Литературная игра-викторина по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

"Описание материала: Игра-викторина может быть использована на уроках обобщения и контроля знаний текста повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Материал занятия поможет в обобщении и систематизации знаний учащихся по произведению в игровой форме, воспитании умения работать в коллективе, развитии интереса к изучению литературы. "В ходе игры учащиеся путешествуют по станциям: Историческая основа повести, Текстовая станция, Портретная станция, Художественная станция. Работая в группах, ребята...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

«Большелычакская средняя общеобразовательная школа»

Фроловского муниципального района Волгоградской области





ИГРА - ВИКТОРИНА

по повести А.С. Пушкина

«Капитанская дочка»











подготовила

учитель русского языка и литературы

Шахова Анна Ивановна



Большой Лычак

2014 г

ЦЕЛИ: обобщение и систематизация знаний учащихся по произведению в игровой форме,

воспитание умения работать в коллективе, развитие интереса к изучению литера-

туры.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Сообщение темы и целей.

2. Вопросы викторины:

а) Историческая основа повести

- Что послужило мотивом к написанию повести «Капитанская дочка» для Пушкина?

- Какие исторические лица встречаются в повести?(Пугачев, Екатерина III)

- Когда было написано произведение?(19 октября 1836 г)

- Встречается в повести вымысел автора?

- Кто послужил прототипом главного героя?

б) Текстовая станция

1) «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась…»

- О ком говориться в этом отрывке?

Что можно сказать о жизни героя?

Что изменилось в жизни его?

2) «Дорожные размышления мои были не очень приятны… Я не мог не признаться в душе, что поведение моё в Симбирском трактире было глупо, и чувствовал себя виноватым перед Савельичем »

- Почему размышления героя были неприятны?

Что его так удручало?

3) «… Народ повалил на площадь; нас погнали; туда же»; «Нас потащили по улицам; жители выходили из домов с хлебом и солью»

- Какое событие описывается?

О чём нам говорят названия действий, которые совершаются народом и офицерами,

защищавшими крепость?(отношение народа к Пугачёву и дворян)

4) «Я увидел на краю неба белое облачко, которое принял было за отдалённый холмик. Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран…»

- Что подразумевает(олицетворяет) автор под надвигающейся бурей?

Вестником чего является буран?(буран - символ)

5) «Пугачёв был, видно, в припадке великодушия. Он отворотился и отъехал, не сказав более ни слова. Шайка выступила из крепости в порядке. Народ пошёл провожать Пугачёва »

- Какой момент описан?

Как характеризуют слова отношение героя к Пугачёву и его соратникам?

6) «Рост его небольшой, лицо имеет смуглое и худощавое, нос с горбом… левый глаз щурит и часто им мигает. Волосы на голове чёрные, борода чёрная же, но с небольшой сединою. Платье имеет: шубу плисовую малиновую, да и шаровары такие же; шапку казачью»

- Чья внешность описана?

в) Портретная станция

- Дать характеристику любого героя, выделяя в нём самое главное (задание дается заранее)

г) Художественная станция

- Что вы можете сказать о мастерстве построения произведения? (симметрично)

- Покажите краткость языка в картине бурана.

- Посмотрите последние полторы странички в главе VIII. Сравните речь Гринева и

Пугачёва.

- Почему Пугачёв во время разговора в кибитке на совет Гринева, принести

повинную, отвечает калмыцкой сказкой? В чём её смысл?

- Почему за столом во время пира у Пугачёва поют песню «Не шуми, мати, зеленая

дубравушка»?

- Предложить 1-2 эпиграфа к главам и ответить на вопрос, как они связаны с

содержанием главы?

- Почему большинство эпиграфов взято из народного творчества?

д) Итоговые вопросы

- «Капитанская дочка» - роман или повесть?

- В этом произведении автор: а) высказывается от своего лица; б) не высказывается;

д) делает резкие замечания?

- Идейный и художественный центр «Капитанской дочки» олицетворяет: Гринев

или Пугачёв?

- В раскрытии образа Пугачёва особую роль играет: а) фольклор; б) сцена на

военном совете?

- Каков замысел повести?

(Показать противоречия возникающие между политическими и этическими

вопросами в судьбах его героев. Сложные вопросы гуманизма, свободы и независимости человеческой личности, вопросов чести, нравственности, долга)

3. Подведение итогов.



Список использованной литературы


  1. А.С. Пушкин. Капитанская дочка

  2. В.Я. Коровина. Пушкин в школе

© 2010-2022