Урок – размышление по рассказу И. Крупника «Струна». Тема: «Почему детство считается счастливой порой? Неужели памяти нет у людей?» Класс: 10

Предмет: литература Учебник: Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Автор - составитель: Лебедев Ю.В.. – Москва: Просвещение, 2010 г Название раздела, темы: Урок внеклассного чтения по рассказу И.Н.Крупника «Струна».  Тема мероприятия: Урок – размышление  по рассказу И. Крупника «Струна». Почему детство считается счастливой порой?! Цель: формирование УУД Предметные: познакомить с  рассказом И.П.Крупника «Струна», как с особым литературным жанром, способствовать разви...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - размышление по рассказу И. Крупника «Струна».

Тема: «Почему детство считается счастливой порой? Неужели памяти нет у людей?»

Класс: 10

Предмет: литература

Учебник: Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Автор - составитель: Лебедев Ю.В.. - Москва: Просвещение, 2010 г

Название раздела, темы: Урок внеклассного чтения по рассказу И.Н.Крупника «Струна».

Тема мероприятия: Урок - размышление по рассказу И. Крупника «Струна». Почему детство считается счастливой порой?!

Цель: формирование УУД

Предметные: познакомить с рассказом И.П.Крупника «Струна», как с особым литературным жанром, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять злу, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых всевозможными пороками и нежелание им подражать. На примере отношения И.Н.Крупника к старшему поколению, прививать у детей чувство сопереживания к тем, кто нуждается в помощи.

Регулятивные: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, текст, раздаточный материал.

Литература: Рассказ И.Н.Крупника «Струна».

Межпредметные связи: русский язык, МХК, обществознание.


Данный урок можно провести после изучения произведений «Парадокс», «Огоньки» В. Г. Короленко в 8 классе, а мы познакомимся с ним в 10 классе после обсуждения романа И. С. Тургенева « Отцы и дети».

Ход урока:1. ученик выразительно читает стихотворение:

Я вспоминаю детство… Как во сне

Воздушные шары и мягкие игрушки,

Портрет, висящий на стене,

Старинные часы с кукушкой,

И голос мамы, ласковый и теплый,

Зовущий рано поутру -

Все это было только в детстве,

И не вернуться в ту пору.

А через много - много лет

Я одиночество узнала…

Вдруг стало горько от того,

Что жить дается очень мало…

Как крикнуть хочется порой:

А что такое детство, мама?

2. Учитель: (вступительное слово). - Ребята, наш урок мы начали с приятного момента, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (одетстве).

- А что для вас означает детство? (было дано домашнее задание: написать сочинение - миниатюру о вашем детстве)

Ученик. Для меня, например, детство ассоциируется с родителями, с бабушкой и дедушкой, с теплой семейной обстановкой.

Ученик. А для меня детство - это беззаботнейшее время. Было так просто и легко. Не нужно было задумываться о будущем, переживать.

3. Учитель. Я рада, что ваши воспоминания о детстве очень светлые и теплые. Но, к глубокому сожалению, они бывают и другими. И сегодня на уроке мы с вами убедимся в этом.

А эпиграфом к уроку я взяла следующие слова (Все мы родом из детства...) Антуан де Сент - Экзюпери.

В конце урока мы снова вернемся к эпиграфу и вы приведете аргументы того, почему именно эти слова выбраны в качестве эпиграфа .

Ребята, тема нашего урока какая будет?- Как назовем наш урок? Запишем все в тетрадь.

Почему детство считается счастливой порой? (Неужели нет памяти у людей?)

- Ребята, какие цели поставим перед собой? (Ответить на вопрос: почему? и неужели? проанализировать рассказ, познакомиться с автором, развивать уважение к близким и родным людям, научиться сопереживать…)

- Какие проблемы ставит перед нами автор рассказа? (проблема «отцов и детей», проблема поиска истинных целей человеческой жизни, проблема репрессий 30х годов))

Перед тем, как мы приступим к обсуждению рассказа, давайте проведем словарную работу (готовят дома) парадокс, деликатный, универсал, керамика, керамистка, пюпитр. Обратите внимание на эти слова, так как они встречаются в части А тестов ЕГЭ.

Учитель. Сегодня мы работаем по группам.

1 гр. Задание для первой группы было подготовить материал по теме «Насилие в семье». Давайте послушаем их.

