Исследовательская работа ВЛИЯНИЕ ТЕКСТА ПОПУЛЯРНОЙ ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНИ НА ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВЛИЯНИЕ ТЕКСТА ПОПУЛЯРНОЙ ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНИ НА ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ

Инёшина Л.Г., к.п.н.,

преподаватель русского языка и литературы

ГАП РС (Я) ОУ «Якутский автодорожный техникум»

Введение

Издавна люди обменивались мыслями с помощью слов. С появлением музыки стало возможным сделать это более точно. Музыка во все времена была особым видом искусства, несущим красоту, новые способы познания мира. Песня - самый распространенный и популярный музыкальный жанр, текст в которой играет основную роль. Мы слышим песни каждый день независимо от того, где находимся. Все они несут какой-то смысл, но зачастую его не так-то просто определить.

Актуальность взятой нами исследовательской работы обуславливается тем, что в современной песенной поэзии слово утрачивает свое значение как лексическая единица и перестает нести какой-либо смысл. Дело в том, что авторы современных хитов не задумываются над настоящим значением и звучанием слов, а попросту используют их для рифмы, причем в абсолютно неправильной и даже непристойной форме. К сожалению, прослушанная нами песня, содержащая такой текст, все-таки запоминается, оставляя темный отпечаток на культуре и правильности нашей собственной речи. Современное общество не задумывается над смыслом слов популярных песен. В эстрадных песнях нашего поколения наблюдается отсутствие логической связи между предложениями. При создании образа неуместно используются выразительные средства языка: метафоры, эпитеты. Над рифмой доминирует мелодия.

Отсюда мы вывели гипотезу исследования: современный песенный текст не только отражает культурно-языковое состояние эпохи, но и, обладая особым характером воздействия на своих адресатов, прежде всего подростков, формирует культурно-языковое пространство, негативно влияя на речевую культуру будущего.

Цель исследования - рассмотреть слово и его значение как лексическую единицу в контексте современных песен, а также выяснить, какую угрозу для речевой реализации языка, нравственных и культурных установок личности представляет некорректное использование этого слова.

Для достижения заданной цели мы поставили следующие задачи:

  1. определить, какой жанр песен популярен у современной молодежи, и вывести наиболее яркие приметы этого жанра;

  2. описать форму и содержание песенного текста, которые способствуют его включению в языковую среду молодёжи;

  3. проанализировать словесную составляющую современных песенных текстов на предмет наличия в ней нарушений языковых норм;

  4. в контексте данных песен рассмотреть слово и определить его лексическое значение;

  5. провести анализ современных песенных текстов как фактора, влияющего на языковые предпочтения, ценностные и культурные ориентиры адресата (подростковой молодежи).

В ходе работы нами были использованы методы исследования:

1) элементы лексического анализа,

2) социологический опрос,

3) сравнительное изучение фактов.

Предмет исследования - подход к выбору слова в современной песенной поэзии.

Объектом исследования являются собственно тексты популярных песен.

Новизна темы состоит в том, что в наше время мало говорится о влиянии современной культуры на молодежь. Встречались подобные работы, материалы, однако более глубокого и точного анализа нам найти не удалось.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования данных материалов при выборе музыкальных произведений для прослушивания, при проведении факультативных занятий по литературе, русскому языку, МХК.

В работе были использованы следующие источники песенных текстов: а) аудиокассеты с записями популярных песен; б) видеокассеты с записями концертов, телевизионных музыкальных программ, видеоклипов; в) звучащая речь (музыкальные передачи радиостанций «Русское Радио», «Русское Радио-2», «Радио «Семь на семи холмах», «Милицейская волна», «Love-Радио»; телевизионные музыкальные передачи «Субботний вечер», «Песня года», «Золотой Граммофон», праздничные концерты); г) Интернет-сайты, публикующие песенные тексты (megalyric.ru, rambler.ru, yandex.ru); д) печатные сборники современных популярных песен.


