Имя прилагательное как часть речи

Тема:  Имя прилагательное как часть речи.   Цель: познакомить с существенными признаками имени прилагательного как части речи;  развивать умение распознавать имена прилагательные в речи; воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к птицам. Задачи: 1. Дать понятие об имени прилагательном; научить находить прилагательные в речи; 2. Формировать умение распознавать прилагательные в речи; 3. Воспитывать умение чувствовать: понимать и любить красоту родной природы; бережно относиться к птицам, пробуждать интерес к урокам русского языка. Тип урока: урок объяснения нового материала. Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, сигнальные картинки к рефлексии, учебник для 3класса, 2 часть Рамзаева, презентация к уроку. Интеграция на уроке: русский язык, окружающий мир.   Ход урока.   1. Организационный момент. Психологический настрой. - В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст нам сил, аккуратности, уверенности в знаниях. (Слайды 1).   2. Проверка домашнего задания.   Цель: Ребята, дома,  вы написали сочинение на тему: «Как я могу помочь птицам зимой?», . Слайд - Вспомните, каких животных мы называем птицами? - Чем питаются птицы? - Все ли птицы улетают в тёплые края? - Какие не улетают? Почему? - Действительно, эти птицы не боятся морозов, еду могут найти даже зимой. Но всё-таки птичкам зимой очень тяжело. Из десяти одна или две доживают до весны. Вот тут на помощь им приходит человек. - Так как же мы можем помочь птицам? Кто желает прочитать своё сочинение? (2-3 человека), оценить: тема тобой раскрыта, ты выразил свои чувства, личное отн
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Имя прилагательное как часть речи.

Цель: познакомить с существенными признаками имени прилагательного как части речи;

развивать умение распознавать имена прилагательные в речи;

воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к птицам.

Задачи:

1. Дать понятие об имени прилагательном; научить находить

прилагательные в речи;

2. Формировать умение распознавать прилагательные в речи;

3. Воспитывать умение чувствовать: понимать и любить красоту родной природы; бережно относиться к птицам, пробуждать интерес к урокам русского языка.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, сигнальные картинки к рефлексии, учебник для 3класса, 2 часть Рамзаева, презентация к уроку.

Интеграция на уроке: русский язык, окружающий мир.

Ход урока.

1. Организационный момент. Психологический настрой.

- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст нам сил, аккуратности, уверенности в знаниях. (Слайды 1).

2. Проверка домашнего задания.

Цель: Ребята, дома, вы написали сочинение на тему: «Как я могу помочь птицам зимой?», . Слайд

- Вспомните, каких животных мы называем птицами?

- Чем питаются птицы?

- Все ли птицы улетают в тёплые края?

- Какие не улетают? Почему?

- Действительно, эти птицы не боятся морозов, еду могут найти даже зимой. Но всё-таки птичкам зимой очень тяжело. Из десяти одна или две доживают до весны. Вот тут на помощь им приходит человек.

- Так как же мы можем помочь птицам? Кто желает прочитать своё сочинение? (2-3 человека), оценить: тема тобой раскрыта, ты выразил свои чувства, личное отношение к увиденному. Кому понравилось это сочинение? Вывод: Молодцы! Вы хорошо поработали!

3. Актуализация и мотивация. Теперь откроем тетради, запишем число и классная работа (хожу по классу, слежу за посадкой).

Цель: - Я заметила, что не все ребята красиво написали…

- Как вы думаете, почему так получилось? (посадка неправильная, тетрадь лежит без наклона, ручку держат неправильно, неаккуратно пишут буквы)

- Как это исправить? (потренироваться, минутка чистописания) Что мы для этого делаем на уроке русского языка? (проводим минутку чистописания)

- Какие вы у меня молодцы!

- Сегодня, на этом уроке мы много узнаем, поймём.

Помогут нам в этом птицы. Мы их на урок позовём. Слайд3

- Посмотрите на экран. Каких птиц вы узнали? (…) Ястре…, лебе…ь, голу…ь, дроз….

- Прочитаем их название. Какие из них зимующие? (ястреб и голубь).

- На какую орфограмму все эти слова? (парные согласные на конце слова)

- Вспомним, как проверяются парные согласные на конце слова?

- Назовите пропущенные буквы в этих словах. ( б, д ).

