Урок

Урок русского языка по теме «Глагол», ну данном уроке происходит закрепление знаний по теме. На уроке стояли задачи: обобщить знания о глаголе, его морфологических признаках;                 - закреплять умение писать безударные личные окончания глаголов;                 - развивать умение сравнивать, доказывать, обосновывать правильное написание безударных окончаний глаголов;                 - развивать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;                 - воспитывать аккуратность в работе, добросовестность, любовь у русскому языку и родной природе.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока русского языка в 4 классе.

Тема: Обобщение о глаголе.

Цель: повторить и обобщить изученный материал по теме «Глагол»;

Задачи: - обобщить знания о глаголе, его морфологических признаках;
- закреплять умение писать безударные личные окончания глаголов;
- развивать умение сравнивать, доказывать, обосновывать правильное написание безударных окончаний глаголов;
- развивать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;
- воспитывать аккуратность в работе, добросовестность, любовь у русскому языку и родной природе.

Ход урока:

1.Эмоциональный настрой на урок
2.Сообщение темы и задач урока.
Сегодня на уроке мы с вами обобщим знания о глаголе, его морфологических признаках, обоснуем правильное написание безударных окончаний глаголов. Урок наш будет состоять из нескольких туров.

Игра «Аукцион»
-Ребята выкупите слово «тур», объясните его лексическое значение. (ответы детей) ТУР - отдельная часть какого-нибудь состязания.

3. Теоретический тур.
а) работа по карточкам (5-6 человек ) по теме Глагол
б) работа с тестами (какой-либо ряд) по теме Глагол
В это время фронтальный опрос:
- на каких трёх китах держится глагол, собственно как и любая другая часть речи?
- назовите грамматическое значение глагола
-перечислите морфологические признаки
*начальная форма по научному инфинитив, что значит с латинского «неопределённость» - что нельзя определить? (время, лицо, число)
- что можно определить? (вид, спряжение)
- какие окончания имеют глаголы неопред. формы?

*вид совершенный обозначает завершённость действий, образует глаголы
будущего простого времени, имеет вопрос что сделать?
несовершенный обозначает незавершённость действий, образует
глаголы настоящего времени, имеет вопрос что делать?

*спряжение - что такое спряжение?
- какие глаголы относятся к 1 и 2 спряжению?

- назовите синтаксическую роль глагола, каким членом предложения является?

Итог: глагол - необходимая часть речи, занимает второе место по частоте употребления.

4.Каллиграфический тур
Открываем тетради. Оформляем работу. Записываем дату, наименование работы.
22 февраля
-какая часть речи? (числительное, порядковое, составное)

В минутке чистописания слово сиять.
- часть речи? Выделите корень, подберите однокоренные слова.
-перечислите морфологические признаки
- образуйте видовую пару
_прямое и переносное значение (звёзды сияют, глаза сияют, лицо сияет радостью)
-подбери синонимы (сверкать, блестеть)
- выполни фонетический разбор устно
- в какой форме стоит глагол? (неопр. форма) докажите это

Итог: у глаголов неопределённой формы окончания -ть, -ти, определить можно только вид, спряжение.

5.Словарно-орфографический тур.
Дышишь речной прохладой, любуемся раскидистой елью, почувствует аромат степных трав.
- объясните орфограммы
-найдите глаголы, определите время, лицо, число
-глагол почувствует разберите по составу

Итог: глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам.

6.Морфологический тур
Откроем учебники. Выполняем упражнение №615
-прочитайте текст, найдите основную часть
- из второго предложения основной части выпишите в столбик глаголы неопределённой формы
- образуйте от данных глаголов 1 вариант - форму 2 л. ед.ч.наст. вр.
2 вариант - форму 3л. ед.ч.наст.вр.

- определите спряжение глаголов
- выполните морфологический разбор глагола вырубает

Итог: как определить спряжение глаголов? Если личное окончание ударное - по нему и определяем, если окончание безударное - ставим глагол в неопределённую форму и смотрим на суффикс, для проверки поставим глагол в 3 л.мн.ч.

7.Синтаксический тур
Собери предложение:
стеной, густой, тихой, лес, стоял, около
- охарактеризуйте предложение
- выполните синтаксический разбор

Итог: в предложении глагол бывает сказуемым, иногда подлежащим.

8.Творческий тур.
Предлагаю сказку-шутку.
Учительница спросила у Лентяйкина: «Если я говорю: я умываюсь, ты умываешься, он умывается, - о каком времени идёт речь?» Лентяйкин, не задумываясь, воскликнул: « Об утре».
А как вы думаете, в каком времени употреблены глаголы, которые назвала учительница?

Вам предлагается творческая работа: написать о действиях, которые происходят с нами сейчас, употребив для этого глаголы настоящего времени.(если кому-то из детей трудно, можно обратиться к глаголам: сидеть, идти, присутствовать, писать, изучать, спрашивать, слушать, повторять, рассказывать).

Примерный текст.
Сейчас мы сидим в классе. Идёт урок русского языка. У нас присутствуют гости. Учительница спрашивает нас о глаголе. Мы пишем слова, предложения. Нам нравится урок.

Чтение некоторых сочинений.
- обратим внимание на окончания глаголов настоящего времени, пишется ли Ь?
- как пишется НЕ с глаголами?

Итог: Ь не пишется у глаголов настоящего времени, а только у глаголов неопределённой формы, НЕ с глаголами пишется раздельно.

9. Домашнее задание

10 Рефлексия. Итог всего урока

© 2010-2022