Глава 1. Проблемы современного песенного творчества 1.1. Жанры песен

Слово - исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои; дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками; словесная речь. Сочетание звуков, составляющее одно целое, которое, по себе, означает предмет или понятие; реченье. Развивая слово, люди пришли к тому, что соединили его с музыкой. Так появилась песня. За долгие годы этот род словесно-музыкального искусства претерпел большие изменения. Появлялись новые музыкальные инструменты, новые слова. Песни уже можно было классифицировать по содержанию на лирические, патриотические, сатирические и т. п., по социальной функции - на обрядовые, бытовые, военно-строевые и т. п.; по исполнительному составу - на сольные, хоровые, с инструментальным сопровождением и без него. Сейчас создано множество только российских песен, и каждый человек выбирает из этого количества именно то, что ему нравится. Путем социологического опроса мы выяснили, какие современные жанры песен наиболее популярны у наших подростков и молодежи, а также у некоторых более взрослых людей. Итак, наибольшее предпочтение учащиеся нашего лицея отдали эстрадной песне («попсе»), рэпу, шансону и R'n'B (Приложение 1). Дадим определения данным жанрам. Эстрадная песня (попса; от англ. Pops - «популярные») - точного определения ей нет. В широком значении под этим термином может пониматься любая коммерчески ориентированная поп-музыка, независимо от субъективной оценки её качества и профессионализма. Чаще всего это легко запоминающиеся композиции. Однако со временем слово попса стало иметь другое значение. Сейчас ее понимают как низкопробную и неоригинальную часть поп-музыки, основанную на низкокачественном подражании успешным исполнителям. У группы «Бригадный Подряд» даже есть песня «Попса». В этой песне резко критикуется «попса», под которой понимается отечественный шоу-бизнес, исполнение под «фанеру», скандалы в рекламных целях и прочее. Рэп (от англ. rap, rapping) - ритмичный речитатив, обычно читающийся под музыку с тяжёлым битом. Исполнитель рэпа называется рэ́пером. Это один из немногих жанров, где именно текст является самым главным в песне. R'n'B - музыкальный жанр, особенно популярный в США, настоящее положение которого было задано с 1940-х годов музыкой в стиле R&B. Несмотря на то, что сокращение «R'n'B» производит ассоциации с традиционной музыкой в стиле ритм-энд-блюз, сегодня эта аббревиатура используется чаще для определения стиля афроамериканской музыки, появившегося после диско в 1980-х. Этот новый стиль сочетает в себе элементы соула, фанка, танцевальной музыки и - в результате появления течения нью-джек-свинг в конце 1980-х - хип-хопа. К данному времени жанр R'n'B практически полностью потерял свои R&B корни, превратившись в смесь хип-хопа и электроники. Шансон (блатная песня) - музыкальный жанр, основу которого составляют песни о неволе, тюрьме и зоне, т.е. о людях, лишённых свободы. Даже существует понятие «блатная романтика». Но в настоящих блатных песнях этой самой романтики, как ни странно, нет. Основные темы - предательство друга (пример - песня М. Круга «Роза»), измена любимой, жизнь на свободе и т.д. Глава 2. Анализ выбранных текстов Цель преобладающей части лирических песен - повлиять на душевное состояние слушателя, заставить его сопереживать лирическому герою. Тактические приемы реализации: создание теплой доверительной атмосферы, формирование положительного эмоционального настроя. В популярной лирической песне основным инструментом реализации стратегий служат разнородные наборы языковых и речевых средств. Это объясняется спецификой жанра песни и прежде всего принадлежностью песни к малым жанрам художественной речи. В качестве средств реализации коммуникативных стратегий и тактик в песенных текстах используются стилистические тропы, характерные для произведений художественной речи, а также просторечные, жаргонные слова и конструкции, которые присущи разговорной речи и не свойственны поэтическим произведениям. В целях усиления воздействующего эффекта на слушателя авторы современных песенных текстов употребляют иноязычную лексику; клишированные конструкции; высказывания, тексты. Так, например, тактическими приемами стратегии сближения с адресатом, создания среды «свой/ свои» служат: 1) использование молодежного и общего жаргона: Места я не нахожу себе, Стопудово: я, наверное, страдаю по тебе - Я просто никакая. От кайфа улетаю (исп. Глюк'oza); 2) включение в тексты варваризмов: Я не буду тебя спасать, догонять, вспоминать, целовать, Больше мне не звони, Меньше всего нужны мне твои комбеки (Земфира); 3) прямая, косвенная или скрытая цитация текстов, например, включение в песенное повествование лексики Интернета (Пишешь адрес: «Никуда Безднадега точка ру» - исп. гр. «Иванушки Интернейшнл»), Айсикью, имэйлами мы стали так близки, Сердце он-лайн, в трубке гудки (исп. гр. «Нон-стоп») и др.; 4) прямая или косвенная цитация рекламных текстов с целью отображения бытовой жизненной ситуации, изображения переживаний лирического героя на фоне реалий повседневной жизни: Я жду тебя... Сажусь на диван, включаю телевизор: «Здравствуйте, это операция «Тайд» или кипячение, Это тяжелый труд, это не увлечение…». Где ж ты, моя милая? Птицей прилетай, да! Я скучаю (исп. гр. «Ума2ман»). Глава 2. Виды ошибок в текстах современных песен

