- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Интегрированный урок Преодоление судьбы в жизни и в произведениях М. Горького
Интегрированный урок Преодоление судьбы в жизни и в произведениях М. Горького
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сергеичева Н.Ю. |
Дата | 31.07.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 55
КАНАВИНСКОГО РАЙОНА Г.НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Интегрированный урок в 11 классе
(литература, обществознание и краеведение)
по теме: «Преодоление судьбы в жизни и в произведениях М.Горького»
Авторы:
Журбина Людмила Валентиновна,
учитель русского языка и литературы высшей категорииМБОУ СОШ №55 г. Н.Новгорода
Сергеичева Наталья Юрьевна,
учитель истории и обществознания высшей категории
МБОУ СОШ №55 г. Н.Новгорода
Нижний Новгород
2014
Оглавление
-
Технологическая карта урока
-
Ход урока
-
Конспект урока
-
Литература
-
Приложения (1-4)
Технологическая карта урока
Тема: Преодоление судьбы в жизни и в произведениях М.Горького
Целевая группа: учащиеся 11 класса
Интегрированные дисциплины:
литература
обществознание
краеведение
Продолжительность занятия: 90 минут
Тип урока: урок преемственности и формирования новых знаний
Форма урока: проблемный урок
Цель занятия: увидеть М.Горького не только как писателя, но и как философа и понять его восприятие человека и его возможностей
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с различными философскими концепциями человека и судьбы;
- обобщить и расширить сведения о жизни и творчестве М.Горького;
- активизировать познавательную активность учащихся
Развивающие:
- развитие умения анализировать литературное произведение, используя внутри и межпредметные связи;
- сопоставлять, выделять главное, обобщать;
- приводить примеры, формировать умения работы с различными типами источников;
Воспитательные:
-воспитание ответственности за свою судьбу, гордости за свой край;
- формирование навыков сотрудничества в решении проблемных задач.
Планируемые образовательные результаты:
1. Усвоение учащимися знаний:
- Невозможность «единственно правильной» трактовки произведения Горького вследствие неоднозначности и противоречивости самого писателя;
- понимание механизмов формирования личности как результата деятельности индивида в социуме
2. Учащиеся должны продемонстрировать умения:
- осуществлять поиск, отбор, систематизацию и комплексный анализ сформированного блока информации для создания собственного информационного продукта;
- сопоставлять, сравнивать различные версии и оценки явлений, процессов, поступки личностей;
- анализировать информацию в разных знаковых системах (текст, фото- и аудиовизуальный ряд и т.д.);
- устанавливать причинно-следственные связи, противоречия между социальными процессами и явлениями;
- определять собственную позицию по отношению к изучаемому материалу;
- убедительно аргументировать, доказывать свою точку зрения;
- устанавливать межпредметные связи, применяя в новых ситуациях умения для решения различного типа заданий, отражающих сформированность соответствующих компетентностей;
- реализовывать сотрудничество в различных формах организации, осознавая ответственность за результат общего дела.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный, частично-поисковые, исследовательские
Формы организации учебной деятельности учащихся:
- индивидуальная;
- групповая;
- фронтальная
Междисциплинарные и внутридисциплинарные связи:
Литература - ранее изученные произведения:
7 класс - повесть М.Горького «Детство»;
10 класс - пьесы Островского, Ф.М. Достоевский «Бедные люди»;
11 класс - ранние романтические произведения М.Горького
Краеведение
8 класс - Н.Новгород в к.19-н.20 в.
Обществознание - опора на ранее изученные темы:
8 класс - «Человек», «Деятельность»;
9 класс - «Духовная культура»;
10 класс - уроки с изучением аксиологии
Средства обучения:
1.Технические средства обучения:
(компьютер с лицензионным программным обеспечением;
мультимедийный проектор, экран)
2. Фрагменты театральных и кинопостановок пьесы М.Горького «На дне»
3. Раздаточный материал (см.Приложения)
Формируемые УУД:
I. Организационный момент, мотивация
Личностно-регулятивные:
- умение мобилизовывать свои личностные качества и ученические способности в ситуации начала деятельности;
-умение устанавливать целевые приоритеты
Познавательные:
- восприятие проблемы
Коммуникативные:
- умение слушать и слышать друг друга;
- умение вступать в диалог
II. Этап целеполагания
Личностно-регулятивные:
- готовность к самообразованию;
- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
- освоение общекультурного наследия России
Познавательные:
- выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;
- уяснение сущности исследовательской работы как показателя успешности учебной деятельности
Коммуникативные:
- умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи;
III. Этап актуализации знаний
Личностно-регулятивные:
- умения осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их;
Познавательные:
- воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи;
Коммуникативные:
- реализация практических навыков в индивидуальной и коллективной деятельности;
- умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонента образом.
