Сборник сочинений-эссе по русскому языку и литературе (9-11 классы)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

















Учительская стезя

Сборник эссе





















Город Актау

2015

Типичная психолого-педагогическая ситуация,

в которой я оказался(лась), и как я из нее нашел(ла) выход


Как удержаться, чтобы не выгнать

хулигана из класса?

В былые времена любовь к своему предмету учителя прививали с по-

мощью административно-командной системы - выгоняли из класса, во-

дили к директору, вызывали родителей, награждали подзатыльниками,

ставили в угол, и в завершении, неуч получал огромную красную двойку в

дневнике с красноречивыми комментариями.

Сегодня эти приемы не современны, потому что нельзя травмировать

ребенка двойками. Дети не хотят учиться и шалят на уроке не потому, что

они лентяи, а потому, что у них синдром дефицита внимания вследствие

генетической усталости, и вообще, виноват учитель, который не создает

ситуацию успеха, и виновата школа, которая не учит жизни, а каким-то

абстрактным теориям.

Современному учителю нужно быть добрым и любить детей? А вот и

нет! Был у нас такой учитель - дети на его уроках на головах ходили. Он

напоминал кота Леопольда, которого изводили мыши, и только таблетка

«Озверин» поставила их на место.

Итак, как я вышла из ситуации? Я просто представила, что школьник,

который мешает мне вести урок, - мой сын. Я обычно спрашиваю с него

строго, но из комнаты никогда его не выгоняю.

Уразалиева Гульнаш Садуакасовна

Учитель русского языка и литературы

Средней школы №15 г.Актау






Типичная психолого-педагогическая ситуация,

в которой я казался(лась), и как я из нее нашел(ла) выход

Мудрость, попадающая прямо в сердце

Она сидела на последней парте и, как обычно, плакала. Волнение

охватило, и пульс застучал быстрее. «Опять он ее ударил, несносный

мальчишка! - подумала Я.

- Снова тратить время на

разбирательство: почему ударил?.. И вообще, когда это все закончится?

Что я делаю не так? Ведь уже сто раз все разбирали».

Ребята шушукались и посмеивались. Я закрыла дверь в

класс, задержалась у доски, стерла надпись и тихо опустилась на стул.

- Сейчас будет ругать и нравоучения читать, - послышался шепот, -

Даже не подумаю извиняться...

- Нет, нет, я расскажу вам... одну притчу... о гвоздях.

Недоумение. Гул стих, и воцарилась тишина.

- И неважно, сколько раз после этого ты извинишься - шрам

останется.

Я замолчала.

-Гульнаш Садвакасовна, а что такое притча?

Двадцать пять пар глаз смотрели на меня, ожидая ответа...

С тех пор прошли годы. Притча - мудрость многих поколений,

попадающая прямо в сердце стала верной помощницей в воспитательной

работе учителя. Маленький рассказ - огромная сила. Но главное - притча

должна быть рассказана вовремя и к месту.

- Прости меня, пожалуйста... - он помялся и вышел из класса.

Уразалиева Гульнаш Садуакасовна

Учитель русского языка и литературы

Средней школы №15 г.Актау





Типичная психолого-педагогическая ситуация,

в которой я казался(лась), и как я из нее нашел(ла) выход


«Незаслуженная «двойка»

Однажды на уроке литературы ученица не спешит отвечать на

поставленный учителем вопрос. Педагог ставит неудовлетвори-

тельнуюоценку.

Примерно через неделю к учителю приходит папа девятиклассницы.

Эмоциям нет предела. А как же, его чадо незаслуженно обидели.

- Хорошо. Сейчас при папе ответь на этот вопрос.

Девочка не смогла ответить.

- Если моя дочь подготовится к следующему уроку, Вы исправите ей

оценку?

- Лорина - очень способная девочка. Но ей мешает лень.

Уважаемый родитель, - обращается учительница к родителю, - если Вы хотите,

чтобы Ваша дочь была хорошисткой по моему предмету, контролируйте

её реально. На следующем уроке учитель просит ответить Лорину. Ученица

опять пришла на урок неподготовленной.

Педагог попросила дневник. Была произведена запись и, конечно,

поставлена оценка «2».

Пришлось рассказать всё классному руководителю. Выяснилось,

что родители вторую неделю не расписывались в дневнике дочери.

