Рабочая программа элективного курса в 5 классе Отражение культуры славян в художественных образах

Данный курс ставит целью более качественное и глубокое эстетическое воспитание и гуманитарное образование, опирающееся на национальную и духовную культуру. В перспективе курс направлен на углубленное вхождение в русскую культуру, рассматриваемую в контексте культуры мировой в имеющихся связях и взаимодействиях. Курс позволит вывести детей на качественно иной, значительно более высокий уровень готовности воспринять богатейшее наследие русской культуры и литературы, а также культуры мировой. Его...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа

элективного курса

«Отражение культуры славян

в художественных образах»


Пояснительная записка


  1. Общая характеристика элективного курса

В основу элективного курса «Отражение культуры славян в художественных образах» положены «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык 5-9кл., 10-11кл./сост.Е.И.Харитонова.-3-е изд.,стереотип. - М.:Дрофа,2010.» («Русская словесность» Р.И. Альбеткова - М.: Дрофа, 2009), методические и дидактические разработки авторов учебника «Животворящая святыня» Ю.А. Сипинева и И.А. Сипиневой (СПб.,1997). Данный курс ставит целью более качественное и глубокое эстетическое воспитание и гуманитарное образование, опирающееся на национальную и духовную культуру. В перспективе курс направлен на углубленное вхождение в русскую культуру, рассматриваемую в контексте культуры мировой в имеющихся связях и взаимодействиях. Курс позволит вывести детей на качественно иной, значительно более высокий уровень готовности воспринять богатейшее наследие русской культуры и литературы, а также культуры мировой.

Его особенностью является соединение культуры, литературы и языка в его историческом развитии, то есть изучение словесности как неделимого целого в русской культуре. В ходе обучения предлагаются к рассмотрению литературные произведения, которые не входят в базовую школьную программу, тем самым расширяется круг чтения учащихся. Но на эти произведения предлагается взглянуть по-новому: сквозь призму языка, русской народной культуры, кроме того - включив учащихся в учебно-исследовательскую проектную деятельность. В процессе работы учащиеся знакомятся с азами церковнославянского и древнерусского языка, изучают фольклор и русскую литературу, этнические особенности русского народа, отражение в искусстве живописи и архитектуры. Углубление в изучении предмета происходит через интегрирование русского языка и литературы. Целью такого обучения является формирование навыка творческого использования родного языка при освоении учеником духовного опыта человечества.

Предлагаемая программа представляет основу русской словесности, т.е. главные, исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания. Теоретические сведения рассматриваются в определенной системе; сущность этой системы составляет единство языка, выражающего определенное содержание, и произведения, содержание которого выражено посредством языка. Естественно, что в программу по словесности вошел ряд понятий, которые изучаются в школе в соответствии с действующими программами по литературе и русскому языку. Но это не повторение и не механическое соединение сведений, изученных на уроках русского языка и литературы, на уроках словесности осуществляется особый подход к явлениям языка и литературы, рассмотрение их в новой системе.

Кроме известных учащимся понятий, в программу включен ряд новых понятий, например понятие о словесности, о различных видах авторского повествования, о стилизации и др. При этом следует заметить, что теоретические сведения служат инструментом постижения смысла произведений. Практическая направленность изучения словесности служит выработке у учащихся умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык в собственных высказываниях.

В программе предлагается создание учащимися собственного творческого проекта - сочинения, презентации, устного высказывания и др. Цель такого практического освоения словесности двояка. Во-первых, совершенствуются читательские умения: пробуя свои силы в творчестве, стараясь найти самые яркие языковые средства выражения мысли, школьники учатся ценить художественные качества произведений, созданных писателями.

Таким образом, изучение начальных сведений о словесности в 5 классе должно помочь формированию умений учащихся в 6 и 7 классах самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приемы словесного выражения содержания. Творческое овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта человечества помогут развитию личности школьника.

В целом программа предусматривает углубление знаний о:

  • лингвистике как науке;

  • языке как многофункциональной развивающейся системе;

  • взаимосвязи основных единиц и уровней языка;

  • языковой норме, ее функциях;

  • функционально-стилистической системе русского языка;

  • нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.

