- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок литературы - творчество учителя
Урок литературы - творчество учителя
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Голыгина С.С. |
Дата | 13.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок литературы - творчество учителя
Изведав мучения жажды,
я вырыл колодец, чтобы
из него черпали и другие.
Э.Сетон-Томпсон
Урок литературы в современной школе… Каким он должен быть? Устарели ли требования, предъявляемые к построению урока, методике его проведения? Конечно же, нет. Триединство целей (обучающая, развивающая и воспитывающая) - обязательный компонент урока.
Однако современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Чтобы урок литературы был интересен ученикам, учителю приходится осваивать новые методы подачи материала.
Урок литературы - это творчество учителя. С чего оно начинается?
В первую очередь необходимо проанализировать свои достижения и ошибки, открыть свои потенциальные возможности. Иначе вы не научитесь сомневаться, делать свои самостоятельные открытия, чувствовать ритм жизни, современно прочитывать классику.
Во-вторых, нужно относиться к процессу подготовки к уроку не как к наказанию и утомительной стороне учительской профессии, а как к источнику своего профессионального роста, индивидуальных, духовных, а главное - творческих сил.
В-третьих, источник интереса на уроке, гарантия успеха - копилка находок и идей.
Творческая мастерская учителя закладывается с первого года работы и пополняется, формируется всю жизнь.
Методические подходы к уроку литературы очень разнообразны. В своей практике чаще обращаюсь к следующим:
-
Просматриваю тему широко и отбираю к уроку то, что современно, что волнует и интересует учеников, что может помочь им в дальнейшем, учитывая личный опыт восприятия произведения учащимися.
-
Нахожу такие формы взаимодействия учителя и ученика на уроке, когда субъективная позиция ученика реализуется максимально. Учащиеся активно участвуют в ходе урока, ошибаются и находят причины ошибок, сами формулируют вопросы, а не только на них отвечают. Предоставляю детям возможность проявить себя, воспользоваться своими способностями, расширить опыт познавательной деятельности.
-
Учу детей слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, даже если оно во многом отличается от твоего собственного. Чрезвычайно важно, как мне представляется, воспитывать у ребят чуткое отношение к радостям и горестям людей, потребность чувствовать сердцем другого человека. И в этом неоценимую помощь оказывают мне уроки литературы - уроки нравственности, уроки общения.
-
На уроке литературы особо значимо заражение чувствами, общее переживание, атмосфера сотворчества. Сотворчество ученика и учителя - необходимое условие на уроке. Учитель вместе с учениками выполняет творческие задания, потому что состояние души глубже всего человек может изучить на самом себе. Заглянуть в душу ребёнка можно, только живо припоминая свои чувства и свои первые детские впечатления. Искусство педагога состоит в том, чтобы с высот своей жизненной мудрости проникать в самые далёкие галактики детского мира, глубоко и чутко понимать его. Я считаю, что создание высоко эмоционального тонуса в процессе обучения - не самоцель, не дополнение или украшение к уроку, а необходимое условие для получения знаний. Пережитые знания становятся убеждением.
-
Не всегда урок надо начинать однотипно - с проверки домашнего задания. Начало урока может быть неожиданным, сразу включающим учеников в активную умственную деятельность, захватывающим их эмоционально. Например, урок по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» начинаю с описания могилы Базарова; урок по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» - с фрагмента убийства.
-
Продумываю стиль общения: иду по пути помощи, а не надзора; творчества, а не исполнения; поиска, а не стереотипов. «Мыслей у детей не меньше, и они не беднее и не хуже, чем у взрослых, только они другие… Поэтому нам так трудно найти с детьми общий язык, поэтому нет более сложного искусства, чем умение говорить с ними», - писал Януш Корчак. Я направляю их мысли, помогаю облечь их в слова, делюсь с ними своими сокровенными мыслями о литературе и мире, который в ней отражён. Думаю, такой подход более продуктивен, так как учитель из преподавателя превращается в интересного собеседника, с которым уместно спорить, отстаивать собственную точку зрения. Мне самой интересно наблюдать, как пассивные слушатели становятся со временем коллегами, имеющими свой взгляд на проблему.
-
Наше мироотношение, мировосприятие отражается в учениках, поэтому полезно спросить у ребят:
-
Какое задание вы выполняли с желанием?
-
Какой урок вам запомнился?
-
Какое произведение читали с увлечением?
-
Что понесёте с урока в своей душе?
-
Сухомлинский считал, что детство - это каждодневное открытие мира и учителю нужно «открывать его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги».
Движение научной мысли и развитие технического прогресса в современном мире происходит стремительно и интенсивно. В различные сферы человеческой деятельности активно внедряются новейшие информационные технологии, позволяющие быстрее и качественнее находить, обрабатывать и усваивать нужную информацию. Само время требует иного подхода к методике преподавания дисциплин гуманитарного цикла.
В нашу жизнь прочно вошло такое понятие, как компьютерные технологии. Практически в каждой школе имеется компьютерный класс, ученики изучают такой предмет, как информатика, у некоторых ребят и дома есть компьютер. Это во многом облегчает использование компьютера на уроках литературы. Естественно, учитель сам должен владеть навыком общения с компьютером, это требует от учителя более высокого уровня мастерства.
Практика показала, что использование компьютерных технологий в изучении русского языка и литературы весьма эффективно, так как дидактические функции этих технологий очень широки. Их использование позволяет повышать и стимулировать интерес учащихся, активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала, моделировать и визуализировать абстрактные понятия и процессы, индивидуализировать обучение, повышать скорость изложения и усвоения информации, а также вести экстренную коррекцию.
