Урок «Мое упование души (по рассказу Б. Шергина «Для увеселения»)»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы

(7 класс, региональный компонент).

«Моё упование в красоте души»

по рассказу Б. Шергина «Для увеселения».

Цель урока: создать условия для осознания учащимися духовных ценностей в жизни человека.

Задачи урока:

  1. Развивать умения определять жанр произведения, его композицию.

  2. Развивать эмоциональное восприятие художественного текста.

  3. Показать на примере главных героев произведения, в чём заключается духовная красота человека.

  4. Расширять лексический запас, обогащать речь.

Оборудование: тексты рассказа Б. Шергина «Для увеселения», иллюстрации, музыкальное оформление (Дворжак «Ноктюрн №8»). На доске - тема урока, эпиграф:

«Русский народ - народ-художник» (Б. Шергин), основные признаки рассказа и сказания как жанра.

Предварительная подготовка учителя:

  1. Разделить класс на группы для работы по следующим темам: а) словарная работа, б) композиция, микротемы, в) изобразительно-выразительные средства.

  2. Оказать консультационную помощь каждой группе.

Предварительные задания для учащихся: общее - прочитать рассказ Б. Шергина «Для увеселения»; индивидуальные:

  1. выразительное чтение отрывков:

а) «Оставалось ножом на доске процарапать…» до слов: «И эпитафию они себе слагают в торжественных стихах»

б) «И вот слышим…»;

2. иллюстрации - изображение резной доски с эпитафией и комментарий к ней.

Содержание урока.


  1. Слово учителя. Постановка цели урока.

Архангельск. Северная Двина и море Белое - колыбель Бориса Шергина. Время и место рождения определили всю дальнейшую судьбу писателя. Главной своей жизненной удачей, самым большим счастьем считал Шергин то, что его детство и юность прошли в «Двинской стране». Сегодня, читая оставленные нам в наследство книги писателя, мы можем с полным правом сказать, что посчастливилось нашему краю: быть воспетым с такой силой любви выпадает на долю не каждого. Герои Шергина - поморы, олицетворяющие лучшие черты русского национального характера. Они мужественны, отважны, не теряют духа в самых трудных обстоятельствах, даже перед смертельной опасностью. Они великие труженики, мастера своего дела, будь то строительство судов, морской промысел или плотницкое ремесло. И писатель не просто показывает их ремесло - он восхищается, любуется их знанием, умением, искусством, показывает их повседневную работу как «вдохновляющие примеры труда, овеянного высокой поэзией». (А.К. Югов)

Не случайно, сообщает он нам, что «архангельские поморы науку мореплавания называли «морское знание», а судостроение обозначали словом «художество». («Запечатленная слава»). Этим словом Шергин обозначает и раскрывает труд других «прежде бывших мастеров» - «мужиков по званью, художников по призванью»: плотников, маляров-живописцев, столяров, резчиков по дереву. Таким образом, одна из главных стержневых мыслей писателя, один из «китов», на которых держится его мир, - это мысль о сущной необходимости творчества. «Человек только тогда человек, когда он художник», - утверждает писатель. Служение красоте делает героев Шергина личностями, независимо от того, что он создает: корабли или сказки, водит ли он суда или пишет картины. Обратимся к одному из лучших произведений писателя «Для увеселения» и рассмотрим, какую роль отводит автор духовным ценностям в жизни человека.


  1. Работа над определением жанра произведения.

Произведение Б. Шергина было написано в период наивысшего расцвета его таланта - в 50-е годы - и вошло в книгу «Океан - море русское». Оно было названо «маленькой трагической поэмой о красоте души русского человека, о его беспредельной нравственной силе». В этом определении произведение Шергина названо поэмой (вспомним попутно, что поэма - это лиро-эпический жанр).

Задание для учащихся:

Как бы определили жанр этого произведения? Для ответа на вопрос используйте запись на доске.

Жанр произведения:

рассказ ? сказание

- небольшое эпическое - естественная, живая речь повествователя, произведение, - интонация устного рассказа;

- в центре сюжета - отдельное событие - богатство художественно-выразительных

жизни героев средств, лексики, характерной для устной

народной речи;

- ярко выражено авторское отношение,

совпадающее с народной точкой зрения.