Естественно, классный руководитель напомнила родителям об их

обязанностях.

С тех пор Лорина Торениязова стала лучше готовиться к урокам литературы.


Уразалиева Гульнаш Садуакасовна,

Учитель русского языка и литературы

средней школы №15 г.Актау



Там, за дверью класса, рождается урок

Звенит звонок на урок. Шум в коридорах затихает. Там, за дверью

класса, рождается урок. Каким будет этот очередной урок: ярким, запоми-

нающимся или скучным, длинным? Несомненно, многое зависит от лич-

ности учителя, от его умения строить доверительные отношения с детьми.

Урок литературы. Задаю вопросы по прочитанному дома материалу.

Головы опущены вниз. Значит, произведение опять прочитало несколько

человек. А остальные? Не успели, не нашли, не хотели. Как заинтересо-

вать ребят чтением?

Сказать, что современные подростки не читают, было бы неправдой.

Ежегодно провожу среди учащихся анкету «5 любимых книг». Круг чте-

ния разнообразен.

Другой пример. Кто-то украдкой читает во время урока. Можно ото-

брать книгу, пожурить ученика. Но прошу разрешения посмотреть книгу.

Если автор знаком, делюсь своими впечатлениями. Если произведение

для меня ново, прошу рассказать, о чём эта книга. После урока напомню

ученику, что не следует читать на уроке.

Интересен приём сопоставления произведений разных авторов.

Лермонтов «Герой нашего времени» и Цветков «Герой рабочего

класса».

Уразалиева Гульнаш Садуакасовна

Учитель русского языка и литературы

Средней школы №15 г.Актау

Вода камень точит

Мы живем в сложное время, когда потеряны многие моральные

качества людей и нет уже того уважения к самой благородной профес-

сии -учитель. Старые люди говорят: «Вот раньше все уважали учителей,

а сейчас…» Обидно слушать такие слова и я, как и мои коллеги, постоянно

задумываюсь: «Что же нужно сделать, чтобы исправить ситуацию?»

Ответ рядом: в каждодневных действиях, поступках, разговорах самих

педагогов. Я стараюсь быть очень внимательной к окружающим людям,

будь они взрослые или малыши, ведь я несу гордое звание УЧИТЕЛЬ.

Нужно быть выше обид, различных «разборок», неуважительного отно-

шения. Есть хорошая поговорка: «Вода камень точит». И если потихонеч-

ку, помаленечку действовать, то обязательно добро победит зло. Конеч-

но, чтобы так поступать, учитель должен переступить через себя, через

свои чувства. Это сделать иногда очень тяжело, но нужно. Может быть,

я своим таким поведением предотвращу чьё-то хулиганство или проступок,

а может, спасу чью-то жизнь. Да и люди тоже к учителю будут относиться

с уважением и пониманием.

Уразалиева Гульнаш Садуакасовна

Учитель русского языка и литературы

Средней школы №15



«Учитель, пред именем твоим…»

Часто я задумываюсь о том, что важно в моей профессии. И думаю, что

самое важное это то, что прохожу школу радостного общения, сотрудни-

чества с удивительным миром детства. Главное богатство моей жизни - общение,

обучение общению, приобщение к культуре разных народов.

Учитель -прежде всего тот, кто любит ребятишек, внимательно от-

носится к каждому их поступку. Нужно всегда вдохновлять их на работу

дружеским словом, советом.

Кто из моих учеников бесталантен? Нет таковых! Кто-то увлечён рисо-

ванием, кто-то спортом, кого-то тянет к игре на театральной сцене. Раз-

нообразные формы работы позволяют ученику в наиболее близком духе

раскрыться и воспринять материал урока. Конечно, такие виды уроков

предполагают и взлёты активности, и неизбежные падения.

В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера

казалось единственно возможным, выглядит сегодня безнадёжно уста-

ревшим, появляются новые идеи и желание что- то изменить. И любой

учитель находится в постоянном поиске.

Пока мы задаём себе эти вопросы, мы развиваемся. Как только на-

чинаем довольствоваться достигнутым -прекращается наш профессио-

нальный рост.



Уразалиева Гульнаш Садуакасовна

Учитель русского языка и литературы

Средней школы №15



На что бы я заменил(а) ЕНТ?

