На пороге как бы двойного бытия (о философии и поэтике двоемирия в лирике Ф. И. Тютчева)

Постижение Тютчева дается не вдруг. С первого чтения его и не поймешь, и не осмыслишь. Нужно долго и пристально беседовать с ним. Тогда это собеседование становится душевно насущным. Данная работа посвящена творчеству гениального русского поэта Федора Ивановича Тютчева. Имя Тютчева издавна сопровождает эпитет «поэт-философ». справедливость этого определения подтверждает даже самое поверхностное знакомство с его поэзией. Тютчев умел, как никто, вскрывать тайники человеческого сознания и подсозна...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«НА ПОРОГЕ КАК БЫ ДВОЙНОГО БЫТИЯ» (О ФИЛОСОФИИ И ПОЭТИКЕ ДВОЕМИРИЯ В ЛИРИКЕ Ф.И. ТЮТЧЕВА)


Постижение Тютчева дается не вдруг. С первого чтения его и не поймешь, и не осмыслишь. Нужно долго и пристально беседовать с ним. Тогда это собеседование становится душевно насущным. Данная работа посвящена творчеству гениального русского поэта Федора Ивановича Тютчева.

Имя Тютчева издавна сопровождает эпитет «поэт-философ». справедливость этого определения подтверждает даже самое поверхностное знакомство с его поэзией.

Тютчев умел, как никто, вскрывать тайники человеческого сознания и подсознания, сложность взаимоотношений с окружающим его противоречивым миром.

Цель данной работы: раскрыть мотивы «двойного» бытия в лирике Ф.И. Тютчева.

Для достижения цели были определены следующие задачи:

  1. На примере анализа стихотворений понять тютчевскую картину мира.

  2. Выяснить, какое место Тютчев отводит человеку в макромире.

  3. Понять причины трагической раздвоенности человека в век «растления не плоти, а духа».

В ходе подготовки к написанию данной работы были изучены и проработаны ряд источников, которые содержат сведения о жизненном и творческом пути Ф.И. Тютчева.

Тютчев и жил, и чувствовал, и мыслил, как поэт. А между тем, на звание поэта никогда не претендовал. Свои «поэтические упражнения» именовал «бумагомаранием», печататься не стремился, оценкой собратьев по перу не интересовался, даже стихов не собирал. Они были в письмах к родным и знакомым, их находили забытыми в книгах и деловых бумагах.

В поэзии Тютчева много общечеловеческой, земной, пронзительной правды. А стихотворения его часто звучат как откровения.

Ф.И. Тютчев осознавал себя человеком, живущим в роковые для мировой истории и для истории России годы. За свою жизнь он был свидетелем многих «роковых минут» истории: Отечественная война 1812г., восстание декабристов, революционные события в Европе 1830 и 1848 годов и др. Все эти события не могли не волновать Тютчева и как поэта.

По складу своего философского и аналитического ума Тютчев был одержим выяснением смысла человеческого существования.

Основа поэтической модели Тютчева - двоемирие. Человек, его душа - меж небом и землей, «на пороге двойного бытия». Отсюда - прямо противоположное решение одних и тех же вопросов, над которыми бьется разум поэта.

Гармония - хаос, вера - неверие, небесное - земное, человек - природа, любовь - смерть, бытие - небытие - вот основные полюса поэтического мира Тютчева. Нередко они совещаются в одном стихотворении (например, «День и ночь», «О, как убийственно мы любим!» и др.)

Противоречие становится темой, пафосом, смыслом образов, композиционным принципом Тютчева.

Два, двойственность, двойное (бытие) - эта поэтическая цифра символична у Тютчева и выражает антитезу.

В стихотворении «Сон на море» Тютчев говорит:

Две беспредельности были во мне,

И мной своевольно играли оне.

Вся двойственность лирики Тютчева - «два проявления стихии одной». Стихия одна, но проявляется она двояко.

С первых шагов своего поэтического пути Тютчев искушаем был «проклятым вопросом»: существует ли в мире нечто изначально разумное? Он мучительно искал ответы на вопросы и собственным умом пробивался к решению сложных задач.

Поэт воспринимал мир, бытие как катастрофу. В 1830 году он написал:

Когда пробьет последний час природы,

Состав частей разрушится земных:

Все зримое опять покроют воды,

И Божий лик изобразится в них!

Стихотворение называется «Последний катаклизм». Само слово «катаклизм» подчеркивает философский смысл стихотворения. Судя по названию, можно предположить, что в тексте будет развернута картина из Апокалипсиса, рисующая последний день творения. Но для Тютчева последний день окажется первым днем нового творения. Это стихотворение отражает два основных мировых процесса - разрушения и созидания, которые даны в двух симметрично расположенных в тексте глаголах «разрушится» и «изобразится».

