- Преподавателю
- Русский язык и литература
- СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Брехнева Л.В. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Брехнева Любовь Владимировна
учитель русского языка и литературы МОУ Семёновская СОШ с. Семёновка
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
С 2012 года МОУ Семёновская СОШ участвует в региональном эксперименте по опережающему введению ФГОС основной общеобразовательной школы. Учителя-предметники стали «первопроходцами» для всех школ района. Роль эта с одной стороны нелегкая - первым всегда трудно, но с другой очень интересная - ты первый решаешь непростую задачу, определенную новыми стандартами - научить ученика учиться, продемонстрировать ему, что школьные занятия - это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни [1]. Поиск решения данной проблемы и обусловил мой выбор темы самообразования: «Освоение приёмов и методов преподавания русского языка и литературы в рамках реализации стандарта второго поколения основного общего образования».
Для того чтобы определить оптимальный набор приёмов и методов, в начале учебного года в 5 классе была проведена стартовая диагностика, анализ которой выявил недостаточный уровень сформированности универсальных учебных действий.
Рис.1. Результаты стартовой диагностики (уровень сформированности УУД)
Исходя из данных результатов, была выдвинута гипотеза: через системно-деятельностный подход можно сформировать универсальные учебные действия
Цель: представление результатов работы по формированию универсальных учебных действий через системно-деятельностный подход.
Задачи:
-
Изучить теоретические основы системно-деятельностного подхода в обучении;
-
Раскрыть приемы и методы формирования универсальных учебных действий при системно-деятельностном подходе;
-
Изучить и внедрить в практику работы диагностические материалы для определения уровня развития универсальных учебных действий.
После изучения литературы и знакомства с различными технологиями остановила свой выбор на технологии системно - деятельностного обучения[2].
Технология деятельностного метода обучения, разработана педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон. Основная идея её состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Изменяется и задача учителя при введении нового материала не наглядно всё доступно объяснить, показать и рассказать, а организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях[3].
Деятельностный подход на уроках осуществляется через: 1. Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;
2. Использование активных и интерактивных методик; 3. Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности;
4. Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи. [4].
Остановлюсь на структуре урока и особенностях некоторых его этапов.
На этапе мотивации деятельности настраиваю на урок (эпиграф, девиз, вопросы, пожелания) Например, задаю вопрос: что вы ждете от сегодняшнего урока?
На этапе актуализации знаний создаю проблемные ситуации. Например: При изучении темы «Слитное, раздельное, дефисное написание наречий» предлагаю слова:
Во(?)первых, в(?)двое, в(?)старину
- Достаточно ли имеющихся знаний, чтобы написать эти слова?
На этапе открытия новых знаний часто использую приемы критического мышления. Например: ребята составляют кластер по теме «Имя прилагательное». Также организуется самостоятельная исследовательская деятельность. Например, при изучении темы «Слитное, раздельное и дефисное написание наречий», учащиеся самостоятельно распределяют слова и определяют, почему они так пишутся. В результате получают самостоятельно составленную таблицу.
Очень важный этап - рефлексия. На этом этапе ребята дают самооценку проделанной работе.
Например:
• Какую задачу ставили?
• Удалось решить поставленную задачу?
• Каким способом?
• Какие получили результаты?
• Что нужно сделать ещё?
• Где можно применить новые знания?
Таким образом, осуществление системно-деятельностного подхода на каждом этапе урока позволяет работать над формированием универсальных учебных действий.
Применение на каждом этапе урока методики отслеживания (инструментария) - сочинение, мини-размышления, уровень знания по предмету, личные наблюдения учителя, контрольные срезы позволяют получить объективную информацию о динамике формирования универсальных учебных действий [5] . Отслеживание осуществляется по методике Александровской Э.М., М.Р. Гинзбурга Н.Г., Лускановой Н.Г, Ясюковой Л.А [6].
Рис. 2 Формирование УУД по показателям за 3 учебных года (% учащихся)
Рис.3 Динамика результатов сформированности УУД обучающихся за 3 учебных года по уровням (% учащихся)
Таким образом, изучение теоретических основ системно-деятельностного подхода в обучении; приемов и методов формирования универсальных учебных действий; применение диагностических методик в практике преподавания подтверждает гипотезу о том, что можно сформировать универсальные учебные действия через системно-деятельностный подход.
Результаты внушают оптимизм, но я еще в начале пути и искренне верю, что «дорогу осилит идущий».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТА
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с. - (Стандарты второго поколения).
-
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2011. - 342 с. - (Стандарты второго поколения).
-
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /Под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
-
nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2015/01/23/sistemno-deyatelnostnyy-podkhod-kak
-
festival.1september.ru/authors/106-544-482
-
portal.iv-edu.ru