а) Минутка чистописания.

Цель. Именно эти буквы мы и повторим сегодня на чистописании (Слайды 3 - образец).

Чередуем написание данных букв в соединении. Кто повторит правило? Чтобы красиво писать, нужно правильно сидеть!

- Как хорошо у вас получилось. Найдите и обведите самую красивую букву.

- Поднимите руку у кого такая буква есть.

б) Азбука добрых слов. Вспомните и назовите добрые слова, которые начинаются с этих букв.(добрый, душевный, дружелюбный, доброжелательная, достойное, благородный, бережливый, благополучный).(слайд). Молодцы! Посмотрите на экран, я знаю ещё несколько таких слов. Прочитайте их.

4. Сообщение темы и целей.

- На какие вопросы отвечают все эти слова? Вспомните, что обозначают слова, которые отвечают на вопросы, какой?, какая?, какое?, какие? (признак предмета).

- Кто догадался, какая тема нашего урока? Имя прилагательное. (слайд).

- Вы правы. Тема нашего урока: «Имя прилагательное». - Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (…)

- Цель нашего урока: «познакомиться с именем прилагательным; развивать умение распознавать имена прилагательные в речи; воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к птицам» (слайд )

5. Разминка для глаз (слайд).

Цель. Нам предстоит серьёзная работа на уроке. Давайте к ней подготовимся и выполним небольшую разминку для глаз. Смотрите внимательно на экран и следите глазами за движением птицы .

Вывод. Выполняйте упражнения для глаз и дома, они помогут снять напряжение и усталость.

6. Изучение нового материала. Сядьте красиво, продолжим урок. Посмотрите внимательно на экран, сравните эти два текста. . Слайд

- Прочитает (…)

Зима для птиц - время года, и подкормить их в этот период - значит спасти сотни тысяч друзей от смерти, дать им возможность дождаться весны.

Зима для птиц - самое тяжёлое время года, и подкормить их в этот трудный период - значит спасти сотни тысяч наших пернатых друзей от голодной смерти, дать им возможность дождаться тёплой весны.

- Какой текст вам нравится больше? Почему? (более точное описание, более красивый текст).

- Назовите слова, которые помогли украсить этот текст. Что они обозначают? На какие вопросы отвечают (выделяются на слайде цветом)

- Вы догадались, какие это части речи? (имя прилагательное)

На доске - опорная схема.

Вывод. Итак, имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?

- Какую роль имя прилагательное играет в нашей речи? (Они украшают речь, дают точное описание предмета)

7. Первичное закрепление.

- Проверим наши предположения. Откройте учебники на с. 47, прочитайте правило. Вслух прочитает (…).Вы были правы.

А теперь давайте закрепим наши знания. Внимание на экран.

а) наблюдение над ролью имён прилагательных в речи. (Слайд ).

- Прочитайте слова.

Непоседа … ,

Птица … ,

Птица … ,

Самая … .

- Можем ли мы догадаться, о какой птичке идёт речь? Почему это сделать трудно? (не указаны признаки).

- Давайте попробуем вставить пропущенные слова: (пёстрая, длиннохвостая, говорливая, болтливая).

б) словарная работа

- О какой птице идёт речь? (сорока). Какое это слово? (словарное) Какие слова помогли нам угадать эту птицу? (говорливая….) На какой вопрос отвечают все эти слова? (какая?) А что обозначают эти слова? (признак предмета) Какой частью речи они являются? (прилагательные).

- Запишите загадку и отгадку самостоятельно. Подчеркните имена прилагательные волнистой линией. - Какие слова вы подчеркнули? Почему? (имена прилагательные). Что такое имя прилагательное?

Вывод: Имя прилагательное отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? и обозначают признак предмета (опорная схема на доске).

- Молодцы! Вы отлично поработали, а теперь пора отдохнуть в зимнем лесу.

8. Физкультминутка (звучит музыка)

Здравствуй, лес - зимний лес,

Полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи.

Ты же видишь - Мы свои.

- Мы отдохнули, продолжим наш урок.

9. Закрепление изученного материала.

1. - А теперь мы поработаем в нашей постоянной рубрике «Давай подумаем» и вспомним ещё об одной красивой птице.

- Перед вами деформированное предложение, которое мы должны восстановить и записать красиво (Слайд).