А также предметом изучения на занятиях элективного курса является рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления словесности, опирающееся на:

  • фонетические, лексические, фразеологические, словообразовательные, грамматические ресурсы языка,

  • различных формы словесного выражения содержания,

  • специальные изобразительные средства языка,

  • произведение словесности как органическое единство идейно-художественного содержания.

Таким образом, элективный курс является интегрированным: включает в себя материал по русской литературе, русской культуре, истории языка и проектно-исследовательской деятельности.

Федеральные государственные стандарты основного общего образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи - вооружить учащегося знаниями - на другую - формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской и проектной деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, её главные цели - развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования.

Таким образом, программа позволяет реализовать компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.


  1. Цели изучения элективного курса «Отражение культуры славян в художественных образах»

Цели элективного курса:

  • самостоятельное понимание выраженного в словесной форме идейно-художественного смысла произведений;

  • применение в собственных высказываниях изученных приемов словесного выражения содержания;

  • развитие личности через творческое овладение богатствами родного языка;

  • развитие интереса к родному языку, образного и ассоциативного мышления, воображения, творческих способностей в различных видах учебной деятельности;

  • создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности.

Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами - русским языком и литературой. И вместе с тем, у этого курса есть собственные задачи:

  • изучение законов употребления языка, его лексических, фонетических, словообразовательных, грамматических средств, форм словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов - всего, что выработано народом - творцом словесности - на протяжении веков его развития;

  • овладение умением самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, композиции, идее при чтении художественное произведение и рассмотрении его в жанрово-родовой специфике;

  • формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска;

  • развитие познавательных потребностей и способностей, креативности;

  • развитие коммуникативных навыков (партнерское общение);

  • формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);

  • формирование умения оценивать свои возможности.

Предлагаемая программа представляет основы русской словесности, т.е. главные исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания Теоретические сведения рассматриваются в определенной системе; сущность этой системы составляет единство языка, выражающего определенное содержание, и произведения, содержание которого выражено посредством языка. В программу вошел ряд понятий, которые изучаются в школе в соответствии с действующими программами по литературе и русскому языку.

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности: умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводится исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу. Коллективная и групповая работа, предусмотренная данной программой, способствует формированию организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности.



  1. Общая характеристика программы

Основные принципы реализации программы - научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности - к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Проекты различных направлений служат продолжением занятий и предусматривают участие всех учащихся в работе, что определяется ФГОСом как результат освоения основной образовательной программы общего образования.

Результат проектной деятельности - личностно или общественно значимый продукт: макет, рассказ, доклад, концерт, спектакль, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, конференция, электронная презентация, праздник, комплексная работа и т.д.

Главная цель защиты проектной работы - аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, выдвинутым в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.

Контроль результатов обучения Система обучения элективного курса безоценочная. По желанию учащихся отметки за лучшие ответы и творческие работы могут быть выставлены в предмет «Литература». В таком случае ответы и работы учащихся оцениваются в соответствии с нормами и критериями оценки по литературе.

При планировании предусмотрены разнообразные виды контроля: текущий или промежуточный, тематический, итоговый.

Текущий контроль представляет собой анализ результатов выполнения заданий, предложенных учителем. Промежуточный контроль осуществляется в форме ответа на проблемные вопросы. Проведение промежуточного контроля уместно после изучения разделов. Проведение итогового контроля осуществляется по трем направлениям интегрированного курса, причем основными считаются результаты литературной и языковой составляющей, так как формирование ценностных ориентаций в рамках воспитательного аспекта курса - это процесс длительный, результат его скрыт в сознании: учитель не всегда может наблюдать реальные изменения в поступках учеников под воздействием «присвоенной» информации.

Мониторинг по учебному аспекту курса проводится в таких формах, как конференция, публичное выступление, где учащиеся в практической деятельности демонстрируют знания основных понятий русской словесности и культуры.

Итоговый контроль: выставка проектов, презентация.

Группы умений, которые формирует курс:

  • исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);

  • социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);

  • оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

  • информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);

  • презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);

  • рефлексивные (отвечать на вопросы: "чему я научился?", "чему мне необходимо научиться?"; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

  • менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).


  1. Место элективного курса «Отражение культуры славян в художественных образах» в учебном плане

Программа элективного курса «Отражение культуры славян в художественных образах» создана на основе федерального государственного стандарта основного общего образования. В соответствии с учебным планом на элективный курс в 5б классе отводится 35 часов (1 час в неделю) , в 6 - 35 часов, в 7 - 35 часов; соответственно программа рассчитана на 105 часов.

