Рабочая тетрадь по дисциплине Русский язык и культура речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки РФ

ЛНТ (филиал) ФГБОУ ВПО «ЮГУ».












РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ.


Дисциплина: РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ.

Специальность: для всех специальностей СПО.

Преподаватель: Урывская Н.П.




































Содержание


  1. Пояснительная записка.

  2. Основная часть:

Тема 1. Культура речи.

Тема 2. Нормы современного русского литературного языка

Тема 3. Текст и его особенности.

Тема 4. Функциональные стили речи

Тема 5. Изобразительно-выразительные средства речи.

  1. Тексты для проверки практической грамотности.

  2. Список литературы.

































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данное пособие разработано в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников учреждений СПО и рабочей программы по дисциплине «Русский язык и культура речи».

Оно предназначено для самостоятельной работы студентов заочного отделения всех специальностей Лянторского нефтяного техникума. Задания этого пособия могут использоваться также для работы со студентами дневного отделения.

Целью рабочей тетради студента является обеспечение самостоятельной индивидуальной работы студента в течение учебного года.

Работая с настоящим пособием, студент уточняет для себя формулировки основных лингвистических понятий. В вопроснике представлены базовые понятия, связанные с литературной нормой, функциональными стилями, аспектами культуры речи.

После вопросника приводятся тесты на проверку практической грамотности.

Студент может проверить на практике знание теоретического минимума.

Курс «Русский язык и культура речи» предусматривает совершенствование навыков правописания.

Заполнение предлагаемой рабочей тетради позволит студенту более качественно подготовиться к усвоению курса «Русский язык и культура речи».

Пособие освещает основные темы дисциплины, имеет краткий теоретический материал и задания для практической работы, которые направлены на развитие речи студентов, на соблюдение норм русского литературного языка, на устранение речевых и грамматических ошибок в речи студентов.

Актуальность данного пособия в том, что оно дает возможность студентам самосовершенствоваться в области грамотной речи, что является важной составляющей профессиональной подготовки студента.


ПАМЯТКА ПО РАБОТЕ

1. Разделы рабочей тетради заполняются студентами в течение семестра.

2. Перед началом работы над каждой темой студент изучает обязательную литературу, после чего приступает к ответам на вопросы и выполнению практических заданий и тестов.

3. Заполняемая рабочая тетрадь должна быть представлена к проверке не позднее, чем за месяц до начала сессии.





Тема 1. Культура речи

Обязательная литература:

1. Потемкина Т.В., Соловьева Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. - М.: Гардарики, 2004.

2. Головин Б.Н. Основы культуры речи М., 1988

3. Шанский Н.М. Стилистика русского языка. М., 1993

Сократ когда-то сказал: «Заговори, чтоб я тебя увидел». Именно «увидел», а не «услышал». Почему он именно так сказал? Попробуем разобраться. Первое впечатление о человеке мы получаем по его внешнему виду, но это не может стать окончательным мнением о нем. Ведь только пообщавшись с ним, мы понимаем, что это за человек, о чем он думает, к чему стремится, о чем говорит, как строит высказывание, какие слова употребляет. Недаром говорят в народе: «По одежке встречают - по уму провожают». А как мы определим, умен ли человек? Только пообщавшись с ним. Следовательно, речь человека - это показатель его интеллекта.

Давайте вспомним, в чем заключается разница между понятиями «язык» и «речь». Язык - это средство общения, а речь - результат использования языковых средств. Речь может быть как устная, так и письменная.

Единицами языка на разных языковых уровнях являются: фонема (на фонетическом уровне), слово (на лексическом уровне), предложение и словосочетание (на синтаксическом уровне).

Единица речи - высказывание, образующееся в процессе общения. Для него характерны смысловая значимость, интонационная оформленность, темп, ритм и т.д.

Функции языка:

  1. функция сообщения (передача знаний от поколения к поколению);

  2. коммуникативная функция (на уровне общения в коммуникативном акте);

  3. эмотивная функция (передача в процессе речи своих чувств и эмоций);

  4. функция формирования и выражения мысли.

Литературный язык - это исторически сложившаяся высшая форма национального языка. Существуют также такие формы языка, как территориальные диалекты, профессиональные и социально-групповые жаргоны.

