Урок развития речи для 6 класса Подготовка к изложению с элементами описания

Класс: 6 Тип урока: урок развития речи Тема урока: Подготовка к подробному изложению с элементами описания. Цели:   Повторить и обобщить сведения о прилагательном как части речи, о роли прилагательных в речи, о средствах художественной изобразительности, основанных на прилагательных; закрепить знания о тексте, его типах, строении, стилях речи; поработать над орфографией, синтаксисом и пунктуацией текста. Развивать устную и письменную речь учащихся, обогащать их словарный запас. Воспитывать у дет...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс: 6

Учитель: Чванова И.Н.

Тип урока: урок развития речи

Тема урока: Подготовка к подробному изложению с элементами описания.

Цели:

  1. Повторить и обобщить сведения о прилагательном как части речи, о роли прилагательных в речи, о средствах художественной изобразительности, основанных на прилагательных; закрепить знания о тексте, его типах, строении, стилях речи; поработать над орфографией, синтаксисом и пунктуацией текста.

  2. Развивать устную и письменную речь учащихся, обогащать их словарный запас.

  3. Воспитывать у детей чувство языка, умение видеть красоту окружающего нас мира.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Оргмомент

1. Проверяет готовность класса к уроку, отмечает отсутствующих.

2. Слово учителя (постановка целей урока перед учащимися). На сегодняшнем уроке мы будем готовиться к подробному изложению текста с элементами описания. Мы повторим все, что знаем о тексте, его строении, теме, идее о роли имен прилагательных в тексте-описании, поработаем над орфографией и пунктуацией предложения, вспомним синтаксис простого и сложного предложения

Дежурный докладывает о готовности класса к уроку, сообщает об отсутствующих.

Слушают.

2. Работа с тестом

1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста упражнения № 279.

Выразительно прочитайте текст упражнения.

2. Беседа:

- Можно ли то, что вы сейчас прочитали, назвать текстом?

- Докажите свое утверждение.

-Что значит, связаны по смыслу?

- Что значит, связаны грамматически?



- Вы сказали, что это текст, т.к. предложения связаны общей темой. А что такое тема текста? И какова тема данного текста?

- О какой или каких птицах идёт речь в тексте?

Почему кажется, что речь идет о совершенно разных птицах?

- Так на сколько же частей мы можем поделить текст?

Каким будет наш план? Почему?

- Озаглавим мы наш текст по окончании работы. Оставьте строчку для заглавия. Сейчас мы будем работать над составлением плана текста и параллельно составим табличку, в которую запишем, какими увидел Миша птиц в разное время суток.

- Какими Миша увидел птиц утром? Зачитайте. Заполните соответствующие строки в таблице.








- Озаглавьте 1 пункт плана. Запишите.

- Как, при помощи чего автор описывает птиц?

- Какими членами предложения являются прилагательные?

-Как называется средство художественной выразительности, основанное на употреблении определений?

-Какие эпитеты использует автор для описания птиц?

-Какие ещё изобразительно-выразительные средства использует автор? Назовите их. Запишите в таблицу.

Готовятся к выразительному чтению текста упр. № 279.

Выразительно читают текст.


Можно.

Это текст, т.к. все предложения связаны друг с другом по смыслу и грамматически.

Эти предложения на одну тему.

Предложения связаны при помощи повторов одних и тех же слов, замены слов местоимениями, например: в 1 абзаце в 1 предложении говорится о журавлях, во 2 предложении слово журавли повторяется, в 3 - заменяется местоимением их, в 4 - словом птица, в 5 и 7 - слово птица повторяется; в 5 предложении говорится о Мише, в 6 - это слово заменено местоимением он.

Отвечают.


О чайках.

Потому, что мальчик увидел их в разное время суток: утром, в предвечерних сумерках и на закате.

На три.

Сложным, потому что в 3 части есть описание озера в предзакатный час.

делают записи, чертят таблицу.

Признаки

Утро

Вечер

На закате

Изобразительные средства

Оперение

розовое

голубое

золотистое, огненно-золотое

Эпитеты: длинные тонкие (крылья).

Сравнения:

Длинные, тонкие, похожие на гребни волн, волнистые, будто кружевной подол платья.

Эпитеты:

необыкновенная, совершенно голубая.

