- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока на тему: Интересно ли творчество Чехова детям? (ПО РАССКАЗУ «ЖАЛОБНАЯ КНИГА»)
Конспект урока на тему: Интересно ли творчество Чехова детям? (ПО РАССКАЗУ «ЖАЛОБНАЯ КНИГА»)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Авдеева Л.В. |
Дата | 31.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ТЕМА. ИНТЕРЕСНО ЛИ ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА ДЕТЯМ?
(ПО РАССКАЗУ «ЖАЛОБНАЯ КНИГА»)
7 класс
Учитель русского языка и литературы Авдеева Л.В.
Тип урока: урок-проект.
Вид урока: проблемно-поисковая лаборатория.
Цель урока: активизировать самостоятельную работу; совершенствовать навыки анализа текста, выявляя его своеобразие и стилистические особенности; развивать творческие способности учащихся
Задачи урока: повысить мотивацию к чтению классической литературы; создать условия для творческой реализации учащихся; развить навыки поисковой деятельности.
Планируемые результаты: владение элементами анализа текста; готовить сообщения и выступать с ними; работать с таблицей; умение пользоваться ресурсами Интернета; рецензировать устные и письменные работы.
Формы организации образовательного пространства на уроке: работа в малых группах, фронтальная работа.
Средства обучения, в том числе ЭОР: тексты рассказа, компьютер, словари, печатные листы с заданиями для малых групп.
Ход урока
Эпиграф:
«Краткость - сестра таланта…
Умею коротко говорить о длинных вещах!» А.П. Чехов
Ход урока
I. Организационный момент.
Регулятивные УУД: организация своего рабочего места.
II. Погружение» в тему. (Мотивационный)
Личностные УУД: мотивация к обучению и целенаправленной учебной деятельности.
Регулятивные УУД определение целей и задач обучения.
1. Вступительное слово учителя. Фронтальная работа.
Ребята, А. П. Чехов, размышляя о своём творчестве, признавался: «…писать для детей вообще не умею…». Исключение писатель сделал только дважды - рассказы «Белолобый» и «Каштанка» были написаны специально для журнала «Детское чтение». У меня возник вопрос, с которым я сегодня хочу обратиться к вам, детям:
- Вдруг это ошибка составителей вашего учебника-хрестоматии, что они поместили для изучения рассказ А. П. Чехова «Жалобная книга»? Может этот рассказ для взрослых, а не для детей, так как А. П. Чехов, по его словам, «не умеет писать для детей»?
- А каким должно быть произведение, чтобы его было интересно читать детям? (Ученики отвечают: должен быть увлекательный сюжет; произведение должно быть понятно для детского возраста; весёлое, чтобы захотелось прочитать и другие произведения писателя и т. д.)
- Какая проблема возникла у нас? (Интересен ли А. П. Чехов детям?)
- Что мы должны сделать для того, чтобы решить эту проблему?
- Значит, доказав есть или нет в произведении всё вами перечисленное, мы сможем решить проблему. Для этого вы будете работать в группах над проектом.
III. Планирование проекта.
Личностные УУД: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Метапредметные УУД: способность использования сформированных УУД в учебной и познавательной деятельности.
- создание рабочих групп;
- подготовка методических, дидактических и материально-технических средств;
- планирование работы групп.
IV. Творческая лаборатория (Работа над проектом в малых группах). Оформление результатов.
Личностные УУД: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно-познавательные мотивы, готовность к сотрудничеству;
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
Познавательные УУД: читательское понимание и оценка текста; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации текста; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля.
Коммуникативные УУД: продуктивное взаимодействие с другими людьми, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
1. Задание для первой группы:
Жалобная книга - официальный документ, в котором записи должны оформляться в соответствии с требованиями официально-делового стиля речи, а именно:
- точность формулировок, не допускающая иного толкования;
- неличный характер высказываний;
- стандартизованность, отсутствие повествований и описаний;
- предписывающий характер, отсутствие экспрессивности, эмоциональности, изобразительных средств языка.
Приведите примеры из текста, в которых есть стилистические нарушения вышеперечисленных требований к жалобе. В ходе исследовательской работы оцените письменные высказывания и попытайтесь понять причины неудач незадачливых авторов.
2. Задание для второй группы:
Проведите корректуру и редактуру рассказа; отметьте имеющиеся грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки. Заполните таблицу. В ходе исследовательской работы оцените письменные высказывания с точки зрения их оформления и попытайтесь понять причины неудач незадачливых авторов.
Грамматические ошибки
Орфографические ошибки
Пунктуационные ошибки
Вывод: каждая из записей - самохарактеристика, можно сказать, саморазоблачение. Все записи, сделанные в книге, свидетельствуют о низкой культуре речи и безграмотности их авторов.
3. Задание для третьей группы:
Создайте свою жалобную книгу с современными записями.
4. Задание для четвёртой группы:
Создайте свои иллюстрации к рассказу А. П. Чехова «Жалобная книга». Постарайтесь представить героев произведения - авторов записей, их возраст, род занятий, черты характера. Прокомментируйте свои работы.
5. Индивидуальное задание.
Создайте электронную презентацию на тему: «Иллюстрации художника А. М. Григорьева к рассказу А. П. Чехова «Жалобная книга».
IV. Защита проектов.
Алгоритм построения высказывания:
- говорю по теме
- выделяю главную мысль своего высказывания
- соблюдаю последовательность изложения
- подбираю аргументы, цитируя текст
- доказываю высказывание
- замечаю авторскую позицию
- определяю личное отношение к высказыванию
V. Обсуждение проектов. Оценивание.
- перечислить наиболее сильные стороны представленного проекта;
- перечислить один-два момента, требующих доработки;
- внести свои предложения по усовершенствованию проекта (если такие есть)
VI. Рефлексия.
Регулятивные УУД: уметь анализировать общие итоги работы, сравнивать результаты с намеченными целями, выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшем.
- Интересно ли было работать над проектом?
- Работа с эпиграфом. Как это высказывание А. П. Чехова относится к его рассказу «Жалобная книга»? Удалось ли писателю «коротко рассказать о длинных вещах»?
- Интересен ли Чехов детям? Если да, то чем?
Регулятивные УУД: уметь анализировать общие итоги работы, сравнивать результаты с намеченными целями, выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшем.
V. Домашнее задание.
Создание совместной современной юмористической «Жалобной книги»