Статья Взаимодействие с семьями воспитанников подготовительной группы

Данное планирование подразумевает одно из направлений коррекционно-воспитательной деятельности учителя-дефектолога в ДОУ такое как непосредственно работа с родителями. В педагогической практике это направление имеет огромное значение как для оптимизации педагогического процесса так и для социализации ребенка с ЗПР. Положительного эффекта можно достичь только при организации полноценного взаимодействия педагогов и родителей. Для достижения положительной динамики в развитии детей с задержкой психи...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Взаимодействие с семьями воспитанников подготовительной группы

Одним из важнейших направлений коррекционно-воспитательной деятельности учителя-дефектолога в ДОУ является работа с родителями - как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка с ЗПР.

Работа с детьми с ЗПР в подготовительной группе очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса.

Необходимо учить родителей адекватно оценивать успехи и возможности своего ребенка. Формировать у них потребность развивать своего ребенка не только в детском саду, но и дома.

Формы сотрудничества с семьей.

Организация полноценного взаимодействия педагогов и родителей является сегодня одной из важнейших задач, стоящих перед коллективами дошкольных учреждений

Работа сотрудников нашего дошкольного учреждения направлена на повышение педагогической культуры родителей, совершенствование воспитательного потенциала семьи.

Работа педагогов основывается на организации социокультурного и психолого-педагогического сопровождения родителей, оказания им помощи в социализации детей.

Цель: помочь педагогам установить с родителями доброжелательные отношения, направленные на совместное воспитание и развитие ребёнка, активно участвовать в становлении педагогической компетентности родителей; Привлечь родителей в процесс сотворчества со своим ребенком, обогатить их игровой опыт общения, научить создавать условия, способствующие всестороннему развитию ребенка.

Задачи:

  • Установить с родителями доверительный деловой контакт.

  • Развивать у родителей желание и умение поддерживать ребенка в процессе воспитания и коррекционного обучения, способствовать повышению педагогической компетентности.

  • Развивать у детей и родителей позитивные, бережные взаимоотношения, как основу взаимной поддержки в семье.

  • Способствовать развитию речи, творческих способностей, эмоционально-волевой сферы детей, закреплению знаний, умений, навыков приобретенных на занятиях.

  • Воспитывать у детей навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Педагоги:

  • привлечь родителей к совместной деятельности со своим ребенком,

  • наладить сотрудничество в процессе воспитания и обучения детей, в целях обеспечения целостности педагогического воздействия.

Родители:

  • увидеть мир с позиции ребенка,

  • установить доверительные отношения с ним, учитывать его точку зрения, участвовать в его делах, радостях, горестях,

  • создавать эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома.

  • Развивать навыки сотрудничества с педагогами, осознать свою роль в процессе развития и воспитания ребенка.

Дети:

  • увидеть в педагогах и родителях партнеров, людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь.

  • Учиться навыкам сотрудничества со взрослыми и со сверстниками.

Этапы создания доверительно-делового контакта с родителями

Объединение усилий воспитателей и родителей в процессе воспитания детей составляют непростую в организации и психолого-педагогическом плане задачу. Условия ее решения заключаются в создании особой формы общения между родителями и воспитателями детского сада, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт, создание которого предполагает несколько этапов:

1 этап- это трансляция родителям положительного образа ребенка, благодаря этому с самого начала между воспитателем и родителями складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество.

2 этап- трансляция родителям знаний, которые могут быть полезными.

3 этап- ознакомление родителей с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатель поддерживает диалог с родителями, где активная роль принадлежит родителям. Позиция воспитателя в этом диалоге должна быть не судейской, а партнерской.

4 этап- совместные исследования и формирование личности, всестороннее воспитание и развитие ребенка.

Формы и методы, способствующие повышению интереса родителей, как участников процесса развития творческих способностей.

Родители получают информацию о группе.

  • Буклеты, брошюры

  • совместную деятельность с детьми

  • участие в тематических выставках

  • совместные праздники и досуги детей, родителей и сотрудников детского сада

  • спортивные соревнования между родителями и сотрудниками детского сада с участием детей

  • семинар - практикум

  • Родительский уголок

Система работы учителя-дефектолога с родителями состоит из трех блоков:

1 блок: информационно-аналитический (предполагает сбор сведений о родителях, обще-культурном уровне родителей, наличии у них педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, потребностях родителей в психолого-педагогической информации);

2 блок: познавательный (включает в себя совместную работу с родителями и детьми с ЗПР: изготовление книжек-малышек, семейных газет, выполнение методических рекомендаций учителя-дефектолога, открытые занятия, посещение индивидуальных занятий, родительские конференции, выставки детских работ);

3 блок: наглядно-информационный (предполагает ознакомление родителей с особенностями коррекционно-воспитательного процесса. В группе оформлен постоянно действующий «Уголок дефектолога»).

