Урок - творческая мастерская в 5 классе «Русский язык - кладезь народный»

Тип урока: Урок применения предметных умений. Форма урока: «Творческая мастерская»" Преобладающие методы: проблемно - поисковый, диалогический, эвристических задач, мозгового штурма, сочетание индивидуальной, парной и групповой форм работы с учащимися, а также самостоятельная работа При разработке урока старалась учесть следующие особенности учащихся: - потребность в познавательной деятельности, - готовность выполнять разнообразные задания, особенно основанные на развитии индивидуальных способностей учащихся. Данный урок – один из уроков развития речи, который был проведён в форме творческой мастерской. Такие уроки развивают воображение, творческое мышление, речь. Ученики после таких занятий лучше пишут творческие работы различных жанров.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - творческая мастерская в 5 классе «Русский язык - кладезь народный»







Творческая мастерская «Русский язык - кладезь народный»

(урок русского языка в 5 классе)

Урок - творческая мастерская в 5 классе «Русский язык - кладезь народный»Урок - творческая мастерская в 5 классе «Русский язык - кладезь народный»

Учитель: Рахматуллина В.Е.

-2014год-


Творческая мастерская.

Тема «Русский язык - кладезь народный»

Цели урока:

1. Образовательные: углубить знания обучающихся о богатстве, выразительности, образности русского языка как достоянии нашего народа через обобщение изученного материала по теме «Виды работы с текстом» и закрепление данного навыка на практике подготовки к ГИА;

2. Развивающие: развитие творческих способностей, умений самостоятельно мыслить, излагать свою точку зрения, аргументировать собственный ответ;

3. Воспитательные: воспитание ответственности за бережное отношение к словам на текстах, затрагивающих чувство патриотизма, любви к «Великому и могучему русскому языку»

И мы сохраним тебя,

Русская речь,

Великое русское слово…

А. А. Ахматова

Ход урока.

1.Индукция

-Ребята, сегодня мы проведём с вами необычный урок русского языка.

Это творческая мастерская.

А тему и цель нашего урока попробуйте определить сами. Для этого нам нужно сделать следующее:

-записать число в оценочном листе, тему запишем позже,

-посмотреть на экран и выполнить

«Лингвистическую разминка»

(Слайд № 2)

  1. Прочти фразу:

Riwи qмzы vсnоIхjfрsаhнvиvwм

wтiеvбvя Рhуvсbgdсhкgаdяf

dрbsеrчsь,

Вwеqлbиsкrоsеs рhуvсbgсhкgоdеf

dсbлbоsвrо

(«И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово». Фраза составлена из букв разных алфавитов, перемешанных между собой. Нужно отобрать только русские буквы.)

-Назовите ключевые слова

/русская, речь, слово/

-Замените эти слова близким по значению словосочетанием

/русский язык/

- Итак, русский язык - это огромное количество слов, которыми можно выразить любую картину, движение, звук, мысль, чувство, т.е. это наше народное богатство.

-Назовите синоним слова «богатство» /клад/, а ещё есть очень старинное название этого слова «кладезь».

/обращение к толковому словарю Даля/ (Слайд № 3)

-Значит, о чём пойдёт на уроке речь? /О русском языке как богатстве народном/

-Следовательно, тема нашей творческой мастерской «Русский язык - кладезь народный»

(Слайд № 4)

эпиграфом нашей творческой мастерской будут стихотворные строчки поэтессы прошлого века Анны Ахматовой, которые вам удалось расшифровать.

(Слайд № 5)

И мы сохраним тебя,

Русская речь,

Великое русское слово…( ! ?)

А. А. Ахматова


Именно эти слова очень подходят к нашему уроку. Мы с вами являемся обладателями могучего, богатого, выразительного и красивого русского языка. И в этом сегодня ещё раз убедимся. Но!

Как мы распоряжаемся этим богатством: бережём и приумножаем или транжирим, не храним?

Я предлагаю задуматься над этими словами. Можем ли мы спустя полвека также утверждать

«И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово?»

Я специально оставляю фразу открытой. Может нам с вами удастся к концу урока определиться и поставить нужный знак.


-А какие же цели сегодня мы поставим перед собой? (Слайд № 6)

/-пополнить знания о богатстве русского языка;

-развивать интерес к родному языку через наше творчество;

-учиться бережно относиться к слову;

-подготовка к ГИА/

Ребята, а давайте посмотрим, что же нам поможет сегодня раскрыть наши цели урока?

/кроссворд/

/работа с текстом, точнее виды работ с текстом/

Установка.

Я надеюсь, что мы успешно поработаем все. Прислушайтесь к себе, доверьтесь своим мыслям и чувствам.

У нас всё получится, мы всё сможем!

Помогать вам будут мои помощники-консультанты (представление)

В своих оценочных листах запишите тему урока.

