Доклад по теме «Устная коммуникация - один из важнейших путей социализации воспитанников с нарушением слуха»

Проблемы, стоящие перед педагогами чрезвычайно сложны, так как у неслышащих школьников часто отсутствуют мотивы общения, при наличии общения отсутствуют средства общения. Если есть средства, то их сложно реализовать,  наконец, очень узок круг участников общения. Поэтому коллектив школы практикует создание речевой среды и условия для самовыражения неслышащих учеников в рамках речевой деятельности.   Вся  учебно–воспитательная работа в нашем учреждении подчинена решению проблемы развития и соверше...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Устная коммуникация - один из важнейших путей социализации воспитанников с нарушением слуха».

Общение является важнейшим фактором развития ребенка. Но есть особенности построения взаимоотношений с окружающими у детей с нарушением слуха.

Цель педагогики - нормализация общения ребенка с нарушением слуха с окружающими.

Задача - формирование и развитие коммуникативной компетенции как основной жизненной компетенции для ребенка с нарушениями слуха.

В школе-интернате используется современная качественная звукоусиливающая аппаратура, компьютерные программы, мультимедийный проектор, индивидуальные слуховые аппараты. Коллективом ведется работа по формированию навыков коммуникативной компетенции у учащихся с нарушением слуха. Ведется работа по формированию у учащихся самосознания в повышении уровня речевого общения и побуждения его к совместной практической деятельности. Коммуникативная направленность обеспечивает увеличение письменных инициативных работ учащихся. Устраиваются встречи с ветеранами войны и труда, со слышащими сверстниками.

По мнению Л.С. Выготского, общение является важнейшим фактором развития ребёнка. Подчёркивая в своих работах мысль о единстве закономерностей нормативного и аномального развития, он говорит об особенностях построения взаимоотношений с окружающими у аномальных детей. По мнению учёного, физический или интеллектуальный дефект аномального ребёнка создаёт почву для возникновения препятствий в формировании и развитии общения детей с окружающими, в установлении широких социальных связей. «Дефективный ребёнок есть, прежде всего, особый ребёнок, к нему складывается исключительное, не обычное, не такое, как к другим людям, отношение. Его несчастье раньше всего изменяет его социальную позицию, социальную установку в среде. Все связи с людьми, все моменты, определяющие место человека в социальной среде, его роль и судьбу как участника жизни, все функции общественного бытия перестраиваются», - пишет Л.С. Выготский. Все это в свою очередь обуславливает недоразвитие высших психических функций, которые при нормальном течении дела возникают «… непосредственно в связи с развитием коллективной деятельности ребёнка». В качестве первоочередной цели лечебной педагогики автор выдвигал задачу социальной компенсации дефекта, нормализации общения аномального ребёнка с окружающими. Он отмечал, что возможность устранения ближайшей причины недоразвития высших психических функций открывает перед педагогикой большие перспективы.

Немногочисленные исследования по проблеме социального развития детей с ОВЗ свидетельствуют об их отставании в коммуникативном развитии. У детей на разных возрастных этапах развития снижена потребность в общении. У старших дошкольников и младших школьников преобладает стремление к общению с взрослым с целью привлечения его внимания к себе, оценки результатов деятельности. Для детей подросткового и юношеского возрастов характерна прагматическая направленность общения с взрослым. Исследователи отмечают и проблемы этих детей, возникающие при овладении речевыми и неречевыми средствами общения с окружающими, что затрудняет процесс их межличностного взаимодействия, подталкивает к аффективным проявлениям в коммуникациях.

К настоящему времени в отечественной сурдопедагогике сложилась целостная система формирования устной речи как одного из факторов полноценного развития неслышащего ученика, наиболее полной его социальной адаптации. (С.А. Зыкова, Т.С. Зыкова, К.А. Волкова, Е.П. Кузьмичёва, Н.Д.Шматко, Н.Д.Яхнина, Ф.Ф. Рау, Л.П. Носкова, Н.Ф. Слезина)

На счету отечественной сурдопедагогики важные завоевания, свидетельством которых служит успешный труд выпускников школы на производстве, число неслышащих, продолжающих обучаться со слышащими.

