- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по литературе по произведению Л. Н. Толстого Детство
Конспект урока по литературе по произведению Л. Н. Толстого Детство
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лобань А.Н. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок по произведению Л.Н. Толстого «Детство»
Тема: «Какое редкое, чудесное создание была эта старушка» (История жизни Натальи Савишны)
«…вся жизнь ее была
любовь и самопожертвование»
А.Толстой
Ход урока
1 Орг.момент
2 Работа над образом Натальи Савишны
- Кто такая Наталья Савишна? (няня матушки, горничная бабушки, экономка)
Напомнить детям об уже прочитанном раннее произведении И.Тургенева «Муму», где тоже была экономка.
ИСТОРИЯ ИМЕНИ
Найти в произведении имя героини. Как оно менялось?
Наташка - Наталья - Наталья Савишна
(деревенская девка) (няня матушки) (экономка)
- Почему меняется имя? (меняется положение, возраст, отношение (уважение) к ней)
- Чем заслуживает уважение?
(любовью, трудолюбием, усердием, добротой, бескорыстием, верностью, кротостью нрава - смирением)
- Как выглядит Наталья Савишна? Нарисовать словесный портрет. Почему нельзя подтвердить текстом?
(нет описания в тексте)
-Почему?
(внешность не важна)
3 Работа с репродукциями.
Ребята, из 3-х предложенных иллюстраций (предложены разные портреты старушек) выберете тот, который наиболее подходит к образу героини. Объясните свой выбор.
- Была ли у нее семья? (нет)
- А была ли любовь ? (да)
Пересказ про Фоку, дети дополняют друг друга.
- Что такое самопожертвование?
(она не думала о себе, отказалась от личного счастья ради других людей)
- Почему слова «любовь» и «самопожертвование» в эпиграфе стоят рядом? (жертвовать можно только когда любишь)
Чтение наизусть учеником отрывка (о том, как Наталья Савишна поступила с вольной)
-Почему она так поступила?
(любила и не хотела расставаться, некуда идти, привязанность к детям)
- Как она расценила вольную?
(как неблагодарность)
Ученик читает наизусть стихотворение «Няня» А.С.Пушкина. Дети сопоставляют образы.
4 Работа с текстом
Чтение по ролям эпизода «случай со скатертью»
Чувство героя сменяется другим
Веселое расположение духа - отчаянное сопротивление - обида - злость - месть - любовь и стыд
5Новое понятие
Диалектика души
- Передайте состояние няни (дрожание рук, заплакала, назвала себя дурой)
- Чему она научила Николеньку?
(аккуратности, любить, прощать, понимать)
- Как она готовилась к смерти?
(сшила себе одежду, раздала нищим деньги, попросила у всех прощения)
- Почему Л.Толстой посвятил ей целую главу?
(т.к. она оставила большой след в жизни)
- Хотели бы вы себе такую няню?
6 Оценки за урок.
7 Домашнее задание