Формы организации учебного процесса Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в библиотеке; проектная деятельность включает проведение наблюдений, викторин, работы с текстами произведений, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д.

В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий: типовые занятия (объяснения и практические работы), уроки-тренинги, групповые исследования, игры-исследования, творческие проекты.

Методы проведения занятий: беседа, игра, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • поисковая деятельность;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • технология развития критического мышления.

Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

• с уроками русского языка: запись и анализ отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;

• с уроками литературы: чтение и анализ художественных произведений;

• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;

• с уроками информатики: подготовка презентаций по темам проектов.


Учебный план


2.1. Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончании реализации программы

Предметные результаты

Учащийся научится:

  • систематизировать средства художественной изобразительности языка, понимать специфику поэтического слова в его историческом развитии;

  • воспринимать произведения, созданные в разные эпохи;

  • выделять в произведении «художественный образ»;

  • понимать художественное содержание произведения, выраженное в словесной форме;

  • самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приемы словесного выражения содержания;

  • характеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, анализировать литературные произведения, выражать мысли и чувства, творчески использовать возможности родного языка.

Учащийся получит возможность научиться следующим умениям:


  • Умение выразительно читать тексты, различные по теме высказывания и эмоциональной окраске. Умение работать с этимологическим словарем.

  • Различение разговорного и литературного языка, умение употреблять их в соответствующих условиях. Умение различать разговорную и книжную окраску выражений. Различение понятий: устная речь и разговорный язык; письменная речь и литературный язык. Умение построить диалог. Умение идти от слов к смыслу, понимать художественное произведение.

  • Умение работать с толковыми словарями. Умение читать словарную статью. Умение определять лексическое значение слова, давать определение понятия. Умение находить в тексте художественного произведения многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, неологизмы, архаизмы, историзмы, фразеологизмы, понимать их роль, и передавать свое понимание в выразительном чтении. Употребление лексических ресурсов языка в собственных высказываниях

  • Понимание прямого и переносного значения слова. Нахождение в произведении эпитетов и сравнений, понимание их значения, понимание смысла аллегории. Умение выразительно читать произведения, в которых употреблены средства художественной изобразительности: эпитет, сравнение, аллегория. Употребление в собственных высказываниях эпитетов, сравнений, аллегории. Определение темы и основной мысли текста. Устное и письменное изложение повествовательного текста. Создание собственного повествовательного текста на предложенную тему. Умение выразительно читать текст-описание. Создание словесного описания предмета. Понимание причинно-следственных отношений в рассуждении. Создание собственного рассуждения, диалога, монолога

  • Различение стихотворной и прозаической речи. Различение видов интонации в повествовательных вопросительных и побудительных предложениях, их чтение. Умение читать предложения с восклицательной интонацией. Умение читать стихи с соблюдением стиховой паузы. Определение основного тона, пауз, ударений, повышений и понижений голоса. Подбор рифм к предложенным словам. Различение видов устной народной словесности. Рассказывание сказки, небылицы. Произнесение скороговорки и считалки. Отгадывание загадок. Сочинение собственных загадок. Употребление пословиц и поговорок, понимание их аллегорического значения

  • Понимание того, что эпическое произведение - результат творчества писателя, произведение, созданное из языкового материала. Различение литературной сказки, басни, рассказа и повести. Пересказ литературной сказки. Умение выразительно читать эпизод рассказа, басни. Создание устного рассказа по собственным впечатлениям. Понимание главного свойства лирических произведений - выражения мыслей и чувств автора. Умение выразительно читать стихи. Соблюдение стиховых пауз, логических и стиховых ударений, определение основного тона.

Личностные результаты

У школьников будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Ученик получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Регулятивные

Учащийся научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия.

Ученик получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Коммуникативные

Школьник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего - речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ученик получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

2.2. Содержание программы элективного курса «Славянская культура в художественных образах»

5 класс (35 часов)

Введение (2 ч.)

Человек - мир - культура. Проект, основные этапы создания проекта

Средства художественной изобразительности (27ч.)

Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка. Семантика различных средств языка, употребление их в разговорном языке и художественном произведении.