Необходимо сформировать у детей с нарушениями слуха представления о качествах личности, эмоциональных свойствах, о нормах поведения. Нужно научить таких детей видеть проявления этих качеств в поведении других людей, как детей, так и взрослых, формировать умение понимать поступки окружающих людей, дать им для этого эталоны оценки. Формировать у детей с нарушениями слуха адекватную самооценку, являющуюся, с одной стороны, основой регуляции собственного поведения, с другой стороны, залогом успешного установления межличностных отношений.

Учитывая значимость устной речи в развитии неслышащего школьника, важность активизации устной коммуникации неслышащих со слышащими в современном обществе, возникла необходимость совершенствования методов обучения восприятию и воспроизведению устной речи с учётом состояния слуховой функции, уровня речевого развития и психофизических особенностей учеников.

С.А. Зыков утверждал, что для неслышащих посильно среднее, и даже высшее образование. Эта мысль подтверждается результатами обучения. В нашей школе было много выпусков и у ребят вырабатывается сознательное отношение к занятиям, выбору профессии.

Вся учебно-воспитательная работа в нашем учреждении подчинена решению проблемы развития и совершенствования системы обучения и воспитания неслышащих школьников в целях формирования коммуникативной компетенции учащихся.

Немаловажным фактором осуществления этой задачи стало необходимость использования современной качественной звукоусиливающая аппаратура, компьютерных программ, например «Видимая речь», мультипроекты, индивидуальный слуховой аппарат.

Обучение речевой деятельности шире, чем задача обучения языку как системе, чем обучение речи как процессу её реализации, чем обучение речевым умениям для овладения языком.

Коммуникативная компетенция - деятельный подход к развитию речи означает не просто речевую практику, не просто речевую активность, не речь как процесс индивидуального пользования языком, а как речевую деятельность со всеми присущими ей характеристиками.

Ведущая задача педагогического коллектива нашей школы сегодня - поиск резервов, повышения качества учебно-воспитательного процесса, в первую очередь формирование коммуникативной компетенции учащихся.

В младших классах результат достигается за счёт усиления речевого и общего развития неслышащих. Коммуникативная направленность определяется в основном содержанием учебного процесса, видами, методами и формами речевой деятельности неслышащих учащихся младших классов. В начальном звене закладывается прочный фундамент развития коммуникативной компетенции.

Где речь оказывается необходимой «для других», здесь действуют такие факторы, как потребность в общении, связь с деятельностью, речевая среда, наличие адресата, к которому обращена речь. Действие коммуникации распространено не только на формирование диалогической речи, но и на все разделы обучения языку и на другие общеобразовательные предметы.

Фактор, имеющий важное значение на всех годах обучения - развитие слухового восприятия неслышащих школьников, учитывая значимость устной речи в развитии неслышащего ученика, важность устной коммуникации неслышащих со слышащими в современном обществе, возникла необходимость формирования коммуникативной компетенции глухих школьников, потому что наши неслышащие не стремятся в среду слышащих, а остаются в среде себе подобных.

Основными задачами по формированию навыков коммуникативной компетенции у детей с нарушением слуха являются:

- отработка техники и приёмов общения;

- сообщение, обсуждение, систематизация теоретических знаний;

- формирование навыков взаимопонимания;

- обучение преодолению стереотипности поведения;

- овладение культурными языковыми нормами.

Проблемы, стоящие перед педагогами чрезвычайно сложны, так как у неслышащих школьников часто отсутствуют мотивы общения, при наличии общения отсутствуют средства общения. Если есть средства, то их сложно реализовать, наконец, очень узок круг участников общения. Поэтому коллектив школы практикует создание речевой среды и условия для самовыражения неслышащих учеников в рамках речевой деятельности.

Ведётся работа по формированию у учащихся самосознания в повышении уровня речевого общения и побуждения его к совместной практической деятельности.

Коммуникативная направленность обеспечивает увеличения письменных инициативных работ учащихся. Встречи с ветеранами войны и труда, со слышащими сверстниками.

Отзывы и заметки в ежемесячную газету школы «Наша жизнь» и классные газеты.