Рассмотрев тексты различных песен и проанализировав их, мы вывели наиболее распространенные виды речевых ошибок, которые встречаются практически во всех современных песнях. Одно предложение могло содержать сразу несколько как грамматических, так и речевых ошибок. Таким образом, был составлен список, содержащий виды ошибок и их «яркие» примеры (Приложение 3).

Установлено, что наиболее распространенными в таких текстах являются логические (в 13 % проанализированных текстов) и лексические (7 %) ошибки: Мне очень нравится/ Ее сережка в пуповине// (Группа «Лигалайз» «Будущие мамы») (слово пуповина употребляется в несвойственном ему лексическом значении, в значении слова пупок); И все друзья увидев замечают/ Глаза похожи на папу// (Группа «Чай вдвоем» «Сынок») (сопоставляются несоотносимые понятия глаза и папа, тогда как по логике предполагается сравнение глаз ребенка и глаз отца). Также в современных песенных текстах распространены акцентологические ошибки (6 %): Я не понимаю/ почему скучаю/ Если ты не зво/нишь мне// (Группа «Мираж» «Снежинка») (употребляется неверная форма произношения зво/нит). Встречаются и ошибки в управлении (синтаксические) (3,5 %): Ничего не ем/ за тобой скучаю// (Группа «Ненси» «Голубоглазая»); ошибки в построении сложных предложений (синтаксические) (3,5 %): Хочется/ чтоб настежь двери// Хочется/ всегда чтоб вместе// Хочется/ хорошей песни// (Юлиан «Хочется») (в выделенном нами придаточном присутствует только часть сказуемого, субъекта действия установить сложно); употребление неверной формы слова (грамматические ошибки) (2,5 %): Эту сказку детскую на полочку положь// (Н. Королева «Ревнуй»); нарушение порядка слов в предложении (2 %): А вернуть тебя ль сумею/ Только Богу это знать// (Группа «Ненси» «Кто я без тебя») (выражается неуверенность в том, тебя или не тебя сумеет вернуть лирический герой, а не в том, сумеет ли он это сделать). В современных песнях можно встретить и ошибки в предложениях с деепричастными оборотами (грамматико-синтаксические) (1,5 %): Но взгляд случайно твой поймав/ Моя рука остановилась// (Т. Буланова «Зонтик»); ошибки в согласовании (синтаксические) (1 %): Нас уносит река/ Плавных весел волнами//(В. Бутусов «Песня идущего домой»).
Анализ современного песенного текста на предмет наличия в нем ненормированных, нелитературных элементов показал, что наиболее распространены в нем немотивированные синтаксически элементы молодежного жаргона (40 %): Трусишь/ ты любить меня трусишь/ Каждый день реально грузишь/ А любить просто трусишь// (Ж. Малахова «Клинит») (грузить - жарг. 'лгать, обманывать кого-либо'). В вопросе восприятия текстов, содержащих подобные элементы, наши материалы подтвердили выводы Г. В. Пранцовой о том, что «сленг для большинства подростков - это не столько способ соотнести себя с определенной молодежной группой, сколько «источник» слов, позволяющих выразить или испытать определённые чувства.»