Понятие об эпитете. Сравнение и параллелизм, развернутое сравнение, их роль в произведении.

Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя. Аллегория и символ. Употребление в произведении этих средств художественной изобразительности.

Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом произведении, ее значение. Парадокс и алогизм, их роль в произведении.

Гротеск и его значение в произведении. Значение употребления этого средства в произведении словесности.

Этимологизация и внутренняя форма слова. Игра слов.

Ассоциативность. Явные и скрытые ассоциации.

Что такое проект (6ч.) Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследовательских работ учащихся. Составление плана работы над проектами. Определение предмета и методов исследования в работе над проектом. Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта.Способы преодоления трудностей.

Конференция. Выступления учащихся с презентацией своих проектов.

Анализ проектно-исследовательской деятельности.

Понятия: проект, проблема, информация

6 класс (35 часов)


Русская волшебная и литературная сказка (15ч.)

Сказка как вид устного народного творчества. Народные сказки. Сказки народов мира. Авторские сказки. Картина мира волшебной сказки. Устойчивость и повторяемость сказочных мотивов. Основные элементы и мотивы в сказке. Путь героя в сказке. Картина мира славян, отраженная в сказке. Отражение культа предков в сказке. Ключ к магическому воздействию на мир. Мифология и поэтика сказки. Волшебные сказки народов мира, их взаимосвязь со славянскими сказками. Литературная сказка: трансформация жанра.

В.Жуковский Сказка о царе Берендее. П.Ершов Конек-горбунок

Преломление славянской действительности в художественном мире (12 ч.) Принципы изображения действительности и поэтическое слово. Изображение действительности и поэтическое слово в литературе. Принципы отбора явлений жизни, их изображение и оценка. Мифологическое видение в литературе

Авторская индивидуальность. Проявление художественной одаренности, мировоззрения, жизненного опыта, личности писателя в произведении. Стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества писателя.

Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства художественного образа: наличие «внутренней формы» и авторской эстетической оценки, результат творчества. Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содержание. Словесная форма выражения художественного содержания. «Приращение смысла» слова.

Художественное время и художественное пространство (хронотоп) как один из видов художественного образа. Хронотоп в произведениях разных родов словесности как средство выражения содержания.

С.Есенин Все от древа. Способы выражения точки зрения автора в произведении. Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение. Проявление художественной одаренности, мировоззрения, жизненного опыта, личности писателя в произведении.

Проектная работа (8ч.) Проектная и исследовательская деятельность учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследовательских работ учащихся. Составление плана работы над проектами. Определение предмета и методов исследования в работе над проектом. Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта.

Конференции. Выступления учащихся с презентацией своих проектов. Анализ проектно-исследовательской деятельности.



7 класс (35 часов)

Одухотворенный земной мир (21 ч.)

Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект. Предмет изображения, тема и идея произведения. Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова.Свет и тьма - универсалии мира и мировоззрения человека. Идея Матери-сырой земли. Представление о взаимодействии стихий света и тьмы в литературе и культуре славян. Гроза - как олицетворение стихии. Движение мотива грозы. Олицетворение небесных светил. Мифы древних славян. Времена года в лирике русских поэтов. Зима в лирике. Весна в лирике. Лето в лирике. Осень в лирике. Отражение идеи круга в понятиях год и время года. Времена года и народный месяцеслов. Взаимосвязь названий месяцев и культуры славян. День в поэтическом мире Ф.Тютчева. Дом в русской классической литературе. Отражение культуры славян в народных приметах, поверьях.

Представления древних славян о человеке, его пути в мире (6 ч.)

Предмет изображения, тема и идея произведения. Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова. Способы выражения точки зрения автора в произведении. Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение. Душа в представлении славян и других народов. Воззрения славян-язычников на судьбу. Судьба, рок в мифах Древней Греции, Древнего Рима. Представления о жизни как о пути. Взаимосвязь разных национальных культур. Значение перевода произведений словесности на другой язык. Индивидуальность переводчика.

Развитие словесности. Традиции и новаторство. Использование традиций в произведениях словесности. Обращения к «вечным» образам и мотивам, новая жизнь типических героев, созданных в другую эпоху.

Значение художественной словесности для развития языка. Познание мира средствами искусства слова. Нравственные проблемы в произведениях словесности. Очеловечивание мира. Главное назначение искусства

Проектная работа (8ч.) Проектная и исследовательская деятельность учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследовательских работ учащихся. Составление плана работы над проектами. Определение предмета и методов исследования в работе над проектом. Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта.