Культура речи предполагает:


  1. правильность речи (соблюдение норм литературного языка: акцентологических, орфоэпических, словоупотребительных, грамматических);

  2. коммуникативный аспект (навыки отбора и употребления речевых средств в соответствии с коммуникативными задачами);

  3. этический аспект (знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях) /речевой этикет/.

Задание:

сформулируйте основные понятия:

Русский литературный язык-

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Литературная норма -

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Разговорная разновидность русского литературного языка -

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Функциональная стилистика -

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Функция языка -

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Официально-деловой стиль -

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Публицистический стиль -

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Художественный стиль -

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Научный стиль -

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Разговорный стиль -

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Культура речи -

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Нормативный аспект изучения культуры речи -

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Грамматические нормы -

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Орфоэпические нормы -

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Орфографические нормы -

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Коммуникативный аспект изучения культуры речи -

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Правильность речи -

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Точность речи -

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Ясность речи -

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Логичность речи -

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Выразительность речи -

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Эпитет -

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Метафора -

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Метонимия -

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Сравнения -

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Олицетворения -

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Литота -

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Гипербола -

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Оксюморон -

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Антитеза -

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Анафора -

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Эпифора -

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Структурный параллелизм -

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Этический аспект изучения культуры речи -

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Речевой этикет -

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Речевое общение -

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Единицы речевого общения -

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Кол-во верных ответов ________________________

Кол-во неверных ответов ______________________

Оценка преподавателя ________________________



Тема 2. Нормы современного русского литературного языка

Обязательная литература:

1. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М.: 1989

2. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., Рольф., 1996.

3. Потемкина Т.В., Соловьева Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. - М.: Гардарики, 2004.

4. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/ под ред. Р.И. Аванесова. - М.: Рус. яз., 1988.

Правильность речи - одно из главных качеств, отличающее грамотного человека. Вам предлагается повторить некоторые нормы русского литературного языка.

Задание 1.

Пользуясь орфоэпическим словарем, расставьте ударение в данных словах. При этом помните, что встречающаяся в словарях помета доп. (допускается) обозначает не литературную норму, а допустимое употребление на разговорном уровне.

Договор, каталог, рудник, квартал, средства, маркетинг, обеспечение, эксперт, жалюзи, ходатайство, оптовый, начать, облегчить, предложить, углубить, позвонишь, газопровод, нефтепровод, трубопровод, мусоропровод.

Задание 2.

Поставьте данные слова в форму множественного числа, дописав у них необходимое окончание. Проверьте себя по словарю. В тех словах, где допустимо двоякое употребление, в скобках пометьте второй вариант.

Кондукторы(а), инженер__, диктор__, шофер__, инструктор__, бухгалтер__, лектор__, офицер__, конструктор__, маляр__, доктор__, повар__, профессор__, директор__, токарь__, пекарь__, слесарь__, лекарь__, корректор__, инспектор__.

Задание 3.

Поставьте данные слова в форму родительного падежа множественного числа.

Помидоры - помидоров, апельсины -_____________ ,

Мандарины-_____________, лимоны - ________________,

Яблоки - ________________, чулки - __________________,

Носки - _________________, туфли - _________________,

Сапоги - ________________, валенки - ________________,

Ботинки - _______________, солдаты - ________________,

Партизаны - _____________, граммы - _________________,

Килограммы - ___________________, турки - _________________,

Болгары - __________________, армяне - _________________,

Грузины - __________________, узбеки - __________________,

Задание 4.

Выберите и подчеркните правильно подобранные к данным словам прилагательные, показывающие их род. Орфоэпический словарь поможет Вам в этом.

Новый/новая тюль, сладкий/сладкое какао, рабочий/рабочая табель, черный/черное кофе, густой/густая шампунь, больной/больная мозоль, белый/белая рояль.

Задание5

Зачеркните букву «н» в тех словах, где она не нужна:

Инци(н)дент, преце(н)дент, дерма(н)тин, прете(н)дент, конста(н)тировать, компроме(н)тировать.


Задание 6

Замените числа словами:

Из (628) _____________________________________________ студентов справились с задачей чуть больше (370)________________________________.

Я вернусь домой с (285) _____________________________________________

__________________________________________________________ рублями.

Корм дали (196) ____________________________________________коровам.

В киоск пришла машина с 344 _____________________________________
__________________________________________________________ книгами.

Документы оформили (793) __________________________________________

___________________посетителям.

Я общаюсь через Интернет с (964) ____________________________________

___________________________ адресатами.

Мы встретимся в (2007) ________________________________________ году.

