Программа элективного курса по русскому языку для учащихся 9 класса «Учись писать грамотно»

Программа курса «Учись писать грамотно» рассчитана на 34 часа для учащихся 9 класса общеобразовательной школы. Элективный курс посвящён одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма. В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии и пунктуации (5-8 кл).   Курс ориентирован на подготовку к экзамену по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеуч...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа элективного курса по русскому языку для учащихся 9 класса


«Учись писать грамотно (трудные случаи правописания и пунктуации)»


Пояснительная записка


Программа курса «Учись писать грамотно» рассчитана на 34 часа для учащихся 9 класса.общеобразовательной школы.

Цели курса:

  • обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов,

  • закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи,

  • преодолеть психологические трудности по отношению к языку.

  • систематизировать пройденный материал по русскому языку в 5-9 классах на основе выявления внутренних связей, существующих в языке между его единицами в слове, в предложении, в тексте;

  • реализовать интерес учащихся к творчеству,

  • показать школьникам роль и место русского языка в их дальнейшей профессиональной деятельности.

Элективный курс посвящён одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма. В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии и пунктуации (5-8 кл).

Часы на изучение русского языка к 9 классу резко сокращаются, и темы, связанные с орфографией и пунктуацией простого предложения присутствуют на уроках русского языка только в виде повторения, что приводит к тому, что учащиеся приходят к выпускным экзаменам недостаточно подготовленными в области орфографии. К сожалению, в основной школе материал по данному направлению работы (изучение орфограмм) находится в программах по русскому языку 1-7 классов. Эти важные знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам, особенно при подготовке к государственному экзамену по новой форме.

Курс ориентирован на подготовку к экзамену по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области.

Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.

В содержании программы отсутствует дублирование тем, изучаемых в девятом классе.

Программа состоит из 5 разделов. Содержание каждого из них реализуется в комплексе через соответствующий дидактический материал с помощью различных упражнений - письменных и устных. При планировании уроков предполагается выделение времени для специальных практический занятий, предусмотрев для них систему вопросов для самостоятельной подготовки учащихся и для их высказываний на занятии, а также задания для самостоятельного анализа и выполнения.

В программе особое внимание уделяется трудным случаям правописания, осуществляется единая система работы по орфографии, пунктуации, культуре речи учащихся. На этом фоне происходит воспроизведение и закрепление знаний и умений, полученных учащимися, углубляются представления школьников о функциях единиц языка, об их специфическом использовании в речи в зависимости от стиля и типа речи.

Предполагаемая система работы помогает повысить грамотность учащихся, вооружает их умениями излагать свои мысли в устной и письменной форме.


Содержание программы

Перечень учебных тем


№ п/п

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности учащихся

1

Орфография.

13

Составление таблиц. Практическая работа с текстами, тестами, индивидуальные задания.

2

Система языка.

4

Работа со словарями, таблицами. Практическая работа с художественными текстами.

3

Пунктуация.

9

Работа со схемами, пунктуационный анализ текста.

4

Культура речи и стилистика.

4

Работа со словарями. Лингвистический анализ текстов.

5

Текст.

4

Составление плана. Работа со словарями. Анализ текстов и выявление особенностей стилей речи.

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Содержание урока

Дата

Орфография

13

1

Правописание приставок. Приставки на з/с, при/пре, неизменяемые.

1

Группы приставок: неизменяемые, приставки на з-с, приставки пре-при; правила их употребления,

2

Правописание частиц. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.

1

Правила написания частиц бы, ли, же, -то, -ка, слитнои и раздельное написание частицы не с разными частями речи.

3

Правописание гласных и согласных в корне слов. Безударная гласная, проверяемая и непроверяемая гласная в корне.

1

Орфограммы- гласные корня (проверяемые, непроверяемые гласные). Работа с орфографическим словарем.

4

Ы, И после Ц в корне слова. Ы и И после приставок.

1

Правописание букв ы, и после ц в корне слов и после приставок.

5

О и Е после шипящих в корне.

1

Правописание букв о, е после шипящих в корне.

6

Чередование гласных О//А, Е//И.

1

Правописание чередующихся гласных о-а, е-и в корнях лаг-лож, раст, ращ- рос, кас-кос, плав-плов, гар-гор, мак-мок, бер-бир, стел-стил, тер-тир, мер-мир и других.

7

Сомнительная согласная, непроизносимая согласная, удвоенная согласная в корне.

1

Правописание сомнительных, непроизносимых и удвоенных согласных в корне слов.