Конференции. Выступления учащихся с презентацией своих проектов. Анализ проектно-исследовательской деятельности.


2.3. Учебно-тематический план элективного курса


Раздел

Тема

Количество часов

5 класс

1

Введение

2

2

Средства художественной изобразительности

27

3

Что такое проект

6


6класс

4

Русская волшебная и литературная сказка

15

5

Преломление славянской действительности в художественном мире

12

6

Проектная работа

7


7 класс

7

Одухотворенный земной мир

21

8

Представления древних славян о человеке, его пути в мире

6

9

Проектная работа

8

Итого

105

2.4. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методическое обеспечение

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

1

Сипинев, Ю.А. , Сипинева, И.А. Животворящая святыня - СПб.: Сайма, 1997

Сипинев, Ю.А. , Сипинева, И.А. Русская культура и словесность (методические и дидактические разработки) - СПб.: Сайма, 1997

2

Альбеткова, Р.И. Русская словесность. От слова к словесности: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждения/ Р.И. Альбеткова. - 8-е издание, доп. - М: Дрофа, 2008.

В. Я. Коровина Читаем. Думаем. Спорим. Дидактические материалы по литературе 5 класс. М.. Просвещение, 2008

Альбеткова, Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. Программа для общеобразовательных учреждения. - Русский язык. - М: Дрофа, 2009.



Материально-техническое обеспечение

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечание

1.1

Рабочее место педагога

Стол письменный (учительский)

1

Стул (учительский)

1

сломан

Классная доска (в соответствии с п.5.7 СанПин 2.4.2.2821-10)

1


  1. Компьютер

1


  1. Экспозиционный экран (навесной)

1

Мультимедийный проектор

1

1.2

Рабочее место обучающегося

Стол ученический. Комплект включает 12/15/16 двухместных столов (в соответствии с пп.5.7, 5.3 СанПин 2.4.2.2821-10).

15

Стул ученический. Комплект включает 12/15/16 двухместных столов (в соответствии с пп.5.7, 5.3 СанПин 2.4.2.2821-10).

30

1.3

Шкафы

3

1.4

Демонстрационные таблицы «Портреты писателей 19 века»

Информационно-коммуникационные средства

Ресурсы Интернета

edu.ru - Образовательный портал «Российской образование»

ict.edu.ru - специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании

ФИПИ - Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме - fipi.ru.

Методическая лаборатория русского языка и литературы МИОО - Итоговая аттестация в 9 классе - ruslit.metodist.ru

Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема занятия


Дата

Понятия

Основные виды деятельности учащихся

Примечание


5 класс

Введение (1 ч.)

1

Человек - мир - культура

Культура, нация

Знакомство с основными понятиями,

2

Проект, основные этапы создания

проект, проблема, информация

Осмысление этапов исследовательской деятельности

Средства художественной изобразительности (27 ч.)

3

Слово и словесность

Тропы, фигуры речи, текст

Работа с текстом, формулирование собственной точки зрения при исследовании объекта с различных сторон