IV.Этап введения нового материала (исследовательский этап)
Личностно-регулятивные:
- умение удерживать цель в учебном процессе;
- умение редактировать текст ответа;
- умение осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия;
Познавательные:
- формирование навыков решения практической задачи (формулирование тезиса, вывода и т.д.)индивидуальным образом;
- поиск информации;
Коммуникативные:
- установление рабочих отношений, эффективное сотрудничество и способствование продуктивной кооперации;
- интеграция в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в условиях решения предметной задачи;
VI. Этап закрепления ЗУН (этап фиксации УУД)
Личностно-регулятивные:
- самостоятельное применение знаний в новой ситуации;
- рефлексия, коррекция, самокоррекция
Познавательные:
- умение редактировать текст ответа, строить логическую цепочку рассуждений;
- осуществлять поиск информации
Коммуникативные:
- формулирование вопросов для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером, учителем
- адекватное использование речи для планирования и коррекции деятельности и результатов выполнения предметной задачи
VII. Проектирование выполнения домашнего задания (комментирование)
Личностно-регулятивные:
- умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
- умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- способность к самоанализу результатов и оценки готовности к выполнению заданий разного уровня сложности
Познавательные:
- формирование навыков составления предметного портфолио с целью накопления вспомогательного материала, способствующего системной подготовке к итоговой аттестации учащихся
Коммуникативные:
- отображение в речи содержания совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи
VIII. Этап рефлексии
Личностно-регулятивные:
- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата
На каждом этапе урока приводится в действие технология здоровьесбережения.
Эффективность реализации данной технологии обеспечивается соразмерностью выбора:
видов деятельности - учебным задачам;
учебных задач - инструментарию их выполнения учащимися
инструментария выполнения учебных задач - видам деятельности на уроке;
видов деятельности - содержанию теоретического материала.
Ход урока
Литература
Обществознание/Краеведение
I. Организационный момент, мотивация
-
Вступительное слово учителей литературы и обществознания.
Тезаурус
II. Этап целеполагания
-
Постановка проблемы
«Писатели-демократы считали, что человек рождается человеком, а личностью становится. А Лев Толстой полагал, что человек рождается животным, а человеком становится всю жизнь.
К какой позиции ближе М.Горький?»
III. Этап актуализации знаний
-
Ведение в историко-
литературный контекст (учитель)
Выступление первой группы учащихся с докладом «Биография М.Горького на фоне социально-экономического положения России на рубеже 19-20 вв.»
-
Литературоведческий
комментарий учителя
-
Фронтальное задание для
учащихся
(использование внутрипредметной и межпредметной интеграции и приема систематизцаии и обобщения знаний)
IV.Этап введения нового материала (исследовательский этап)
6.Краеведческий комментарий учителя
Выступление второй группы учащихся «Биографичность прозы. Прототипы героев»
(опора на материал - Горький и Н.Новгород)
-
Работа с документами
(фотографии, репродукция, высказывание современника) с целью выполнения аналитического задания
(использование внутрипредметной и межпредметной интеграции и приема систематизации и обобщения знаний)
-
Философский комментарий
учителя
-
Выступление третьей группы
учащихся с докладом «Философские и мифологические концепции личности и судьбы»
-
Замечание учителя о
неоднозначности восприятия пьесы «На дне»
-
Мотивированное чтение
предложенных учителем фрагментов пьесы с целью выбора аргументов по теме исследования
(использование межпредметной интеграции и приема систематизации и обобщения знаний)
-
Постановка промежуточного
проблемного вопроса о неоднозначности личности писателя, отраженной в произведении
-
Мотивированное чтение
предложенных учителем фрагментов пьесы с целью осмысления взаимосвязи писателя и героев
-
Выступление четвертой группы
учащихся с докладом «Различные трактовки конфликта и финала драмы в театральных и кинопостановках»
VI. Этап закрепления ЗУН (этап фиксации УУД)
-
Просмотр фрагментов фильмов
и спектаклей для выявления разных подходов режиссеров к авторскому тексту
-
Выполнение учащимися
задания по просмотренным фрагментам
-
Подведение итогов Написание итоговой творческой мини-работы учащихся по проблемному вопросу.
