- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Тематическое планирование по литературе 8 класс
Тематическое планирование по литературе 8 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Цинк Т.И. |
Дата | 31.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Согласовано Утверждаю
Зам.директора по УВР Директор МКОУ «Васильевская ООШ»
_______________М.А.Баух ______________О.Н.Семенова
_____________ 2014 _____________ 2014
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
8 КЛАСС
Образовательная область «Филология»
Учитель Цинк Т.И
2014 г.
Пояснительная записка.
Настоящее тематическое планирование по литературе для 8 класса создано на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 12-е издание, М. «Просвещение» 2010. Планирование детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартами образования
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс образовательной области «Филология» Литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиции и новаторства, осмысление историко - культурных сведений, нравственно - эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей
-
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
-
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
-
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Цель изучения литературы в 8 классе:
-
приобщение учащимся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы;
Задачи организации учебной деятельности:
• приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
• овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
• устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) - небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
• научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
• отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
• освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко - культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Планирование выстроено с учётом специфики класса. Его реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе - взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.
Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.
Содержание школьного литературного образования концентрично - оно включает два больших концентра (5 - 9 и 10 - 11 классы).
Внутри первого концентра три возрастные группы ( 5 - 6, 7 - 8 и 9 класс).
Вторая группа ( 7 - 8 классы) владеет техникой чтения и более подготовлена к истолкованию прочитанного. Поэтому на уроках больше внимания активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений.
Главной идеей является изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе 18, 19 и 20 веков.
Программа каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жесткость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой и жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).
В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем. В 8 классе - взаимосвязь литературы и истории
Планирование соответствует программе, изменений нет.
Количество часов по программе - 68, по УБП - 2 часа в неделю.
Учебно - методический комплекс
-
Программы общеобразовательных учреждений. Литература: 5 - 11 классы (Базовый уровень). 10 - 11 классы (Профильный уровень) / Под редакцией В. Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2010.
-
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Учебник в 2 ч. - М.: Просвещение, 2010.
-
Литература: 8 класс: Фонохрестоматия на СО-ЕОМ 1 Сост. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. - М: Просвещение, 2011.
-
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: 8 класс: дидактические материалы по литературе. - М.: Просвещение, 2006.
-
Е.Л.Ерохина «Тесты по литературе к учебнику - хрестоматии «Литература 8 класс» авт.В.Я.Коровина и др.- М.Экзамен, 2013
-
Ж.Н.Критарова Анализ произведений русской литературы - М.Экзамен, 2011
-
О.Г.Черных Практикум по литературе 8 класс - М. ВАКО, 2010
-
Н.В.Егорова Универсальные поурочные разработки - М. ВАКО, 2007
Требования к уровню подготовки учащихся:
Должны знать и понимать:
• образную природу словесного искусства;
• содержание изученных литературных произведений;
• основные факты жизни и творчества писателей- классиков 19-20 вв., этапы их творческой эволюции;
• историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
•
• основные закономерности историко-литературного процесса, сведения об отдельных периодах его развития и черты литературных направлений и течений;
• основные теоретико - литературные понятия.
Уметь:
• воспроизводить содержание литературного произведения;
• анализировать и интерпретировать литературные произведения, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
• анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
• соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;
• раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
• раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
• связывать литературную классику со временем написания, современностью и с традицией;
• выявлять сквозные темы и ключевые проблемы русской литературы;
• определять род и жанр произведения;
• выявлять авторскую позицию
• выразтельно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения;
• аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
• писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;
• писать развернутый ответ на вопрос;
• письменно составлять план сочинения;
• писать рассказ-характеристику;
• свободно владеть письменной речью.
Используют приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
• участия в диалоге или дискуссии;
• определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Основные виды устных и письменных работ.
Устно:
- правильное, беглое выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть;
- устный пересказ - подробный, выборочный, сжатый ( или краткий ) от другого лица, художественный ( с использованием художественных особенностей текста ) - небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки;
- развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя ( в том числе групповая, сравнительная );
отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию;
- подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев ( воображаемый, на основе прочитанного ); создание собственного текста ( сказки. частушки, рассказа, сценки и т.д. );
- свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений ( в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и т.д. );
- использование словарей ( орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т.д., каталогов.
Письменно:
- письменный развернутый и точный ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы;
- создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев ( групповая характеристика ), двух герое ( сравнительная характеристика );
- создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, фильм, спектакль;
создание письменного плана будущего сочинения, доклада ( простого и сложного );
- создание письменного оригинального произведения ( сказки, частушки, рассказа );
- свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 8 классе.