В стихотворении присутствуют две стихии - земли и воды. Рисуя гибель земли под водой, Тютчев обращается к библейскому мифу о Ноевом потопе («Все зримое опять покроют воды»). В самом этом обращении есть одновременно указание на гибель и спасение.

Мятущаяся душа Тютчева искала веры, равновесия душевных сил, идеалов. Вера была прибежищем от сомнений. Поэту казалось, что без веры все разрушится, все потеряет точку опоры. «Двойное бытие» протекает в борениях ума с безумием и веры с безверием.

1836 год у Тютчева весь прошел в борениях мысли, завершившихся отрицанием верховной воли, богоборчеством:

И чувства нет в твоих очах,

И правды нет в твоих речах,

И нет души в тебе.

Мужайся, сердце, до конца:

И нет в творении творца!

И смысла нет в мольбе!

Это еретическое стихотворение, со скорбным мужеством отвергающее божественный промысел, не предназначалось к опубликованию; оно и было обнародовано только после смерти поэта, в 1879 году. Но с какой силой обнажает оно духовную драму Тютчева, вынужденного вести двойное бытие: человека, скованного рамками господствующих идеологических устоев, и поэта могучего ума, обуреваемого размышлениями о глубинных загадках миропорядка.

Разрыв с божественностью Тютчев выстрадал долгими сомнениями. Тремя годами раньше он также создал еретическое стихотворение, но еще в форме сомнения:

С горы, скатившись, камень лег в долине, -

Как он упал? Никто не знает ныне -

Сорвался ль он с вершины сам собой,

Или низвергнут мыслящей рукой?

Столетье за столетьем пронеслося:

Никто еще не разрешил вопроса!

Тютчев не только обходился без Бога, но и бунтовал против неладно, равнодушно скроенного мира. Еще в стихотворении «Бессонница» (1829г.) он сокрушался: «Нам мнится: мир осиротелый Неотразимый рок настиг - И мы, в борьбе с природой целой Покинуты на нас самих», а спустя 7 лет восклицает: «Мужайся, сердце, до конца», ибо «творца» нет и молить некого.

С присущим Тютчеву мужеством разуверений он создает стихотворение, уже начальной строфой декларирующее трагическую подчиненность человека року:

Из края в край, из града в град

Судьба, как вихрь, людей метает,

И рад ли ты, или не рад,

Что нужды ей?.. Вперед, вперед!

Равнодушие природы томило пылкую натуру поэта, сознание человека, мыслью объемлющего вселенную, не мирилось с ролью осеннего листа, покорно влекомого ветром. Богоборчество и было проявлением «стихийного бунтарства».

У Тютчева развивается тема разлада - разлада человека и природы. В 1865 году он пишет стихотворение «Певучесть есть в морских волнах…», в котором утверждает, что в природе есть лад. Но человек с его «призрачной свободой» резко противопоставлен природе:

Невозмутимый строй во всем,

Созвучье полное в природе, -

Лишь в нашей призрачной свободе

Разлад мы с нею сознаем.

В разладе с природой человек ощущал свою душу «жилицей двух миров». Порог этого двойного бытия Тютчев пытался переступить. Он бился над загадкой: а возможно ли вообще его переступить, доступно ли человеку слиться с «беспредельным»?

Стихотворение юного поэта «Проблеск» (1825г) дает отрицательный ответ на этот вопрос: душой мы «к бессмертному летим», грустим по небесам, хотим сорваться с «земного круга», но тщетно:

Мы в небе скоро устаем, -

И не дано ничтожной пыли

Дышать божественным огнем.

Человек здесь уже приравнивается к пыли. В стихотворении также примечательно противостояние неба и земли как возвышенного и низменно-повседневного.

Но где-то в кольце переживаний возникает из «двойного бытия» поэта и нечто иное, пахнущее землей, живыми травами:

Нет, моего к тебе пристрастья

Я скрыть не в силах, мать-Земля!

Духов бесплотных сладострастья,

Твой верный сын, не жажду я.

Так, человеку «двойного бытия», Тютчеву сродни было и чувство единства с миром, а не только отчуждения.

Одним из лучших произведений русской философской лирики является стихотворение Тютчева «День и ночь».

Тема стихотворения - противопоставление дня и ночи. День здесь - это златотканый покров, наброшенный высокой волею богов на бездну - тот древний хаос, о котором Тютчев писал во многих своих стихах. День - это нечто искусственное, вторичное, созданное богами на благо себе и людям:

День, земнородных оживленье,

Души болящей исцеленье,

Друг человеков и богов!

Люди и боги в данном стихотворении не противопоставлены друг другу, но, напротив, объединены в своем страхе перед изначальным хаосом. День, по мнению Тютчева, прекрасен и благодатен, но он бессилен перед ночью с ее страхами, одновременно манящими людей и внушающими им ужас.

