Статья Профессиональный и личностный рост педагога как цель и как результат педагогической деятельности

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Профессиональный и личностный рост педагогов

как цель и как результат педагогического процесса.

(выступление на педагогическом совете, 2015 год)

Автор многих методических пособий для педагогов В.М.Лизинский высказал непреложную истину: "Учитель - это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить". Настоящий учитель-профессионал находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем.

Профессионально-личностное развитие педагога - одна из целей педагогического процесса. Практика показывает, что педагогической профессией и педагогическим мастерством можно овладеть только на индивидуально-личностном уровне.

Педагог рассматривается как носитель накопленных культурой общечеловеческих ценностей, как активный субъект, реализующий в педагогической профессии свой способ жизнедеятельности, готовность принимать на себя ответственность за решение педагогических задач, вырабатывать свою стратегию профессионального мышления, поведения и деятельности.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно-коммуникативным технологиям. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, школ, направлений. Современное информационное общество ставит перед учителем задачу подготовки выпускников, способных ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, применять их на практике для решения разнообразных проблем, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. Чтобы решить все эти задачи, учителю необходимо совершенствоваться самому и как профессионалу, и как личности.

В профессиональном смысле личностный рост педагога как цель и результат педагогического процесса предполагает овладение им в полном объеме профессиональной педагогической компетентностью. Она состоит из (слайд2)

1) специальной компетентности в области преподаваемой дисциплины, которая включает глубокие знания, квалификацию и опыт деятельности в области преподаваемого предмета, по которому ведется обучение; знание способов решения технических, творческих задач .

2) методической компетентности , включающей владение различными методами обучения, знание дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знание психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения.

3) психолого-педагогической компетентности в сфере обучения, предполагающей владение педагогической диагностикой, умение строить педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, осуществлять индивидуальную работу на основе результатов педагогической диагностики; знание возрастной психологии, психологии межличностного и педагогического общения; умение пробуждать и развивать у обучаемых устойчивый интерес к выбранной специальности, к преподаваемому предмету.

4) дифференциально-психологической компетентности, включающей умение выявлять личностные особенности, установки и направленность обучаемых, определять и учитывать эмоциональное состояние людей; умение грамотно строить взаимоотношения с руководителями, коллегами, учащимися.

В современных условиях важными показателями данной компетентности являются личностные качества педагога - терпение, требовательность, заинтересованность в успехах учеников, объективность в оценке знаний и др. Результатом влияния учителя на качество образования школьников является сформированность у них мотивов учебной деятельности.

5) рефлексиии педагогической деятельности, подразумевающей умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей; знание о способах профессионального самосовершенствования; умение видеть причины недостатков в своей работе, в себе; желание самосовершенствования. Одним из проявлений данного вида компетентности является самообразование.

6) информационной компетентности, которая формирует умение педагога самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её.

7) коммуникативной компетентности , определяющей социально-психологическую атмосферу в образовательном процессе , успех педагогической деятельности, она понимается как совокупность целого ряда структурных компонентов.

8) социокультурной компетентности, определяющей личностно-профессиональное качество учителя, обеспечивающее его эффективное взаимодействие с учащимися, направленное на создание условий для их успешного вхождения в динамичный, поликультурный социум, самоопределения и самореализации в нем.

9) культурологической компетентности, обеспечивающей конкретное наполнение содержания образования , придавая учебному процессу упорядоченность, стройность и последовательность.

В практике работы сложилась определенная система форм повышения профессионального роста. Это курсы повышения квалификации, заседания методических объединений, обмен опытом, посещение открытых уроков, вибинары, самообразование, педсоветы..