Ученик. В 1,7 раза увеличилось умертвление младенцев матерями. Ежегодно около 14 тысяч женщин погибают от руки мужа, 2 тысячи детей заканчивают жизнь самоубийством и более 50 тысяч детей убегают из дома, не выдерживая жестокого отношения к себе.

Ученик. Мне хотелось бы зачитать слова одного из них, кто прошёл через домашнее насилие. « Насилие- это когда родители бьют тебя чем попало - ремнём, ногами, это когда тебя бьют за что угодно, это когда на тебя кричат, таскают за волосы и бьют, бьют, это когда тебя бьют по лицу, это когда бьют так, чтобы пошла кровь, и, если ты плачешь, бьют ещё сильнее, это когда хочется умереть от боли и обиды за то, что тебя не любят родители, это когда тебя обзывают и бьют за всё, чтобы ты ни сделал, это когда тебе говорят, что ты недостоин жить. Страшно, когда все равнодушны к твоему горю…»

Учитель.

2 гр. Именно из-за домашнего насилия многие дети бегут из дома, пополняют бесчисленную армию беспризорников. А многие родители, не дожидаясь этого, сами сдают своих малюток в детские дома. Вторая группа должна была подготовить материал о беспризорниках и о детях в детских домах и презентацию.

По статистике 83% детей в детских домах - это социальные сироты, лишь 17% - настоящие, т.е. у которых нет ни матери, ни отца.

Учитель. Можем ли мы назвать причины этой жестокости, этой несправедливости?

Заданием для 3 гр. было найти материал о причинах семейных трагедий.

Я думаю, что основной причиной семейных трагедий, является алкоголь, пристрастие к спиртному, непонимание родителями подростков, просто из интереса, т.е. причин множество.

Ученики: Женщины и дети составляют более 70% всех жертв тяжких насильственных посягательств, совершённых в семье.

Учитель. Ребята, совсем скоро вы закончите школу, поступите а институты, создадите семьи. Сделайте так, чтобы ваши дети были счастливыми, будьте хорошими, любимыми родителями, чтобы дети могли с гордостью сказать: «Это моя мама. Она самая лучшая на свете. Или это мой папа. Он самый хороший».

Мы видим, что отношение к ребёнку может определить всю его жизнь. Как это и было с героем рассказа И.Н. Крупника «Струна».

Краткая биография Ильи Наумовича Крупника.

Анализ рассказа «Струна» (краткий пересказ)

Что же ждет героя в этом городе, где он родился и откуда так давно уехал? (почти ничего, только могилы родителей на городском кладбище).

С какой целью приехал он в родной город после длительного отсутствия? (Навестить могилки родителей, покрасить оградку, прибраться. нанять человека, который бы ухаживал за могилками).

Есть ли имя у нашего героя? (нет).

Как вы думаете, почему? (это образ собирательный, таких случаев бывает много).

С кем первым встречается герой в городе?

Ученик. Герой встречается с Левкой и учителем.

Учитель. Давайте сначала остановимся на встрече с Левкой. Кто такой Левка? Было ли в их встрече что - то необычное?

Ученик. Левка - это одноклассник героя. Они не встречались 25 лет. Лирический герой сначала даже не узнал Левку. А встреча была какой - то сухой, натянутой

1 группа находит и читает:

«-привет, - сказал идущий мне навстречу незнакомый человек. - Здравствуй. Давно ты приехал? Я остановился. Он тоже. Я никогда его раньше не видел.

- смотришь? - не то улыбаясь, не то усмехаясь, сказал он. - что ж, смотри, а я тебя сразу узнал.

Я посмотрел… что за черт, я его не знаю.

- Левка, - сказал он с расстановкой - я Левка Пичхадзе. - зайдем, что ли? - и потянул за локоть»

Учитель. Рад этой встрече герой? (нет) Верно, ребята, мы видим, что герой совсем не тронут этой встречей. Левка же рад его видеть, везет его к учителю химии, который некогда обучал их. Подумайте и ответьте, для чего они едут к учителю?

Ученик. Недаром мы говорили о прошлом лирического героя. Мне кажется, что этот старик является символом прошлого. В рассказе много элементов - символов того времени: это и старый дом, в котором жил рассказчик, это и краеведческий музей, который он посещал вместе с классом, это и сам Левка, его одноклассник.