Также в современных песнях присутствуют разговорные и просторечные элементы (13 %): У меня любви нету/ Я ее найду по Интернету//; Годы прошли/ Городецкий не тужит// Водочку глушит/ с вампирами дружит// (Группа «Уматурман» «Ночной дозор»); элементы бранной, обсценной лексики (4,5 %): Понял я что не откроют/ противные скоты// <…> В меня кидает он// говнюк короче ты последний// (Группа «Фактор 2» «Меньше пить»); элементы уголовного жаргона (2,5 %): А добрый Терминатор мочит врагов/ И вот вам Губернатор новый готов/ Такая вот народная любовь// (Группа «Банд эрос» «Коламбия пикчерз») (мочить - жарг. 1) 'избивать, бить кого-либо';2) 'убивать кого-либо'). Ошибки, встречающиеся в песенных текстах, часто вызываются стремлением авторов к соблюдению рифмы и ритма текста, предназначенного к исполнению: Укрощение строптивой/ Я и синьорина// Мне очень нравится/ Ее сережка в пуповине// (Группа «Лигалайз» «Будущие мамы») (синьорина - в пуповине); Может быть поможет быть/ Быть до-до-до-до-до-добрее/ Быть красиве/е-е-е// (Группа «Звери» «Я леплю из пластилина») (добрее - красиве/е).

2.1 Негативные тенденции стилистического облика современной популярной лирической песни

Жанр песни уникален по массовости и социальной значимости, поскольку песня занимает значительную долю эфирного времени, имеет широкую аудиторию и пользуется огромной популярностью. Основными негативными тенденциями стилистического облика современной популярной лирической песни являются: 1) приоритет «раскованности» в выборе средств, часто в ущерб чувству меры: Я ворвалась в твою жизнь, и ты обалдела (Земфира); Ох, Юра, Юра, Юра, я такая дура, что в тебя влюбилась... (исп. Глюк'oza); 2) активное употребление просторечий Все мы, бабы - стервы (исп. И. Аллегрова); Вот так взяла бы и дала бы по башке (исп. А. Пугачева) и жаргонизмов: Ты люби и брось понты (исп. М. Галкин - А. Пугачева); Я забыла все проколы твои, Открывайся, отрывайся со мной (исп. К. Лель); 3) использование средств речевой агрессии с преобладанием жаргонизмов, разговорных конструкций: Я попросила валить тебя, сорри, Нет больше темы в твоем разговоре (исп. А. Цой); 4) употребление оскорбительной, стилистически сниженной лексики в отношении субъекта с целью понижения его статуса в глазах адресата: Жизнь ее дурацкая - серенький фрагмент. Здравствуй, девочка Сэконд-хэнд! (исп. А. Пугачева); Дурной мальчишка, Ушел - такая фишка, нелепый мальчишка! (Земфира); 5) злоупотребление иноязычной лексикой, в результате чего смысловое содержание песни остается частично скрытым от тех слушателей, которые не владеют тем или иным языком: Как много мною спето нот, их пламя в стаи соберет Sometime, sometime. Услышит кто-то и поймет мои слова наоборот, I hear you lie (исп. гр. «Гости из будущего»); 6) активное использование варваризмов в сочетании с жаргонизмами: Моя love story короче ночи, смотрю на время, И беспонтово мотает счётчик такси на север (исп. гр. «Звери»); 7) эвфемизация речи (скрытый подтекст легко восстанавливается любым носителем русского языка): Вот такая вот музыка, такая, блин, вечная молодость (исп. гр. «Чиж и К»); Пошлю его на небо за звёздочкой, Конечно, всё хуже может кончиться... Пошлю его на… (исп. Лолита); Что-то дернуло меня сказать: «Не пошел бы ты на буковок на несколько опять!» (исп. Глюк'oza); 8) нарушение падежного управления: Отпускала синицу в небо, превращая в журавль белый (исп. Жасмин); Какие сны блуждают в нас, Какие яркие картины, Мы друг для друга в них любимы (исп. И. Аллегрова); 9) нарушение стилистической сочетаемости слов: Наша любовь ужасно прекрасна (исп. гр. «Звери»); 10) употребление устойчивых высказываний: Ах, какой ты юной была, Ты с ума мне сердце свела (исп. В. Пресняков) - смешение высказываний свести с ума и разбить/ покорить сердце; 11) невнимание к семантике слов: Мы разошлись, как в море корабли расходятся в тумане, маяком маня (исп. Валерия); 12) примитивизм и абсурдность текстов: Муси-муси, пуси-пуси, миленький мой, Я горю, я вся во вкусе рядом с тобой (исп. К. Лель); 13) создание абсурдных образов: её изумрудные брови колосятся под знаком луны (исп. гр. «Корни»).