Все эти формы постоянно сопровождают профессиональную деятельность любого педагога, в том числе и меня. Я участвую в заседаниях методического объединения учителей русского языка нашей школы, где даются основные направления работы школы учителям русского языка и литертуры, происходит обмен опытом. Посетила открытые уроки Воронцовой А. Н. и Власовой Н.В. Показывала урок «Нравственные уроки в рассказе Куприна «Белый пудель» и открытое мероприятие «Поэзия Донской земли». Прослушала 2 вибинара . В Интернете просматриваю уроки других коллег, изучаю их взгляд на тот или иной вопрос, что помогает найти верное решение возникшей педагогической задачи. В целях самообразования посетила памятные места, связанные с именами русских писателей: Ясную Поляну Льва Толстого, Таганрог, где родился и жил А.П. Чехов, станицу Вешенскую, хутор Кружилин, связанные с именем М. А. Шолохова. Данная работа помогает мне разнообразить свои уроки, находить новые приемы и формы преподавания, вызывать интерес к русскому языку и литературе у учеников, иметь стабильные результаты по качеству знаний у учащихся, некоторые из них занимают призовые места в школьных олимпиадах, в школьной ученической конференции.

На курсах, которые я прошла в 2011 году, были освещены разные вопросы, касающиеся преподавания русского языка и литературы в современной системе образования. Рассматривались педагогические технологии, психологическое обеспечение преподавания русского языка, виды универсальных учебных действий и их уровни, новые учебники по русскому языку и литературе.

Среди всех освещенных технологий на курсах меня заинтересовал коллективный способ обучения (КСО), при котором не групповая, а коллективная форма становится определяющей.

Коллективную систему обучения можно применять практически для каждой учебной дисциплины, в том числе на русском языке.

Приемы и методы КСО на уроках русского языка:

• взаимные диктанты в парах сменного состава;

• разучивание стихотворений;

• работа в парах сменного состава по карточкам;

• методика М.Г. Булановской;

• взаимообмен заданиями (ВОЗ);

• методика работы по вопросникам;

• методика Ривина А.Г.;

• сотрудничество учащихся "по вертикали";

• педагогика сотрудничества и "погружение".

Организация работы по новой педагогической технологии при изучении русского языка требует большой предварительной подготовки учителя. Каждая группа методик для сменных пар требует определенных навыков и умений как у учащихся, так и учителей. Эти умения сначала вырабатываются в постоянных парах, и только после этого класс переводится на работу в парах сменного состава. При работе в парах партнеры все время говорят, в классе шумно. Работа в шуме непривычна. Потому задача учителя на первых порах: научиться слушать и слышать несколько пар, направлять работу отдельных учеников и управлять процессом в целом. Обучение в парах сменного состава значительно обогащает каждого участника. Коммуникативная направленность преподавания русского языка характеризуется тем, что на первый план в качестве важнейшей цели обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого общения или коммуникации. Путь к этой цели - практическое пользование языком.

Не менее актуальным становится для меня внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательную среду урока, так как разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.

На уроках учитель может использовать различные виды компьютерных программ:

1. Учебные (наставнические) программы используются преимущественно при объяснении нового материала для максимального его усвоения.

2. Программы-тренажеры - для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся. Используются эти программы, когда теоретический материал обучаемыми уже усвоен.

3. Контролирующие программы - для контроля определенного уровня знаний и умений. Этот тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе в тестовой форме.

4. Демонстрационные программы - для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты).

5. Информационно - справочные программы - для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.

6. Мультимедиа-учебники - комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ. Таким образом, информационно-коммуникативные технологии могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что современный учитель, постоянно совершенствуясь, решает в своей профессиональной деятельности следующие задачи:

- привлекает внимание учащихся и заинтересовывает их изучаемым материалом;

- учитывает возраст и психологические особенности учащихся, а также уровень их развития и на основе этого обеспечивает индивидуальный и дифференцированный подход;

- строит свои взаимоотношения с учащимися на гуманной, демократической основе;

- не теряется при самых трудных и неожиданных вопросах учащихся;

- сочетает теорию и практику в преподавании учебного предмета;

- грамотно использует в своей работе новинки передовой педагогической науки и практики;

- избегает шаблонности в их организации уроков;

- в совершенстве владеет своим орудием труда - речью, словом;

- критически мыслит и имеет четкую активную гражданскую позицию;

- решает задачи обучения, воспитания и развития в их диалектической взаимосвязи и единстве;


© 2010-2022