Конспект урока русского языка на тему Частица как часть речи (7 класс)

Открытый урок русского языкаВ 7 классе по теме:«Частица как часть речи. Разряды частиц».Провела учитель русского языка и литературыПанасюк Светлана Владимировна.Тема урока: Частица как служебная часть речи.Цели:1.Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи с применением ТРКМЧП.2.Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций.Задачи:1.Показать отличие частицы от других служебных частей речи и её своеобразие.2.Развивать познавательный интерес.3.Формирова...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ-ООШ с. Усатово



Открытый урок русского языка

В 7 классе по теме:

«Частица как часть речи. Разряды частиц».

Провела учитель русского языка и литературы

Панасюк Светлана Владимировна.









Тема урока: Частица как служебная часть речи.

Цели:

  1. Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи с применением ТРКМЧП.

  2. Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций.

Задачи:

  1. Показать отличие частицы от других служебных частей речи и её своеобразие.

  2. Развивать познавательный интерес.

  3. Формировать мотивацию исследовательской и творческой деятельности.

  4. Формировать умение существлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей и определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  5. Развивать умение проводить познавательную и личностную рефлексию.

  6. Развивать умение слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

  7. Развивать умение публично выступать.

Планируемые результаты:

  1. Учащиеся знают функции частицы как служебной части речи

  2. Учащиеся выбирают наиболее эффективные способы решения проблемы, поставленной на уроке.

  3. Учащиеся осуществляют коммуникативные действия - участвуют в коллективном обсуждении проблемы, излагают свое мнение, аргументируют свою точку зрения.

  4. Учащиеся используют приобретенные знания в творческой работе.

  5. Учащиеся совместно с учителем проводят исследовательскую работу

  6. Учащиеся проводят личностную рефлексию

Оборудование:

ПК, проектор, экран, презентация


Ход урока

1.Организационный момент.

Слайд 1.

- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка - это поцелуй души». А теперь давайте поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

Слайд 2.

Посмотрите на доску. Там написан эпиграф к нашему уроку. Давайте его прочитаем.

«Не стыдно не знать,

Стыдно не учиться»

- Как вы понимаете данное высказывание?

- Вы с ним согласны?

- Так давайте сегодняшний наш урок мы проведём под этим девизом.- Итак, не будем терять время и перейдём к работе.

- Мы с вами продолжаем изучение такого раздела науки о языке как морфология. Давайте вспомним, что она изучает?

Сегодня мы должны познакомиться с новой частью речи. Но как она называется, мы узнаем, когда разгадаем кроссворд. Но для этого нам нужно вспомнить названия и определения уже известных частей речи. Я буду задавать вопрос, я вы поднимаете руку.

1. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяющая в себе свойства прилагательного и глагола.

2. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? или чей?

3. Служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного.

4. Самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счете и отвечает на вопросы сколько? который? (какой?)

5. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действий или признаков и отвечает на вопросы как? куда? когда? где? почему?

6. Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?



п

р

и

Ч

а

с

т

и

е


п

р

и

л

а

г

А

т

е

л

ь

н

о

е



С

о

ю

з



ч

и

с

л

и

Т

е

л

ь

н

о

е


н

а

р

е

ч

И

е




Ц




г

л

А

г

о

л



Теперь мы уже может назвать загаданное слово, но не известна еще одна буква. Ее отсутствие, думаю, не вызовет у вас затруднений. Ответьте на вопрос, с какой частью речи мы начинаем знакомиться? (Частица.)

- Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? Слайд 3.

- Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тему урока.

- Исходя из темы урока, сформулируйтеего главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? Слайд 4.

-На прошлых уроках вы получили уже знания о служебных частях речи, в том числе в ознакомительном плане и о частице. Что вы уже знаете об этой части речи?

Б) Составим кластер к понятию « Частица как часть речи».

1.Служебная часть речи.

2.Образовалось от слова «часть».