Сравнения:

как вечернее предзакатное небо.

Эпитеты:

золотые, огненно-золотые, белые.

Сравнения:

как в сказке

Клюв

черный

Голова

с черным пятнышком

Крылья

Длинные, тонкие, похожие на гребни волн, волнистые, будто кружевной подол платья.


Читают 1 абзац.

Заполняют таблицу.

При помощи прилагательных.

Определениями.


Эпитет.


Перечисляют, заносят в таблицу.

Сравнения.

Называют, заносят в таблицу.


Работа над 2 и 3 частями текста ведется по той же схеме.

В результате работы в тетрадях учащихся появляются таблица (смотри выше) и план текста:

1. Удивительная птица.

2. Необыкновенная птица

3. Огненно-золотые птицы

а) Нетленный огонь

б) Всё сказочное

В 3 части дети должны сделать лексический разбор слова нетленный.

- Озаглавьте текст.

- Ребята, если бы мы убрали из текста все прилагательные, изменилось бы что-то?

- Определите разряды имен прилагательных из плана к тексту.

- К какому типу речи вы отнесёте этот текст? Объясните почему?

- Какого стиля этот текст? Докажите своё мнение, используя таблицу на с. 178.

- Проанализируем синтаксис и пунктуацию текста.

- Поскольку в тексте есть повествование, назовите опорные слова, по которым вы будете восстанавливать текст.

- Описывая птиц, мальчик говорит о…?

- Этот признак один или их несколько?

- Что он делает с этими признаками?

- Как это перечисление мы можем передать на письме?

- Найдите в тексте предложения с однородными членами и объясните пунктуацию при них.

- Найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах, объясните пунктуацию, составьте схему.

- Сделайте пунктуационный разбор предложения, помеченного цифрой 4. Нарисуйте его схему.

Приводят варианты заглавия текста. Обсуждают, записывают.

(Например: Сказочная птица).

Отвечают.

Определяют разряды имен прилагательных.

Определяют тип речи: это текст-повествование, т.к. к тексту можно задать вопрос что происходит? и описание, т.к. можно поставить также и вопрос какое?

Определяют стиль текста, объясняют. ( Это текст художественного стиля, т.к. имеет целью воздействие на читателя, призван показать красоту, необычность птиц - чаек - в разное время суток; тексту присуща образность; используются эпитеты и сравнения.)

Журавли - не видел - излучина - озеро - солнце - костер - стая - сказка - восходы, закаты, ночи.


о признаках.

несколько.

перечисляет.

при помощи однородных членов.

приводят пример, объясняют постановку знаков препинания.


называют (последнее предложение), объясняют, рисуют схему.


Делают пунктуационный разбор предложения (предложение с прямой речью), рисуют схему.

3.Словарная работа.

- Есть ли в тексте слова, значение которых вам не понятно? Найдите значение этих слов в толковом словаре.

Называют слова (излучина, нетленный), зачитывают толкование этих слов. (Задание заранее выполнено учащимся)


  1. Орфографический диктант:

не видел, летело, длинные, песчаный, вечернее, солнце, казалось, коснется.


Записывают, находят орфограммы, объясняют правописание.

3. Итоги урока

Скажите, пожалуйста, помогла ли вам проведенная работа в подготовке к изложению? Готовы ли вы писать изложение по этому тексту?

Отвечают.

4. Оценки.

Оценивает и комментирует оценку работы каждого учащегося во время урока.




Класс: 6

Учитель: Чванова Инна Николаевна.

Тип урока: Урок развития речи

Оборудование: мульти-медиа установка, экран, толковый и орфографический словари.

Тема урока: Подготовка к подробному изложению с элементами описания.

Цели:

  1. Повторить и обобщить сведения о прилагательном как части речи, о роли прилагательных в речи, о средствах художественной изобразительности, основанных на прилагательных; закрепить знания о тексте, его типах, строении, стилях речи; поработать над орфографией, синтаксисом и пунктуацией текста.

  2. Развивать устную и письменную речь учащихся, обогащать их словарный запас.

  3. Воспитывать у детей чувство языка, умение видеть красоту окружающего нас мира.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

А) Учитель проверяет готовность класса к уроку, отмечает отсутствующих.

Дежурный докладывает о готовности класса к уроку, сообщает об отсутствующих.