Учитель: От прошлого, ребята, никуда не деться, оно всегда будет с нами.

Учитель. Сейчас 2 группа

находит, выразительно читает разговор Левки и рассказчика Ваша задача - вычленить главные слова. Потом мы вернемся к ним.

Ученик. (читает) : « - знаешь, тут есть один старик, он был тоже тебя знаком. Так он мне говорил: Лева, мой дорогой, жизнь, как резинка. Понимаешь?

- нет, ты темнишь. Не понимаю.

- не темню. Просто, коли чего - то хочешь, она растягивается, вся растягивается, его слова. Как струна - он стиснул пальцы в воздухе и словно растянул что - то, разводя кулаки в стороны - а как ослабнет, - разжал пальцы, - сморщится. Маленькая, - опустил руки - каков старик?»

Учитель. Проанализируйте, какие слова вы вычленили? Что вам показалось необычным?

Ученик. В данном отрывке автор использовал как художественное очень необычное средство. Сравнивает жизнь с резинкой и струной.

Учитель. А можете ли вы предложить свои сравнения? С чем можно сравнить жизнь?

Ученик. Мне кажется, что нашу жизнь можно сравнить с бурным потоком реки: никогда не знаешь, куда еще прибьет тебя течением.

Ученик. Чем старше становишься, тем больше начинаешь задумываться о своей жизни, о целях, о стремлениях. Понимаешь, что жизнь прожить - не поле перейти.

Учитель. Илья Крупник, автор этого рассказа, дал название своему произведению «Струна». Почему именно так он назвал его?

Ученик. По мысли автора, если человек не имеет высокой цели в жизни, то теряет ее смысл, она становится ничтожной.

Ученик. А если цель есть - то она «растягивается», то есть становится значимой.

Учитель. Действительно, как сказал Крупник в своем рассказе: «четверть века ухнуло - как дыра». Этим он показал, какой была жизнь героя, бессмысленной, серой.

Скажите, а можно ли как - то по - другому назвать этот рассказ, как бы его назвали вы?

Ученик. Можно, как мне кажется, назвать рассказ «Долг». Я имею в виду долг перед родителями. Герой убежал из дома, из своего родного города. А приехал туда лишь на похороны родителей. Он забыл о них, забыл о своем долге перед ними.

Учитель. Да, это произведение можно назвать по-разному. Всё будет зависеть от того, какая тема для вас станет главной, ведь это произведение многопроблемное. Еще раз назовите проблемы, о которых автор говорит в своем рассказе.

Ученик. В этом рассказе поднимается проблема «отцов и детей». Это настоящая жизненная трагедия героя.

Что за причина была, что наш герой уходит из дома?

«Отец бегал за мной вокруг стола, чтобы ударить, а ведь я был почти взрослый! А мама Она… не останавливала. Когда-то, маленький, я даже зубами вцепился в её халат, она выгоняла меня за дверь, на лестничную площадку в наказанье. Потом, спустя годы, они искали меня повсюду…»

Ученик. А еще здесь поднимается проблема репрессий 30-х годов.

Учитель: Почему герой с чувством тревоги поехал к учителю химии?

Ученик: Это история с учителем истории и запрещенной книгой (зачитайте)

Ученик. Автор рассматривает проблему растраченной впустую жизни. Вот и старичок-«резинка» говорил (читает): «Просто, коли чего-то хочешь, она растягивается». Это он говорил о жизни. У каждого должна быть цель.

Учитель. Вы верно назвали основные проблемы рассказа. Но идем дальше.

В начале урока мы с вами говорили о том, какими должны быть родители, но ни слова не сказали о поведении и долге самих детей перед родителями. Именно благодаря им, мы получили возможность жить, смотреть на этот мир, слышать звуки, любить, радоваться.

Вспомните, как часто вы говорите «НЕТ» своим родителям, как часто расстраиваете их. Берегите родителей!

Учитель. Ребята, может быть, поэтому и не было в жизни у героя ничего, поэтому его жизнь была «как дыра» - ведь он жил с обидой на родителей всю жизнь?

(Работает 3 группа) Какие еще герои появляются в рассказе? Какими они предстают перед нами?

Ученик. Рассказчик в поисках Маруси - уборщицы приходит на фабрику «Художественные промыслы». И так встречает Зою Филипповну и Инну. Первая лепит из глины фигурки, вторая - чашки, тарелки, чайники.