4

Значение средств художественной изобразительности языка

Художественная изобразительность

Сопоставление текстов, анализ, формулировка проблемы и вывода

5

Семантика различных средств языка

Языковые средства

Аналитическое чтение

6

Употребление тропов в разговорном языке и художественном произведении

Тропы, художественное произведение

Сопоставление текстов, анализ

7

Употребление фигур речи в разговорном языке и художественном произведении

Фигуры речи

Сопоставление текстов, анализ

8

Понятие об эпитете

Эпитет

Сравнительный анализ эпитета и определения

9

Сравнение и параллелизм

Сравнение, параллелизм

Создание текста с использованием языковых средств

10

Развернутое сравнение, роль в произведении

Развернутое сравнение

Создание текста с использованием языковых средств

11- 12

Работа над проектом

Выбор темы проекта, определение цели, проблемы, задач, составление плана работы

13

Олицетворение

Олицетворение

Аналитическое чтение

14

Олицетворение и стиль писателя

Стиль

Создание текста

15

Аллегория, роль в произведении

Аллегория

Аналитическое чтение

16

Работа над проектом

Систематизация информации по теме проекта

17

Гипербола

Гипербола

Сопоставление текстов, анализ

18

Гипербола, ее значение

Гипербола

Создание текста

19

Парадокс и алогизм, их роль в произведении

Парадокс, алогизм

Аналитическое чтение

20

Гротеск и его значение для создания образа

Гротеск

Создание гротескового образа

21-22

Работа над проектом

Оформление проекта

23

Этимологизация и внутренняя форма слова

Этимология

Работа со словарем

24

Ассоциативность

Ассоциация

Групповая работа по созданию цепочки ассоциаций

25

Явные и скрытые ассоциации

Ассоциация

Аналитическое чтение

26

Прямое и поэтическое значение словесного выражения

Тропы

Сопоставление текстов, анализ

27

Направленность высказывания на объект и субъект

Тропы

Сопоставление текстов, анализ

28-29

Работа над проектом

Подготовка к защите

30

Предмет изображения, тема и идея произведения

Тема, идея произведения

Аналитическое чтение

31

Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова

Искусство

Герменевтическое чтение

32- 35

Защита проектов

Защита и анализ проектов

6 класс

Русская волшебная сказка (15ч.)

1

Картина мира волшебной сказки

Жанры сказок

Составление кластера беседы

2

Устойчивость и повторяемость сказочных мотивов

Мотив

Составление кластера беседы, развитие исследовательского и творческого мышления

3

Основные элементы и мотивы в сказке

Мотив, композиция

Аналитическое чтение

4

Путь героя в сказке

Образ героя

Составление кластера аналитической работы в группе

5

Картина мира славян, отраженная в сказке

Миф

Аналитическое чтение, составление схемы

6

Отражение культа предков в сказке

Культ

Аналитическое чтение, развитие исследовательского и творческого мышления

7

Ключ к магическому воздействию на мир

Магия, волшебство

Аналитическое чтение, развитие исследовательского и творческого мышления

8

Работа над проектом

Проблема, цели, задачи

Систематизация информации по теме проекта

9

Мифология и поэтика сказки

Миф, поэтика, сказка

Аналитическое чтение

10

Волшебные сказки народов мира, их взаимосвязь со славянскими сказками

Миф, поэтика, сказка

Аналитическое чтение, развитие исследовательского и творческого мышления

11

Работа над проектом

Подготовка к защите

12

Литературная сказка: трансформация жанра

Жанр

Сопоставление текстов, анализ

13

В.Жуковский Сказка о царе Берендее

Жанр

Сопоставление текстов, анализ

14

П.Ершов Конек-горбунок

Жанр

Сопоставление текстов, анализ

15

Работа над проектом

Развитие умений анализировать свои действия и делать выводы

Преломление славянской действительности в художественном мире (16ч.)

16

Мифологическое видение в литературе

Миф

Анализ рассказа Н. Думбадзе «Хазарула»

17

С.Есенин Все от древа

Лирика

Аналитическое чтение, художественное своеобразие, отражение славянской мифологии

18

Работа над проектом

Презентация

Подготовка презентации

19

Защита проекта

Защита проекта

20

Способы выражения точки зрения автора в произведении

Авторская позиция

Составление кластера аналитической работы в группе

21

Правдоподобное и условное изображение

Условность

Составление кластера аналитической работы в группе

22

Изображение действительности и поэтическое слово в литературе

Поэтика

Аналитическое чтение, художественное своеобразие, отражение славянской мифологии

23

Работа над проектом

Обобщение

Применение способов обобщения материала

24

Работа над проектом

Систематизация

Систематизация материала

25

Принципы изображения действительности и поэтическое слово

Тропы, фигуры речи

Сопоставление текстов, анализ

26

Своеобразие средств художественной изобразительности

Тропы, фигуры речи

Аналитическое чтение, художественное своеобразие

27

Изображение действительности и поэтическое слово в литературе.

Тропы, фигуры речи

Аналитическое чтение, художественное своеобразие

28

Работа над проектом

Развитие умений анализировать свои действия и делать выводы

29

Защита проекта

Защита и анализ проекта

30

Художественный образ

Образность

Аналитическое чтение, художественное своеобразие

31

Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней

Образность

Аналитическое чтение, художественное своеобразие, отражение славянской мифологии

32

Взаимосвязь разных национальных культур

Культура

Аналитическое чтение, художественное своеобразие, отражение славянской мифологии

33

Очеловечивание мира. Главное назначение искусства

Культура, искусство, гуманизм

Составление кластера аналитической работы в группе

34

Работа над проектом

Подготовка к защите

35

Защита проектов

Конференция. Выступления учащихся с презентацией своих проектов.