Б) Слово учителя (постановка целей урока перед учащимися). На сегодняшнем уроке мы будем готовиться к подробному изложению текста с элементами описания. Мы повторим все, что знаем о тексте, его строении, теме, идее о роли имен прилагательных в тексте-описании, поработаем над орфографией и пунктуацией предложения, вспомним синтаксис простого и сложного предложения.

2. Работа с тестом.

А) - Подготовьтесь к выразительному чтению текста упражнения № 279.

- Выразительно прочитайте текст упражнения.

Однажды утром Миша вышел на песчаную косу, чтобы послушать, как далеко-далеко на болотах, за береговой излучиной, кричат журавли. Журавлей Миша никогда не видел. Не увидел он их и сегодня. Зато на песчаную косу вдруг спустилась с неба удивительная птица: вся розовая, только клюв чёрный да чёрное пятнышко на голове. Миша видел, когда птица летела, и её длинные тонкие крылья показались ему похожими на гребни волн. Он всегда рисовал море с такими волнами. Села розовая птица на песчаный откос и так неторопливо сложила свои волнистые крылья, будто кружевной подол платья подобрала.

Вечером того же дня Миша увидел ещё одну необыкновенную птицу - совершенно голубую. Голубую, как вечернее предзакатное небо.

Вернулся Миша на берег озера, когда солнце уже садилось, и его нетленный огонь разгорался всё больше и больше. Это уже был целый костёр. Казалось, коснётся солнце своим краем озёрной глади, и закипит, забрызжет, запенится под ним вода.

В этом закатном огне увидел Миша в небе целую стаю птиц, похожих на чаек, и все они были золотые, огненно-золотые. «Как в сказке! - сказал про себя Миша. - Но это же чайки. Это всё одни и те же чайки. Они белые, но в этом озере всё, как в сказке, всё сказочное - и восходы, и закаты, и лунные ночи. И птицы, и люди - как в сказке».

(Учащиеся готовятся к выразительному чтению текста упр. № 279. Выразительно читают текст.)

Б) Беседа:

- Можно ли то, что вы сейчас прочитали, назвать текстом? (Можно)

- Докажите свое утверждение. (Это текст, т.к. все предложения связаны друг с другом по смыслу и грамматически.)

-Что значит, связаны по смыслу? (Эти предложения на одну тему.)

- Что значит, связаны грамматически? (Предложения связаны при помощи повторов одних и тех же слов, замены слов местоимениями, например: в 1 абзаце в 1 предложении говорится о журавлях, во 2 предложении слово журавли повторяется, в 3 - заменяется местоимением их, в 4 - словом птица, в 5 и 7 - слово птица повторяется; в 5 предложении говорится о Мише, в 6 - это слово заменено местоимением он.)

- Вы сказали, что это текст, т.к. предложения связаны общей темой. А что такое тема текста? И какова тема данного текста?

- О какой или каких птицах идёт речь в тексте? ( О чайках)

- Почему кажется, что речь идет о совершенно разных птицах? (Потому, что мальчик увидел их в разное время суток: утром, в предвечерних сумерках и на закате.)

- Так на сколько же частей мы можем поделить текст? ( На три)

Каким будет наш план? Почему? (Сложным, потому что в 3 части есть описание озера в предзакатный час.)

- Озаглавим мы наш текст по окончании работы. Оставьте строчку для заглавия. Сейчас мы будем работать над составлением плана текста и параллельно составим табличку, в которую запишем, какими увидел Миша птиц в разное время суток. ( Учащиеся делают записи, чертят таблицу. Таблицу можно заранее начертить на доске или при помощи мультимедийной установки вывести на экран)

- Какими Миша увидел птиц утром? Зачитайте. Заполните соответствующие строки в таблице.

- Озаглавьте 1 пункт плана. Запишите. (Читают 1 абзац. Заполняют таблицу. Записывают заглавие 1 пункта плана.)

- Как, при помощи чего автор описывает птиц? (При помощи прилагательных.)

- Какими членами предложения являются прилагательные? ( Определениями)

-Как называется средство художественной выразительности, основанное на употреблении определений? (Эпитет)

-Какие эпитеты использует автор для описания птиц? (Перечисляют, заносят в таблицу.)