Предполагаемые ответы:

Б. Шергин - писатель-сказитель, он стремился выполнить завет своих земляков-поморов о том, чтобы «наше сказанье попало в писанье», сохранить жизнь фольклорных произведений, закрепить устное народное слово в письменной литературе, сделать его интересными и доступными современному читателю, нам с вами. Поэтому автор использует фольклорный жанр - сказание. Все признаки, характерные для сказания, присутствуют в произведении Б. Шергина. К тому же, в основу его легла история, рассказанная будущему писателю в раннем детстве отцом - даровитым рассказчиком, который «про море пел и говорил».

Чтобы лучше понять содержание сказания, необходимо точно знать значение каждого слова в произведении.


  1. Словарная работа.

Выступление представителей группы, выполнявших словарную работу. Они поясняют значение устаревших слов и выражений: увеселение, упование, кумирические боги, эпитафия; поморских слов и выражений: карбас, матёрая земля, тёлдос, голомя, взводень, корга, относ, зуёк, шкуна. Делают вывод о том, что сказание написано возвышенным языком, в нем переплетается книжная и устаревшая лексика с поморскими словами и выражениями, таким образом, создается неповторимый шергинский стиль.


  1. Композиция, микротемы.

Учащиеся этой группы рассказывают о том, что сказание делится на три части. Первая, вступительная, часть указывает на место действия и источник повествования (старик рулевой). Уже здесь звучит авторская оценка этого предания: на нем лежит «печать какого-то величественного спокойствия». Вторая часть - это история гибели братьев Личутиных. Третья часть повествует о том, как автор-рассказчик вместе с капитаном Максимом Лоушкиным оказался на месте гибели Ивана и Ондреяна Личутиных, что они при этом увидели и что испытали.


  1. Анализ художественного произведения.

Задания для учащихся:

- Кто такие Иван и Ондреян Личуины, кого из литературных персонажей они напоминают? Братья не просто плотники, они владеют мастерством резьбы по дереву, такие же талантливые художники, как Маркел Ушаков, мастер Молчан.

- Когда начинается непосредственно повествование этой драматической истории, становятся, особенно ощутимы, интонации устного рассказа, и это определяет соответствующий подбор лексики. Какие особенности языка писателя можно отметить? Автор использует и профессиональную поморскую лексику (карбас, взводень, корг, матёрая земля), поморскую пословицу (Пола мокра, дак и брюхо сыто), эпитеты (беда страшная, непоправимая), и слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (непогодушка, островок, воротца, рыбки).

- Перечислите признаки неминуемой гибели братьев. Островок лежал в стороне от расхожих морских путей, т.е. не от кого ждать помощи. Нет запаса иды и питья.

- Как отнеслись Иван и Ондреян к мысли о скорой гибели? Прочитайте их рассуждения. Как автор оценил отношение братьев к своему близкому концу? «Не мы первые, не мы последние. Мало ли нашего брата пропадает в относах морских, пропадает в кораблекрушениях. Если на свете не станет еще двоих рядовых промышленников, от этого белому свету перемененья не будет». Автор такое отношение братьев к своему близкому концу называет «спокойным и великодушным», и в этих словах высокая оценка силы духа поморов.

- Не показалось ли вам, современным поморам, такое рассуждение братьев странным? Нет, потому что они с младенчества воспитаны, стойко воспринимать все тяготы судьбы, спокойно и мудро относиться к смерти; в суровых условиях Русского Севера иное воспитание было не возможно.

Величаво-спокойное и твердое рассуждение братьев определило все их дальнейшее непродолжительное существование на безнадежном каменистом островке среди студеного моря. Выразительное чтение первого отрывка.

- Как писатель оценивает подобное поведение братьев Личутиных перед смертью? Он называет братьев вдохновенными художниками. Действительно, их поведение - это гимн художеству, это торжество творческого начала в человеке.