3. Не имеет грамматического значения

4. Не изменяется

5.Не является членом предложения.

Слайд5

А) Прочитайте статью , применяя прием инсерта.

Скажите, возникли ли у вас вопросы? А есть ли в материале новая для вас информация?

2) Дополните кластер новой информацией.

-вносят различные оттенки значения и служат для образования форм слова.

Слайд 6

Физминутка Слайды 7-8.

Для того чтобы понять, какое значение имеют частицы в нашей речи, обратимся к истории.

Слайд 9


  • Алина расскажет вам историю, которая произошла в конце XVIII века при царствовании Павла I.

В канцелярии Преображенского полка молодой писарь второпях допустил нелепое написание: вместо «Подпоручики же Стивен, Рыбин, Аракчеев назначаются…»написал «Подпоручик Киже, Стивен, Рыбин, Аракчеев назначаются…»). У него получилось лишняя фамилия в приказе. Приказ этот был подписан императором Павлом. Так появился в Преображенском полку новый офицер. Командир полка не осмелился доложить об ошибке взбалмошному императору, боясь его гнева. И пришлось ему делать вид, что такой подпоручик служит в полку.

В последствии с этим несуществующим подпоручиком Киже происходят забавные истории: его ссылают в Сибирь, возвращают из ссылки, женят на фрейлине он дослужился до генеральского чина. Когда же Павел хотел вызвать Киже к себе и доверить ему охрану своей царственной особы, то придворные, утаившие истину от императора поспешили сделать так, что генерал Киже «внезапно» заболел и через 3 дня умер.


  • Как же такая история могла произойти? Предлагаю вам провести расследование этого таинственного дела.

Слайд 10 «Разгадка тайны».

  • Сравните 2 предложения. В чем между ними разница?

(Писарь образовал новое слово - ки + же = Киже, собственное существительное). Маленькая частица ЖЕ привела к такому большому недоразумению.

Исследовательская работа

Это случилось давно, а в наше время нужны ли частицы в нашей речи? Или, может, они вообще не нужны и не важны? А для доказательства этой гипотезы я предлагаю провести исследовательскую работу.

Слайд 11.

Прочитайте текст и определите стиль текста. Как его можно озаглавить?

Попробуйте исключить выделенные слова из текста. Что изменилось? Что они вносят в предложение?

Вот спорый дождь. По всей реке стоит стеклянный звон. Именно по высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.

А мелкий грибной дождь не звенит, лишь шепчет что-то своё, усыпительное.

О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». А кому же плакать такими сияющими слезами горя или радости? Именно сказочной красавице царевне.

(По К. Паустовскому)

(ВОТ - выражает указание,ИМЕННО - выражает уточнение, НЕ - выражает отрицание, ЛИШЬ - выражает выделение, ограничение)

Слайд129 Исследовательская работа («Смысловые значения частиц»).

  • Употребите разные частицы в данном предложении.

Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком.

Давайте сделаем вывод: частицы вносят различные оттенки в преложении. Для чего еще служат частицы в речи?

Обратимся к кластеру (частицы образуют формы слова)

Проверка.

Творческая работа

Слайд 13

  1. Чем вам показалась частица интересной? Выразите свои мысли и чувства в синквейне "Частица".

Мне очень понравились прослушанные синквейны, свои работы вы мне сдадите, а наиболее интересные мы прочитаем на следующем уроке.

Слайд 14

Домашнее задание. § 56,57. На выбор:

Выполнить упражнение 357.

Сочинить грамматическую сказку «Жила-была частица…».

Написать сочинение - рассуждение на тему «Важны ли частицы в нашей речи?»

Итог урока.

Оценка за сегодняшний урок всем одна: Молодцы! Спасибо

Оцените свою работу на уроке. За работу на уроке я ставлю себе оценку……, потому что………………………

…………………………………………………………………………………………..



© 2010-2022