженицына и В.Т.Шаламова)

Написание сочинения о жизни и творчестве А.И.Солженицына и В.Т.Шаламова.

Развитие речи


Развитие речи

Контроль за знаниями





11.05


12.05



«Городская» проза в литературе 70-80-х годов( 1ч.)



129

«Городская» проза в литературе 70-80-х годов. Ю.В.Трифонов. Биография. Повесть «Обмен».

Комбинированный

Рассказ уч, пересказ,

Содержание

Дать характеристику героям

Соотносить произ-ия с конкретной ист-ой ситуацией

14.05




Русская литература 90-х годов (1ч.)



130


131

Русская литература 90-х годов. И.А.Бродский. Жизнь и творчество.Лирика. Выразительное чтение и анализ

Литература народов России.(2ч.)

Р.Гамзатов -хранитель национальной традиции, открытый русскому миру и ветрам времени.

Комбинированный


Комбинированный

Рассказ учащихся, выразительное чтение, анализ,

Конспект био- графии

Составление конспекта.

Выраз. чт.

Делать анализ


Особенности творчества.

Анализ

Ответы на вопросы.


Ответы на вопросы.

16.05


18.05



132

Джером Дэвид Сэлинджер. «Над пропастью во ржи»

Комбинированный

Рассказ учащихся, беседа

Сост. характер

Особенности языка, стиля

19.05



133

Зарубежная литература.

Э.М.Ремарк. «На Западном фронте без перемен».

Г Ибсен. Жизнь и творчество (обзор). Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение). Особенности конфликта. Вопрос о правах женщины в драме

Комбинированный

Рассказ учащихся, беседа

Нарисовать иллюстрации

Сравнить с фильмом

Биография, элементы фантастики

20.05



134

Э.М.Хеменгуэй. Биография. «Старик и море». Обзорное изучение Духовно-нравственные проблемы повести

Комбинированный

Рассказ учащихся, беседа

Тест

Определить особенности языка, стиля

Биография , вехи жизни и творчества

21.05



135

Г. Аполлинер. Жизнь и творчество(обзор).Стихотворение «Мост Мирабо». Непосредственность чувств, характер лирического переживания. Музыкальность стиха. Особенности ритмики и строфики.

Комбинированный

Беседа

Выразит. чтение

23.05



136

А.Рембо. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Пьяный корабль». Тема стихийности жизни, полной раскрепощенности и своеволия.

Комбинированный

Рассказ учащихся, выразительное чтение, анализ,

Конспект био- графии

25.05

























Примерный итоговой тест по литературе в 11 классе за 2014-2015 учебный год

1Какое из перечисленных произведений А.П.Чехова заканчивается словами : «Прощайте, пожалуйста! И машет платком».

А) «Ионыч» б) «Крыжовник» в) «О любви» г) «Хамелеон»

2.Кто из поэтов не принадлежит к Серебряному веку русской поэзии?

А)Н.Гумилев б) В.Маяковский в) Ф.Тютчев г)А.Блок

3.Кто из поэтов выступил с программой нового поэтического течения, названного акмеизмом?

А)В.Брюсов б) К.Бальмонт в) И.Анненский г)Н.Гумилев

4.Кому из героев драмы М.Горького «На дне» принадлежит фраза о «карете прошлого», в которой «далеко не уедешь»?

а)Пеплу б) Сатину в) Клещу г) Актеру

5.Кто из поэтов Серебряного века осознавал себя художником, «революцией мобилизованным и призванным»?

а)А.Блок б)С.Есенин в)В.Маяковский г)Н.Гумилев

6.Укажите название приема, к которому прибегает С.Есенин в создании образа:

Дымом половодье зализало ил,

Желтые поводья месяц уронил…

А)олицетворение б)сравнение г)эпитет д)метафора

7.Укажите верное определение гротеска:

а) вид комического, наиболее беспощадно высмеивающий несовершенство мира, человеческие пороки;

б) одна из разновидностей комического, сочетающая в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное;

в) способность искусства постигать и изображать процессы психической жизни человека.

8.Кому из действующих лиц пьесы «Вишневый сад» принадлежат следующие слова:

«Детская, милая моя, прекрасная комната…я тут спала, когда была маленькой»

9.Кому из пьесы М.Горького «На дне» принадлежат слова: « Когда труд-удовольствие, жизнь -хороша!»

10.Чей это портрет (рассказ «Господин из Сан-Франциско»):

«…высокая, тонкая, с великолепными волосами, прелестно убранными, с ароматическим от фиалковых лепешечек дыханием и с нежнейшими розовыми прыщиками возле губ и между лопаток, чуть припудренных»

12.Какую престижную литературную премию получил И.Бунин в 1933 году, став первым русским писателем-лауреатом этой премии?

13.Какой рассказ А.Куприна носит название драгоценного камня?

14.»….А Туркины? Иван Петрович не постарел, нисколько не изменился и по-прежнему все острит и рассказывает анекдоты; Вера Иосифовна читает гостям свои романы по-прежнему охотно, с сердечной простотой. А Котик играет на рояле каждый день, часа по четыре. Она заметно постарела, похварывает и каждую осень уезжает с матерью в Крым. ..»

15.Определите автора, название произведения, жанр произведения из которого взят данный фрагмент.

16.Главной темой этого произведения является

а ) тема оскудения «дворянских гнезд»

б ) тема духовной деградации человека

в ) тема внутреннего раскрепощения личности






© 2010-2022