- Как вы думаете, почему автор поместил описание достопамятной доски не во второй части сказа, где он повествует о том, как «простая столешница превратилась в произведение искусства», а в третьей части, где рассказывается о том, как воплотилась его заветная мечта, и он попал на «место покоя безвестных художников»? Со времени гибели братьев Личутиных прошло уже несколько десятилетий, но «не увеяло художество». Писатель стремится донести до читателей основную мысль произведения: память о таких людях, как братья Иван и Ондриян, будет жить вечно.

На фоне музыкального сопровождения звучит второй отрывок.


  1. Изобразительно-выразительные средства и их роль в произведении.

Учащиеся третьей группы рассказывают об изобразительно-выразительных средствах языка, которых особенно много в этом отрывке (метафоры: островок всплыл, туманная завеса; олицетворения: волна на камень бежит, полуночное солнце, будто читает; сравнения: птицы, как изваяния, туман будто рука подняла все будто заколдовано; эпитеты: заветный островок, легкий ветерок). Такое большое количество тропов подчеркивает особенность сказания как жанра, придает картине моря особую зримость и выразительность.


  1. Защита иллюстрации, изображающей «достопамятную доску».

Учащийся комментирует аллегории: тонущий корабль, опрокинутый факел, якорь спасения, птица Феникс, горящая и не сгорающая.


  1. Слово учителя.

Обратите внимание на то, что в рассказе, кроме братьев Личутиных, есть еще два героя: капитан Лоушкин и повествователь. И то, что происходит с ними, не менее важно, чем поведение Ивана и Ондрияна. То «увеселение», ради которого младший из братьев «ухитрил раму резьбой», спустя четверть века достигло сердец двух других поморов.

Задание для учащихся:

Прочитайте, как Б. Шергин описывает чувства и душевное состояние капитана Лоушкина и повествователя? Как вы понимаете эти чувства: «радость», «веселье»?

Предполагаемые ответы:

«Мы шапки сняли, наглядеться не можем. Перед нами художество, дело рук человеческих. А как пристало оно здесь к безбрежности моря, к этим птицам, сидящим на отмели, к нежной светлой тусклости неба… Поплакали и отёрли слезы: вокруг-то очень необыкновенно было. Малая вода пошла на большую, и тут море вздохнуло. Вздох от запада до востока прошумел. Тогда туманы с моря снялись, ввысь полетели, и там взялись жемчужными барашками, и птицы разом вскрикнули и поднялись над мелями в три, в четыре венца.

Неизъяснимая, непонятная радость начала шириться в сердце. Где понять!... Где изъяснить!...

Обратно с Максимом плыли - молчали.

Боялись. Не сронить бы, не потерять бы веселья сердечного.

Да разве потеряешь?!»

Вероятнее всего, дети объяснят, что радость и веселье - это удовольствие, отдых, безделье, беззаботность.

Комментарий учителя:

Не о таких чувствах пишет Б. Шергин. Именно в заключительной части сказа проясняется, что для писателя это не эмоции, а нечто другое. Эмоциям свойственна переменчивость: радость сменяется печалью, скука весельем. Радость, которую испытывают шергинские герои, - состояние не столько душевное, сколько духовное. Она никуда не исчезает и остается с человеком навсегда - более того, и до смерти его изливается на других людей. Душевный подвиг, совершенный человеком, наделяет радостью многие поколения живущих после него.


  1. Индивидуальное сообщение об этимологии слова «радоваться».

Исторические словари русского языка толкуют как однокоренные слова «рад», «радоваться» и «радеть» - заботиться, трудиться. Радость и труд изначально были слиты в сознании наших предков. И только современные словари, и современные люди забыли это родство, отождествляя радость и веселье с праздностью, развлечениями, добыванием удовольствия. Произведения Б. Шергина доносят до нас истинное значение этих слов, дают возможность нам ощутить вместе с героями писателя чистую радость и сердечное веселье.


  1. Подведение итогов. Рефлексия.

- Какие чувства вызывает у вас это сказание: горечи, печали, гордости, радости, оптимизма - и почему?


© 2010-2022