Анализ проектно-исследовательской деятельности.

7 класс (35 ч.)

Одухотворенный земной мир славян(21ч.)

1

Одухотворенный земной мир славян

Душа

Аналитическое чтение

2

Свет и тьма - универсалии мира и мировоззрения человека

Мировоззрение

Составление кластера беседы

3

Идея Матери-сырой земли

Миф

Аналитическое чтение

4

Представление о взаимодействии стихий света и тьмы в литературе и культуре славян

Культура

Составление кластера беседы

5

Гроза - как олицетворение стихии

Миф, олицетворение

Анализ стихотворений Ф.Тютчева, А.Толстого, А.Майкова

6

Движение мотива грозы

Мотив

Тематический анализ стихотворений Ф.Тютчева, А.Толстого, А.Майкова

7

Олицетворение небесных светил

Олицетворение

Аналитическое чтение

8

Мифы древних славян

Миф

П. Мельников-Печерский «Народный миф о Солнце» - чтение и анализ

9

Времена года в лирике русских поэтов

Лирика

Составление кластера беседы

10

Зима в лирике

Лирика, тропы

П. Вяземский «Первый снег»

11

Весна в лирике

Лирика, тропы

В.Жуковский «Приход весны»

12

Лето в лирике

Лирика, тропы

А.Плещеев «Летние песни»

13

Осень в лирике

Лирика, тропы

Н.Карамзин «Осень»

14

Работа над проектом

Выбор темы проекта, определение цели, проблемы, задач, составление плана работы

15

Отражение идеи круга в понятиях год и время года

Лирика, тропы

Аналитическое чтение

16

Времена года и народный месяцеслов

Этимология

Работа со словарем

17

Взаимосвязь названий месяцев и культуры славян

Этимология

Аналитическое чтение

18

День в поэтическом мире Ф.Тютчева

Пантеизм

«Утро в горах», «Полдень», «Ночное небо так угрюмо…»

19

Дом в русской классической литературе

Религиозно-языческое представление

Составление схемы дома

20

Отражение культуры славян в народных приметах, поверьях

Л.Мей «Русалка», В.Жуковский «Лесной царь»

21

Работа над проектом

Систематизация информации по теме проекта

22

Защита проекта

Защита и анализ проектов

Представления древних славян о человеке, его пути в мире (6 ч.)

23

Душа в представлении славян и других народов

Душа

Знакомство со способами познания окружающего мира

24

Воззрения славян-язычников на судьбу

Язычество, судьба

Н.Карамзин, Вещий Олег

25

Судьба, рок в мифах Древней Греции, Древнего Рима

Судьба, рок

Развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы

26

Представления о жизни как о пути

Тропы, фигуры речи

А.Пушкин «Телега жизни», Н.Гоголь «Мертвые души» (гл.11)

27

Работа над проектом

Подготовка к защите

28-34

Защита проекта

Защита и анализ проектов

35

Анализ проектной деятельности

Аналитическая работа в группах


Приложение 1

Примерные критерии оценки проектной работы

Критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования. Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.

Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического подхода.

При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх названных выше критериев.

При этом в соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что - только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности.

Ниже приводится примерное содержательное описание каждого из вышеназванных критериев.

Примерное содержательное описание каждого критерия

Критерий

Уровни сформированности навыков проектной деятельности

Базовый

Повышенный

Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы

Знание предмета

Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки

Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют

Регулятивные действия

Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы.

Работа доведена до конца и представлена комиссии;

Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления.

некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося

Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно

Коммуникация

Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы

Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы

При этом, как показывает теория и практика педагогических измерений, максимальная оценка по каждому критерию не должна превышать 3 баллов. При таком подходе достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырёх критериев), а достижение повышенных уровней соответствует получению 7-9 первичных баллов (отметка «хорошо») или 10-12 первичных баллов (отметка «отлично»).

Направления проектной деятельности обучающихся

Цель учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся - формирование компетентности работать на достижение планируемого результата.

Пять основных задач:

  • Формирование универсальных учебных и исследовательских действий.