-Какие ещё изобразительно-выразительные средства использует автор? ( Сравнения)

- Назовите их. Запишите в таблицу. (Называют, заносят в таблицу.)

Работа над 2 и 3 частями текста ведется по той же схеме. В 3 части дети должны сделать лексический разбор слова нетленный.

В результате работы в тетрадях учащихся появляются таблица (смотри ниже) и план текста:

1. Удивительная птица.

2. Необыкновенная птица

3. Огненно-золотые птицы

а) Нетленный огонь

б) Всё сказочное

Признаки

Утро

Вечер

На закате

Изобразительные средства

Оперение

розовое

голубое

золотистое, огненно-золотое

Эпитеты: длинные тонкие (крылья).

Сравнения:

Длинные, тонкие, похожие на гребни волн, волнистые, будто кружевной подол платья.

Эпитеты:

необыкновенная, совершенно голубая.

Сравнения:

как вечернее предзакатное небо.

Эпитеты:

золотые, огненно-золотые, белые.

Сравнения:

как в сказке

Клюв

черный

Голова

с черным пятнышком

Крылья

Длинные, тонкие, похожие на гребни волн, волнистые, будто кружевной подол платья.


- Озаглавьте текст. (Приводят варианты заглавия текста. Обсуждают, записывают.

(Например: «Сказочная птица»).

- Ребята, если бы мы убрали из текста все прилагательные, изменилось бы что-то?

- Определите разряды имен прилагательных из плана к тексту.

- К какому типу речи вы отнесёте этот текст? Объясните почему? (Определяют тип речи: это текст-повествование, т.к. к тексту можно задать вопрос что происходит? и описание, т.к. можно поставить также и вопрос какое?)

- Какого стиля этот текст? Докажите своё мнение. (Определяют стиль текста, объясняют. Это текст художественного стиля, т.к. имеет целью воздействие на читателя, призван показать красоту, необычность птиц - чаек - в разное время суток; тексту присуща образность; используются эпитеты и сравнения.)

- Проанализируем синтаксис и пунктуацию текста. Поскольку в тексте есть повествование, назовите опорные слова, по которым вы будете восстанавливать текст. (Журавли - не видел - излучина - озеро - солнце - костер - стая - сказка - восходы, закаты, ночи.)

- Описывая птиц, мальчик говорит о…? (О признаках.)

- Этот признак один или их несколько? ( Несколько)

- Что он делает с этими признаками? (Перечисляет)

- Как это перечисление мы можем передать на письме? (При помощи однородных членов.)

- Найдите в тексте предложения с однородными членами и объясните пунктуацию при них. (Приводят пример, объясняют постановку знаков препинания.)

- Найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах, объясните пунктуацию, составьте схему. (Называют (последнее предложение), объясняют, рисуют схему.)

- Сделайте пунктуационный разбор предложения, помеченного цифрой 4. Нарисуйте его схему. (Делают пунктуационный разбор предложения (предложение с прямой речью), рисуют схему.)

В) Словарная работа.

- Есть ли в тексте слова, значение которых вам не понятно? Найдите значение этих слов в толковом словаре. (Называют слова (излучина, нетленный), зачитывают толкование этих слов. (Задание заранее выполнено учащимся).

Г) Орфографический диктант:

Не видел, летело, длинные, песчаный, вечернее, солнце, казалось, коснется. (Записывают, находят орфограммы, объясняют правописание.).

Д) Перескажите текст, опираясь на сделанные записи.

3. Итоги урока.

- Скажите, пожалуйста, помогла ли вам проведенная работа в подготовке к изложению? Готовы ли вы писать изложение по этому тексту?

4. Оценки.

Оценивает и комментирует оценку работы каждого учащегося во время урока.

Второй урок (или часть урока) отводится для написания подробного изложения.

5. Домашнее задание.

Опишите удивительную встречу, которая когда-либо произошла в вашей жизни, подробно опишите внешность (человека, животного, птицы), используйте средства художественной изобразительности.

Примечание: Обучение в классе ведется по учебно-методическому комплексу Бабайцевой В.В.

Используется учебник Русский язык. Практика. 6 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений/ Г.К. Лидман-Орлова, А.Ю. Купалова, С.Н. Молодцова и др.; под ред. Г.К. Лидман-Орловой. - 12-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2005.


© 2010-2022