Подсказка:

Вспомним, как изменяются по падежам имена числительные (количественные и порядковые):

И (кто? Что?) двести семьдесят шесть малышей

Р (кого? чего?) двухсот семидесяти шести малышей

Д (кому? чему?) двумстам семидесяти шести малышам

В (кого? что?) двести семьдесят шесть малышей

Т (кем? чем?) двумястами семьюдесятью шестью малышами

П (о ком? о чем?) о двухстах семидесяти шести малышах

И (кто? Что?) двести семьдесят шестой малыш

Р (кого? чего?) двести семьдесят шестого малыша

Д (кому? чему двести семьдесят шестому малышу

В (кого? что?) двести семьдесят шестого малыша

Т (кем? чем?) двести семьдесят шестым малышом

П (о ком? о чем?) о двести семьдесят шестом малыше

Задание 7

1. Перепишите, употребив, где возможно, собирательные числительные в нужном падеже:

В цех приняли (два, двое) новых работников.

Мы купили стол с (три, трое) стульями.

Автобус забрал по дороге (пять, пятеро) студенток.

В корзине лежала кошка с (семь, семеро) котятами.

Их было (четыре, четверо) в тот день на посту.

Во время переправы (три, трое) саней ушло под лед.

Подсказка:

Собирательные числительные сочетаются со следующими словами:

- с существительными, обозначающими лиц мужского пола (двое учеников, но две ученицы);

- со словами, обозначающими детей и детенышей животных (двое малышей, семеро козлят);

- со словами, обозначающими парные предметы или имеющими форму только множественного числа (трое очков, двое носков);

- с личными местоимениями (нас было семеро)

2. Поставьте местоимение «оба» в нужную форму:


Я встретилась с (оба, обе) _________________________подругами.

Отпуск предоставили (оба, обе) ________________________сотрудникам.

Задание 8

Перепишите данные предложения, устранив речевые и грамматические ошибки:

Мы обсудили о том, что нас волновало.________________________________

__________________________________________________________________

Я оплатил за проезд и сел на свободное место.__________________________
__________________________________________________________________

Я попытался предостеречь эту беду.___________________________________

Эта книга более интереснее. __________________________________________
Твой дом более выше. _______________________________________________

Исправив ошибку, меня переполнила радость.___________________________
__________________________________________________________________

Читая интересную книгу, детям нравятся картинки в ней._________________
__________________________________________________________________

Надо предпринять жесткие меры к нарушителям. ________________________

Старые идеи уже не играют значения.__________________________________

Окажите внимание нашей организации._______________________________

__________________________________________________________________

Ты помнишь свою автобиографию?___________________________________
__________________________________________________________________

У нас нет свободных вакансий.________________________________________

__________________________________________________________________

Пожилые старички любят поспать.____________________________________

__________________________________________________________________

Памятные сувениры вручили всем гостям.______________________________

__________________________________________________________________

В оперном театре состоялась первая премьера.__________________________

__________________________________________________________________

Он хотит, чтобы мы ехали на дачу, а мы не хочем._______________________

__________________________________________________________________

Не ложите руки на стол. _____________________________________________

__________________________________________________________________
Надень (одень) новое платье._________________________________________

Ихнее мнение меня не интересует._____________________________________

Евоная шуба дороже твоей.___________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 9.

1. Отметьте номера слов, где буква «е» после согласного произносится твёрдо:

1. феномен

2. партер

3. пресса

4. интерьер

5. крем

2. Отметьте номера слов, в которых сочетание [чн ] должно произноситься как [шн]

1. сердечный (приступ)

2. нарочно

3. девичник

4. Кузьминична

5. оттеночный

3. Отметьте номера слов, где нужно вставить гласную «ё»

1. аф...ра

2. ист...кший кровью

3. бл...клый

4. изр...кший

5. копь...

4. Отметьте номера слов с правильным ударением.

1. инструмент

2. тостовый

3. тотчас

4. поняла

5. документ

5. Отметьте номера, в которых значение определено неверно.

1. обескуражить- лишить кого-либо уверенности в себе;

2. новация- новшество;

3. демонстрировать- выходить на демонстрацию;

4. дипломант- тот кто удостоен диплома;

5. дезинформировать- сообщать искаженные или ложные сведения.