Показатель сформированной

грамотности выпускника

«На что заменить ЕНТ?» - вопрос не праздный. Какая форма годится

для того, чтобы не только единообразно проверить знания, умения и

навыки выпускников школы, но и предоставить им возможность решать

задачи в новых обстоятельствах? При условии, что шаблон не будет

стеснять свободу творчества наших детей. В какой ситуации выпускник

сумеет, воспользовавшись полученными знаниями, применить их

на практике без непременного «натаскивания»? Такой ситуацией

видится исправление ошибок. В адресации к русскому языку это

ошибки, включенные в текст: от орфографических до фактических

и композиционных. Умение их видеть и есть показатель сформированной

грамотности выпускника. Не обойтись без вопросов и заданий,

проверяющих степень осознания прочитанного, а что касается творческой

части, то форма воображаемого диалога с автором или героем текста

по теме или проблеме, прозвучавшей в тексте, позволила бы увидеть

и эрудицию, и коммуникативную компетенцию, и степень речевой

свободы личности.

Экзаменационный материал могли бы разрабатывать сами учите-

ля вместе с учащимися в течение года как проекты по русскому языку

и обмениваться им с коллегами других школ района, города, области.


Уразалиева Гульнаш Садвакасовна

Учитель русского языка и литературы

Средней школы №15 г.Актау


Крик души (что наболело, то и пиши)

Боль учителей литературы

Дети не читают - боль учителей литературы. Что же делать?

Главное, объяснить, рассказать, что общение с книгой - сложная

работа, требующая усилия, вдохновения, мастерства... И тут на помощь

приду я, ваш учитель. С развития своих творческих способностей

начинается интерес к чужому творчеству. В моих силах поддержать

любопытство, особое вдохновенное состояние, когда слова слагаются

в поэтический узор. Проще обвинить ребенка, который уселся за

компьютер, чем поддержать в нем интерес к сочинительству. Показать,

что сказка, например, может иметь продолжение.

Не все, конечно, творят, но находятся такие, которые делают это с удо-

вольствием. И книга становится «пейзажем, который освещает солнце

детской фантазии».

Дети не читают.Больно. Но больнее видеть, как

кто-то из учителей не знаком с творчеством современных писателей, не

интересуется тем, что происходит в литературном мире, и предлагает

ученикам только то, что указано в программе, забывая старое доброе

внеклассное чтение.

Главное нам, словесникам, не сдаваться. А начать нужно с себя,

спросив, все ли я сделал, чтобы у меня читали все или почти все…\

Уразалиева Гульнаш Садуакасовна

Учитель русского языка и литературы

Средней школы № 15 г.Актау

На что бы я заменил(а) ЕНТ?

«Ученье - свет!»

«Ученье-свет!..» - как говорили классики. Экзамен - это итоговая

проверка полученных знаний за определенный промежуток времени. Из

века в век идет такая проверка знаний.

Менялись времена, менялась форма и методика преподавания,

менялись изучаемые предметы, менялось их название, но смысл итоговой

аттестации оставался без изменений. Много выдающихся педагогов

предлагали свои формы аттестации.

Эксперименты в образовании были всегда. Оптимальный вариант

был, когда дети, переходя из класса в класс, сдавали экзамены ежегодно.

На мой взгляд, сдавать экзамены по билетам в школе это большой плюс,

либо американизированное ЕНТ.

Ребенок, уча билеты по определенному предмету, восстанавливает в

памяти пройденный материал или заполняет пробелы, которые не доучил

в течение курса. И эти знания у него остаются на всю его дальнейшую

жизнь.

Зная уровень знаний наших детей, я считаю - необходимо вернуть

итоговую аттестацию конца двадцатого века. Делая выводы из слов

мудрейших: «Все течет - все изменяется», «Все новое-это хорошо

забытое старое». Можно сказать: «Что система образования мучается

с проведением ЕНТ и я верю - придет в министерство образования

грамотный человек, патриот своей страны, получивший образование

не за границей нашего государства, а в Казахстане и очень надеюсь, что мы

отойдем от ЕНТ - шной формы итоговой аттестации».


Уразалиева Гульнаш Садвакасовна

Учитель русского языка и литературы

Средней школы №15 г.Актау



© 2010-2022