Сам факт проведения урока литературы в кабинете информатики либо с применением отдельного компьютера интригует детей, появляется мотивация. Ученикам интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свои знания.
Применение компьютера на уроках литературы может быть самым разнообразным, преследовать разные цели: ознакомление с наиболее интересными фактами биографии писателя, совершение заочных экскурсий по местам, связанным с жизнью и деятельностью поэта или писателя, видео просмотр фрагментов кинофильмов, мультипликационных фильмов, спектаклей, балетов по произведениям того или иного писателя, прослушивание мастеров художественного слова, их исполнение отрывков из произведений и т. д.
Это тем более удобно для наших сельских школ, где не имеется своих театров, музеев, регулярно организуемых художественных выставок.
Использование компьютера на уроке предоставляет преподавателям и учащимся новые уникальные возможности, связанные с интерактивностью электронных учебных пособий.
При оперативном сочетании компьютера с другими средствами обучения появляется также возможность экономить время урока, увеличивая при этом объём информации и используя наглядный материал.
Введение элементов проникающих компьютерных технологий позволяет значительно разнообразить учебный процесс, вывести его на качественно новый уровень, восполнить несовершенство учебных пособий, а также развивать личность, формировать её познавательную активность, творческий потенциал.
Проблемой использования компьютерных технологий в учебном процессе я занимаюсь пятый год. Компьютерные уроки, разработанные мной, успешно прошли апробацию в школе и стали победителями районного конкурса «Лучший урок» с использованием компьютера.
На мой взгляд, наиболее эффективно компьютер может использоваться при объяснении нового материала, мотивации введения понятия. Широко используется на этом этапе обучения презентация.
Так, например, уроки - презентации (компьютерные уроки) по теории литературы в 5 классе:
-
«Понятие об эпитете»
-
«Понятие о сравнении»
-
«Тайны метафоры»
-
«Стихотворные размеры»
-
«Сила художественного слова»
Уроки - презентации идут в системе (последовательно, методом погружения) и вызывают интерес учащихся своей необычностью и новизной. Главное здесь - введение понятий-терминов и наглядность. Ребята воспринимают такие уроки как игру и легче усваивают сложный материал.
Компьютерные уроки формируют умение работать с информацией. Они вовлекают каждого ученика в активный познавательный процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности. Такие уроки организуют сотрудничество учащихся при решении разнообразных проблем, способствуют формированию коммуникативных умений.
Уроки-презентации состоят из страничек-слайдов, которые соответствуют основным частям урока (теме, целям, биографии, творчеству и т.д.).
Все слайды-странички сопровождаются фотографиями, иллюстрациями; выбирается фон слайдов; настраивается необходимая анимация; подбирается музыкальное оформление, образцы художественного исполнения произведений. Переход с одного слайда на другой осуществляется гиперссылками и управляющими кнопками. Удобство состоит в том, что в уроке-презентации собран учителем весь необходимый материал (который не нужно спешно искать перед началом урока) - включай диск и веди урок. Задания могут быть разнообразными: творческие уровневые, дидактические тесты, контрольные работы, кроссворды, таблицы и т.д.
Познавательная деятельность ребёнка возможна лишь там, где учитель творчески создаёт условия для интеграции учебного процесса.
Проведение компьютерных уроков для меня стало хорошей традицией.
Моя гордость - это банк компьютерных уроков-презентаций по литературе.
Древнейшая заповедь. Вечная заповедь. У каждого свой путь к самому себе. Путь этот может быть легким и скорым, может быть долгим и мучительным… Его вообще может не быть, и тогда человек живёт не в ладу с самим собой. Где же отыскать этот путь? Откуда взять силы, чтобы дойти до конца? Ответ один - всё в человеке. Но нужно ещё осознание этого. Кто же даст человеку это осознание себя? Тот, кто растит человека. Учитель.
Жизнь - бесконечное познанье.
Возьми свой посох и иди…
И я иду… и впереди -
Пустыня, ночь и звёзд мерцанье.
Я иду. Я веду за собой. И «образ учителя» - это главное впечатление, оставшееся от общения. Об этом учитель должен всегда помнить. Сама придерживаюсь следующих советов:
-
не усаживаться за учительский стол как на трон, моя роль - «вести за собой»;
-
слушать ответы учащихся, не перебивая; хвалить за самостоятельные выводы, комментировать их, анализировать, а не отвергать;
-
следить за своей интонацией, избегать раздражённого тона и повелительного наклонения;
-
улыбка и доброжелательность, открытость и искренность, заинтересованность и внимание - вот творческое выражение учителя.
Самое главное в нашей работе - это струны детской души. Главный настройщик детской души - Учитель, и настраивает он детскую душу так, чтобы она всё больше и больше была открыта свету, чтобы больше вбирала в себя тепла, хранила себя в чистоте, делала мир вокруг добрее и красивее.
Хватает ли у учителя времени, чтобы заглянуть в свой собственный Дом Души, увидеть и почувствовать Дом Души ребёнка, своего ученика? Увы!
Тогда наступает самое страшное - кризис детской души, безверие, бездушие. Выход есть: глубинное проникновение во внутренний мир ребёнка - это тоже творчество учителя.
Если я гореть не буду,
Если ты гореть не будешь,
Если мы гореть не будем,
Кто ж тогда рассеет тьму?
7