6. Отметьте номера слов, в которых неправильно определен род.

I.

1. мозоль (ж.р.)

2. тюль (ж.р.)

3. мочало (ср.р.)

4. авеню (ср.р.)

5. задавала (ж.р.)

II. раскройте скобки, определив род

1. покрыть (толь) крышу ____________________________________________________

2. сидит (компетентный) жюри _______________________________________________

3. голову моют (шампунь) __________________________________________________

4. дует (свежий) цунами ____________________________________________________

7. Отметьте номера предложений, где допущена грамматическая ошибка. Исправьте ее.

1. Все вокруг заросло кустарниками.

2. У богатого брата было много скотин, а у бедного - одна корова.

3. На дворе у нас сломались качели.

4. Им приказали немедленно сдать все оружия.

5. Я хотел бы иметь какого - нибудь животного.

8. Отметьте номера, в которых допущена ошибка в образовании форм слов:

1. более пятьдесят пяти рублей

2. несколько грузин

3. фильм интереснее, чем книга

4. лягте на диван

5. жжет костер

9. Выберите одно из слов, данных в скобках

1. Студент быстро (освоил - усвоил) материал.

2. Знаток во всем, он все же был (невежей - невеждой) в живописи.

3. Помещики жестоко обращались со своими (дворовыми - придворными).

4. Чтобы чаще бывать в театре, я купил (абонент - абонемент).

5. Любой (поступок - проступок) заслуживает осуждения.

10. Отметьте номера предложений с речевыми ошибками:

1. Зайдя в воду, ноги покрылись мурашками.

2. Мы часто принимаем желаемое за действительное.

3. Наденьте шляпу!

4. Она вежлива и воспитана.

5. К 1 Маю все объекты должны быть сданы в срок.

6. Молодой врач Ирина Петровна зашла в операционную.

7. Группа студентов просила проэкзаменовать их досрочно.

8. Это мне не совсем по душе.

9. Вследствие предстоящего отъезда мне необходимо встретиться с главным редактором.

10. Ввиду отъезда встреча переносится.

Кол-во верных ответов ________________________

Кол-во неверных ответов ______________________

Оценка преподавателя ________________________

Тема 3. Текст и его особенности.

Обязательная литература:

1. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988

2. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1996

3. Розенталь Д.Э Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1996.

4. Потемкина Т.В., Соловьева Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. - М.: Гардарики, 2004.

Текст - это порождение речетворчества.

Его особенности: - цельность

- связность

- завершенность

Цельность текста проявляется в его тематическом и стилевом единстве.

Связность текста - это последовательность предложений, которые отражают логику развития мысли.

Завершенность текста определяется наличием трехчастной структуры (зачин, основная часть, концовка)

Текст соответствует одному из трех функционально-смысловых типов речи: повествованию, описанию или рассуждению.

Повествование представляет собой рассказ, отчет, сообщение и т д. Для него характерны глаголы-сказуемые со значением последовательности действий, употребление обстоятельств и разных временных форм глагола в одном микротексте.

Пример:

Вчера мы ходили в лес за грибами. Сначала дорога шла через поле, потом мы вошли в лес. Долго бродили между деревьев и кустарников и к вечеру набрали полные лукошки грибов.

Описание представляет собой характеристику, направленную на создание разностороннего целостного образа чего-либо или кого-либо. В нем чаще всего используется перечисление с использованием номинативных или безличных предложений, однородных членов предложения с союзной и бессоюзной связью.

Пример:

Мы купили новый автомобиль. Удобный салон, приятная голубая окраска корпуса привели меня в полный восторг. Скорость, которую развивает моя машина, греет мне душу. А удобное кресло не даст мне устать в длительной поездке.

Рассуждение представляет собой объяснение, доказательство, обоснование и т.д. Для него характерны речевые средства, которые выражают причинно-следственные связи (обстоятельства условия, времени и т.д. сложноподчиненные предложения с придаточными причины, следствия, условия), а также слова со значением оценки, обобщения, утверждения или отрицания, сопоставления или противопоставления.

Пример:

Зима - лучшее время года. Ведь именно зимой можно придумать множество забав. Можно лепить снежную бабу, кататься на лыжах, коньках и санках, строить снежные крепости. А Новый год - это ведь самый лучший праздник, и бывает он именно зимой. Вот поэтому я и люблю зиму.

Задание 1.