Произведения для заучивания наизусть.
• Исторические песни. О Пугачеве, Ермаке (на выбор);
• А. С. Пушкин. Капитанская дочка (отрывок);
• М. Ю. Лермонтов. Мцыри (отрывки по выбору учащихся);
• Н. В. Гоголь. Ревизор (монолог одного из героев на выбор);
• Л. Н. Толстой. После бала (отрывок на выбор);
• А. Т. Твардовский. Василий Теркин (отрывок на выбор);
• О Родине и родной природе ( 2 - 3 стихотворения на выбор).
№ | Тема урока | Кол -во часов | Дата по плану | Дата факт. | Оборудование | МПС | Знать | Уметь | ОУУН | Примечание |
| Введение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Р.р.Выявление уровня литературного развития учащихся | 1 |
|
| Учебник литературы | Изо, русский язык, история, музыка | Особенности курса литературы 8 класса, отличие литературы от других видов искусства | Пользоваться учебником и дополнительной литературой | Формирование интереса к художественной литературе |
|
Устное народное творчество Цель:
|
| |||||||||
2 | Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические песни. Исторические песни. Частушка как малый песенный жанр. Ее тематика и поэтика. Особенности художественной формы фольклорных произведений | 1 |
|
| Сборники произведений, иллюстрации | изо | Содержание произведения | Выразительно читать, анализировать стихи | Развитие интереса к литературе |
|
3 | Предания как исторический жанр русской народной прозы. Особенности содержания и художественной формы народных преданий |
|
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Изо, история | Содержание произведения | Выразительно читать, анализировать стихи | Помочь понять красоту и богатство УНТ
|
|
Из древнерусской литературы Цель:
|
|
| ||||||||
4 | Житийная литература как жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского». Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского. Особенности содержания и формы воинской повести и жития | 1 |
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Изо, история
| Содержание произведения | Выразительно читать, анализировать стихи | Основные особенности данного жанра |
|
5 | Вн.чт. «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. Особенности поэтики бытовой сатирической повести | 1 |
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Изо, история | Содержание произведения | Выразительно читать, анализировать стихи | Основные особенности данного жанра |
|
Из литературы 18 века Цель:
|
|
| ||||||||
6 | Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического | 1 |
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Изо, история | Биографию писателя, Содержание произведения | Выразительно читать, анализировать стихи | На основе анализа понять образы героев, их поступки и поведение |
|
7 | Р.р. Анализ эпизода комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Особенности анализа эпизода драматического произведения. Основные правила классицизма в драматическом произведении. | 1 |
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Изо, история | Биографию писателя, Содержание произведения | Выразительно читать, анализировать стихи | На основе анализа понять образы героев, их поступки и поведение. |
|
8 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история» в фольклоре, древнерусской литературе и литературе 18 века» | 1 |
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Русский язык | Биографию писателя, Содержание произведения | Уметь логически излагать свои мысли | Логически излагать мысли, отбирать необходимый материал |
|
Из литературы 19 века Цель: 1. продолжить знакомство с классической литературой, видами произведений, их героями, событиями, отличительными признаками, художественно - изобразительными средствами и приемами, используемыми в произведениях, близостью к народным обычаям, традициям. |
|
| ||||||||
9 | И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков. | 1 |
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Изо, история | Биографию писателя, Содержание произведения | Выразительно читать, анализировать стихи | На основе анализа понять образы героев, их поступки и поведение |
|
10 | Вн.чт. И.А.Крылов - поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова - журналиста, музыканта, писателя, философа. | 1 |
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Изо, история | Биографию писателя, Содержание произведения | Выразительно читать, анализировать стихи | На основе анализа понять образы героев, их поступки и поведение |
|
11 | К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф.Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Образ Ермака Тимофеевича. Думы Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. Понятие о думе. Характерные особенности жанра. Народная песня о Ермаке на стихи К.Ф.Рылеева. | 1 |
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Изо, история | Биографию писателя, Содержание произведения | Выразительно читать, анализировать стихи | На основе анализа понять образы героев, их поступки и поведение |
|
12 | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Стихотворения «Тучи», «К…», «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы | 1 |
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Изо, история
| Биографию писателя, Содержание произведения | Выразительно читать, анализировать стихи | На основе анализа понять образы героев, их поступки и поведение |
|
13 | А.С.Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина. | 1 |
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Изо, история | Биографию писателя, Содержание произведения | Выразительно читать, анализировать стихи | На основе анализа понять образы героев, их поступки и поведение |
|
14 | А.С.Пушкин. «История Пугачева». История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора. | 1 |
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Изо, история | Биографию писателя, Содержание произведения | Выразительно читать, анализировать стихи | На основе анализа понять образы героев, их поступки и поведение |
|
15 | А.С.Пушкин «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы. | 1 |