  • Освоение продуктивно-ориентированной деятельности.

  • Овладение знаниями и навыками целенаправленной творческой деятельности и развитие творческих способностей.

  • Формирование рациональных моделей поведения.

  • Совершенствование навыков сотрудничества.

Проектная деятельность Любая самостоятельная, социально значимая и организованная деятельность обучающихся, опирающаяся на их индивидуальные инициативы, интересы и предпочтения, направленная на достижение реальной, личностно значимой, достижимой цели, имеющая план и критерии оценки результата, поддержанная культурой деятельности обучающихся, традициями, ценностями, освоенными нормами и образцами.

Типы проектов:

  • Информационный проект. Этот тип проекта направлен на работу с информацией о каком-либо объекте, явлении. Его цель - обучение участников проекта целенаправленному сбору информации, её структурированию, анализу и обобщению.

  • Учебно-исследовательский проект. Совпадает с характеристиками учебно-исследовательской деятельности, дополненной традиционными признаками проекта. Может быть предметным, межпредметным или ориентированным на содержание научного направления, не входящего в перечень школьных предметов. Основная цель - формирование метапредметных результатов и представлений.

  • Социальный проект. Целенаправленная социальная (общественная) практика, позволяющая обучающимся выбирать линию поведения в отношении социальных проблем и явлений. Является удобным средством формирования социального опыта, социальных компетентностей и компетенций обучающихся, овладения основными социальными ролями, помогает осваивать правила общественного поведения.

  • Игровой проект. Является создание, конструирование или модернизация на основе предметного содержания.

  • Ролевой проект. Является подтипом игрового. Реконструкция или проживание определенных ситуаций, имитирующих социальные или игровые отношения.

Приложение 2


Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе

Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.

Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.

Практика показывает, что для описания достижений обучающихся целесообразно установить следующие пять уровней.

Базовый уровень достижений - уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).

Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:

• повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);

• высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).

Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.

При оценке знаний необходимо анализировать их глубину и прочность, проверять умение школьников свободно и вполне сознательно применять изучаемый теоретический материал при решении конкретных учебных и практических задач, строго следовать установленным нормативам.

«Нормы оценки...» призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5 классе и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь по литературе, вторая - за грамотность ставится в русский язык.

Система оценивания планируемых результатов освоения программ основной школы, в частности, предполагает:

1. Включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);

2. Использование критериальной системы оценивания;

3. Использование разнообразных видов, методов, форм и объектов оценивания, в том числе:

· как внутреннюю, так и внешнюю оценку, при последовательном нарастании объема внешней оценки на каждой последующей ступени обучения;

· субъективные и объективные методы оценивания; стандартизованные оценки;

· интегральную оценку, в том числе - портфолио, и дифференцированную оценку отдельных аспектов обучения;

· оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования, а также оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития своего собственного процесса обучения;

· разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка сочинений

В настоящее время действуют нормы оценки сочинений, утверждённые Министерством народного образования РФ и опубликованные в сборнике "Программы средней общеобразовательной школы. Литература" (М., 1988) в разделе "Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся".

С помощью сочинений проверяются:

  • умение раскрыть тему;

  • умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

  • соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

· соответствие работы ученика теме и основной мысли;

· полнота раскрытия темы;

· правильность фактического материала;

· последовательность изложения;

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

· разнообразие словаря и грамматического строя речи;

· стилевое единство и выразительность речи;

· число речевых недочетов;

Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

3. Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 - 100 %; «4» - 76 - 89 %; «3» - 50 - 75 %; «2» - менее 50 %.

4. Оценка зачетных работ

Зачет - форма проверки знаний, позволяющая реализовать дифференцированный подход. Зачётные работы состоят из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть предусматривает устную форму работы в виде ответа на вопрос. Практическая часть предусматривает письменную форму работы в виде теста. Содержание зачётной работы должно охватывать весь подлежащий усвоению материал определённой темы и обеспечивать достаточную полноту проверки.

Зачетные работы оцениваются по следующим критериям:

1 часть (теоретическая) - по критериям оценки устных ответов;

2 часть (практическая) - по критериям оценки тестовых работ.

Каждая часть работы оценивается отдельной отметкой, но в журнал выставляется одна отметка, которая равна среднему баллу работы.

12


© 2010-2022