Таким образом, данная система работы учителя-дефектолога с родителями позволяет:

  1. Оказать квалифицированную педагогическую поддержку родителям;

  2. Привлечение к коррекционно-воспитательной работе всей семьи ребенка;

  3. Еженедельно информировать родителей о лексической тематике недели;

  4. Разъяснить и показать родителям, в чем состоит коррекционно-воспитательная работа детского сада, подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях в домашних условиях;

  5. Повышение педагогической культуры родителей.

Приобретенные родителями и детьми навыки, умения, способы конструктивного взаимодействия естественным образом переносятся в реальную жизнь, что подчеркивает актуальность психолого-образовательной работы в детско-родительских группах.

Формы организации работы с родителями воспитанников

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение социологических срезов, опросов, Анкетирование

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами. родителями, детьми

Совместные досуги, праздники. Участие родителей и детей в выставках

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста и др Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

Семинары-практикумы, проведение собраний, тематических встреч, Консультации.

Наглядно-информационные:

  • Информационно-ознакомительные

  • Информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей, с задержкой психического развития. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей данной категории.

Информационные проспекты для родителей, организация дня открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности, Оформление родительского уголка

Приобретенные родителями и детьми навыки, умения, способы конструктивного взаимодействия естественным образом переносятся в реальную жизнь, что подчеркивает актуальность психолого-образовательной работы в детско-родительских группах.











Перспективный план работы с родителями воспитанников подготовительной группы

Название мероприятия

Цель проведения мероприятия

Сроки

Ответственные

Отметка

Оформление информационных стендов в группе, в холле детского сада

Распространение педагогических знаний среди родителей.
Активизация родительского внимания к вопросам воспитания, жизни ребенка в деском саду.

Сентябрь - август

Воспитатели

Учитель-дефектолог


Утренники и развлечения для детей

Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков.
Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников ДОУ.

Сентябрь - май

Воспитатели

Муз. руководитель


Фотовыставка
« Как я провел лето»

Обмен опытом семейного отдыха.
Высчитывание сплоченности.

Сентябрь

Воспитатели
Учитель-дефектолог


Родительское собрание

Консультация
«Кризис 7 лет»

Знакомство родителей с задачами воспитания детей на учебный год, психологическими и возрастными особенностями детей.

Знакомство родителей с предпосылками успешной адаптации к школе, признаками кризиса 7 лет

Сентябрь

Воспитатели


Учитель-дефектолог


Консультация
«Готовим к школе ребенка с ЗПР»

Продолжать пополнять педагогические знания родителей для подготовки к школе детей с задержкой психического развития, через использования ряда упражнений

Октябрь

Учитель-дефектолог


Консультация «Подготовка руки к письму»

Рассказать родителям о влиянии мелкой моторики на интеллектуальные способности детей с задержкой психического развития

Ноябрь

Учитель-дефектолог


Акция «Накормим птиц зимой»

Привлечение внимания родителей к вопросам экологического воспитания

Ноябрь

Воспитатели
Учитель-дефектолог


Родительское собрание
Семинар - практикум «От игры к письму или профилактика специфических нарушений письма у детей в дошкольном возрасте».

Оказание помощи родителям в овладении практическими приемами и игровыми упражнениями по профилактике нарушений письменной речи у детей дошкольного возраста.


Декабрь

Воспитатели
Учитель-дефектолог


Консультация
« Зимние забавы. Поделки из снега»

Познакомить родителей с зимними играми и забавами, пропагандировать ЗОЖ, сохранение традиций активного зимнего отдыха.

Январь

Воспитатели
Учитель-дефектолог


Спортивный праздник

«Мы богатыри»

Привлечение родителей к активному участию в празднике.
Соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием школьников, развивать у детей мотивацию к занятию спортом, формирование спортивных качеств.

Февраль

Сотрудники ДОУ


Выставка детских работ по теме «Родина наша - нет её краше».

Привлечение внимания родителей к вопросам патриотического воспитания

Февраль

Воспитатели
Учитель-дефектолог


Спортивный праздник «Широкая Масленица»

Привлечение родителей к активному участию в празднике.
Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей и работников ДОУ.

Февраль

Сотрудники ДОУ


Выставка детских рисунков «Вот какая мама!»

Привлечение внимания родителей к детскому творчеству.

Март

Воспитатели
Учитель-дефектолог


Конкурс творческих семейных работ, посвященный празднику Пасхи

Привлечение родителей к работе детского сада.

Развитие творческого взаимодействия родителей и детей.

Апрель

Воспитатели
Учитель-дефектолог


Проведение субботника по благоустройству территории ДОУ

Формирование командного духа среди родителей.

Формирование положительных взаимоотношений между коллективом детского сада и родителями.

Май

Воспитатели
Учитель-дефектолог


Родительское собрание

Подведение итогов воспитательно-образовательной работы за учебный год

Май

Воспитатели
Учитель-дефектолог







Выпускной вечер


Май

Воспитатели
Учитель-дефектолог

Муз. руководитель











© 2010-2022