В этом стихотворении со всей яркостью проявляется проникновение поэта в тайны бытия - то, что Тютчев считал основной задачей поэзии.

Особенно важно для понимания тютчевской картины мира стихотворение «Смотри, как на речном просторе…», написанное уже зрелым поэтом в 1851 г. В нем звучит важнейшая и мучительнейшая для поэта проблема личности. Здесь возникает образ всеобъемлющей и роковой бездны, а также образ человеческого «я», ведущего призрачное существование, свершающего свой подвиг бесполезный, чтобы бесследно исчезнуть во всепоглощающей бездне.

В этом стихотворении мы встречаем характерное для творчества поэта противопоставление Бытия и Небытия. Здесь жизнь людей (или льдин), пусть краткосрочная, призрачная, бесполезная, но все-таки это жизнь, Бытие. Бездна же, это безличное, бездушное, мертвое море, поглощающее все и вся, - это Небытие.

Это стихотворение перекликается с другим, написанным Тютчевым в 1871 г., «От жизни той, что бушевала здесь…». Там тоже Бытие - призрачно, краткосрочно и бесполезно. Все поглощается бездной, не остается даже праха и памяти - полное Небытие. Опять всех ждет один конец, одна судьба:

Поочередно всех своих детей,

Свершающих свой подвиг бесполезный,

Она равно приветствует своей

Всепоглощающей и миротворной бездной.

Но если в этом стихотворении Тютчев называет жизнь подвигом, пусть и бесполезным, то в «Смотри, как на речном просторе…» человеческая жизнь описана менее красочно, а в последней строфе создается впечатление, что человеческой личности, индивидуальности, он вообще отказывает в праве на существование, называя человеческое «я» «нашей мысли обольщеньем».

Свой мирообраз Ф.И. отразил во многих стихотворениях, место человека в этой картине мира менялось в разных произведениях поэта в зависимости от того, что пересиливало в его сознании: погружался ли он всецело в стихию индивидуализма, или же наоборот, человеческая личность подавлялась грандиозностью мироздания.

«На пороге как бы двойного бытия…» - эта строчка - ключ ко всему Тютчеву. Ф.И. Тютчев - поэт непримиримых противоречий. Поэт обнажает противоречия, не стараясь их «снять» логическим путем. Они остаются нерешенными и для новых поколений. Они остаются обнаженными: надежда столь жива в человеке, как и безнадежность, жажда познаний не менее сильна, чем невозможность абсолютного познания. Тютчев утверждает и опровергает.

Ф.И. Тютчев был первым поэтом, который увидел хаотический смысл бытия. Два главных понятия в философии Тютчева - это космос и хаос, день и ночь. Хаос - это всегда тьма, сон, беспамятство, страх и бездна, а космос - всегда гармоничен, светел, он служит покровом для бездны.

Нужно отметить, что единство всей лирике Тютчева придает эмоциональный тон - постоянная неясная тревога, за которой стоит смутное, неизменное ощущение приближения всеобщего конца.

Мир Тютчева многомерен, беспределен, исполнен пугающей тайны и победоносного величия одновременно. Мир в лирике поэта предстает расколотым. Ему присущи утрата цельности и раздвоенность. Человек тоскует о потерянной цельности. Тоскуя, он пытается создать эту цельность в своей душе, в виде идеала, но и создание этого идеала терпит крах.

Разуверение в какой-то изначальной силе бытия привело поэта к кощунственному отрицанию верховной воли, богоборчеству.

Таким образом, при помощи решения ряда задач была достигнута цель данной работы.

Поэзия Ф.И. Тютчева учит нас, может быть, самому главному - мужественному восприятию жизни:

Чему бы жизнь нас не учила,

Но сердце верит в чудеса:

Есть нескудеющая сила,

Есть и нетленная краса.

……………………………….

И эта вера не обманет

Того, кто ею лишь живет,

Не все, что здесь цвело увянет,

Не все, что было здесь, пройдет!

Благодарение Тютчеву за бесценный дар - его поэзию.

Библиографический список

  1. Архангельский А. Ф.И. Тютчев: Глава из нового учебника по литературе для 10 кл. // Литература, - 2001г. - №19.

  2. Библия. Откровение Святого Иоанна Богослова.

  3. Благой Д.Д. Литература и действительность. - М., 1959г.

  4. Баевский В.С. История русской поэзии: 1730-1980. - М.: Новая школа, 1996 г.

  5. Брюсов В.Я. Ремесло поэта. - М.,1980г.

  6. Озеров Л. Поэзия Тютчева. - М., 1975г.

  7. Пигарев К. Жизнь и творчество Тютчева. - М., 1962г.

  8. Тютчев Ф. Стихотворения. - М., 1990г.

  9. Тютчев Ф. Я встретил вас: Стихотворения. - М., 2001




© 2010-2022