2.2. Нарушение стилистических норм

Итак, самыми многочисленными являются ошибки, связанные с нарушением стилистических норм, под которыми понимаются особые приемы и средства, способствующие наиболее точному и образно-эмоциональному выражению мысли, т.е. доступность, логичность, чистота. Из рассмотренных нами 50 текстов данное нарушение встретилось 65 раз.

В 11 случаях авторы неоправданно использовали иностранную лексику: «Сотри его из memory» (В. Дайнеко), «И все мужчины, знай, встают в режиме stand by» («А - студио»), «… горели огни большого СITY… Вы странный MAN, во всём и везде…» (Е. Ваенга).

Также авторы иногда прибегают к созданию окказионализмов (индивидуально-авторских неологизмов), что также затрудняет восприятие смысла текста. Таких нарушений было 4. Например: «Я - летолюб, я - летофил, я лета наркоман» (Потап и Настя Каменских).

Нарушение чистоты речи, под которой подразумевается отсутствие в ней слов-паразитов, жаргонных и просторечных выражений - это один из самых распространенных речевых изъянов, выявленных в текстах песен. Так, жаргон, неотъемлемая часть практически любой шансонной песни, попался в 18 текстах и не только жанра шансон: «И руку предложил, хотя бесперпективняк» (Потап и Настя Каменских); «Мы идем по улице, девушки тусуются» (группа «Отпетые мошенники»).

Просторечие - 14: «Ведь ты так хороша, но знай - и я не черт-те шо!» (Потап и Настя Каменских); «Только где носит того седого старика» («Дискотека Авария»).

Ненормативная лексика чаще всего встречалась в рэперских композициях. Так, мы насчитали 13 случаев в 9 просмотренных текстах: «Одиночество - сволочь, одиночество - сука» (Слава); «Матершинные слова не буду я употреблять» («Сектор газа»).

Заметно также употребление слов-паразитов - 5: «И мне никого, блин, не надо…» («Градусы»); «Что же делать, Ё-мое!» («Дискотека Авария»).

Не менее распространенным изъяном является нарушение лексических норм, под которыми понимается употребление слов и устойчивых выражений в соответствии с их значением - 4: «Я с чистого листа хочу листать» (В.Дайнеко); «Бордовый горизонт, бордовое бордо в бокале» (Ёлка) (Приложение 4).

2.3. Нарушение грамматических норм

В рассматриваемых текстах были выявлены нарушения морфологических норм, которые регулируют правильное образование грамматических форм слов разных частей речи - 3: «Ледовое гетто портит ребёнков» (группа «Челси»).

Нарушение синтаксических норм, регулирующих правильное построение словосочетаний и предложений, - менее распространенный изъян в анализируемых текстах - 3: «Сколько на подушку дней я плакала» (Бьянка).Остальные найденные нами ошибки были незначительными и встречались очень редко.

Таким образом, к числу наиболее часто встречающихся в текстах современных исполнителей нарушений норм литературного языка относится употребление жаргонных и просторечных выражений, многословие, нарушение сочетаемости слов и неправильное образование их грамматических форм.

Глава 3. Воздействие современного песенного текста на речевую практику подростков.

Проведенное нами анкетирование среди подростков показало, что они легко понимают песенный текст при восприятии его в звуковой форме (84,6 % опрашиваемых по сравнению с 46,2 % - при восприятии текста в зрительной форме, т. е. как печатный текст), но нарушения в тексте в данном случае обнаруживают гораздо сложнее (61,5 % опрашиваемых выделили нецензурные выражения и 0% - элементы молодежного жаргона при восприятии песенного текста в звуковой форме по сравнению с 92,3 % респондентов, которые отметили нецензурные выражения в тексте, и 53,8%, выделившими сленговые слова и выражения, при восприятии текста в печатном виде).