VII. Проектирование выполнения домашнего задания (комментирование)
-
Домашнее задание
VIII. Этап рефлексии
Конспект урока
-
Вступительное слово учителя литературы
На уроках литературы мы уже не раз говорили об органической связи литературы вообще и русской литературы в частности с философией. В центре внимания философов - проблема человека (теория личности, развитие личности). По Горькому, литература - это «человековедение».
На рубеже веков в литературе происходит активный процесс поиска сильной личности (вспомните: в 19 веке так много внимания уделялось именно слабостям человека, влиянию окружающего мира на человеческую личность, части деформирующего внутренний мир человека). Новому времени потребовался новый герой - не думающий о себе, готовый встать во главе масс, пожертвовать собой.
Но как воспитать такого человека? И возможно ли вообще воспитать сильную личность или это уже должно быть врождённым свойством человека? И вообще - что означает развитие человека, его становление в процессе жизни?
-
Предъявление учащимся проблемного задания
«Писатели-демократы считали, что человек рождается человеком, а личностью становится. А Лев Толстой полагал, что человек рождается животным, а человеком становится всю жизнь.
К какой позиции ближе М.Горький?»
-
Ведение в историко-литературный контекст.
Максим Горький представлял собой новый тип писателя, рождённого самой эпохой. Среди сквозных тем его творчества, пожалуй, на первом месте стоит тема России - познания того мира, того пространства, в котором ты живёшь. Три странствия по Руси, пристальное внимание к тем людям, низовым, «пропащим», мимо которых проходила большая литература (а они составляли немалый слой народа), тема разламывающейся и обновляющейся страны, «выламывание» человека из сословных рамок - всё это мир Горького. Мир, который он познавал и который его создавал.
Выступление первой группы учащихся с докладом по предварительному заданию «Биография М.Горького на фоне социально-экономического положения России на рубеже 19-20 вв.»
(ученики характеризуют социально-экономическое положение России на рубеже веков, кратко рассказывают о жизненных испытаниях М.Горького, о его семье - подробнее о судьбе деда, двоюродного брата. В ходе доклада привлекается материал, собранный во время экскурсий по горьковским местам Н.Новгорода, демонстрируются соответствующие слайды из презентации)
-
Литературоведческий комментарий
Литераторы 19 века многообразно показали, как бывает сломан жизнью человек. Горький же ставит перед собой другую задачу - показать, как сопротивляются обстоятельствам увиденные им люди. И в культуре, и в историческом процессе для писателя главным всегда оставалась не гармония человека и мира, а стремление к преобразованию действительности, к победе над обстоятельствами. Люди деятельные, волевые, крепкие, готовые преодолеть любые препятствия, всегда были ближе Горькому, нежели «нытики», праздные мечтатели, созерцатели…
-
Фронтальное задание
Учащимся предлагается следующее задание: «Лойко и Радда, Ларра и Данко соответствуют представлениям Горького о волевом и сильном человеке. Почему же так неоднозначно отношение к ним писателя?»
(Ответы детей, комментарий учителя)
-
Краеведческий комментарий
Целью комментария учителя является установление связи героев произведений и людей, встречавшихся писателю в жизни
Выступление второй группы учащихся «Биографичность прозыМ.Горького. Прототипы героев»
(целью исторического «расследования» было установить реальные прототипы героев романов «Мать» и «Фома Гордеев», пьес «Васса Железнова», «На дне», повести «Детство», восстановить хронотоп событий этих произведений. Демонстрация слайдов презентации)
-
Работа с документами
а) Учащимся предлагается рассмотреть фотографии волжских босяков, сделанные на рубеже веков нижегородскими фотохудожниками Карелиным и Дмитриевым, а также репродукцию картины Репина «Бурлаки на Волге»
и ответить на вопрос: «Есть ли что-то в их облике, говорящее нам об их желании изменить свою судьбу?» (Приложение 2)
(Ответы учащихся, комментарий учителя краеведения о типичной для нашего города в изучаемый период социальной прослойке, именовавшейся здесь «золотая рота», «бывшие люди». Напоминание о виденных во время экскурсии в дом деда Каширина его бурлацкой лямке и сумке как уроке своим детям о возможностях «выламывания из среды», преодоления социальных рамок.
б) Учащиеся знакомятся с высказыванием нижегородского миллионера-мецената Н.Бугрова (строителя одной из известнейших в свое время ночлежек), который, узнав, что Горькому приходилось жить в ночлежках, сказал ему: «…что в ночлежках жили вы, - это мне слишком удивительно. Потому что я привык думать: из этого дома, как из омута, никуда нет путей».