Учитель. Ребята, с помощью какого тропа (средства художественной выразительности) Илья Крупник показывает нам различие этих двух образов?

Ученик. Здесь идет явное противопоставление (читает о Зое Филипповне): «в полуприкрытую дверь видны были на стене деревянные некрашеные полки, на них что _ яркое, будто сказочное… в комнате за длинным столом сидела… женщина и вертела в руках большую глиняную птицу»

А вот как автор пишет об Инне:

«мы сидели с ней… в кладовке. Всюду тесно, кругом, на полках, на столе, на полу, у стены чашки, тарелки, вазы, чайники, и все в темно - синих цветочках, темно - синий листьях».

Какими вам представляются эти женщины?

Ученик. Зоя Филипповна разговаривает мягко, с улыбой, а Инна, наоборот, жалуется на все, завидует. Мне кажется, автор использует этот прием, чтобы мы, читатели, представили, насколько разными могут быть судьбы людей, каким разным может быть подход к делу, как одни отлают жизнь любимой работе, другие же эту жизнь тратят в пустую.

Учитель. Ребята, вы сделали правильные выводы: в данном отрывке автор использует противопоставление с целью выписать образ Зои Филипповны. Сейчас я прошу вас обратить внимание на слова Инны (читает, интонационно выделяя сл. «возрождение»): «у нас на фабрике, - искривила девчачьи свои губы, - воз - рож - дение! Частный хозяин новые мастерские открыл. Но главное, главное металлопластика, бижутерия! Самое главное - прибыль! прибыль»

В чем парадокс этих слов?

Ученик. Возрождение ассоциируется с культурой, с высокими духовными ценностями, а в рассказе оно со словами «прибыль», «металлопластика, бижутерия».

Учитель. Вы говорите правильно. В наше время, к сожалению, все чаще забывают о духовных богатствах, воздвигая на первый план материальные ценности. Поэтому и стоят рядом такие слова, как «возрождение» и «прибыль». Скажите, является ли эта проблема актуальной?

Ученик. Сейчас эта проблема стоит как нельзя остро. Материальное преобладает над духовным.

Учитель. Ребята, что же дальше происходит с героем?

Ученик. Он начинает дружить с Инной. Но их романтическая история обрывается. Автор предоставляет читателям возможность самим завершить эту историю.

Ученик. А в конце произведения мы читаем о том, что рассказчик в сопровождении Маруси - уборщицы идет к могиле родителей. Финал символичен: свой долг перед родителями он все - таки выполнил.

Учитель. Финал показателен; люди рано или поздно осознают свои ошибки, но лучше, если это случится раньше, чтобы жизнь не была «как дыра»! Семья, родители - это основа нашей жизни, её истоки. И если человек забудет о главном долге - долге перед родителями - то его жизнь станет похожа на серое подземелье, не освещенное пламенем. И вам, только вам, решать какой будет ваша жизнь и жизнь ваших детей: счастливой или как у героя, что вспомнить будет нечего.

- «Какую жизнь вы выбираете для себя: счастливую, радостную, светлую или серую, полную лишений, унижений?)

Учащиеся. Только счастливую!!!

Итак, снова обращаемся к эпиграфу, какой вывод мы можем сделать? «Все мы родом из детства». Да, это так. Ведь, действительно, все то, что было заложено в нас в детстве, мы берем с собой во взрослую жизнь, так призошло и с героем нашего рассказа, после 25 летнего отсутствия он все - таки вернулся туда, где прошло его детство и где, к сожалению, похоронены его родители.

Ребята, а почему в скобках к теме урока у нас есть слова - неужели памяти нет у людей?

Наверное, потому, что некоторым и вспомнить - то нечего, а именно бывшим беспризорникам и воспитанникам детских домов.

13. Рефлексия.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Ответили ли мы на ваши вопросы?

- Какие уроки вы получили для себя?

Домашнее задание на выбор:

  1. Прект - (рисунок, кроссворд), связанный с рассказом.

  2. Сочинение - рассуждение по теме: Действительно ли детство считается счастливой порой?

  3. .Правовой момент. У нас сейчас идет месячник по правовому воспитанию. Найдите в Конвенции о Правах ребенка момент, соответствующий сегодняшнему разговору.

© 2010-2022