Современный песенный текст многократно прослушивается его адресатами (на дискотеке, концертах, при просмотре телепрограмм, индивидуальном прослушивании и т. д.) и через механизм непроизвольного запоминания откладывается в их долговременной памяти. Запоминание песенного текста (вместе с присутствующими в нем нарушениями и представленными нормами и ценностями) способствует внедрению в речевую практику подростков используемых в нем слов и конструкций, а также формированию их мировоззрения и образа Я.

Глава 4. Роль современного песенного текста в формировании ценностных ориентиров подростковой молодежи

Современный песенный текст отражает видение мира и ценностные ориентиры подростковой молодежи.

Установлено, что на уровне событийной стороны текста авторы современных песен указывают на главенство для подростка развлечений и удовольствий (кино, ночные гонки по Москве, танцы, бухло, продолжение ночи с beby, телкой, драки и разборки): Мне пророчили с детства службу точным наукам/ Теперь я ощущаю тягу только к плану и сукам// (Группа «Каста» «Нашим пацанам посвящается»), где план - наркотик, Что ни день попойки/ что ни день гулянки/ Если уцелели/ так и то подранки// (Группа «Банда четырех» «Резервация здесь»).

На уровне ценностей песенные тексты показывают, что удовольствие для современного молодого человека превыше всего (план, водка, шалавы, секс вместо любви): Да я таблетка/ соси меня детка/ Соси меня/ детка// (Группа «Запрещенные барабащики» «Детка»). Ему присуща жажда обогащения, стремление к беззаботной (офигенной) жизни с кучей бабла, важны ценности, которые, по его представлениям, любит Запад (Брюс Уиллис, Биг-Бен, Габбана и Версачи, доллары США): Но не о том грустит человек/ О другом тоскует душа/ Думает он как бы взять где/ миллион долларов США)// (Группа «Запрещенные барабанщики»), ненавистна своя страна и свой город (голимая берлога, в этом городе все имеет свою цену, столица… захлебнулась в луже низменных страстей), подлежат осмеянию ценности предыдущих поколений (старый клен, старая мельница, Гамлет, Ромео и Джульетта): Мальчик с девочкой страстью пылали/ Ну да разве поспоришь с судьбой// Раз родители не возражали/ То покончили дети с собой// Вот такая байда/ (Гарик Бульдог-Харламов «Вот такая байда»).

На уровне общения молодого человека с социумом авторы популярных песен показывают и навязывают представление о том, что для современного подростка главное - я и мое (любовь, страдания, радости), а все остальное можно опи/сать и обозвать; важна первичность животных инстинктов: Я секс-машина/ ты в ней пружина/ Качая бедром/ разбуди во мне зверя// (Группа «Игра слов» «Маски»).

При анализе современного песенного текста с этих позиций нами определено, что установки нижнего уровня (физические, личностные, межличностные: Я пришел к тебе пожрать и по…/ ну в общем ясно/ (Игорек «Подождем»)) обнаруживаются в 86% таких текстов: в 32% текстов они преобладают над установками верхнего уровня (социальными, принципиальными, этническими, планетарными: Говорят отсюда надо сваливать по идее/ Встать на ноги/ завести семью/ растить детей// И может это правильно/ Но прошлое не может быть оставлено и брошено/ Позже найдено// Не забывай свои корни/ помни/ Есть вещи на порядок выше// (Группа «Каста» «На порядок выше»)), в 54% текстов присутствуют только установки нижнего уровня.

Таким образом, выявлено, что большинство современных популярных песен носит явно разрушительный характер. Поскольку современный песенный текст - это одновременно результат речемыслительной деятельности молодежи и воздействия на адресата, то указанные содержательные особенности современного песенного текста одновременно отражают и формируют черты языковой личности подростка.

Молодёжь легко обнаруживает в современном песенном тексте элементы смысла благодаря особой звуковой энергии и включает его в свою языковую среду. А постоянное прослушивание такого текста неизбежно ведет к запоминанию и усвоению элементов этого текста.

Следовательно, прослушивание современных песенных текстов оказывает крайне отрицательное влияние на своего адресата, прежде всего на формирующую личность подростка.

Заключение

Проверив песенные тексты и проведя их лексический анализ, мы пришли к выводу, что современные песни являются рассадником различного рода ошибок. По результатам исследования можно сказать, что самым безопасным для речи является жанр эстрадной песни. Именно в песнях этого жанра содержалось наименьшее количество каких-либо недочетов. Несмотря на общий результат, есть отдельные примеры, где очень много ошибок. В данном случае проще и лучше сделать общие выводы, нежели разбирать отдельные жанры, где ситуация практически одинакова.