Бугровская ночлежка в Нижнем Новгороде
Из презентаций учащихся
Предлагается ответить на следующие вопросы:
-
Что удивило Бугрова в этом факте биографии Горького?
-
Почему он так привык думать?
-
Насколько типично такое мнение о «падших» людях? Подтвердите свое мнение примерами из русской классики
(рассуждения о законах жизни в пьесах «Гроза» и «Бесприданница» А.Н.Островского, повести «Бедные люди» Достоевского и т.д.).
-
Философский комментарий
Не только литературные герои спорили о возможности изменить жизнь, подчинив себе судьбу, но и философы многие века размышляли над этой проблемой. Судьба представлялась, да и сегодня порой представляется, всемогущей, часто недоброй силой, перед которой человек ощущает себя жалким и беспомощным и которой бессмысленно противостоять и противиться. Часто стремление делать по-своему, добиваться своего сочетается с опасением «как бы чего не вышло», с мыслью «лучше не гневить судьбу». Но в русском языке наряду с пессимистическим «все от Бога» есть и другие выражения «бросить вызов судьбе», «смотреть судьбе в глаза», можно сказать «бороться с судьбой». Случайно ли это? Как менялись представления людей о судьбе - на эти вопросы нам поможет найти ответы
мини-исследование третьей группы
Выступление третьей группы учащихся
Учащиеся знакомят одноклассников с результатом своего мини-исследования по теме «Философские и мифологические концепции личности и судьбы»
(этимология слова «судьба» в русском языке, представления древних славян, греков, римлян о ее значении для человека; взгляды деятелей эпохи Возрождения и Просвещения)
(комментарий учителя обществознания)
-
Замечание учителя о неоднозначности восприятия пьесы «На дне»
Одним из самых сложных для понимания с самых первых постановок и до сих пор является такое небольшое произведение Горького, как «На дне», социально-философская драма. Уже первые спектакли в Художественном театре становились поводом для ожесточённых споров о том, кто из героев действительно выражает авторскую позицию. Есть много замечаний самого писателя о своих героях, но характерно, что с течением времени эти оценки очень менялись: Горький объяснял, как надо воспринимать героев, всё жестче высказываясь о своём Луке. Очень интересно следить за тем, как Станиславский намечал путь «снижения» героя (которого многие и зрители, и критики сначала воспринимали как выразителя авторской правды): «хитро поглядывая», «коварно улыбаясь», «видно, что врёт».
Широкий резонанс пьеса получила и за рубежом, особенно в странах с высокой степенью расслоения населения. Например, в Германии в 20-х годах пьеса в одном из театров шла без перерывов 500 вечеров! При полных залах! Со сцены люди в зале слышали свои мысли о свободе и несвободе, о возможностях человека… И хотя главных антагонистов в пьесе двое, но у каждого героя есть своё видение нашего мира и роли человека в нём.
11.Мотивированное чтение предложенных учителем фрагментов пьесы с целью выбора аргументов по теме исследования
Учащиеся читают эпизоды пьесы (Приложение 3)с целью найти ответ на вопрос:
«Какие философские концепции судьбы нашли свое отражение в позиции героев этой пьесы?»
-
Постановка промежуточного проблемного вопроса
Исходя из всего вышесказанного, из всех приведённых вами примеров мы можем сделать вывод, что пьеса (как, впрочем, и многие другие произведения Горького!) не имеет единственно правильного прочтения. Чем же это вызвано? Противоречивость личности самого писателя сказалась в его творении. Такой разброс мнений, причём обоснованных, подтверждённых своим жизненным опытом, свидетельствует и о неоднозначности личности писателя, отраженной в разных героях произведения. Многие исследователи его творчества отмечали, что Горький, может быть, самый противоречивый писатель ХХ века. На разных поворотах своей нелёгкой судьбы он и восхищался «вседозволенностью» сильной личности, и убеждался, что без культуры, «без закона» человек просто зверь, и видел необходимость доброты и сострадания к слабому человеку, и переполнялся презрением к тупому самодовольству ограниченности…
Задание: «Приведите примеры отражения личности Горького в его героях с разнящимися представлениями о человеке».
(Предлагается обратить внимание на первое знакомство с героями - их утренний разговор; начало третьего действия - до появления Василисы; начало четвёртого действия - до монологов Сатина.)
-
Мотивированное чтение предложенных учителем фрагментов
пьес с целью осмысления взаимосвязи писателя и героев
Учащиеся работают по тексту. Кроме того, для лучшего представления о писателе раздаются листы с цитатами.
