Урок по русскому языку спп с пртдаточными определыными 9 класси

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Безошибочная территория или СПП с придаточными определительными

Цели: 1) отличать СПП с придаточными определительными от СППП с придаточными изъяснительными

2) обогащать свой словарный запас, умение подбирать синонимы, находить тропы.

3) наблюдать, анализировать, делать выводы, строить рассуждения, обобщать

Ход урока:

1.Орг.момент

-какие ассоциации у вас возникают со словом «Территория»?

- подберите синонимы к этому слову ( земля, страна, край, место, владение)

- О.Куваев в 1973 году написал свой культовый роман «Территория», в котором повествует о близком нам крае, о Чукотке, северных территориях.

- А мы на уроке будем открывать и познавать свою территорию, делать узелки на память , затеси, цитируя В.Астафьева, которые нам пригодятся в скором будущем.

- И я назвала нашу территорию безошибочной, пусть будет так.

2.Языковая разминка. Блиц-опрос

Слайд 1

Закончите предложение.

Употребление слова или выражения в переносном значении, основанном на сходстве, сравнении, аналогии…… (метафора)

Сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно из них при помощи другого…(сравнение)

Такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся значение ….(градация)

Художественное образное определение….(эпитет)

- мы повторили определение тропов, обратимся к практике.

Слайд 2

Найдите в предложениях известные вам тропы. Замените слово «осточертела» стилистически нейтральным синонимом (надоело)

(1)Чтобы попасть на Территорию, вы должны сесть в самолет. (2) Летом вы можете добраться на пароходе - месячное плавание среди льда в тумане, когда кажется, что мир исчез (метафора)и существует лишь железная палуба, перекличка сирен каравана (развернутая метафора) и ваша каюта (3) Через несколько дне вам быстро осточертеет блеклая (эпитет) вода, низкое( эпитет) небо и слово «навигация»

-Продвигаемся в глубь нашей территории

-Определите способ связи в словосочетании Безошибочная территория , замените его на управление ( территория без ошибок)

Слайд 3

Люди здесь также отличаются от тех, что остались в семнадцати лётних часах. Если вы прилетели на неделю , вы так и не поймете , чем они отличаются… Во всяком случае, бессмертная душа ваша , неповторимое и единственное ваше бытие тут ни при чем.

Определите орфограммы в выделенных словах, дополните своими примерами

3. Продолжаем свое путешествие.

Слайд 4

Можно суеверно считать что подобные мысли рождены пространствами составляющими территорию.

Расставьте знаки препинания, определите тип придаточного (актуализация пройденного)

-Докажите, что это придаточное изъснительное. Какое средство связи в данном СПП ( союз), аргументируйте ( не падает логическое ударение, можно опустить)

Слайд 5

Позади вас гремит и перекликается Поселок, над головой которого с мерным рокотом прошел оранжевый самолет полярной авиации.

- определите тип придаточного (определительное)

- Сформулируйте и запищите тему урока.( СПП с придаточными определительными.)

-на какие вопросы мы должны с вами ответить на этом уроке, предположите.

(отличать определительное придаточное от других видов придаточных, какими средствами связи присоединяются и др)

4. Открытие нового знания. Чтение учебного текста. Выделение новой информации, запись ее в справочную тетрадь, продолжая таблицу, начатую на прошлом уроке

Вид придаточного

К чему относится

Вопрос

Чем присоединяется

определительное

К существительному

какой

С.сл: кто, что, какой, который, где, куда, когда и др

Местоименно-определительное

К местоимению

Какой именно ?кто именно?

С.сл: кто, что и др

5 Рефлексия

Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, пронумеруйте запятые, укажите номера запятых при вводном слове и его значение.

А поверх всего на санях сидел разный народ и смотрел в бледное небо и в Поселок ,который, конечно ,был совершенно иным, но был

Может быть, именно это поможет ответить на недовольство ,которым мы мучаем себя во время бессонницы в серый предутренний час, когда светлеют окна и гаснут звезды (определительное )

-Наш урок и путешествие по безошибочной территории подошло к концу

- Желаю вам , чтобы звезды в ваших окнах никогда не гасли, т.к. это слово является символом чего???

6. Итог урока. Д/з Составьте текст на тему «Люблю мой край родной , используя известные вам типы придаточных, определите их тип



© 2010-2022