- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Опорная схема на тему Художественно-изобразительные средства языка
Опорная схема на тему Художественно-изобразительные средства языка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лоскутова Н.В. |
Дата | 04.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Средства выразительности в тексте.
Художественно-изобразительные средства.
Фонетика.
Звукопись:
-
Ассонанс - повторение одинаковых или похожих гласных звуков.
О, весна - без конца и без краю -
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь, принимаю… (А. Блок)
-
Аллитерация - повторение одинаковых или похожих согласных звуков.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом. (Ф. Тютчев)
Лексика.
Тропы - специальные изобразительно-выразительные средства языка, основанные на использовании слов в переносном значении.
Эпитет - художественное определение.
Седой туман.
Сравнение - сопоставление одного явления или понятия с другим.
-
Сравнение или сравнительный оборот
-
Творит. падеж сущ. - Соловьём залётным юность пролетала.
-
Форма сравнительной степени прилагательного или наречия - глаза зеленее моря.
Метафора - слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку.
Олицетворение - разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы или понятия.
Метонимия - перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности:
-
Между содержанием и содержащим:
Я три тарелки съел;
-
Между автором и произведением:
Бранил Гомера, Феокрита,
Зато читал Адама Смита.
-
Между действием и орудием действия:
Их сёла и нивы за буйный набег
Обрёк он мечам и пожарам.
-
Между предметом и материалом, из которого сделан предмет:
Не то на серебре, - на золоте едал.
-
Между местом и людьми, находящимися в этом месте:
Город шумел, трещали флаги, мокрые розы сыпались из мисок цветочниц.
Синекдоха - это разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественных отношений между ними:
-
С меньшего на большее:
К нему и птица не летит
И зверь нейдёт.
-
С части на целое:
Борода, что ты всё молчишь.
Перифраз - оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания. Лев - царь зверей.
Гипербола - преувеличение. Редкая птица долетит до середины Днепра.
Литота - преуменьшение. …а сам с ноготок.
Ирония - употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. За внешне положительной оценкой скрывается насмешка.
Сарказм - разновидность иронии и её высшее проявление, злая ирония, язвительная насмешка.
Синтаксис.
Фигуры - стилистические приёмы, основанные на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного «практического» употребления и имеющие целью усиление выразительности и изобразительности текста.
Риторический вопрос - вопрос, не требующий ответа, так как ответ содержится в вопросе. Риторическое восклицание. Риторическое обращение.
Анафора - повторение слова или группы слов в начале строк, строф или предложений.
Эпифора - повторение слова или группы слов в конце строк, строф или предложений.
Параллелизм - тождественное или сходное построение смежных частей текста: Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской…
Эллипсис - намеренный пропуск какого-либо члена (чаще - сказуемого) или части предложения.
Инверсия - непрямой порядок слов.
Парцелляция - расчленение единой синтаксической структуры на несколько интонационно-смысловых единиц - фраз.
Градация - последовательное расположение слов, выражений, тропов в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака.
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слёзы лил, но ты не снизошла.
Антитеза - стилистический приём, основанный на использовании антонимов.
Оксюморон - стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, противоречащие друг другу. Сладостные мучения.
Именительный темы - фигура, представляющая собой разделённое на две части построение, в котором первая часть обозначает актуальное для говорящего понятие («тему» сообщения), а вторая часть содержит какое -либо высказывание по поводу данного понятия
Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось…
3