Оформление приглашений и поздравительных открыток к знаменательным датам. Выступление и защита учебных исследовательских работ перед комиссией, рефераты, доклады, классные часы.

Экскурсии с последующим описанием. Проверка итоговых работ ориентирует педагога не только на конкретные цели и задачи экскурсий, но и на особенности общего и речевого развития неслышащих школьников. Материалы, собранные детьми во время экскурсий, используются для выпуска стенгазет, в работе кружков, для оформления учебно-методической базы кабинета биологии и географии.

Психологи утверждают, что ведущей характеристикой компетенции личности, следует считать не «выдающиеся способности» (интеллект, креативность и др.), а её мотивацию - жизненные цели. Работы учащихся над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать своё, что - то оригинальное.

Устная форма словесной речи неслышащего, несмотря на то, что мы обеспечены звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования, индивидуальными слуховыми аппаратами и специальной программой формирования произношения и развития слухового восприятия, всё ещё остаётся труднодоступной значительной части наших воспитанников.

Тем не менее, при соответствующих организационно - методических условиях на слухо - зрительно - тактильно - вибрационной основе, с использованием специальной методики обучения методов, ориентированных на устную коммуникацию у неслышащих школьников до известной степени формируются речевой слух и словесная речь в устной форме при удовлетворительной внятности.

К настоящему времени в системе обучения неслышащих учеников навыкам коммуникативной компетенции применяем все формы учебного диалога: на предметных уроках, индивидуальных занятиях, музыкальной ритмике и уроках социально - бытовой ориентировки.

Основу культурного общения составляет гуманное отношение человека к человеку. На уроках социально - бытовой ориентировки учащиеся овладевают нормами культуры. Культурное общение, вежливость потенциально несёт в себе огромные возможности для формирования навыков коммуникативной компетенции, социального и речевого развития школьников.

Совместная деятельность неслышащего ученика с товарищами, учителем порождает мысль, формируя речевое высказывание. Воспитывает, развивает, побуждает потребность говорить, расширяет словарный запас глухого ученика. Происходит процесс овладения коммуникативными умениями (спросить, сообщить, попросить ит.д.). Появляется желание и умение контролировать качество и точность своей речевой деятельности.

В одном занятии социально - бытовой ориентировки объединяется работа по разным направлениям, в частности:

- познавательная культура;

- коммуникативная культура.

В работе используются такие темы как: «Приём гостей», «Общение со слышащими», «Культура поведения и общения за столом», «Формы общения с руководителями школы», «Формы общения с руководителями предприятия».

Неслышащий ученик овладевает устной речью в процессе специального педагогического воздействия. В процессе речевого общения реализуются приобретённые произносительные умения и навыки.

Чтобы процесс общения был интересным для неслышащих, коллектив школы создаёт мотивированную ситуацию словесного общения.

Особое внимание уделяется воспитанию у неслышащего школьника потребности общения словесными средствами и ЗУА.

Существенную помощь в этом оказывают:

- Предметные недели;

- Конкурсы чтецов;

- Школьные праздники.

Основная цель мероприятий состоит в практической реализации произносительных навыков школьников с нарушенным слухом посредством театрального искусства, воспитании активной творческой личности, так как театральная деятельность интересна, любима, наиболее близка и доступна школьнику, поскольку в основе её лежит игра, которая, по убеждению Л.С. Выготского, является корнем всякого детского творчества.

Для школьника с нарушенным слухом, как и для слышащего ученика, игра является основой для развития воображения, образного мышления, речевого общения. При создании адекватных условий и правильной организации в игре происходит как коррекция отдельных психических функций, так и формирование личности ребёнка в целом.

Общение - это сложный многогранный процесс, овладение которым имеет свои трудности.

Коллектив школы в процессе обучения старается учесть один из основных мотивов учащихся - стремление к общению, побуждающий к совместной деятельности.

Сегодня мы убеждены в том, что значимость умения общаться, чрезвычайно важна и определяет в большей степени дальнейшее развитие неслышащего школьника, так как коммуникативная компетенция - это умение принимать и передавать информацию в основе общечеловеческой культуры.

© 2010-2022