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Изо, история | Биографию писателя, Содержание произведения | Выразительно читать, анализировать стихи | На основе анализа понять образы героев, их поступки и поведение |
|
16 | Р.р.Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич. | 1 |
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Изо, история | Биографию писателя, Содержание произведения | Выразительно читать, анализировать стихи | На основе анализа понять образы героев, их поступки и поведение |
|
17 | Семья капитана Миронова. Маша Миронова - нравственный идеал Пушкина. | 1 |
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Изо, история | Биографию писателя, Содержание произведения | Выразительно читать, анализировать стихи | На основе анализа понять образы героев, их поступки и поведение |
|
18 | Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке. | 1 |
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Изо, история | Биографию писателя, Содержание произведения | Выразительно читать, анализировать стихи | На основе анализа понять образы героев, их поступки и поведение |
|
19 | Р.р. Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом произведении. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | 1 |
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Изо, история | Биографию писателя, Содержание произведения | Выразительно читать, анализировать стихи | На основе анализа понять образы героев, их поступки и поведение |
|
20 | А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога. | 1 |
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Изо, история | Биографию писателя, Содержание произведения | Выразительно читать, анализировать стихи | На основе анализа понять образы героев, их поступки и поведение |
|
21 | Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина | 1 |
|
| Контрольные вопросы, тест |
| Биографию писателя, Содержание произведения | Анализировать стихи | Логически излагать мысли, отбирать необходимый материал. |
|
22 | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю.Лермонтова. | 1 |
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Изо, история | Биографию писателя, Содержание произведения | Выразительно читать, анализировать стихи | На основе анализа понять образы героев, их поступки и поведение |
|
23 | М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как поэтический герой. Воспитание в монастыре. Романтически - условный историзм поэмы |
|
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Изо, история | Биографию писателя, Содержание произведения | Выразительно читать, анализировать стихи | На основе анализа понять образы героев, их поступки и поведение |
|
24 | Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представлений о жанре романтической поэмы |
|
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Изо, история | Биографию писателя, Содержание произведения | Выразительно читать, анализировать стихи | На основе анализа понять образы героев, их поступки и поведение |
|
25 | Р.р.Обучение сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»: «Анализ эпизода в поэме «Мцыри» (по выбору учащихся), «Мцыри как романтический герой», «Природа и человек в поэме Мцыри» | 1 |
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Изо, история | Знать своеобразие композиции произведения Биографию писателя, Содержание произведения | Выразительно читать, анализировать стихи | На основе анализа понять образы героев, их поступки и поведение |
|
26 | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Гоголя. | 1 |
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Изо, история | Биографию писателя, Содержание произведения | Выразительно читать, анализировать стихи | На основе анализа понять образы героев, их поступки и поведение |
|
27 | Н.В.Гоголь «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников | 1 |
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Изо, история | Биографию писателя, Содержание произведения | Выразительно читать, анализировать стихи | На основе анализа понять образы героев, их поступки и поведение |
|
28 | Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе. | 1 |
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Изо, история Изо, история | Биографию писателя, Содержание произведения | Выразительно читать, анализировать стихи | На основе анализа понять образы героев, их поступки и поведение |
|
29 | Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление. | 1 |
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Изо, история, русский язык | Биографию писателя, Содержание произведения | Выразительно читать, анализировать стихи | На основе анализа понять образы героев, их поступки и поведение |
|
30 | Р.р. Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финал, немой сцены. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» | 1 |
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Изо, история, русский язык | Биографию писателя, Содержание произведения | Выразительно читать, анализировать стихи | На основе анализа понять образы героев, их поступки и поведение |
|
31 | Н.В.Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества. | 1 |
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Изо, история, русский язык | Биографию писателя, Содержание произведения | Выразительно читать, анализировать стихи | На основе анализа понять образы героев, их поступки и поведение |
|
32 | Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании. | 1 |
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Изо, история, русский язык | Биографию писателя, Содержание произведения | Выразительно читать, анализировать стихи | На основе анализа понять образы героев, их поступки и поведение |
|
33 | М.Е.Салтыков - Щедрин. Слово о писателе. «История одного города». Художественно - политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык. | 1 |
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Изо, история, русский язык | Биографию писателя, Содержание произведения | Выразительно читать, анализировать стихи | На основе анализа понять образы героев, их поступки и поведение
|
|
34 | Р.р. Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению | 1 |