14. Выступление четвертой группы учащихся
Эта группа учащихся знакомит с результатом своего исследования по теме «Различные трактовки конфликта и финала драмы в театральных и кино-постановках»
(учащиеся исследовали историю постановок пьесы на различных сценах России и других стран, а также кинопостановок с целью выявить режиссерскую позицию по отношению к поднятым в пьесе проблемам)
Кадры из к/ф «Без солнца» (Франция, 1936, реж.Ж.Ренуар)
«На дне» (СССР, 1987, реж.Ю.Карасик)
«На дне» («Современник», 1972, Г.Волчек)
15.Просмотр фрагментов фильмов и спектаклей
Участники 4 группы подготовили подборку наиболее интересных, с их точки зрения, видеофрагментов-финалов для выявления разных подходов режиссеров к авторскому тексту.
16. Выполнение учащимися задания по просмотренным фрагментам
Задание: «Какой финал вам представляется наиболее органичным мировосприятию писателя?»
(Ответы учащихся)
17. Подведение итогов урока
Итоговый комментарий учителей с целью помочь учащимся найти решение поставленному в начале урока проблемному вопросу.
Написание итоговой творческой мини-работы учащихся по главной проблеме урока.
18. Домашнее задание.
Подготовьте с опорой на текст рассказ о том, как персонажи пьесы попали на дно жизни. Кого (что) они в этом обвиняют? Используя обществоведческие знания, предложите свое объяснение причин низкого социального статуса героев.
Литература:
1. В.Блохина, Л.Лебединская. М.Горький в родном городе. Горький, Волго-Вятское кн. изд-во, 1976
2. А.Н.Семенов, В.В.Семенова. Русская литература ХХ века в вопросах и заданиях. Москва, «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001
3. История русской литературы. Том четвёртый. Литература конца Х1Х - начала ХХ века (1881-1917). Ленинград, «Наука», 1983
4. В.Акимов. На ветрах времени. Ленинград, 1981
5. Русская литература ХХ века. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. В.В.Агеносов и др., часть 1. Москва, «Дрофа», 2005.
6. Н.И.Шевченко. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания.-М.: Русское слово. 2012.
7. Т.Н. Трунцева. Аттестация педагогов: проектирование программы саморазвития. М.:ВАКО, 2013.
Интернет-источники:
foto-history.livejournal.com/2953615.html
rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1485030
rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1416087
ru.wikipedia.org/wiki/%CD%E0_%E4%ED%E5
slovari.yandex.ru/
Приложение 1.
Тезаурус
Человек - высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек-предмет изучения различных областей знания: социологии, психологии, физиологии, педагогики, медицины и др. Перерабатывая многообразные данные этих наук, философия даёт им определение истолкование и осмысление.
Судьба - совокупность всех событий и обстоятельств, которые предопределены и в первую очередь влияют на бытие человека или народа ; предопределённость событий, поступков; рок, фатум; высшая сила, которая может мыслиться в виде природы или божества;
Личность - особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
Приложение 2
И.Е.Репин.Бурлаки на Волге
Приложение 3
Рабочий лист с цитатами о писателе, его героях:
Из письма А.М.Горького (1909 г.): «Человек - дрянь, если в нем не бьется живое сознание связи своей с людьми, если он готов пожертвовать товарищеским чувством - самолюбию своему».
Одно из писем 1900 г.: «…моя задача - пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни - самое лучшее, самое значительное… и что кроме него - нет ничего достойного внимания»
Из заключительной части трилогии «Мои университеты»: «Я очень рано понял, что человека создаёт его сопротивление окружающей среде».
Владислав Ходасевич писал о Горьком: «Вся жизнь его пронизана острой жалостью к человеку, судьба которого казалась ему безвыходной. Единственное спасение человека он видел в творческой энергии, которая немыслима без непрестанного преодоления действительности - надеждой. …способность к мечте, дар мечты - приводили его в восторг и трепет. Создание какой бы то ни было мечты, способность увлечь человечество он считал истинным признаком гениальности, а поддержание этой мечты - делом великого человеколюбия».
Критик В.А.Поссе писал в 1898 г.: «Горький - это живительный протест против скуки и покоя общинно-деревенской русской жизни… Стремление к подвигу ради подвига, поклонение силе как силе особенно ясно выражено в поэме «Макар Чудра» и в двух стихотворениях в прозе: «Песня о Соколе» и «Сказка и Чиже».
Лев Толстой говорил Максиму Горькому: «…очень странно, что вы всё-таки добрый, имея право быть злым. Да, вы могли быть злым. Вы крепкий, это хорошо…»
Приложение 4
Фрагменты презентаций учащихся
22