8

Употребление Ь после шипящих в конце слова.

1

Правописание Ь после шипящих на конце существительных, глаголов, наречий.

9

Ь для обозначения мягкости согласного. Разделительный Ь и Ъ.

1

Правописание Ь для обозначения мягкости согласного. Разделительный Ь и Ъ.

10

Дефисные написания существительных, прилагательных и наречий.

1

Правописание существительных, прилагательных, наречий, местоимений через дефис.

11

Н и НН в суффиксах причастий, прилагательных, наречий и существительных.

1

Правописание Н и НН в суффиксах причастий, прилагательных, наречий и существительных.

12

Правописание окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов.

1

Правописание окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов.

13

Правописание производных предлогов. Омонимичные части речи. Частицы НЕ, НИ, их различие на письме.

1

Правописание производных предлогов. Различие омонимичных частей речи. Правописание частиц НЕ, НИ, их различие на письме.

Система языка.

4

14

Морфемика и словообразование.

1

Основные понятия морфемики и словообразования. Способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение, бессуффиксный, субстантивация.

15

Лексический состав языка.

1

Лексический состав языка. Основные лексические группы слов: синонимы, антонимы, омонимы, профессионализмы, диалектизмы, неологизмы, устаревшие слова, заимствованные слова.

16

Морфология. Классификация и грамматические признаки

1

Повторить систему частей речи в русском языке.

17

Синтаксис словосочетания и предложения.

1

Синтаксис словосочетания и предложения. Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание. Виды предложений: двусоставные и односоставные.

Пунктуация.

9

18

Знаки препинания при союзе и в простом и сложном предложении.

1

Правила постановки знаков препинания при союзе и в простом предложении при однородных членах и в сложном предложении.

19

Знаки препинания при однородных членах предложения.

1

Правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения, двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.

20

Пунктуация при обособлении второстепенных членов предложения.

1

Правила постановки знаков препинания при обособленных определениях, обстоятельствах и дополнениях.

21

Разграничение вводных слов и членов предложения. Знаки препинания при обособлении вводных слов и вводных конструкций.

1

Правила разграничения вводных слов и членов предложения. Правила постановки знаков препинания при обособлении вводных слов и вводных конструкций.

22

Знаки препинания при союзе как и других сравнительных союзах.

1

Правила постановки знаков препинания при союзе как и других сравнительных союзах.

23

Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении.

1

Правила постановки знаков препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Группы сочинительных и подчинительных союзов.

24

Тире и двоеточие в простом и сложном предложении.

1

Правила постановки тире и двоеточия в простом и сложном предложении.

25

Нормы оформления чужой речи. Знаки препинания при прямой речи и цитатах.

1

Правила постановки знаков препинания при прямой речи, диалоге, цитировании, в предложениях с косвенной речью.

26

Обобщающее задание по пунктуации.

1

Постановка знаков препинания в деформированном тексте.

Культура речи и стилистика.

4

27

Орфоэпические нормы.

1

Орфоэпические нормы. Работа с орфоэпическим словарем.

28

Нормы лексической сочетаемости.

1

Нормы лексической сочетаемости. Понятие о паронимах.

29

Лексическое значение слова.

1

Определение лексического значения слов. Работа с толковым словарем.

30

Морфологические и синтаксические нормы.

1

Понятие о морфологических и синтаксических нормах.

Текст.

4

31

Русский литературный язык и его стили. Языковые показатели стилей.

1

Русский литературный язык и его стили: разговорный, научный, художественный, официально- деловой, публицистический, Языковые показатели стилей.

32

Средства смысловой связи в предложении.

1

Средства смысловой связи в предложении: лексический повтор, местоимение, сининим и другие.

33

Изобразительно-выразительные средства языка.

1

Изобразительно-выразительные средства языка: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, гипербола, литота, метонимия и другие.

34

Зачетная работа по курсу «Систематизация знаний по русскому языку».

1

Проверка уровня усвоения материала.




Литература:

1. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. - М., 1993

2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Знаки препинания. - М., 1998.

3. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. М., 1991.

4. Львова С.И. Там, где кончается слово… (о слитных, дефисных и раздельных написаниях). - М., 1991.

5. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. - М., 1982.

6. Львова С.И. Этимология на службе орфографии. - М., 2001.

7. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Пунктуация. - М., 1991.

8. Скобликова Д.П. Обобщающая работа по орфографии. - М., 1994.

9. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. - М., 2001

10. Шанский Н.М. Русский язык на «отлично». - Ростов н/Д, 1998.


© 2010-2022