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Изо, история, русский язык | Материал по разделу | Давать ответ на развернутый вопрос | Формирование знаний о способах раскрытия психологии человека в художественном произведении, умение работать с текстом |
|
35 | Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова - Щедрина | 1 |
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Изо, история, русский язык | Материал по разделу | Давать ответ на развернутый вопрос | Развитие умения обобщать и систематизировать знания по изученному |
|
36 | Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа. | 1 |
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Изо, история, русский язык |
| Анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия | Формирование знаний о способах раскрытия психологии человека в художественном произведении, умение работать с текстом |
|
37 | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Социально- нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Мечта о воссоединении дворянства и народа. | 1 |
|
| Сборники произведений. иллюстрации | Изо, история | Биографию писателя, содержание произведения | Видеть и понимать характеры героев, особенности их интонации, обосновывать свое мнение о произведении и героях | Продолжить работу над характеристикой персонажей, формировать навыки устного словесного рисования. |
|
38 | Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа. | 1 |
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Изо, история, русский язык | Биографию писателя, Содержание произведения | Видеть и понимать характеры героев, особенности их интонации, обосновывать свое мнение о произведении и героях | Продолжить работу над характеристикой персонажей, формировать навыки устного словесного рисования |
|
39 | Вн.чт. Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество» | 1 |
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Изо, история, русский язык | Биографию писателя, Содержание произведения | Давать ответ на развернутый вопрос | Формирование знаний о способах раскрытия психологии человека в художественном произведении, умение работать с текстом |
|
Поэзия родной природы Цель: 1. пробудить интерес к поэзии через анализ передачи чувств, настроений |
|
| ||||||||
40 | Вн.чт. Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова | 1 |
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Изо, история, русский язык | Биографию писателя, Содержание произведения | Выразительно читать, анализировать стихи | На основе анализа увидеть особенности поэтической интонации |
|
41 | А.П.Чехов. слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа | 1 |
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Изо, история, русский язык | Биографию писателя, Содержание произведения | Выразительно читать, анализировать стихи | Видеть и понимать характеры героев, особенности их интонации, обосновывать свое мнение о произведении и героях |
|
Из литературы 20 века Цель:
| ||||||||||
42 | И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И.А.Бунина - прозаика | 1 |
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Изо, история, русский язык | Биографию писателя, Содержание произведения | Давать ответ на развернутый вопрос | Формирование знаний о способах раскрытия психологии человека в художественном произведении, умение работать с текстом |
|
43 | А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье. Понятие о фабуле и сюжете | 1 |
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Изо, история, русский язык | Биографию писателя, Содержание произведения | Давать ответ на развернутый вопрос | Формирование знаний о способах раскрытия психологии человека в художественном произведении, умение работать с текстом |
|
44 | Р.р. Урок - диспут «Что значит быть счастливым?». Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, и.А.Бунина, А.И.Куприна | 1 |
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Изо, история, русский язык | Биографию писателя, Содержание произведения | Давать ответ на развернутый вопрос | Владеть монологической речью. |
|
45 | А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и ее истории. Р.р.Обучение выразительному чтению | 1 |
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Изо, история, русский язык | Биографию писателя, Содержание произведения | Выразительно читать, анализировать стихи | На основе анализа увидеть особенности поэтической интонации
|
|
46 | С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме | 1 |
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Изо, история, русский язык | Биографию писателя, Содержание произведения | Выразительно читать, анализировать стихи | На основе анализа увидеть особенности поэтической интонации
|
|
47 - 48 | Р.р. Урок - конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина и С.А.Есенина. подготовка к домашнему сочинению | 2 |
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Изо, история, русский язык | Биографию писателя, Содержание произведения | Давать ответ на развернутый вопрос | Владеть монологической речью |
|
49 | И.С.Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству. |
|
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Изо, история, русский язык | Биографию писателя, Содержание произведения | Выразительно читать, анализировать произведение | Давать ответ на развернутый вопрос |
|
Писатели улыбаются Цель:
|
| |||||||||
50 | Вн.чт. журнал «Сатирикон» «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом». Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности; Тэффи «Жизнь и воротник»; М.М.Зощенко «История болезни» | 1 |
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Изо, история, русский язык | Биографию писателя, Содержание произведения, понятие «сатира», «юмор» | Давать ответ на развернутый вопрос | Продолжить работу над характеристикой персонажей, формировать навыки устного словесного рисования |
|
51 | М.А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне» | 1 |