Вам предлагается творческая работа: создать текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение на тему «Учеба в техникуме».

Тема 4.Стили литературного языка

СТИЛИ РЕЧИ

Рабочая тетрадь по дисциплине Русский язык и культура речи.Рабочая тетрадь по дисциплине Русский язык и культура речи.

Разговорный Книжные

Научный

Публицистический

Официально-деловой

Стиль художественной литературы.

Задание 1.

Определите, к какому стилю речи можно отнести каждый из приведенных ниже текстов (см. подсказку):

  • Чудо свершилось! Моя роза раскрыла сегодня свои лепестки. Еще вчера это был плотный бутон желтоватого цвета. А сегодня! Сегодня по всей комнате плывет нежный аромат, такой дурманящий и зовущий. Он напоминает о лете, тепле, южном солнце, уносит меня мыслями в далекое прошлое, такое незабываемое и манящее. __________________


  • Роза обыкновенная - растение, относящееся к семейству розоцветных. Имеет стебель, чаще всего покрытый шипами. Длина стебля колеблется от сорока до восьмидесяти сантиметров. Бутоны могут быть белого, желтого, розового и красного оттенков. Выращивается как в открытом грунте, так и в теплицах. _______________________


  • В связи с предстоящим праздником просим увеличить поставки голландской розы до 100 шт. в день. Оплату гарантируем.____________


  • Главным событием этой недели в нашем городе стала выставка цветов, которую организовало общество садоводов-любителей. Экспозиция разместилась в городском дворце культуры. Среди множества цветов, любовно предоставленных местными цветоводами, покоряли своей грацией и великолепием оттенков уральские розы, выращенные в наших суровых климатических условиях._______________________


  • Ну и розы у меня нынче вымахали! Погода благоприятствует - вот они и прут со всей дурацкой мочи. Намедни к соседке заходила, дак у нее какие-то хилые, не чета моим. А с моими-то хоть щас на выставку поезжай. _________________________

Задание 2.

1. Какие закономерности языка изучает стилистика?

- Назовите стили письменной и устной речи

- Чем они отличаются друг от друга?

- Можно ли стили речи понимать как замкнутые системы?

- Что объединяет функциональные стили?

2. Подчеркните те части слова, которые имеют характерные признаки письменного стиля.

Вышеуказанный, самовоспитание, умозаключение, местожительство; констатировать, наиавторитетнейший, позирование, воззрение, невыразимый, претворение, поэтизировать, жаждать, жизнеутверждающий.

3. Найдите в предложениях случаи неоправданного употребления стилистически сниженной лексики.

Исправьте предложения.

1. Автор лучшего на выставке снимка - заядлый охотник. Он рассказывал мне уйму охотничьих историй, приключившихся с ним, но пересказывать их - дело безнадежное.

2. В портфелях творческих объединений нашей киностудии немало задумок, творческих заявок и уже сработанных сценариев. Но чего явно не хватает в киноассортименте студии - это въедливых комедий и жизнерадостных веселых музыкальных лент.

4. Отредактируйте предложения, где это необходимо. Напишите правильный вариант.

1. Из этих личных качеств и проистекает неумение подойти к людям.

2. Не раз поднимался вопрос о моечной в раздатке.

3. В ожидании поезда мы целых два часа слонялись по улицам.

4. Директор отдал распоряжение перевести рабочих на оплату по индивидуальной сдельщине.

5. Из-за его халатного отношения к делу мы не могли закончить работу в срок.

5. Вместо точек употребите один из синонимов, приведенных в скобках.

1. По приглашению друзей мне ( довестись, посчастливиться, удастся) (побывать в, посетить) Баньске - Бистрице.

2. Чтобы ТЭЦ могла полностью обеспечить город теплом, (необходимо, нужно, требоваться) (нарастить, повысить, увеличить) ее энергетические мощности и (построить, провести, проложить) новые тепломагистрали.

3. В нашем крае много (далекие, дальние, отдаленные, удаленные) населенных пунктов, в них (жить, обитать, проживать) до трети населения.

4. Было (наглядно, предметно) (показал, продемонстрирован), что комплексное (использование, применение) технических средств на (занятия, уроки) (во много раз, заметно, значительно, неизмеримо, несравненно, ощутимо, существенно) (повышать, увеличать) (отдача, продуктивность, производительность, эффективность) (работа, труд) педагога.