К, прилетели, кормушке, снегири, красногрудые.

- Запишите это предложение. Как на письме оформляются предложения? Дай характеристику предложению, подчеркните главные члены и укажите, какими частями речи они выражены. (Один ученик выполняет задание на доске, остальные в тетрадях).

- Вспомним тему урока. (Имя прилагательное) На какие вопросы оно отвечает (…). Есть ли имена прилагательные в этом предложении (снегири (какие?) красногрудые)

- Как подчеркнём? (…) Подчеркните волнистой линией.

- Ребята, а вы знаете, почему птица снегирь имеет такое название?

- Птица, снегирь, названа так, потому что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом. Есть такая народная примета.

- Как только пойдет первый снежок - жди снегиря.

- А почему именно зимой птичкам требуется больше заботы и внимания от нас? (холодно, голодно, меньше корма)

- А что лично мы с вами, наш класс сделал для птиц. На уроке технологии мы сделали кормушки. Выходит ученик с кормушкой читает стихотворение.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз,

К своему окну.

Чтоб без песен

Не пришлось

Нам встречать весну.

А. Яшин

Вывод: Ребята, помните, что зимой птицам нужна наша забота.

2. Самостоятельная, дифференцированная работа. - Следующее задание сложнее, вы будете выполнять его самостоятельно в группах.

Возьмите карточки. 2 и 3 группа прочитайте задание самостоятельно.

1группе комментирует учитель.

1 группа - подбери к существительному соответствующее ему по смыслу имя прилагательное. Соедини стрелкой, подчеркни волнистой линией прилагательное.

дятел чёрный

ворон красноголовый

сова пёстрый

зяблик спящая

2 группа - найдите в тексте имена прилагательные, подчеркните их волнистой линией.

На краю леса жила белая сова. Она была большая. Крылья у птицы широкие. Клюв крючком.

3 группа - вставьте подходящие по смыслу прилагательные, подчеркните их.

Синица.

В наших местах живёт … синица. Эта птица … . Песни у синицы ….

Слова для справок: быстрая , рыжий, звонкие, красивая, круглое.

Проверка: 1 группа - на экране с помощью учителя.

2 группа и 3 группа - проверяет на обороте листа самостоятельно.

Вывод: Кто справился без ошибок, поднимите руки. (…) - Кто допустил ошибки? (…) - Ничего страшного, на следующих уроках мы будем закреплять эту тему.

- А сейчас я хочу проверить, на сколько вы были внимательны и как усвоили тему урока. Проведем мини-тест.

- Перед вами лежат листы. Прочитайте задание, найдите правильный ответ и отметьте его галочкой.

- Внимание на экран! Если вы выбрали ответы под буквами , которые мы повторяли на чистописании ,а именно б и д, то тест вы выполнили на «отлично» и тема вами усвоена!

12. Итог урока.

- Подведём итог урока. … Пожалуйста! ( подготовленный ученик)

Я слово ищу необычное, звучное,

Особое, сильное, самое лучшее,

Короткое, длинное, красное, синее,

Неброское, яркое, очень красивое,

Оно уменьшительное или ласкательное,

А называют его… прилагательное.

- Какая часть речи помогла вам правильно ответить на вопрос? Что она обозначает? На какие вопросы отвечает? Какую роль имя прилагательное играет в нашей речи?

Выставление оценок. Мне очень понравилось, как вы работали на уроке. Особенно хочу отметить…, вы за урок получают. … А также все получат оценки за сочинение и за самостоятельную работу на карточках..

12. Домашнее задание. Дома вы выполните задание по группам.

1 группа - Тест по теме: «Имя прилагательное».

1. Имя прилагательное обозначает:

а). предмет;

б). признак предмета;

в). действие предмета;

2. Имя прилагательное связано по смыслу:

а). с прилагательным;

б). с глаголом;

в). с существительным;

3. имя прилагательное отвечает на вопросы:

а). что делает? что сделает?;

б). какой?, какая?, какое?, какие?

в). кто? что?

4. Имена прилагательные подчёркиваем:

а). волнистой линией;

б). одной чертой;

в). двумя чертами.

стр.48 упр.470 (слайд)

Прочитайте задание. Как вы его поняли? Составьте текст устно, используя слова, названия признаков.

© 2010-2022