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Изо, история, русский язык | Биографию писателя, Содержание произведения, понятие «сатира», «юмор» | Выразительно читать, анализировать произведение | Формирование знаний о способах раскрытия психологии человека в художественном произведении, умение работать с текстом |
|
52 | Контрольная работа по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.А.Блока, С.А.Есенина | 1 |
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Изо, история, русский язык | Биографию писателя, Содержание произведения, понятие «сатира», «юмор» | Давать ответ на развернутый вопрос | Развитие умения обобщать и систематизировать знания по изученному |
|
Произведения о Великой Отечественной войне Цель:
|
|
| ||||||||
53 | А.Т.Твардовский.Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками. | 1 |
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Изо, история, русский язык | Биографию писателя, Содержание произведения | Выразительно читать, анализировать произведение | Продолжить работу над характеристикой персонажей, формировать навыки устного словесного рисования |
|
54 | Р.р.Василий Теркин - защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме А.Т.Твардовского | 1 |
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Изо, история, русский язык | Биографию писателя, Содержание произведения | Выразительно читать, анализировать произведение | Формирование знаний о способах раскрытия психологии человека в художественном произведении, умение работать с текстом |
|
55 | Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А.Т.Твардовского. | 1 |
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Изо, история, русский язык | Биографию писателя, Содержание произведения | Определять идейно - художественную роль сюжета, композиции, системы образов | Продолжить работу над характеристикой персонажей, формировать навыки устного словесного рисования |
|
56 | Вн.чт. А.П.Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа. | 1 |
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Изо, история, русский язык | Биографию писателя, Содержание произведения | Определять идейно - художественную роль сюжета, композиции, системы образов | Продолжить работу над характеристикой персонажей, формировать навыки устного словесного рисования |
|
57 | Р.р. Урок - концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Исаковского, Б.Окуджавы, А.Фатьянова, Л.Ошанина | 1 |
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Изо, история, русский язык | Биографию писателя, Содержание произведения | Выразительно читать, анализировать произведение | На основе анализа увидеть особенности поэтической интонации
|
|
58 | В.П.Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое - повествователе. | 1 |
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Изо, история, русский язык | Биографию писателя, Содержание произведения | Видеть и понимать характеры героев, особенности их интонации, обосновать свое мнение о произведении и его героях | Формирование знаний о способах раскрытия психологии человека в художественном произведении, умение работать с текстом |
|
59 | Р.р.Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе 20 века» | 1 |
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Изо, история, русский язык | Материал по разделу | Давать ответ на развернутый вопрос | Владеть монологической речью |
|
Русские поэты о Родине, родной природе. Цель:
|
|
| ||||||||
60 - 61 | Вн.чт. Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминания, грусти, надежды | 2 |
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Изо, история, русский язык | Биографию писателя, Содержание произведения | Выразительно читать, анализировать произведение | На основе анализа увидеть особенности поэтической интонации
|
|
Из зарубежной литературы Цель:
|
| |||||||||
62 | У.Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Р.р.Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта». | 1 |
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Изо, история, русский язык | Биографию писателя, Содержание произведения | На основе анализа увидеть особенности поэтической интонации
| Видеть и понимать характеры героев, особенности их интонации, обосновать свое мнение о произведении и его героях |
|
63 | Сонеты У.Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии | 1 |
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Изо, история, русский язык | Биографию писателя, Содержание произведения | Выразительно читать, анализировать произведение | На основе анализа увидеть особенности поэтической интонации
|
|
64 - 65 | Ж.- Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве». Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии. | 2 |
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Изо, история, русский язык | Биографию писателя, Содержание произведения | Видеть и понимать характеры героев, особенности их интонации, обосновать свое мнение о произведении и его героях | Продолжить работу над характеристикой персонажей, формировать навыки устного словесного рисования |
|
66 | Вн.чт. Дж.Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общество | 1 |
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Изо, история, русский язык | Биографию писателя, Содержание произведения | Давать ответ на развернутый вопрос
| Формирование знаний о способах раскрытия психологии человека в художественном произведении, умение работать с текстом |
|
67 | Вн.чт. В.Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман. | 1 |
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Изо, история, русский язык | Биографию писателя, Содержание произведения | Определять идейно - художественную роль сюжета, композиции, системы образов | Видеть и понимать характеры героев, особенности их интонации, обосновать свое мнение о произведении и его героях |
|
68 | Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето | 1 |
|
| Сборники произведений, иллюстрации | Изо, история, русский язык | Материал по разделу | Давать развернуты ответ на вопрос | Определять идейно - художественную роль сюжета, композиции, системы образов |
|
| Вн.чт. - 9 Р.р. - 15 Д.с. - 3 К.с. - 2 К.р. и тест - 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|