2.Самоконструкция

(Слайд № 7)

Ребята, русский язык неисчерпаемо богат.

Это подтверждается большим количеством синонимов, которые есть почти у каждого слова.

Язык и речь - это синонимы или два разных слова?

Не будем гадать. Я предлагаю вам составить каждому кластер (лист А3), используйте при затруднении помощь консультантов.

1ряд - кластер слова «Язык»

2ряд - кластер слова «Речь»

Афиширование.

-кластеры

-вывод

-чтение записей - обращение к источникам - словарю В.Даля /на экране/

(Слайд № 8)


3.Социоконструкция

Русский язык прекрасен. (Слайд № 9)

А теперь поработай те в парах. Перед вами листочки с заданием, посмотрите и подумайте вместе над этим заданием и в оценочных картах выполните его:

Пары 1ряда - «сжатие» текста И.С.Тургенева (Слайд № 10)

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние,переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!

Пары 2ряда - «расшифровка» слов Н.В.Гоголя

«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок»


Афиширование.

/зачитать текст/

4. Физпауза. (Слайд № 11)

5.Социализация

(Слайд № 12)

Объединитесь в группы и поразмышляйте над следующим заданием

Русский язык выразителен.

С помощью него можно выразить и любовь и ненависть.

Я хочу прочитать вам небольшую легенду /чтение легенды/:

Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому баснописцу Ззопу купить самую лучшую в мире вещь. Эзоп пошел на базар и принес… язык. «Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что это самая лучшая вещь в мире?» - спросил Ксанф. «Конечно,- ответил Эзоп. - Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык? - «Хорошо. Иди на базар и принеси теперь самую худшую в мире вещь», - сказал Ксанф. Эзоп ушел и принес…язык.

- Напишите творческую зарисовку-рассуждение, как вы поняли эту мудрую легенду?

1группа: тезис «Язык - самая лучшая вещь в мире»

2группа: тезис «Язык - самая худшая вещь в мире»

Афиширование

/ 1 группа

Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».

2 группа

Эзоп начал объяснять «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? По средствам языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, по средствам языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?»/

/Отрывок фильма об Эзопе и Ксанфе/ ( Слайд № 13)

6. Разрыв

(Слайд № 14)

-Ребята, а как сказать по-иному, чем мы сейчас с вами занимались?

-Можно сказать, что мы применяли разные виды работ с текстом?

-А как вы думаете, что такое «монтаж» текста?

-Где можно встретить слово «монтаж»? (в строительной профессии, в профессии кинорежиссёра).

Монтаж дома - это возведение дома

Монтаж фильма - это создание фильма

- А что же такое монтаж текста? И как это можно понимать? Давайте обратимся к источнику.

/на экране справочный текс из задачника - практикума Г.Граника «Учимся понимать текст», издательство «Образование», 2006г/

«Монтаж текста - это вид работы, когда мы выстраиваем предложения или отдельные части в текс, подчиняясь замыслу автора»

Следовательно, монтаж - это построение, создание текста, как прозаического, так и поэтического.

Русский язык нуждается в защите.

Ребята, дома вы работали над монтажом поэтического текса.

И я очень надеюсь, что вам, создавая текст, удалось не только почувствовать красоту и выразительность русского языка, но и познать его как кладезь народной мудрости, почувствовать то, что сегодня этот кладезь народной мудрости нуждается в защите.

А думать меня так заставил меня один случай.

Однажды на перемене учитель попросил ребят исключить из своей речи ненормативную лексику, слова-паразиты, слова-сорняки. «Сколько слов осталось в вашем обиходе?» в ответ учителю наступила тишина.

Да, ребята, вероятно, пришло время задуматься: имеем ли мы, соотечественники Пушкина, Тургенева, Толстого право втаптывать в грязь «великое русское слово». Давайте посмотрим на себя со стороны и ответим на вопрос, какой язык, мы поколение 21 века, передадим своим потомкам.

Я представляю слово каждой группе озвучить домашнее задание: прочитать стихотворения собственного сочинения на тему «Мы сохраним тебя, русская речь»

Афиширование. (Слайд 15) /зачитывается текст стихотворения/

-Какой же мы с вами поставим знак в конце нашего эпиграфа?

(Слайд 16)

6. Рефлексия

1. Синквей «Русский язык» (Слайд № 17)

2. (На каждую группу выдаётся оценочная карта - рефлексия)

- Оцените свою работу по пятибалльной системе

( Итоговый слайд № 18)

Разрешите закончить наш урок такой поэтической миниатюрой, которая родилась в моём сердце.

Русский язык - это горы, моря,

Реки, озёра, леса и поля,

Близкие люди, родные, друзья -

Русское слово в сердце всегда.

Русский язык - это сила и мощь.

Нас, русских, вместе врасплох не возьмёшь.

Льются слова, как жемчужины нить,

Русский язык никогда не забыть!


© 2010-2022