6. Прочитайте отрывки и определите, к каким функциональным стилям они принадлежат. Докажите принадлежность текста к данному стилю (перечислите основные особенности данного стиля с примерами из текста). Расставьте знаки препинания.

А. Вам предстоит важный разговор с начальником Вы решили пробить на работе и стремитесь получить поддержку коллег В ответственной деловой встрече вам во что бы то ни стало нужно настоять на своем Во всех этих случаях не стоит полагаться на авось и рассчитывать только на везение и собственную интуицию Любое деловое общение требует подготовки тщательно разыгранного сценария От того как вы распишите свою роль и подготовитесь к неожиданным выпадам собеседника зависит успех переговоров Большинство терпят фиаско по одной причине рассчитывают на успех с первой попытки И воспринимают итог переговоров с юношеским максимализмом если да так если нет так уж окончательное нет А вот эксперты из чикагской Высшей школы бизнеса на основе детальных исследований предлагают приготовиться к деловой игре минимум в три раунда

Б.Ответственность и подотчетность лиц находящихся на службе в таможенных органах и учреждениях являются важным принципом таможенной службы Реализация его имеет свои особенности обусловленные спецификой статуса таможенных органов и их должностных лиц характеризующегося в частности четко выраженной вертикальной подчиненностью звеньев системы этих органов и отсутствием юридически закрепленной подчиненности по горизонтали органам представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации местного самоуправления и местной администрации


__________________________________________________________________

В.Мировая экономика пишет автор рано или поздно будет вынуждена использовать материальные и энергетические ресурсы Солнечной системы хотя бы лишь по одной причине истощения сырьевых ресурсов Земли Но существует один аспект психологический который следует из положения высказанного Б. Расселом в 1952 г.

Г. Рассел считал что если когда-нибудь на Земле наступит всеобщий мир люди будут удовлетворять свое стремление к приключениям в исследованиях а не разрушениях А познание Солнечной системы и звезд может стать таким приключением

вытесняющим энергию разрушения что вероятно позволит решить серьезную психологическую проблему Кроме того такие мощные культурные и интеллектуальные стимулы могут помочь человечеству избежать стагнатации предсказанной современным философом Ф. Фукуямой

Кол-во верных ответов ________________________

Кол-во неверных ответов ______________________

Оценка преподавателя ________________________


Тема 4. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РЕЧИ.

Обязательная литература:

  1. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. - М.: Просвещение, 2002.

  2. Клубков П.А. Говорите, пожалуйста, правильно. - СПб.: «Норинт», 2002.

  3. Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник. М.: Русский язык, 1994.

  4. Потемкина Т.В., Соловьева Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. - М.: Гардарики, 2004.

Сравните два текста. Чем они отличаются?

Наступает летний вечер. Солнце садится. Все стихло, даже птицы перестали петь. Скоро совсем стемнеет. Хочется выйти в сад и наслаждаться его ароматами, которые к вечеру становятся еще сильнее.

Летний вечер медленно опускается на землю. Солнце, еще недавно жаркое, как огромный раскаленный шар, уже остывает и постепенно катится за горизонт. Тишина укрывает землю прозрачным полотном. Скоро совсем стемнеет. В эту пору хочется выйти в благоухающий сад и бесконечно наслаждаться его дурманящими ароматами, которые к вечеру становятся все гуще и насыщеннее.

Повторите следующие понятия:

Эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, гипербола, литота, фразеологизм, антоним, синоним.

Задание 1.

Используя средства выразительности, опишите солнечный день, выразив при этом чувства человека,

а) у которого плохое настроение;

б) которого переполняет ощущение счастья.

Работу выполните на отдельном листочке.

Задание 2

Подберите синонимы к словам:

Смотреть____________________________________________________________________________________________________________________________

Бояться____________________________________________________________

__________________________________________________________________

Недостаток________________________________________________________

__________________________________________________________________

Сырой_____________________________________________________________

Раскройте значение фразеологизмов:

Делать ноги _______________________________________________________

Смотреть волком ___________________________________________________

Водить за нос ______________________________________________________

Сесть в калошу_____________________________________________________

Сизифов труд ______________________________________________________

Замените данные слова фразеологизмами:

Грустить __________________________________________________________

Уязвимое место ____________________________________________________

Сказать глупость ___________________________________________________

Запомнить_________________________________________________________

Грязь, беспорядок­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­__________________________________________________

Задание 13

Развить мысль:

«Сегодня трудно поверить, что было время, когда…»_____________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Кол-во верных ответов ________________________

Кол-во неверных ответов ______________________

Оценка преподавателя ________________________

Тексты для проверки практической грамотности

Текст 1.

Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.

(Не, ни) сколько лет тому назад один мой парижский приятель человек со стра(н, нн)остями что(бы ) (не)сказать более узнав что я собираюсь находи(т, ть)ся (в) продолжение .... двух-трех дней в(близи) Монтиреза попросил меня зайти в тамошний музей где должен был быть п...ртрет его деда После смерти деда скончавш....ся в петербургском доме во время японской войны обст...новка его парижской квартиры была прода(н, нн)а с торгов. После отнюдь (не)ясных странствий п...ртрет был пр...обретен музеем Моему приятелю хотелось узнать там(ли) действительно п...ртрет и что если он там то можно(ли) его выкупить. На мой вопрос почему(же) ему с музеем (не)списа(т, ть)ся он ответил что писал туда (не, нисколько раз но (не) добился он отвечал. Про себя я решил что про....ьбы (ни, не)какой (не)исполню сошлюсь на болезнь внезапно сваливш.... меня с ног. Но так случилось что бродя в поисках (писче)бумажной лавк…. по мертвым улицам я был застигнут сильным дождем. Я стремглав кинулся (под)навес и очутился на ступенях музея.

Это был (не)большой из пестрых камней сложе(н, нн)ый дом с коло....ами с га(л, лл)ерей и с двумя каме(н, нн)ыми скамьями. Я постоял на ступеньках но видя что дождь зар...дил (на)долг... от (не, ни)чего делать решил войти.

Все было как пол...гается серый цвет шкаф со стертыми монетами заслуже(н, нн)ые минералы в гробах из пыльного картона фотография уд...вленного господина высилась над собранием стра...ых ч...рных шариков различ...ой величины.

За первой залой была другая а там по стенам были развеш...(нн, н)ы картины. Я сразу запр....метил мужской п...ртрет и подойдя ближе был пр....много потрясен. (Дурно) написа(нн, н)ый маслом мужчина в сюртуке с бакенбардами в крупном пенсне на шкурке (не)смотря на полную условность работы очень сильно походил на моего приятеля.

Орфографические ошибки: ______________________

Пунктуационные ошибки: _______________________

Оценка преподавателя :____________________

Текст 2. Исправьте допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

Постепенно миновало мое младенческое одиночество. В течении кокого то очень маленького периода входили в мою жизнь, и делались ее неотделимой частью люди.

Я уже заметел, что на свете помимо лета есть еще, и осень, и зима, и весна, когда из дому можно выходить только изредко. Я сперва не запоминал их - в детской душе остается больше всего яркое солнечное.

И сейчас мне вспоминаются только две, три темные картины. Мрачный, предиюньский день, когда среди нашего двора появился человек в одном сюртуке, весь развивающийся и перекошенный от студеного ветра, который гнал его. В общем раннее детство представляется мне только летними днями радость которых я почти неизменно делил с мужицкими ребятишками.

Познавая впоследствие окружающий мир, я обнаружил, что среди нашего двора густо заросшего кудрявой муравой есть какое то древнее каменное корыто, под которым так хорошо прятаться друг-от друга. Разувшись можно бегать по ярко зеленой мураве. А под амбарами я нашел многочисленные гнезда бархатночорных шмелей. А сколько я отыскивал съедобных кореньев, сколько стеблей и зерен на огороде!

Орфографические ошибки: ______________________

Пунктуационные ошибки: _______________________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: ____________________

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. - М.: Просвещение, 2002.

  2. Клубков П.А. Говорите, пожалуйста, правильно. - СПб.: «Норинт», 2002.

  3. Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник. М.: Русский язык, 1994.

  4. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/ под ред. Р.И. Аванесова. - М.: Рус. яз., 1988.

  5. Потемкина Т.В., Соловьева Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. - М.: Гардарики, 2004.

  6. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь для учащихся средней школы. М.: Просвещение, 1988.

  7. Головин Б.Н. Основы культуры речи М., 1988

  8. Шанский Н.М. Стилистика русского языка. М., 1993

  9. . Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1996

  10. Розенталь Д.Э Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1996.

  11. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М.: 1989


© 2010-2022