  1. Результаты социологического опроса показали, что молодые люди, читая тексты песен, часто не могут определить их тему и основную мысль. Это говорит о том, что во время прослушивания современной песни человек порой не задумывается над её смыслом. Может, поэтому большая часть молодёжи выбирает зарубежные песни, просто не задумываясь и даже не пытаясь понять текст, расслабляясь под прекрасную музыку, красивый акцент и английский говор.

  2. После лексического разбора текстов песен стало очевидным, что в некоторых из них наблюдается отсутствие логической связи между предложениями.

3. Анализ показал, что тексты современных песен в основной массе пишутся в соответствии с требованиями культуры речи. Однако если обратиться к популярной музыке, то здесь наметилась опасная тенденция к безграмотному составлению текстов. Некоторые художественные средства языка: эпитеты и метафоры - употребляются в них неуместно и порой даже неумело.

4. В песнях наших дней рифма отходит на второй план: над ней доминирует мелодия.

5. Чуть ли не главной угрозой является то, что среди молодежи популярны песни, содержащие ненормативную лексику. Тем самым молодое поколение черпает сквернословие из культурной сферы и, употребляя эти слова, занижает личный статус.

Также хочется отметить, что, несмотря на все перечисленные факторы, современная песня продолжает оставаться популярной. Критики не берутся за разбор текстов современных произведений. А старшее поколение не принимает современные песни лишь из-за внешнего вида исполнителей и их публичной жизни, которая является предметом пристального внимания прессы.

Популярная музыка - естественная и важная для подростков и молодежи сфера бытия, влияющая на воспитание и формирование речевой культуры. Однако ненормативное использование поэтами-песенниками языковых средств очень распространено и негативно сказывается на культуре речи не только подростков, но и старшего поколения. В таких условиях особое значение приобретает воспитание молодого поколения, поскольку от него напрямую зависит будущее языка.

Список литературы


  1. Даль, В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная версия. [Текст]/ В.И. Даль. - М: Эксмо; Форум. 2007. - 246 с.

  2. Исхакова, Н.Р. Музыкальные предпочтения молодёжи. [Текст]/ Н.Р. Исхакова. - М.: Социс. - 2006. - С.35 - 37.

  3. Капанадзе, Л.А. Пространство русской речи. Из газеты «Русский язык»/ № 9, 1996.

  4. Полежаева А. Н. Лингвоэкологические проблемы массовой культуры (на материале современной эстрадной песни) // Лингвистика. Вестник ЦМО МГУ. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. - № 3. - 2010. - С. 29-33

  5. Полежаева А. Н. Современный песенный текст и формирование речевой культуры подростков // Личность. Культура. Общество. Т. 12. Вып. 1 (53 -54) - М, 2010. - С. 313-317.

Интернет-источники

1. stas-mihaylov.ru

2. biankanumber1.ru

3. vk.com/ak47_page

4. www Музыка

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рисунок 1

Опрос среди молодёжи 18-25 лет

Исследовательская работа ВЛИЯНИЕ ТЕКСТА ПОПУЛЯРНОЙ ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНИ НА ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ

Диаграмма 1

Музыкальные предподчтения современной молоджи

Опрос среди молодёжи 15-17 лет Исследовательская работа ВЛИЯНИЕ ТЕКСТА ПОПУЛЯРНОЙ ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНИ НА ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ

Диаграмма 2

Наиболее популярные исполнители


Исследовательская работа ВЛИЯНИЕ ТЕКСТА ПОПУЛЯРНОЙ ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНИ НА ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ

Диаграмма 3


Исследовательская работа ВЛИЯНИЕ ТЕКСТА ПОПУЛЯРНОЙ ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНИ НА ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ


Диаграмма 4


Исследовательская работа ВЛИЯНИЕ ТЕКСТА ПОПУЛЯРНОЙ ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНИ НА ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИИсследовательская работа ВЛИЯНИЕ ТЕКСТА ПОПУЛЯРНОЙ ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНИ НА ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ

15



© 2010-2022